- Чем смазывать катушку для спиннинга
- Требования к маслу
- Виды масел
- Вязкий лубрикант
- Жидкая смазка
- Многофункциональный лубрикант
- 15 лучших смазок для рыболовных катушек
- EFELE
- Mikado
- SFT Grease Reel Li
- SFT Oil Reet Silicone
- Три Кита
- Reel Graso Silicone
- Okuma
- Shimano DG 01
- Abu Garcia Precision Grease
- Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light
- Daiwa Reel Oil 2
- RedLub Synthetic WT Reel Oil
- Abu Garcia Reel Oil
- Penn Pack Oil&Grease
- Shimano DG09
- Как обслужить катушку дома
- Как часто нужно обслуживать катушку
- Особенности обслуживания мультипликаторных механизмов
- Мифы про смазку катушек
- Руководство по смазке катушки для спиннинга
- Уход и профилактика поломок
- Когда и чем смазывать катушку?
- События, при которых необходима смазка
- Что использовать для смазки?
- Как разобрать катушку спиннинга?
- Последовательность смазки
- Можно ли смазать катушку, не прибегая к ее полной разборке?
- Мультипликаторные катушки
Чем смазывать катушку для спиннинга
Поддержка своих снастей в отличном состоянии, своевременное обслуживание всех узлов – все это является ключом к успешной рыбной ловле. Одно из самых сложных рыболовных устройств – это катушка. Она состоит из множества взаимодействующих запчастей. Уверенность в механизме катушки и ее надежности повышают шансы выловить крупный трофей. Чтобы она не отказала в важный момент, нужно периодически разбирать и смазывать конструкцию. Для этого следует использовать специальное масло для катушки спиннинга. Ниже будет описано, как не ошибиться в выборе лубриканта, и какими свойствами она должна обладать.
Обслуживание
Требования к маслу
Из-за особых условий эксплуатации, использование обычных смазок нежелательно. Вода, песок и другие неблагоприятные факторы внешней среды постоянно воздействуют на рыболовную катушку. Смазка должна обладать
- Хорошей влагостойкостью. Лубрикант не должно вымываться водой. В противном случае, масло вместе с водой образует суспензию, что приведет к быстрому износу деталей механизма.
- Большим диапазоном рабочих температур. Особенно это важно, когда используется в разные времена года.
- Отсутствием резкого запаха. Если некоторое количество плохо пахнущего масла попадет на плетенку, это может начать отпугивать рыбу. В таком случае придется заново смазывать, тратить деньги на новое масло и леску.
- Определенной вязкостью. Подшипники катушки обрабатываются густым, мягким маслом. Ротор и вал, наоборот, нужно обрабатывать более текучим составом, который попадает во все места, создавая тонкую защитную пленку.
Важна и совместимость смазки с материалами катушки – пластиком и металлом. Некоторые агрессивные масла могут вызывать ускоренное окисление механизмов, что приводит к их выходу из строя.
Виды масел
Смазывать все механизмы одним и тем же составом не стоит, потому что разные детали требуют масло разной вязкости. Поэтому лубриканты бывают густые, жидкие и универсальные. Последний вид используется в экстренных случаях, когда доступа к нормальному набору нет.
Вязкий лубрикант
Нужен для обработки основной пары подшипников. Обладает большой устойчивостью к влаге. Одним из примеров такого масла является Shimano DG 01, а также некоторые модели фирмы Ryobi (риоби).
Пример густого лубриканта
Жидкая смазка
Используется для обработки ротора и вала. Покрывает механизм тонкой прочной пленкой. Обычно поставляется в небольших пластиковых масленках с узким носиком. Например, Daiwa Reel Oil 2 (Дайва риил оил 2).
Пример жидкого масла
Многофункциональный лубрикант
Такой тип используют для любых деталей катушки. Применяется она в особых случаях, когда нужно срочно обслужить катушку, а под рукой ничего больше нет. Одна из самых распространенных универсальных смазок — Shimano DG09.
15 лучших смазок для рыболовных катушек
Чтобы было проще выбирать, ниже представлен список распространенных производителей.
EFELE
Эта модель относится к универсальным, судя по отзывам в интернете, многие остаются довольными ее качеством. Она не застывает при температурах до -50 градусов по Цельсию, что позволяет использовать ее даже в суровых зимних условиях. Такой диапазон рабочих температур обусловлен тем, что в ее основе лежат полиальфаолефин и литиевое мыло.
