Как правильно выбрать троллинговое удилище, обзор лучших моделей
Что такое троллинг? Это спиннинговая ловля крупной рыбы с движущейся моторизованной лодки. Раньше такой вид ловли с гребной лодки назывался дорожкой. Троллинговая ловля используется для ловли хищной рыбы: щуки, сома, судака и пр. В качестве приманки можно применять блесны, воблеры, искусственные, а иногда даже и натуральные рыбки .
Выбрать спиннинг для троллинга несложно. Конечно, выбор зависит от того в каком водоеме вы собираетесь ловить и на какого по величине хищника. Но в целом есть несколько общих рекомендаций, которые облегчат этот вид рыбалки начинающему рыбаку. Правильный выбор троллингового удилища зачастую залог успешной рыбалки.
Рыбалка троллингом довольно разнообразна. К ней относится и ловля на дорожку, и морской троллинг на мощных катерах. И если для первого вида подойдет любой спиннинг, то для морского троллинга нужны мощные удилища. Удилища для троллинга делятся на разные виды, в том числе, планерные и даунриггерные. Однако часто разные удилища используются в смежных видах ловли.
Спиннинговые удилища различаются по многим характеристикам:
- материалу, из которых оно изготовлено
- длине удилища
- строю
- тесту
Свою роль при выборе удилища играют вес приманок, условия ловли, глубина проводки и даже кол-во удочек, участвующих в ловле с одного борта. Наше руководство в первую очередь о том, как выбрать спиннинг для троллинга на реке, но вы можете использовать полученные знания и при покупке морской троллинговой удочки.
Материал троллингового удилища
Так как под водой находится много тины, водорослей, которые в процессе троллинга прилипают к леске и доходят до приманки, то на удилище в конце концов действует немалая нагрузка. При выборе нужно учитывать, что именно удилище будет первым гасить рывки рыбы и лишь потом фрикцион катушки.
Слабое удилище для троллинга не подойдет, а излишне мощное будет недостаточно чувствительным, вы просто не заметите ряда несильных поклевок.
- Стекловолоконные прочны и неприхотливы, но менее чувствительны.
- Композитные удилища нужно выбирать исходя из процентного соотношения составляющих материалов.
Многие рыболовы предпочитают держателям держать удилище в руке или на крайний случай придерживать его ногой при управлении двигателем. Таким образом лучше ощущается движение воблера, повышается чувствительность. Естественно, что, проводя целый день на рыбалке, нужно выбирать удилище легкое по весу, удобное в хвате.
У спиннинга для троллинга должна быть удобная длинная ручка, которую при необходимости можно упирать в локоть. Кому-то могут понравиться модели удилищ с приспособлениями для упора удилищ в пояс, что значительно облегчит вываживание крупной рыбы.
Длина троллингового спиннинга
Оптимальная длина спиннинга для троллинга 1,9-2,4 м
Оптимальной считается длина удилища для троллинга 1,9-2,4 м. Более длинные удилища применяются редко, в основном, если планируется ловля с одного борта двумя удилищами. Тогда одно удилище можно установить длиной в 2,7-3 метра. Такой вариант ловли позволяет применять более дешевые воблеры, которые при смещении не приведут к перехлестыванию.
Как вариант, ловля на водоеме с частыми перепадами глубин тоже требует более длинного удилища. В этом случае затруднено управление приманкой с помощью катушки, а более длинное удилище позволяет быстро откорректировать глубину проводки. Во всех других случаях длинным удилищем с лодки работать просто неудобно, тем более если в лодке находятся 2 рыбака. Более короткое удилище неудобно переводить с борта на борт.
Строй троллингового удилища
Строй удилища оказывает влияние на чувствительность. Для троллинга более удобна палка быстрого (F) или сверхбыстрого (FF) строя. Определить реальный строй можно просто протестировав удилище в магазине. Один человек держит кончик спиннинга, покупатель плавно водит удилище вверх или в сторону. У спиннингов быстрого строя изгибается только верхняя треть удилища. А у сверхбыстрых удилищ бланк будет изгибаться сверху на 1/4 длины.
