Методическая разработка урока литературного чтения на тему В.В. Бианки «Первая охота» 1 класс
В.В.Бианки «Первая охота»
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с новым произведением.
I этапа – Работа с текстом до чтения.
Откроем учебники на с. 99 Назовите животных, которых видите на странице учебника.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.
Прочитайте имя автора и название произведения
– Почему художник именно этих животных разместил на странице 98?
– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении
– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?
Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.
Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?
Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.
По пригорочку бежит,
Хвостиком — рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!-
Убежала. Хвост в руках . ( ящерица )
Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете?
(Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).
-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером)
— Отгадайте еще одну загадку.
Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький.
Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово?
Предположите, о чем будет текст?
Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.
2) Постановка целей урока.
Какие задачи мы поставим себе на урок? — Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.
1. Мы познакомимся с творчеством … и его произведением …
2. Научимся правильно, выразительно …
3. Отвечать на …, выполнять …
Дальше мы переходим ко
II этапу – Работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение текста.
Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?
А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть.
Где происходят события?
Чем закончилась охота?
2)Перечитывание текста, более осознанное.
(Чтение произведения детьми по очереди)
2. Проверка вторичного восприятия. Ответы на вопросы.
— Назовите главных героев этого рассказа.
— Скажите, что делала ящерица в начале рассказа?( — Что сделал щенок, когда увидел ящерку? — Что случилось с хвостом ящерки?
— Почему же автор назвал произведение «Первая охота»?
— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? — И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
И следующим, очень важным этапом, является —
III этап – Работа с текстом после чтения.
1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Что вас удивило в рассказе?
Что было самым интересным?
.Как относится писатель к живой природе?
Это были ваши предположения относительно позиции автора.
А как вы относитесь к природе?
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.
— Сейчас Илья нам расскажет о детстве Виталия Валентиновича Бианки. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Чем особенно любил Виталий Валентинович Бианки в детстве?
Виталий Валентинович Бианки родился в г.Петербурге, его папа был учёным. В семье было три сына. В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах.
— Чем же любил заниматься Бианки в детстве? О ком писал Бианки в своих произведениях?
— Правильно, он любил наблюдать за зверями , а когда стал писателем написал много рассказов про птиц, про зверей и рыб. Они стали героями его книг.
3) Работа с заглавием, иллюстрацией.
Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.
1. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота»
щекон баобчак муйвера щеякар
2.Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
С какой целью был написан рассказ?
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть
Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.
— Нарисуйте любимого героя.
Слова на экране презентации
Ящерка, Щенок, подкрался, извернулась. Фыркнул, бросил, хвост, отращивает
Конспект урока по литературному чтению 1 класс «Первая охота»
Конспект урока обучения грамоте
Школа: МКОУ «Хуторская ООШ» Учитель: Ладыгина С.Г.
Урок: 1 Студентка: Бобылева Н. 42 гр.
Цели деятельности учителя:
— ознакомление учащихся с произведение В.В. Бианки «Первая охота»;
— формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения
— познакомятся с библиографическими сведениями о В.В. Бианки;
— научатся анализировать рассказ;
— расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.
— иметь положительную мотивацию в учебной деятельности, познавательный интерес к уроку ;
— осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Школа России», В.Г. Горецкий. Азбука, презентация, раздаточный материал, запись произведения «Первая охота»
Содержание урока. Деятельность учителя.
-Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Принимать учебную задачу урока
Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся
Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.
К: слушать и понимать речь других
Практич.: устное задание.
Актуализация опорных знаний.
Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку.
«Почистим зубки»
Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы надувались «мячики».
Туру-туру-туру-ру —
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору —
Туру-туру-туру-ру!
Тру-тру-тру, тру-тру-тру
Трубят трубы на ветру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры —
В сказках гномики хитры.
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
— Тра-та-та! И тра-та-та!
— Назовите автора и произведение.
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» (К.И. Чуковский «Путаница».)
2 У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит? Слон
-Что вам надо? Шоколада (К.И. Чуковский «Телефон».)
Выполнять артикуляционные упражнения
Р: принимать и сохранять уч. задачу
К: участвовать в учебном диалоге; формули ровать ответы и выводы; обмениваться мнениями;
П: формулировать ответы и выводы
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.
Постановка учебной задачи и ее решение
Словесн.: строят речевое высказывание
Изучение нового материала.
— Начать наш урок литературного чтения я хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!»
— Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?
— Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
-Сегодня нас приглашает в гости человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.
-Прочитайте через букву, начиная со второй
А В П И Т Р А Д Л Т И В Й Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц
-Правильно это Виталий Бианки.
-Посмотрите на доску (На доске портреты писателей: Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)
— Найдите портрет писателя, назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.
К: участвуют в учебном диалоге; формули руют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Решение учебной задачи
Практич.: анализ языкового материала
Словесный – отвечают на вопросы
Практический –изучение произведения
Наглядный – рассматривают картинки
Словесный – отвечают на вопросы
Практич.: Работа в парах
— Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на две равные группы, работаете в паре.
(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)
(В первую группу можно отнести слова лиса, кабан — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка — это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк, лилия — это названия цветов.)
— Подумайте, а на какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?
(Можно объединить слова лиса, кабан, ворона, ласточка — это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк, лилия — это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)
— Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).
— Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.
— Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд.
( павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)
— Как называется это произведение? («Первая охота»).
— Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).
— Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.
1. Мы познакомимся с творчеством … и его произведением …
2. Научимся правильно, выразительно …
3. Отвечать на …, выполнять …
Глядя на портрет, В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?
В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.
– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
А теперь встанем и немного разомнемся. (видео)
– Назовите животных, которых видите на странице учебника
– Почему художник именно этих животных разместил на странице?
– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.
– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?
(слушают запись рассказа)
-У кого предположения оправдались?
-Назовите героев произведения. ( щенок и ящерица)
— А каким вы себе представляете этого щенка?
(Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).
-Что произошло со щенком ? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
– А вы знали о такой особенности ящериц?
— Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица — небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).
-Чем покрыто тело ящерицы ? (мелкой чешуей).
-Чем отличается ящерка от ящерицы? ( Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
Вторичное восприятие текста.
1) — Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).
— Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
— Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).
— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).
2) — А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.
1 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.
(сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)
2 группа – а вы разложите слова действия, которые выполнял щенок
(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)
— А теперь проверим работы.
3) — Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
— Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
— Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).
— Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).
— Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).
— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).
— И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.
— Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?
Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок ? (2)
Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка ? (3)
Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка. Выберите из данного списка нужные слова и подчеркните.
Сидела, ухватился, фыркнул, закрыла, грелась, извернулась, оставила, бросил, подкрался.
— Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?