Ловля у моста спиннингом
Специфика ловли жереха спиннингом у моста. Разгадать загадки, которые подбрасывает нам эта рыба, как заставить ее клюнуть.
Где стоит рыба на реке? Каких ориентиров придерживаться спиннингисту при выборе места лова? А есть ли ориентиры – гаранты наличия рыбы в определенном месте? Вопросы важные. Несомненно, в числе таких ориентиров будут названы коряжники, ямы, гидротехнические сооружения. На последних, а точнее на мостах, давайте остановимся подробнее.
Есть ли рыба под мостами?
Уж не знаю почему, но ловля под мостом не пользуется популярностью у многих спиннингистов, по крайней мере, рыбачить там приходит в голову не многим. Я же воспринимаю мост не просто как ориентир на местности, но и как мощную предпосылку к наличию рыбы вблизи него. Что объединяет все мосты, кроме настоящих гигантов или понтонных переправ – так это наличие свай — опор. Независимо от их количества, они привлекают к себе рыбу. А если вспомнить о том, что эти сооружения строят на небольших глубинах, то есть, чаще всего на перекатах, то акватория вблизи моста и непосредственно под ним становится вдвойне заманчивой для рыболова.
Что касается ветхих деревенских мостов, то там гарантировано будет рыба, если не под, то около. Если присмотреться к сооружениям для защиты деревянных опор от льдин – и там крутится крупная рыба. Не верите? Тогда посмотрите как-нибудь с высоты моста на водную гладь под и около него. Почти всегда там можно заметить достойную рыбу. А коль крупная рыба заставила расшириться рыбацкий зрачок, то в последующие мгновения последует попытка ее поймать. Вот об этом и поговорим.
Как ловить?
Около свай моста чаще всего можно встретить достойного жереха, стаю окуней, хорошего голавля, реже – застывшую у дна щуку. Достать все это богатство тем же спиннингом, стоя прямо на мосту, конечно можно, но вот вываживать… Поэтому для спиннингиста существуют два реальных варианта: обловить район моста с берега, либо зайти в воду, одев высокие сапоги — забродники. Второй вариант, при наличии небольших глубин, несомненно, лучший. Ну а при значительных глубинах уже приходится думать о ловле с лодки.
Активность «подмостной» рыбы
Если говорить о «подмостной» рыбе в целом, то к ней точно подходит слово «активность». Пищевая, двигательная и т.п. И это повышает наши шансы на успех. Но бывает, что рыба просто беснуется, оглашая округу шумными всплесками, и при этом остается «неуловимой» для спиннингиста. Яркий пример – жерех. Честно сказать, мост ассоциируется у меня в первую очередь именно с этой рыбой. Но тут имеется одна проблема: жерех обычно игнорирует вертушки, воблеры, резину, в общем, все, что мы можем ему предложить. Картина знакомая многим, и вроде даже обыденная. Но, стоя по пояс на могучем течении, в тени моста, да еще со спиннингом в руках, да еще на расстоянии четверти заброса от места боя, как-то не хочется с этим смиряться. Каждый новый заброс очередной приманки порождает надежду, но не более того. Но я все же устал от равнодушного отношения к моим усилиям со стороны жереха, и здравый смысл поборол рыбацкий инстинкт: выхожу на берег передохнуть и поразмыслить о ситуации.
Почему жерех не клюет?
Потому что не голоден – ответ не удовлетворительный! Вокруг такое творится… А вот потому, что моя приманка ему ни о чем не говорит – это похоже на правду. Ладно, вспомним сам механизм жерехового боя: хищник выслеживает и оглушает мощными ударами стайку мелочи, а затем подбирает мертвого малька, то есть объект жереховой охоты не одиночная добыча, а стайка. Здесь у многих спиннингистов рождается здравая идея попробовать использоваться несколько приманок одновременно, сымитировав при этом стайку. Сказано – сделано, но тут есть нюанс: одна из приманок должна быть ведущей, то есть непосредственно создавать игру и вести весь «эшелон» за собой. При всем при этом, приманки не должны путаться и мешать друг другу. Комбинированная приманка, в которой заложена такая идея, родилась лет 50 назад, а то и раньше. В современном виде она представляет собой колеблющуюся блесну (тот же кастмастер) с 3-5-тью привязанными выше на поводках простейшими мухами в виде пучков козьей шерсти либо перьев, на тройниках.