смазка для сверхвысоких нагрузок
Mikado
Густой лубрикант, предназначенная для обработки подшипников и шестеренок. Поставляется в удобной упаковке с узким носиком, обладает антикоррозионными свойствами и хорошей водостойкостью. При больших температурах не разжижается.
Качество PREMIUM
SFT Grease Reel Li
Предназначена только для обработки металлических деталей. С пластиком и резиной она несовместима. Обладает густой консистенцией и широким диапазоном рабочих температур (от -25 до 150 градусов по Цельсию), ее можно использовать для подшипников и других частей, на которые приходится большая нагрузка.
Для подшипников
SFT Oil Reet Silicone
Модель лубриканта на основе силикона создана для использования в роликах и пластиковых деталях. Диапазон рабочих температур от -60 до +200 градусов позволяет ей выдерживать даже самые нещадные условия. Не впитывает воду.
Силиконовое масло
Три Кита
Из плюсов этого масла можно выделить наличие распылительной насадки и отсутствие запаха. С помощью распыления оно проникает в труднодоступные места. Однако обработать главную пару подшипников с ее помощью не получится из-за недостаточной густоты. Кроме того, флакон негерметичен и может протечь.
Бюджетная смазка
Reel Graso Silicone
Еще один лубрикант на основе силикона. Может выдерживать отрицательные температуры, не боится влаги. Эта смазка создана для обслуживания безынерционных катушек (например, кобра св-340). Продается в небольшой упаковке по 15 грамм.
Высокотемпературная густая
Okuma
На этот раз в комплекте идут сразу два масла – жидкое и густое, которые подходят для обслуживания любых типов катушек спиннинга. С помощью этого набора можно смазать все детали. В состав масла входят антикоррозионные материалы и другие присадки, увеличивающие срок службы механизма.
Для сложных механизмов
Shimano DG 01
Известный японский бренд. Обладает большой вязкостью, предназначена для обслуживания фрикционного тормоза, а конкретно для трущихся деталей. Продается в банках или тюбиках по 30 грамм.
какой смазкой смазать катушку спиннинга
Abu Garcia Precision Grease
Эта модель имеет низкую вязкость и подходит для обслуживания ротора. Не разжижается при больших температурах и имеет повышенную влагостойкость. Идет удобном тюбике весом в 28,35 грамм.
Смазка-лубрикант Abu Garcia
Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light
Дорогая, высокого качества с очень длинным названием. Имеет среднюю вязкость, тонкий носик позволяет ей проникнуть в самые труднодоступные места (щели, закрытые подшипники). Особый состав с большей эффективностью удерживается на деталях механизма, защищая их от трения и коррозии.
Используют для подшипников
Daiwa Reel Oil 2
Масло этой известной японской фирмы отличается высокой проникающей способностью. Оно обладает низкой вязкостью и подходит для всех типов катушек. Относится к универсальным, но главную пару подшипников ей лучше не обрабатывать. Поставляется в маленьком флаконе 10 грамм.
Рекомендуют для смазки ролика
RedLub Synthetic WT Reel Oil
Редлаб – известная фирма по производству лубрикантов. В ее ассортименте можно найти масло с любыми характеристиками, но эта модель является самой ходовой. Обладает средней вязкостью, и продается в двух упаковках на выбор, по 15 и 30 грамм.
Упаковка 15 грамм
Abu Garcia Reel Oil
Имеет жидкую консистенцию и проникает во все детали механизма. Не боится морской воды. В ее состав входят антикоррозионные присадки.
Для ролика лескоукладывателя
Penn Pack Oil&Grease
Продается комплектом, состоящим из жидкого масла и густой смазки, что позволяет обслужить все детали механизма. Производитель рекомендует использовать ее во всех типах катушек.
Shimano DG09
Одна из многочисленных моделей смазок Shimano. Имеет среднюю вязкость. Производитель рекомендует применять ее в катушках для ловли на море, в частности, чтобы обслужить фрикционный тормоз. Как и другие в линейке, эта тоже фасуется либо в банки, либо в удобные тюбики.
Смазка средней концентрации
Как обслужить катушку дома
Если под рукой не оказалось специальной смазки, или она закончилась в неподходящий момент, а на рыбалку ехать уже завтра, можно воспользоваться подручными средствами. С помощью бензина или средства для мытья посуды очищаются остатки масла. В качестве густой смазки можно использовать солидол, а жидкую заменит WD-40. Но не стоит забывать, что это полумеры, и после рыбалки следует сходить в магазин, купить правильное масло и заново смазать.
