- Как намотать леску на катушку
- Выбор катушки и лески
- Определение длины лески и бэкинг
- Профиль намотки
- Закрепление лески на шпуле
- Намотка лески на безынерционную катушку
- Особенности инерционных катушек
- Оснастка мультипликатора
- Практические советы бывалых рыболовов
- Как намотать леску на безынерционную катушку?
- Основные правила
- Методы намотки
Как намотать леску на катушку
Рыбная ловля полна всевозможных хитростей, которые раскрываются постепенно, с обретением опыта. Казалось бы, простейшая задача – намотать леску на катушку, а сколько тонкостей таит в себе этот внешне несложный процесс! Люди, только постигающие таинства рыбной ловли, и не подозревают, насколько важной может стать эта «мелочь». Неправильно уложенная нить может спадать, перекручиваться и образовывать «бороды», что способно сделать рыбалку не просто дискомфортной, а и невозможной в принципе.
Сегодня мы разберемся, как правильно рассчитать количество рабочей нити или шнура, узнаем, что такое бэкинг и научимся премудростям укладки лески на катушки различных видов. Надеемся, эта публикация поспособствует вашему продвижению в рыболовном искусстве. Пусть рыбалка приносит удовольствие и завидные уловы, и неправильно уложенная леска сему не препятствует!
Выбор катушки и лески
Первой задачей рыболова является приобретение качественной лески. Современные спиннингисты и фидеристы редко используют традиционную мононить, по причине ее растяжимости в воде, которая особенно ощутима на дальних дистанциях. Они отдают предпочтение плетеным шнурам, которые менее подвержены деформации и демонстрируют аналогичную прочность при вдвое меньшем диаметре. Исключение составляет использование мононити в тандеме с вращающейся блесной, а вот для джига однозначно предпочтительнее плетенка.
Мононить в сочетании с классической инерционной и безынерционной катушками применяется преимущественно для поплавочных и кивковых удочек, донных снастей и жерлиц. В этом случае используется иной принцип намотки.
Определение длины лески и бэкинг
На катушках, выпущенных авторитетными производителями, указывается их емкость, то есть, сколько метров нити определенной толщины они способны вмещать. Общепринятой на данный момент считается классификация от Shimano. Самой легкой и малоемкой является модель с маркировкой «1000» (эта цифра проистекает из произведения диаметра лески на ее длину в миллиметрах), использующаяся для спиннингов «ультралайт».
Наиболее распространенным является вариант с маркировкой «3000» для удилищ среднего класса, по праву считающихся наиболее универсальными. Путем несложных подсчетов можно понять, что на шпулю такой модели поместится 100 метров лески диаметра 0,3 мм. Однако столь толстая леска далеко не всегда необходима, особенно когда речь идет о плетенке. Берем вполовину меньшее значение и получаем 200 метров дорогостоящего качественного шнура, который при интенсивном использовании может не выдержать полного сезона.
В целях экономии (кстати, вполне оправданной) многие рыболовы наматывают на катушку ровно столько рабочей лески, сколько нужно для достижения максимальной дальности заброса. Однако для эффективности и комфорта ловли необходимо, чтобы катушка была заполнена практически полностью. Расстояние в пару миллиметров от края шпули еще допустимо, но дальше начинаются проблемы.
Если вы не хотите нести излишние расходы, рекомендуем использовать бэкинг, то есть, вспомогательное наполнение шпули. Обычно в качестве бэкинга применяют недорогую мононить небольшого диаметра. Толстую монофилку лучше не использовать: она дает нежелательные перепады высоты. При желании можно применить как основу прошлогодний шнур, утративший часть ценных свойств и в качестве основной лески уже не подходящий. Еще один вариант – обмотать шпулю изолентой – стоит применять лишь в крайних случаях: не самый удобный способ, да и идеальной намотки добиться проблематично.
Как определить необходимое количество бэкинга и лески? Не мерить же их линейкой, в конце концов! В идеале лучше воспользоваться специальным счетчиком лески, механическим или электронным – эти приборы обычно стоят недорого и существенно облегчают жизнь рыболова. Продвинутые модели крепятся прямо на удилище и способствуют повышению точности заброса, что особенно важно при фидерной ловле. Так что о деньгах, потраченных на приобретение этой удобной «примочки», жалеть определенно не придется.
Второй вариант намотки лески более громоздок. Вам потребуется две катушечных шпули одинаковой емкости. На одну из них наматываем сначала рабочий шнур (его всегда намного меньше), потом бэкинг, вплоть до заполнения шпули. Затем осуществляем перемотку на вторую шпулю, и бэкинг оказывается в предназначенном для него месте – внизу, под основным шнуром.