Такой монтаж приятно удивляет многих, а под мостом работает вообще изумительно. Но даже такая, вроде бы хитрая тактика, не принесла мне успеха сегодня. А между тем, к полудню жерех разошелся не на шутку. Опять не берет – опять нужно думать. До чего же ловля жереха спиннингом богата на загадки! Приманки все в сердцах поснимал и забросил в самый отдаленный угол сумки. Лишь развивающийся на ветру конец основной лески, да удилище в руке, заставили опять что-то изобретать. Очередной удар жереха вблизи самой опоры моста уже не вызвал ни восторга, ни особого энтузиазма. Ну что же, будем анализировать ситуацию. Что делает жерех, оглушив стайку? Правильно, собирает плывущего по течению малька. А что, если и мне вести мой монтаж по течению, а не против него?! А это идея!
Отправляюсь туда же, но добрая сотня забросов заставляет в очередной раз сойти на сушу. Что же этому жереху нужно?! Уже трех окуней поймал, даже неплохой голавль на мух соблазнился, а вот жерех – ноль внимания! Чего ему еще не хватает? И тут опять мелькнула интересная мысль: куда девается оглушенный малек? Правильно – неспешно плывет по течению у самой поверхности. Ладно, опять терпеливо посапывая, шарю в своей сумке и достаю ту же блесну и тех же мух. Все это дело собираю, и с умным видом иду под мост. Но голом энтузиазме делаю пару десятков забросов, быстро подматывая леску, чтобы идущие по течению приманки шли в поверхностных слоях, но опять тщетно. Думать уже вроде как-то и не хочется, но ведь вот он мост, вот он перекат, вот он спиннинг, вот он жерех – все то, о чем долгими зимними вечерами только мечтаешь!
Надо взять себя в руки и действовать! На берег не пойду, в тени моста лучше думается. Опять вернемся к нашим «баранам»? Так, ну плывут себе поверху бедные мальки, гонимые течением. Стоп! Что-то из школьного курса математики (задача про скорость моторной лодки, которая плывет по течению и против него) наводит на мысль о том, что малек плывет точно со скоростью течения – не больше и не меньше. Значит, для стопроцентного натурализма и мои приманки должны идти строго со скоростью течения. Но как этого добиться при проводке по течению? Ответ прост – использовать плавающую приманку. Но как же она будет играть, просто плывя по течению? А ни как! В её обязанности будет входить просто всплыть в нужном месте и в нужное время (то есть в районе недавнего удара жереха) и все – дальше дело техники. Какую приманку поставить, уже вопросов не возникло.
Шестисантиметровый плавающий воблер «минноу» с расцветкой под уклейку. Леску поставил 0.25 мм, вроде как плавающую. Снова спускаюсь под мост. В процессе хождения туда – сюда проложил по песчаному дну переката целую тропу. Делаю заброс против течения, по ветру получилось метров на 30. Начинаю подмотку, но потом сам себя останавливаю. Вот на поверхности показалась темная спинка воблера – он тихо плывет, гонимый течением прямо ко мне, только успевай слабину выбирать.
Хорошую идею с воблером жерех не оценил. Совсем падший духом, я уже было подумал, а не пошло бы все… Но тут мощнейший всплеск у противоположной от меня сваи, заставил взять свои слова обратно. Мгновенно швыряю туда воблер и действую по плану, но все как об стенку горохом. Опоздал – утешаю сам себя, — жерех уже наверняка где-нибудь метрах в ста отсюда. Видно нужно угадать и попасть в сам эпицентр «взрыва» прямо в момент жерехового удара. Задача может показаться неразрешимой, но если понаблюдать за участком реки немного, то обнаруживаются места, где крупный жерех бьет с завидным постоянством: вон между теми двумя сваями уже третий удар за 10 минут. Вся задача сводится к попаданию в нужное место. Стою, жду, приманку уже вслепую не бросаю – надоело. И вот что-то блеснуло непривычно ярким бликом в затемненной акватории моста, аккурат в ожидаемом месте. Недолго думая, посылаю воблер туда. Тот звонко шлепается, начинаю проводку и, сделав 5-6 оборотов катушкой, приостанавливаю подмотку: воблер подхватило течением и по дуге начало сносить. И тут в считанных сантиметрах от всплывшей приманки появляется бурун и брызги. В следующее мгновение слышу только собственное сердцебиение и машинально удерживаю леску внатяжку, подняв спиннинг под углом в 45 градусов, и потихоньку выбираю слабину. И тут мощнейший рывок оглашает округу вместе с треском фрикционного тормоза, а метание засеченного жереха вблизи опор моста поднимает мое давление до максимальной отметки! Пять минут борьбы и соперник послушно заходит в подсак. Есть! Наконец-то удалось разгадать жереховые загадки!
С тех самых пор мост для меня – это сигнал, побуждающий к активному действию!