Подробнее о том, как правильно провести ТО катушки дома в этом видео:
Как часто нужно обслуживать катушку
Все зависит от того, в каких условиях она эксплуатировалась. Если снасть побывала в воде или песке, то чистку и смазку необходимо провести немедленно. Также это касается ситуаций, когда она побывала под особо большими нагрузками или после длительного хранения. В остальном опытные рыбаки рекомендуют проводить ТО не реже чем раз в сезон.
Особенности обслуживания мультипликаторных механизмов
Из-за отличий в конструкции, мультипликаторные снасти гораздо сильнее подвержены воздействию окружающей среды. В них лучше попадает вода и грязь, детали испытывают повышенные нагрузки. Поэтому такие рекомендуется смазывать не реже двух раз в сезон. Также нужно обращать внимание на то, какой именно смазкой она будет обслуживаться. Не каждая модель масла подходит для ТО мультипликаторной снасти.
Мифы про смазку катушек
Сейчас появилось много глупых советов и мифов о смазке катушек. Некоторые из них могу полностью убить снасть за один сезон. Так как все особенности обслуживания учесть нельзя, ниже будут приведены самые распространенные ошибочные мнения.
- Больше – лучше. Многие новички думают, что чем больше смазки они добавят, тем лучше и дольше будет работать катушка. На самом деле, большая часть, спустя первые несколько оборотов, слетает с шестеренок. На деталях механизма остается небольшое количество, которое обеспечивает защиту от трения, при этом не мешает его работе.
- Подшипники смазываются любым лубрикантом. Это тоже заблуждение, подшипники безынерционной нужно смазывать густой смазкой, а вот мультипликаторной нужно масло жидкого вида для увеличения дальности заброса.
- Механизм «флажка» (стопор обратного хода) обслуживается с помощью густой. И снова неверно. Он должен обслуживаться только жидкими маслами, иначе стопор может подвести и в неожиданный момент выйти из строя
- Катушку можно не чистить, а просто добавлять больше смазки. Самое опасное заблуждение. Песок, земля и другая грязь вместе со смазкой образуют смесь, которая, как наждачная бумага, «съедает» механизм буквально за несколько выездов на рыбалку. Нужно тщательно промывать все детали катушки перед смазкой.
Руководство по смазке катушки для спиннинга
Катушки представляют собой особо сложные механизмы, внутри которых присутствует множество движимых частей, взаимодействующих друг с другом и с корпусом. Из-за трений, возникающих внутри безынерционной катушки, высок риск повреждения всего механизма, из-за чего под ударом оказывается весь процесс управление снастью. Разберемся, чем смазать катушку для спиннинга.
Уход и профилактика поломок
Катушке в течение сезона суждено окунутся неоднократно в воду, землю, песок, не хватает разве что огня и медных труб для полного завершения списка приключений этого механизма.
Поэтому, чтобы спиннинг исправно функционировал, долгом каждого рыболова является разборка и тщательная смазка катушки. Помните: рыболов — это воин, а спиннинг — оружие, если оно откажет в самый неподходящий момент (поверьте, катушки выходят из строя именно, как раз, в самые неподходящие моменты), то воину придется не сладко. Поэтому арсенал рыбака должен всегда содержать смазку для катушек безынерционного типа.
Когда и чем смазывать катушку?
Внутри катушки для спиннинга расположены шестерни, в том числе конические, благодаря динамическому стыку зубчиков которых происходит общая работа всей катушки. Если между шестернями оказывается горсть песка или крупица земли, то она, с большой вероятностью, не сможет выйти целиком и застрянет внутри, сразу не влияя на работу механизмов, но со временем приводя к коррозии металлических составляющих.
Если вы дорожите катушкой для спиннинга, то необходим регулярный и периодический осмотр, с целью выявления и устранения загрязнений. Если после каждой рыбалки вы будете производить осмотр и изредка, но регулярно, будете смазывать устройство, то катушка для спиннинга прослужит очень долго и безотказно.
События, при которых необходима смазка
- во время рыбалки катушка долго была в воде;
- долго была в контакте с песком и внутри вы обнаружили песчинки;
- перед стартом сезона;
- в любое время сезона, если вы активно пользуетесь спиннингом.
Что использовать для смазки?
Чаще всего (а точнее, почти всегда) спиннингисты применяют различные виды машинных масел или солидол. Тем не менее, как машинное масло, так и солидол предназначены для других целей. Рациональнее будет использовать масло, предназначенное именно для рыбалки.
