Урок русского языка в 4 классе Тема: «Значение наречий»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
· Отработать навык выделения в тексте наречий;
· Научиться определять значение наречий;
· Выделять наречия как член предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Значение наречий»
Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.
- Отработать навык выделения в тексте наречий;
- Научиться определять значение наречий;
- Выделять наречия как член предложения.
Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете много гостей, поэтому я предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих.
— Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач!
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
— Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – « низко ».
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – « близко ».
Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – « быстро».
Скажу я слово «громко», а ты ответишь – « тихо ».
(слова записываются на доске)
— Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? ( наречие )
— Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? ( это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества )
— Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)
— Что наиболее трудное? (определять значение наречий)
— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок
- закреплению знаний о наречии как части речи,
- научиться определять, что обозначают наречия
- находить наречия в тексте и проследить, как они пишутся.
— За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.
— Откройте тетради. Запишите число и классную работу. Проведем небольшую словарную работу.
— Замените фразеологизм одним словом – наречием.
— Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребленное в переносном смысле)
Работать спустя рукава – небрежно
Рукой подать – близко
Навострить уши – внимательно
Как курица лапой – неразборчиво
Засучив рукава – старательно
С пятого на десятого – бессвязно
Зарубить на носу – крепко
В мгновение ока – моментально
На глазок – приблизительно
За тридевять земель – далеко
— Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.
— Чем объяснить написание слов? ( это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о )
— Одинаковое ли у них значение? А вопросы? ( Нет, значения и вопросы разные )
3. Этап закрепления изученного
— А сейчас выполним небольшую проектную деятельность по данной части речи. Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание в папке. Ваша задача обсудить вопрос и выбрать правильный ответ, прикрепить его к карте-опоре.
Проверка. ( карточки вывешиваются на доску в определенной последовательности, командиры команд защищают свои ответы)
— Посмотрите внимательно на карточки. Что вам напоминает эта последовательность? (план, алгоритм изучения наречия как части речи)
1. Часть речи …наречие
2. Отвечает на ? как? Когда? Где? Куда? В какой степени?
3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные
4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества
5. часть речи изменяемая или неизменяемая …
6. В предложении является чаще .. обстоятельством , реже определением
4. Этап применения изученного
Индивидуальная работа с карточками. Игра «Редакция газеты».
— Как вы думаете, люди каких профессий трудятся в издательстве газеты? (редакторы, секретари, корреспонденты, технические служащие редакции, корректорская служба, библиотекари и т.д.)
— Давайте мы представим, что весь наш класс – это издательство газеты. Кстати, у нашей газеты пока нет названия. А какие вы знаете названия газет? Давайте придумаем такое название, которое бы содержало наречие. (варианты: «Двигайся вперед!», «Точно в цель», и т.д.).
— Как напишем название? ( в кавычках с большой буквы)
— Чем занимаются корректоры газеты? ( они корректируют готовые к публикации тексты)
— Машинисты набирали текст, но пропустили некоторые слова. Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.
Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка. Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу. Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.
Слова для справок: наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.
Самопроверка! Откройте учебник на с.128 упр. 190. Правильно ли вы употребили наречия? За каждое верное наречие по 1 баллу, максимум 8 б .
— Подчеркните, каким членом предложения являются вставленные слова.( обычно обстоятельство )
— Скажите, можно ли обойтись без вставленных вами слов? ( да, смысл текста понятен) .
— Тогда какую роль выполняют наречия в тексте ? ( Они как будто заполняют пробелы в нашей речи. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. )
(выполняются действия по тексту)
Влево наклонись , вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.
— Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? ( наречие )
— А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)
5. Этап обобщения и систематизации изученного
Работа в группах (по рядам). Задание «Определи значение наречий»
— К данным глаголам подобрать и записать наречия, которые будут отвечать на вопросы:
1гр. – КАК? 2гр. – КОГДА? 3 гр. – ГДЕ?
— Определите значение наречие по вопросу.
Проверка! Командиры записывают на доске свои наречия.
— Какое значение наречия здесь отсутствует? ( степени качества)
— На какой вопрос отвечает? ( насколько? В какой мере?)
За каждый верный ответ 1балл , максимум за задание 6б .
6. Этап контроля и самоконтроля
Работа в парах. Задание «Четвертое — лишнее»
На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.
РАБОТАТЬ – быстро, издалека , плохо, много
ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко , разборчиво
ИГРАТЬ – весело, пешком , долго, дружно
Взаимопроверка! Контроль на слайде.
За правильно выполненное задание 3 б .
7. Этап рефлексии
Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:
На уроке мне было…
— Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.
Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.