Ловля головля с автомобильных мостов
Я отпускаю крупного кузнечика вниз по течению, сбрасывая витки лески с катушки. Насекомое постепенно погружается в воду все глубже и глубже. Придерживаю леску, и кузнечик всплывает на поверхность. Игра — погружение со всплытием — продолжается довольно долго…
Насекомое унесло течением от моста на приличное расстояние, как вдруг мощный бурун на поверхности скрыл кузнечика из виду. Вместе с этим последовала сильная потяжка, на которую я ответил подсечкой. Рыба, блеснув серебряным боком на струе, пошла в глубину. Борьба продолжалась довольно долго. Победителем оказался человек.
Безопасность превыше всего.
Известно, что голавль придерживается различного рода укрытий. Любит быстрины, а также сваи. Проходя по автомобильным мостам, я не раз замечал, как внизу не спеша возле свай плавают крупные голавли. Бросишь камушек вниз, и тут же рыба устремится в это место, но, обнаружив несъедобность объекта, расходится. Конечно, голавля в первую очередь привлекает корм, падающий с моста. Это могут быть насекомые, как живые, так и раздавленные колесами автомобилей, а потом ветром сброшенные вниз. Люди, проходя мимо, кидают недоеденный пирожок, гамбургер, пакетик с остатками чипсов или сухариков. Рыба быстро привыкает к угощению и ожидает его внизу у мостов.
Если высота моста не превышает десятка метров, с него можно успешно охотиться за голавлем. При большей высоте сложность ловли заключается в визуальном обнаружении поклевки и доставки рыбы на мост.
Во время ловли с проезжих автомобильных мостов необходимо соблюдать осторожность.
Во-первых, рыбачить стоит только с тех мостов, где предусмотрены пешеходные дорожки. Во-вторых, при интенсивном движении автомобилей не нужно переходить с одной стороны моста на другую. При редком движении, прежде чем пересекать проезжую часть, убедитесь в отсутствии приближающихся машин. В-третьих, в людном месте не забывайте, что вы не один и можете задеть удилищем проходящего пешехода.
Простота снасти — залог успеха.
Ловля с автомобильных мостов основывается на игре насадкой непосредственно возле моста или ее отпуск на какое-то расстояние вниз по течению. Обычно сплав осуществляем до предела визуального контакта с насадкой. Как только контакт потерян, насадку необходимо вернуть в зону видимости. Можно применять различные оснастки для дальнего сплава и наблюдения за снастью. Но голавль — очень осторожная рыба и не всегда, например, прозрачный шарик-поплавок приносит успех. В некоторых случаях это настораживает рыбу, и она перестает жировать. С другой точки зрения большинство поклевок происходит во время приземления насадки в воду или в первые метры проплыва.
Многоэлементная снасть, включающая поплавок, приземляется на воду с большим всплеском, что так же настораживает подводных обитателей.
Современная снасть для ловли голавля с моста включает в себя спиннинговое удилище длиной 2,4—2,7 м. Выбор его зависит в большинстве случаев от пристрастия рыболовов. Можно применять удилище и длиной 3 м, лишь бы вам было удобно. Удилище должно быть довольно жестким, чтобы поднимать рыбу весом до 0,5 кг на мост. Для тех, кто боится, что жесткий спиннинг будет рвать рыбе губы, приведу несколько аргументов. Первое, это то, что у голавля довольно мясистые губы, и порвать их сложно, если вы, конечно, не подсекаете с размахом. Второе, голавль бьет резко и глубоко заглатывает приманку, поэтому крючок обычно цепляется не за губы, а глубоко в глотке. Третье, длинный отрезок лески тянется и существует хоть незначительная, но амортизация. Исходя из этого, не бойтесь жестких удилищ. Я поначалу тоже применял для ловли мягкий окуневый спиннинг. И каждый раз, поймав очередную рыбу, мне приходилось ставить его на поручень ограждения и поднимать голавля на леске, что совсем неудобно.
Безынерционная катушка в соответствии с тем, что рыбу приходится поднимать на мост, должна обладать тяговыми усилиями. Не стоит увлекаться более легкими моделями, не рассчитанными на тяговые нагрузки, иначе вы их просто «убьете». Катушка должна иметь мгновенный обратный стопор.
Леску я использую диаметром от 0,22 до 0,28 мм, средней растяжимости или довольно жесткую. Такого диаметра вполне достаточно, чтобы поднять на мост полукилограммового голавля. При поклевке более крупной рыбы есть другие способы вытаскивания ее из воды.
В качестве крючка лучше использовать небольшие тройники. Они позволяют надежно удерживать не только взявшую рыбу, но и насадку, которая может быть атакована голавлем не один раз. Размер тройника колеблется в пределах от 12 до 7 номеров.