Профиль намотки
При правильной намотке шнур ложится в соответствии с профилем шпули. Различают следующие типы профилей:
- Цилиндрический. Намотка в профиль распределяется равномерно по всему объему шпули. В результате получается правильный цилиндр.
- Прямой конусный. Возле переднего бортика намотка минимальна по диаметру, профиль нарастает постепенно к заднему бортику.
- Обратный конусный. Обратная ситуация: основание усеченного конуса (профиля) находится у переднего бортика, вершина – у заднего.
- Хаотичный. Этот вариант, по сути, конструктивно не предусмотрен: хаотичный профиль существенно затрудняет заброс. Однако многие китайские модели низшего ценового сегмента грешат именно таким недостатком по причине некачественной сборки.
Большинство спиннингистов и фидеристов практикует намотку лески в форме цилиндра или обратного конуса. Регулировка осуществляется при помощи установки шайб определенного диаметра в нужном порядке. Словом, не ленитесь читать инструкцию и работать руками. Впрочем, эти нюансы вторичны, для любителей индивидуального подхода: брендовые катушки продаются уже с установленными и идеально отрегулированными шайбами.
Закрепление лески на шпуле
Первое, что нужно сделать – это закрепить леску на шпуле катушки. Это может быть бэкинг или уже непосредственно основной шнур – безразлично. Некоторые рыболовы пренебрегают моментом закрепления, уповая на то, что лески на шпуле много, вся не размотается. В результате на дальнем забросе и мощной поклевке весь шнур выматывается, и счастливая и живая рыба уходит, прихватив на память всю оснастку. Вы теряете дорогостоящий шнур и удовольствие от рыбалки, но обретаете опыт: на всякий непредсказуемый случай леску привязывать нужно!
Разумно произвести еще одну манипуляцию с леской: можно закрепить ее на шпуле при помощи изоленты или лейкопластыря по направлению хода шнура – каким бы ни был узел прочным, без дополнительной фиксации он все равно будет скользить. Только постарайтесь избежать резких перепадов, могущих негативно повлиять на качество намотки.
Намотка лески на безынерционную катушку
Приступаем непосредственно к процессу. Если вы хотите сделать его максимально комфортным и технически безупречным, можно приобрести специальное устройство, позволяющее контролировать как направление укладки лески, так и ее натяжение. Но можно обойтись и подручными средствами:
- Монтируем катушку к удилищу. Удилище собирать полностью необходимости нет: для качественной намотки достаточно одного колена с пропускным кольцом. Если мы имеем дело с телескопическим удилищем, можно пропустить шнур и через все кольца – это непринципиально.
- Берем заводскую бобину с леской и подготавливаем ее к работе. Здесь нам поможет нехитрое устройство, способное удерживать бобину и не препятствовать свободному выматыванию шнура. Большинство рыболовов использует для этой цели обычный карандаш. Продеваем карандаш в отверстие бобины и отдаем это богатство товарищу, который и будет его держать. Если вы вынуждены работать в гордом одиночестве, можно зафиксировать карандаш между коленями или пальцами обеих ног.
- Пропускаем шнур через кольцо (или все кольца) бланка, поднимаем дужку лесоукладывателя, фиксируем шнур (об этом говорилось в предыдущем пункте), опускаем вышеупомянутую дужку, приступаем к намотке. Подача лески должна осуществляться снизу заводской бобины, иначе она будет перекручиваться.
Наматывать леску нужно равномерно, с определенным контролируемым натяжением, дабы избежать «бород» и нежелательных бугров. После окончания процесса следует закрепить леску специальной клипсой на катушке – это предохранит ее от ослабления и спадания со шпули.
Особенности инерционных катушек
Инерционные катушки – это классика рыболовного жанра, применяющаяся преимущественно при традиционной донной (не фидерной) или нахлыстовой ловле либо в тандеме с поплавочной оснасткой. Однако некоторые спиннингисты и фидеристы по-прежнему отдают предпочтение этому олдскульному аксессуару. Это дело вкуса, хотя объективно безынерционка для спиннинга и фидера гораздо удобнее на всех этапах, от заброса до вываживания рыбы.
Конструктивное решение инерционных катушек не предусматривает наличия лесоукладывателя, поэтому первейшей задачей рыболова является контроль натяжения и направления укладки лески. Основной подход к намотке остается таким же, как и в предыдущем случае: с заводской бобины на карандаше через кольцо на катушку. Однако в этом случае рыболов зажимает леску между пальцами и направляет ее для равномерного распределения на шпуле. Приемлема как крестообразная, так и более простая спиральная укладка.