9. Этап подведения итогов учебного занятия
О какой части речи мы говорили на уроке?
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое значение имеют?
Каким членом предложения выражены?
Как пишутся наречия?
8. Этап информации о домашнем задании
Составить и записать 5 предложений на новогоднюю тему так, чтобы в каждом присутствовало наречие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание наречий» с технологией проблемного обучения.
Урок русского языка по теме: Правописание наречий (с самоанализом).
Урок русского языка «Школа России» 4 класс «Обобщение сведений о наречии» с использованием мультимедийной доски.
Система Л.В. ЗанковаУчебник: А.В. ПоляковаТема: НаречиеТип урока: изучение нового материала.
УМК «Начальная школа XXIвека». Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема «Наречие». Урок открытия новых знаний.
В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий.
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр.
Среди зелени охотник увидел бурую
«Уйди, — рычала она. — Уйди, или я разорву тебя!»
Он не ушел, а лег в траву, положив по-взрослому на лапы свою лохматую, с разорванным ухом голову.
Медведица ждала еще день. Тот не приходил. Тогда она стала грызть и царапать когтями дерево, к которому была прикована петля. Грызла день, другой… Пропитанное смолою, в полной силе своей жизни дерево не поддавалось ее зубам. Она грызла и слабела от этой пустой, бесплодной работы. Петля давила ей горло, в кровь протирая кожу и вгрызаясь в мясо.
«Уйди, — рычала она своему ребенку. — Уйди!»
Он не уходил. И не приходил, все медлил и медлил тот, кто мог кончить ее страдания.
Она не могла знать, что человек, еще с осени поставивший петлю, оставил западню на тропе и уплыл с острова. Это не по закону, это против закона тайги. Он забыл про петлю и не придет за добычей. Он не вскинет ружья, чтобы прекратить страдания зверя, и не воспользуется своей добычей. Ему не нужны ни мясо, ни шкура медведицы. Зачем же ему ее жизнь?
Медведица умирала медленно. Ее родичи, спешившие на великий праздник любви, далеко обходили это место, улавливая возродившийся запах беды и опасности. И только ее сын бродил вокруг, поедая корешки трав, прошлогоднюю ягоду и не переставая звать ее к себе.
Последний раз силы вернулись к ней, когда он слишком близко подошел к роковому месту. Она зарычала, взмахнула лапой и начала грызть стальной поводок петли, в кровь разрывая пасть и ломая острые молодые зубы. Шерсть на ее исхудавшем теле висела клочьями, и живот ее больше не пахнул молоком.
До самого последнего толчка сердца в большой груди она не переставала рычать одно и то же, одно и то же:
Когда она умерла и Рваное Ухо ушел от нее, холодной и незнакомой, на тропу слетелось воронье и долго-долго кричало вслед медвежонку.
У ручья, километрах в трех от погибшей матери, он набрел на стоянку человека. Едва уловимый, вымытый дождями, выдутый зимними вьюгами запах был запахом петли. Этот запах возненавидел Рваное Ухо на всю жизнь.
Глава III. Следы
Кеша приплыл на Птичий.
Он намеревался пересечь остров с севера на юг и с запада на восток, срубить зимовье и остаться на Птичьем на зимовку.
Место для жительства Кеша выбрал в устье реки Лебяжьей на невысоком взлобке, прикрытом густым ельником. Здесь в речку Лебяжью впадал быстрый и довольно широкий ручей. Название реки Кеша запомнил еще по лоции, будучи зверобоем, а ручей сам нарек Травяным. К его верховью он думал уйти сразу же, как только справится с постройкой зимовья, лабаза и бани. Париться Кеша любил и никогда не упускал возможности поставить рядом с зимовьем, если позволяло время, баньку.
За неделю Кеша управился со всеми делами и ушел в тайгу. Он шел по ручью Травяному, вслушиваясь и вглядываясь в заповедную тайну деревьев. Его привыкший к негромкой, но большой жизни тайги слух улавливал то, что составляло мудрое реченье леса. Вот, нарушая общий покойный шум вершин, что-то прошелестело, хрустнуло и пошло-пошло волной прочь от ручья. «Белки», — отметил про себя охотник. По-над водой, едва-едва заглушая бормотанье волны, прошел долгий торопкий стук. Где-то от водопоя, совсем рядом, вспугнутые его запахом и запахом собак, уходили олени. Скоро он подсечет их тропу. Вероятно, на вершинах сопок много ягеля: олений табун крупный.