Вещества для смазывания катушек бывают разных видов:
- густые. Они отлично подходят для смазки шестерни и подшипников. Данная смазка не стекает и очень долгое время препятствует попаданию инородных песчинок в механизм;
- жидкие. Предназначаются исключительно для смазки роторов и валов катушек. Жидкая смазка циркулирует вдоль ротора и не покидает механизм из-за герметичности корпуса;
- смесь жидкой и густой. Применима для полного смазывания катушек. Предпочтительна, если планируете ловить рыбу в экстремальных условиях или при плохой погоде.
Также отдельно следует упомянуть новый вид силиконовых смазок, которые представлены в виде аэрозоля. Они очень удобны в использовании.
Как разобрать катушку спиннинга?
У большинства опытных рыболовов сформировались собственные способы и схемы по смазке катушек для спиннинга, тем не менее, мы посоветуем вам как это делать наиболее эффективно.
Для этого расскажем о правильной последовательности всех действий. Выполняя всё «по госту» вы сможете смазывать катушки, не тратя на это лишнего времени.
Последовательность смазки
- Разместите на столе всё, что вам необходимо — емкость со смазкой, инструмент для разборки, тряпочки (желательно из микрофибры), щетки. Помните — никакой спешки, всё нужно выполнять спокойно.
- Разбираем механизм катушки для спиннинга. Освобождаем шпулю, отворачиваем рукоятку. Далее высвобождаем втулку. Помните: втулку необходимо демонтировать максимально осторожно и аккуратно. На втулке будет расположен подшипник (или несколько подшипников, зависимо от модели) и набор регулировочных шайб. Для этих работ вам понадобится тонкая отвертка и зубочистка. После процедуры — открутите болты обгонной муфты.
- Из подшипника необходимо извлечь муфту. После — протирайте и игольчатый подшипник, и муфту тряпочкой. Старайтесь полностью освободить детали от остатков старого масла. Загрязнения и песчинки — должны быть полностью убраны.
- Извлекайте пыльники, предварительно открутив их. После — снимите крышку. Не бросайте в одну кучу все детали, даже, если это для вас уже стало привычной процедурой. Аккуратность — не удел новичков, а принцип профессионалов. Старайтесь все извлеченные фрагменты механизма складывать в один ряд последовательно в порядке разборки.
- Нанесите пометку на главные шестерни, это необходимо для идеальной сборки.
- Извлеките коробку. Для этого вам понадобится пинцет. Далее, извлеките (опять-таки при помощи пинцета) стопор каретки, после чего извлеките саму каретку.
- Извлеките ось и еще одну шестерню главной пары. На этом этапе полную разборку можно считать удачно завершенной.
- Новичкам рекомендуем сфотографировать все, что видите перед собой. Это, как показывает опыт, может облегчить процесс сборки. После разборки нужно очистить все фрагменты механизма катушки. Поместите детали в бензин. Этот способ стар, но эффективен, он применяем в автосервисе, идеально убирает с деталей пыль, песок и коррозию. Во время отмачивания деталей в бензине, при помощи щеток и зубочисток необходимо произвести полную очистку элементов корпуса.
- После очистки деталей просушите их обычным бытовым феном. Именно сушка препятствует появлению коррозии в будущем.
- Смазка катушки и сама сборка происходят одновременно. В исключительно обратном порядке (никак иначе, никаких исключений!) вы производите сборку механизма, смазывая при этом ротор, втулку, подшипники и ось. Сразу по окончанию сборки проверьте работу механизма, он должен работать четко, мягко, без шума, скрипа и заеданий. Помните, что узел, закрывающий дужку, тоже должен быть смазан. Если работа катушки для спиннинга происходит без сбоев и провалов, это означает, что вы удачно провели процедуру смазки безыинерционной катушки.
Можно ли смазать катушку, не прибегая к ее полной разборке?
Ответ: нет. Смазка не состоится, пока вы не очистите детали и не смажете их заново. Используя аэрозольный силиконовый спрей, более или менее приемлемого результата можно достигнуть, не разбирая катушку. Но это только лишь временно, разбирать, смазывать и собирать — так или иначе, придется.
Мультипликаторные катушки
Скажем пару слов о мультипликаторных катушках. Конструктивная особенность делает эту катушку менее ненадежной, так как вода и грязь могут легко попадать внутрь.
Поэтому, если вы имеете дело с такими катушками, помните, что срок службы смазки для них должен быть очень большим. На подшипнике такой катушки должна образовываться очень прочная прослойка смазки, чтобы гарантировать функциональность механизмов на высоких нагрузках. Также обратите внимание на водостойкость: смазка для мультипликаторных катушек должна быть особо водостойкой.