Наматывать леску до полного заполнения катушки в данном случае категорически не стоит (не путать с безынерционными моделями!). В принципе, приемлема чуть ли не полупустая шпуля – на комфорте ловли это сказывается мало. А вот заполнение катушки до бортиков чревато спаданием и запутыванием лески в самые ответственные моменты.
Оснастка мультипликатора
Мультипликаторные катушки представляют собой закономерную эволюцию старых добрых инерционок. По сути, это лебедки, отличающиеся повышенной прочностью и грузоподъемностью при ожидаемо большой массе и не менее впечатляющей цене. Используется она преимущественно в морской рыбалке, но иногда ее применяют и при ловле по пресной воде, обычно в тандеме с усиленным кастинговым или троллинговым бланком. Мультипликатор целенаправленно заточен под добычу трофейных экземпляров.
Намотка лески на мультипликатор имеет ряд особенностей. Во-первых, в шпуле имеется перфорация. Ее первоначальное предназначение – облегчение конструкции, однако имеющиеся отверстия хороши и для крепления лески: ее можно просто завязать обычным узлом. В использовании бэкинга необходимости нет: вовсе необязательно наполнять шпулю до краев. Мультипликатор и так тяжелый, а неполная намотка никак не скажется на его эксплуатационных характеристиках.
Остальные принципы можно позаимствовать из намотки безынерционки, однако нужно учесть, что в данном случае лучше контролировать натяжение шнура. Делать это можно защищенными перчаткой или кусочком ткани пальцами, а можно использовать для этой цели разрезанную до половины пробку (через разрез пропускается леска).
В катушках такого типа отсутствует клипса для фиксации шнура, посему в финале его лучше наматывать на лапку крепления к удилищу.
Практические советы бывалых рыболовов
Следуя доброй традиции, в конце статьи вам дают практические советы бывалые рыболовы:
- Приобретайте катушки с несколькими сменными шпулями в комплекте. Это облегчит как намотку шнура в тандеме с бэкингом, так и смену оснастки прямо в ходе рыбалки.
- Отдавайте предпочтение продукции известных брендов и остерегайтесь контрафакта. Если вам предлагают «фирменную» катушку по бросовой цене, вряд ли внутри окажется действительно оригинальное изделие.
- Не используйте в качестве бэкинга хлопчатобумажные и прочие швейные нити. Они намокают и долго держат влагу, что негативно сказывается на сохранности лески.
- Храните леску сухой. После рыбалки отмотайте рабочую часть шнура, тщательно просушите и смотайте обратно. Перед наступлением межсезонья следует просушить всю леску, после чего нужно нетуго намотать ее на шпулю. Перед использованием ее следует перемотать с нужным натяжением.
- Покупайте новый шнур к каждому сезону. Старую леску можно использовать в качестве бэкинга. Но если финансы не позволяют подобной роскоши, можно намотать старый шнур в обратном направлении, чтобы в качестве рабочей выступала наименее изношенная часть.
Надеемся, наши практические советы поспособствуют повышению комфорта вашей рыбалки, увеличению уловов и разумной экономии при приобретении элементов оснастки!
Как намотать леску на безынерционную катушку?
Рыболов просто обязан быть аккуратным, чтобы уловы его радовали, ведь снасти не терпят небрежности. Все должно быть разложено по местам, причем не только в рыболовном чемоданчике, но и в голове. Очень важно не упускать мелочи, вроде намотки лески на катушку. Конечно, на первый взгляд данная процедура кажется очень легкой, но на самом деле требует некоторых навыков и соблюдения ряда правил. Рассмотрим подробнее, как намотать леску на безынерционную катушку.
Основные правила
При намотке лески на катушку спиннинга стоит соблюдать некоторые правила, чтобы данная процедура не доставила проблем. Самое важное, чтобы леска лежала на шпуле весьма плотно. При этом витки должны ложиться ровно, без каких-либо перекручиваний. Конечно, придется потренироваться, но желательно укладывать витки равномерно. Чтобы намотать леску на безынерционную катушку, необходимо последнюю закрепить на нижнем колене, где самое большое пропускное кольцо.
Это позволит уменьшить на линии намотки различные искривления. При этом леску надо пропустить через кольцо, а затем закрепить на шпуле. Когда леска пропускается, то лескоукладыватель должен быть открыт, его дужка опускается уже после протягивания. Спиннинг направляют кольцом на моток с леской и начинают ее наматывать при помощи рукояти катушки.