Это зависит от размеров применяемой насадки и от свойств, которые мы хотим получить от насекомого, то есть, чтобы оно плавало на поверхности, медленно или быстро тонуло.
Большинство применяемых живых насадок изначально держатся на поверхности воды. Чтобы насадка не потеряла этих свойств, необходимо использовать для насаживания тройник меньших размеров, изготовленный из тонкой проволоки.
Если насадка не расположена к плавучести, то удержать ее на поверхности можно, придерживая леску. Применение на крючке или леске для придания плавучести пенопластовых маленьких шариков может негативно сказаться на клеве рыбы.
Время активного клева.
Клев голавля в течение дня зависит от прессинга в этом месте со стороны рыболовов. В местах, где голавля с мостов не ловят совсем или ловят довольно редко, рыба не боится рыболовов и может клевать весь световой день. В этом случае активность голавля рядом с мостом будет зависеть только от природных факторов, таких как давление, освещенность, прозрачность воды. На голавля может оказывать временное влияние фактор массового вылета насекомых.
Например, если ниже или выше по течению от моста недалеко от воды находятся муравьиные колонии, то во время брачных игр крылатые муравьи нередко попадают в воду, где их поджидает голавль.
В местах, где ловля с мостов ведется постоянно, голавль относится к насадкам и самим рыболовам, стоящим вверху, с осторожностью. На таких участках клев рыбы днем прогнозировать очень трудно. Активный жор голавля начинается в вечернее и утреннее время и достигает пика на закате и восходе. В пасмурные дни жор может начинаться пораньше и заканчиваться позже. Голавль в вечернее и утреннее время, выходя на охоту, выдаст свое присутствие мощными всплесками.
На прилегающей территории.
Начиная ловлю с автомобильного моста, необходимо исследовать места, находящиеся непосредственно под мостом. В первую очередь это тиховодные точки за сваями и бетонными основаниями. Голавль в таких местах стоит около дна, и если он там присутствует и активен, то мгновенно реагирует на падение насекомого.
В тех случаях, если рыба не отреагировала на падение насадки в воду, необходимо придать приманке своеобразную игру. Она заключается в том, что мы периодически макаем ее с помощью удилища в воду. При этом от нее расходятся волны, создавая иллюзию бьющегося на поверхности воды насекомого. После нескольких маканий насекомому дают спокойно полежать на воде, придерживая его на леске, или медленно опускают ко дну.
Далее источником проверки должны послужить места, где течение входит под мост. Здесь потоки, огибая основания бетонных свай, образуют незначительные тиховодные участки, вдоль двух сторон основания, где около дна стоит рыба. В этом случае необходимо применить эффект медленного погружения насадки. Если вы уверены или видите визуально, что под водой нет коряг и торчащей арматуры, то насадку имеет смысл опускать до самого дна. В противном случае ограничимся погружением насекомого вполводы.
Можно пройтись с насекомым от начала моста до конца, опуская его на воду через каждые два метра и придерживая на потоке. Иногда полезно сплавить насадку под мост до предельной зоны видимости и подержать в конце на струе. При этом способе мы стараемся загнать насекомое как можно дальше и наклоняемся через перила. Но необходимо всегда помнить о мерах безопасности, т.к. в азарте можно свалиться с моста или выронить дорогостоящую снасть из рук.
В местах, где автомобильные дороги пересекают реки, мосты неоднократно менялись. Старые сооружения частично разбирались, а вместо них возводились новые. На реках с новыми мостами всегда в воде присутствуют элементы старых конструкций. Это могут быть сваи, лежащие на дне перекрытия, бетонные плиты или деревянные бревна. Все это является излюбленным убежищем и стоянкой голавля. Возле этих укрытий с моста можно увидеть стоящего малька или некрупных ельцов, на которых голавль нередко устраивает охоту.
Голавль любит стоять между свай или прятаться непосредственно за ними. С этого положения ему удобнее произвести неожиданный стремительный выход к стайке мелочи.
Итак, насадку спускаем до точки, находящейся перед сваями, и придерживаем на одном месте некоторое время, наблюдая, как от приманки расходятся небольшие «усы». В дальнейшем насадку спускают ниже по течению и останавливают между сваями. Если поклевки не последовало, проплыв совершаем до точки за сваями и снова задерживаем на одном месте. При поклевке между сваями или за ними рыба, взяв насадку, устремляется к сваям, пытаясь запутать леску. Поэтому первые минуты вываживания необходимо совершать, затянув фрикцион, нахрапом, не дав рыбе запутать леску.