За полдень Кеша вышел к истокам ручья Травяного. Широкая поляна заросла высокой, жирной травой. Травы легко покрывали охотника с головой, под ногами захлюпала вода, а где-то впереди, скрытые зеленой стеной, забеспокоились утки. Над поляной зависли раскидистые кроны берез, а чуть выше шумел ельник-зеленомошник. Такие поляны любит медведь, он бродит по ним в жаркие дни. Кеша остановился, прислушался, насторожились и собаки, чуть-чуть ероша шерсть. Может статься, что медведя сморила жара и он теперь крепко спит, забравшись в густую тень зарослей.
Охотник шел неслышным скользким шагом. Бурак и Соболь все больше ершили шерсть и оскаливали пасти. Но, кроме недавних, еще пахнувших зверем лежек и бочажка-водопоя, Кеша ничего не обнаружил.
Судя по лежкам и следам, медведь был крупным. Охотник, прикинув вершком след зверя, определил возраст — семь лет.
Кеша хорошо знал и уважал жизнь хозяев тайги. Исходив по их тропам сотни и сотни километров, не раз вступая с ними в честное и всегда крайне опасное единоборство, охотник настолько изучил их нрав, что мог легко определить характер любого медведя.
Этот был матер и зол. Следы его буйств хранила окрестная тайга. Вот береза, ствол которой весь измочален громадными когтями. До коренного камня выбита земля. Тут медведь напал на пасшегося сильного и молодого лося. Лось, застигнутый врасплох, принял бой. Вокруг все вытоптано и выбито животными.
Лось бился отчаянно. Об этом говорят рога с пристывшими на них клочьями медвежьей шерсти. Череп лося развален кромешным ударом и лежит среди костей, разбросанных на поле минувшего боя. Кости находит Кеша и в ельнике-зеленомошнике. Хозяин любит поживиться свежинкой. Вкус крови и теплого мяса делает его еще более жестоким.
А вот и еще один след, но уже не зверя, человека. Он развел костер не подле воды, а среди леса на хвое. Он не залил уголья, и предательский, скрытый под толстым вековым покрывалом палой хвои огонь сделал свое дело. Метров на сорок вокруг выгорела земля, занялись огнем смолистые лапы взрослых деревьев, погиб молодой подгон. Только случившийся ливень спас тайгу от пожара.
Кеша на мгновение представил себе, как занимался, треща и плюясь искрами, пожар, как низкий ядовитый дым стлался по-над землей, растекаясь все глубже и глубже по тайге, как забеспокоился зверь и всполошились птицы. Представил и свел сурово брови, выругался и плюнул в холодное чрево кострища.
А что же человек? Куда направил он свои следы? Давно ли был тут? И один ли раз?
Охотник идет дальше в тайгу, и она раскрывает перед ним прошлое, рассказывает былое.
За водоразделом в истоке ручья, бегущего против Травяного на северное побережье, развалившееся, хлипко поставленное зимовье. Да не зимовье это вовсе, а кое-как слепленное утлое жилище.
Кеша побродил вокруг, пригляделся. Однако, лет восемь как поставлено. Человек в нем не зимовал, ушел по осени. А вот года четыре назад снова приходил, и тогда же разметал-разбросал зимовье зверь.
Глава IV. Улики
У Кеши захлюпала трубка.
— Однако, к дождю, паря! — сказал он сам себе.
Место на ночлег охотник выбрал под корнями поваленной бурей ели. Быстро насек елового лапника, устелил им землю в небольшой, но сухой и довольно глубокой пещере. Разжег малый огонь у ручья. До захода солнца было еще далеко, но набившиеся в тайгу тучи пригасили день, где-то приглушенно проворчал гром, и разом зашумели деревья. Жалобно заскулили Бурак и Соболь. Кеша незло пригрозил им кулаком.
— Чо завелись-то! Антиллигенты. Гроза, она завсегда очистительна. Радоваться надо, а не скулить!
Грозу Кеша любил.
Каждый раз, когда над землею проносился гром и косые выплески молний рвали небо, душа его наполнялась ликованием. Хотелось, как в детстве, выбежать под пляшущие струи дождя, шлепать босыми ногами по лужам и кричать, как кричали когда-то в родном селе: «Охотник, охотник на небе стреляет!»
Первые крупные капли ударили по листьям, и тайга зашкворчала, будто кто-то жарил куски сала на большой сковороде.
Кеша бросил в закипевшую воду несколько стеблей смородинника, высыпал заварку. И подхватив голой рукой за дужку котелок, ушел в пещеру. Пока он пил чай, распариваясь и наслаждаясь, дождь хлынул вовсю. Гром уже не ворчал, а падал на землю всей своей тяжестью, всей силой, и молнии то и дело высвечивали деревья, раскалываясь на миллионы мелких искорок, отражаясь в каплях.