Важно наматывать такой метраж шнура, который действительно необходим. Причем нежелательно, чтобы его было меньше или больше. Желательно, чтобы шнуром или леской было заполнено все рабочее пространство на шпуле. Следует учесть, что большой диаметр намотки обеспечивает меньший перегиб. В случае излишней намотки леска может слетать и путаться. Хорошо, если монофильная леска будет наматываться на 2–3 миллиметра ниже, чем край переднего борта шпули. Для тонкого плетения отступ от борта должен составлять один, максимум два миллиметра.
При намотке стоит делать проверки того, как катушка будет срабатывать при забрасывании. Важно, чтобы борт шпули мог удержать самые верхние витки, чтобы предотвратить их соскальзывание. Если нет, то нужно укоротить намотанное количество метров на два. После этого важно снова проверить, что будет при забросах и при необходимости повторить процедуру укорачивания, пока высота намотанных витков не будет оптимальной.
От того как леска лежит на шпуле, зависит срок ее службы и качество рыболовли. При низком положении витков увеличиваются перегибы, леска больше тормозит при забросе. В итоге дальность забросов снижается, особенно с легкими приманками.
Необходимо обращать внимание на состояние бортика, так как на нем могут образовываться вмятины или царапины. Это приводит к быстрому изнашиванию шнура и снижению его прочности.
Методы намотки
Существует общая схема намотки на катушку, которая включает следующие действия:
- начинать надо со вставления катушки непосредственно в удилище; для телескопических удилищ нужно их обязательно вытягивать в длину, а для штекерных – соединять все штекеры;
- теперь надо взять леску и пропустить ее конец через кольца на удилище; данная процедура начинается с кольца с наименьшим диаметром (оно находится на конце), а завершается наиболее крупным (рядом с катушкой);
- затем леска обвязывается вокруг основания шпули;
- после этого отбрасывается лескоукладыватель и шпуля ставится на место;
- лескоукладыватель закрывается и леска наматывается; для этого необходимо вращать ручку на катушке, при этом стоит немного удерживать леску рукой в районе большого кольца, чтобы образовался небольшой натяг.
Правильно наматывать леску на катушку можно, пользуясь одним из уже известных методов. Следуя им, с наматыванием не возникнет совершенно никаких проблем. Рассмотрим основные способы.
- Леска оборачивается вокруг шпули, что на катушке. При этом ее конец перехлестывается с жилой, чтобы образовалась некая петля. После этого на ней делается скрутка и затягивается узел. Теперь можно равномерно наматывать леску, воспользовавшись катушкой.
- Необходимо взять леску или шнур и на конце сделать петлю малого диаметра. В нее следует ввести основную жилу, чтобы образовалась петля с более большим диаметром. Теперь необходимо получившуюся петлю набросить на шпулю, что на катушке и затянуть. При этом важно не перепутать, в каком направлении надо производить затяжку. После этого можно равномерно укладывать витки на основание шпули.
- Сперва формируется двойная петля, которая в последствии будет надета на основание шпули. Затем конец шнура заводится в петлю. Далее узел смачивается и его затягивают. В итоге получается как бы узел клинч, но только на нем будет еще одна петля крупного диаметра.
- Намотка на катушку со специальным устройством является самым простым методом. Такой станок можно купить или соорудить своими руками. Сперва необходимо зафиксировать устройство на жесткой поверхности (можно на столе), используя зажим. На кронштейне имеется одна или две оси с пружинами и зажимами. На ось необходимо установить бобину со шнуром и закрепить.
Натяжение в данном случае лучше всего регулировать, увеличивая или понижая давление на пружины.
Большая часть катушек позволяют намотать леску параллельно. А также есть такие, которые обеспечивают цилиндрическую, трапециевидную намотку или конусом. Встречаются даже варианты в виде конуса, перевернутого верх ногами. Иногда можно встретить модели, в которых наматывание происходит в виде креста. Это получается, если в катушке присутствует дополнительный узел. В результате витки будут укладываться с перехлестом, как бы образовывая крест. Такая намотка при сильной нагрузке не дает верхним виткам просочится между нижними.
Еще один важный момент, который стоит уметь – это перемотка с бэкингом (подкладом). Как правило, в виде бэкинга используется леска, у которой сечение составляет до 0,3 миллиметра. Если пользоваться леской с большим сечением, то основная леска будет намотана неровно. Желательно, чтобы бэкинг был выполнен из нитей, которые долго остаются влажными (капроновые или хлопчатобумажные). Для определения объема бэкинга берется вторая сменная шпуля. На главную шпулю необходимо намотать основную леску, а затем бэкинг, сделав отступ в несколько миллиметров от борта. После чего на катушку надо установить основную шпулю и произвести перематывание, то есть сперва заправить бэкинг, а затем главную леску.