Голавль также может находиться над бревнами, сносимыми в половодье течением, стоять между стволами или держаться под стволом. Приманку макают на поверхности над завалами, имитируя упавшее в воду насекомое. Если в месте завалов течение не сильное, то насадку можно затопить рядом с бревном и поиграть ею около дна.
На сильной струе.
Под мостами помимо зон с умеренным течением находятся участки, где присутствуют довольно сильные струи. Здесь голавль собирает несущих потоком насекомых и ослабевшего малька, который беспорядочно крутится в потоке воды. Эффекта можно добиться, макая насадку непосредственно на сильной струе. При этом мы опускаем насекомое на струю, и под действием сильного течения оно будет само подпрыгивать на месте.
Обловлены все близлежащие участки рядом с мостом, но результата нет. Однако рыба выдает свое присутствие мощными всплесками далеко от моста, выше или ниже по течению. По каким-либо причинам голавль осторожничает и не подходит близко к мосту. Конечно, мы не загоним насадку вверх по течению, если у нас в тройнике нет мини-моторчика с пропеллером, а вот вниз по течению сплавить насекомое можно. Спускаем насадку до той точки, пока мы за ней можем наблюдать. Сплав насадки заключается в следующем: опускаем насекомое на струю и, открыв дужку лесоукладывателя катушки, начинаем стравливать леску.
Течение, подхватив насадку, несет ее по реке, при этом оно слегка притапливает насекомое. Поэтому через каждые 10 м необходимо придерживать леску, прижав ее пальнем к шпуле. Нить натягивается, и насекомое, выйдя на поверхность, начинает играть. Помимо этого насадка выводится на поверхность для исследования данного отрезка на наличие активной рыбы. Подержав насекомое на струе, спускаем его на полметра вниз по течению и снова выводим на поверхность. Такие манипуляции проделываем два-три раза и стравливаем еще 10— 15 м лески, давая насадке успокоиться и свободно плыть.
На участках, где на стыке основного течения и тиховодья закручиваются воронки, голавль держится всегда. Он может и не выдавать своего присутствия всплесками на поверхности, а стоять в толще воды или около дна. В таких местах корм с основной: струи закручивается в воронках и попадает в тиховодье. Во время ловли главное, чтобы насадка попала в воронку и как можно дольше там находилась. Голавль, схватив насадку, не сразу спешит с ней в укрытие. Он опускается в глубину, при этом леска натягивается и кончик удилища вибрирует, далее следует рывок. Если после поклевки леска провисла, это значит, что рыба сместилась вверх по течению. В этом случае не следует спешить с подсечкой. Я обычно сбрасываю несколько витков лески с катушки и выжидаю, следя за движениями нити.
Доставка рыбы на берег.
Голавль схватил насадку. После долгого вываживания на струе рыба устала. Подводим ее к мосту и слегка приподнимаем вверх, полностью не вытаскивая из воды. Рыба должна подышать атмосферным воздухом, чтобы полностью успокоиться. Если этого не сделать, то во время подъема на мост голавль может совершить последний рывок и освободится от крючка.
Рыбу до полкилограмма поднимаем на метр от воды и переходим по мосту в сторону суши, Окончательный подъем наверх совершаем над берегом, чтобы в случае срыва голавль упал на сушу.
Крупную рыбу лучше не поднимать наверх, а брать с воды. Для этого, если вы ловите вдвоем, один утомляет и подводит рыбу по воде к берегу. Второй спускается и берет ее либо подсаком, либо руками.
Более объемными насадками, на которые предпочтительнее всего ловить с моста, чтобы отсечь мелочь, являются насекомые: в весенний период хрущ, в летний и частично осенний — зеленые кузнечики (или саранча). Голавль неплохо кушает хрущей, но эта насадка привязана к сезонному фактору и поэтому на нее ловят в период массового вылета этих насекомых. Все же предпочтение рыба отдает крупному кузнечику с длинными задними лапками, которыми он отталкивается во время прыжка. Я заметил, что при отсутствии задних лапок голавль относится с осторожностью к насадке и необходимо больше времени и сил, чтобы спровоцировать рыбу на поклевку. Собирать кузнечиков удобнее в пластиковую бутылку, предварительно сделав в ней отверстия. В тару нужно положить немного травы и для хранения перед рыбачкой отправить кузнецов на нижнюю полку холодильника. В холодильнике насекомые долгое время сохраняются живыми. Насаживают насекомое, проколов двумя крючками тройника в области тела. Помимо голавля с моста на кузнечика нередко попадаются язь, лещ, крупная плотва, небольшие сомята.
Автор — Новиков С.