Тест спиннинга для троллинга
Выбирать тест удилища надо исходя из предположительного веса приманок, которые вы собираетесь использовать. Иначе говоря, лучший тест нужно подбирать под конкретный водоем. Если для троллинга будут использоваться крупные тяжелые глубинные воблеры, то необходимо подбирать бланк с показателями теста 100-150. Чем сильнее течение, тем более высокий верхний предел нужно выбирать. Для мелководных рек типа Оки подойдут удилища с тестом до 30. Чем меньше тест, тем больше чувствительность удилища.
Для начинающих троллингистов вариант спиннинга для троллинга с тестом до 80 — это оптимальный вариант.
Как выбрать удилище в магазине
Black Hole Bassmania — спиннинг подходящий для троллинга, очень чувствительный и легкий, тест до 50 г
Выбирая удилище в магазине, в первую очередь, его необходимо внимательно осмотреть, вытащить из коробки и собрать так, чтобы осевые кольца выстроились в одну линию. Затем его нужно плавно покачать, оценить на вес, удобство держать в руке. В случае если появились какие-то звуки, например, скрипы, удилище нужно заменить.
Пропускные кольца должны плотно сидеть в гнездах, не должны прокручиваться. Не должно быть никаких трещин и сколов. Такие же требования и к тюльпану. Хорошее троллинговое лодочное удилище должно иметь мощные кольца (от веса которых, кстати, тоже может различаться вес удилища) и надежный держатель катушки.
Большинство спиннингов являются мультипликаторными и подразумевают наличие мультипликаторных (инерционных) катушек. Однако можно выбрать и универсальные модели, подходящие для мультипликаторных и для безынерционных катушек.
Дополнительно проверить качество удилища можно так: пальцами взять верхушку бланка между тюльпаном и первым кольцом. Теперь нужно медленно проворачивать удилище вокруг своей оси. Чем равномернее и плавнее идет вращение, тем выше качество изделия. Не в последнюю очередь спросите про гарантию: в случае ненадлежащего качества изделие можно будет вернуть.
Лучшие модели спиннингов для троллинга
- Black Hole Bassmania— одна из наиболее популярных линеек моделей удилищ для троллинга теста до 50. Высокая чувствительность, минимальный вес, быстрота строя — несомненные преимущества всего модельного ряда. Удилище окажется незаменимым при ловле с лодки на течении, рывковой проводкой любыми приманками, а также при ловле хищника среди зарослей.
- Shimano BeastMaster — экстремально легкие, быстрые и прочные карбоновые удилища уже долгое время удерживают высокую планку качества. Пропускные кольца на удилищах вмонтированы прямо в бланк. Серия намного легче своих предшественниц.
- Shimano Catana — бюджетная линейка удилищ от 1000 рублей. Бренд давно известен высоким качеством, поэтому обычно именно эти спиннинги занимают лидирующие места при выборе удилищ начального уровня для новичков. Удилище лодочное SHIMANO Catana AX Trolling Lite отличается удобным, прочным катушкодержателем и высокой чувствительностью.
- Удилища для троллинга Black Holе INTERCEPTOR — это серия удилищ, которая воплотила в себе самые инновационные достижения науки и техники. Бланки отличает мощность, легкость, высокая чувствительность. Алюминиевый катушкодержатель с 2 контргайками очень надежно фиксирует катушку.
- Японские 2-х коленные Daiwa Strike Force Trolling Special – серия отличных лодочных троллинговых удилищ. Очень мощные, надежные прочные удилища из сверхпрочного композита. Бланки оснащены кольцами AlOx и держателями Fuji.
- NordSea Pilk оснащено высококачественными американскими роликовыми кольцами Aftco с подшипниками. Для удобства вываживания спиннинг снабжен мощной упорной крестовиной.
- MYSTIC Trolling Planer 7H имеет крупные кольца на низкой ножке с которыми можно использовать мультипликаторную и безынерционную катушки. Он может использоваться для троллинга глубинными воблерами.
Очень многое зависит от удилища в троллинговой ловле. Хороший спиннинг выдержит даже «мертвый» зацеп. Мощный и прочный спиннинг позволит уверенно подтянуть крупного хищника к лодке.
Мои снасти для «дорожки» и для троллинга
Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.
Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете — работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».
Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.
Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» — по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги — я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость — от 2 максимум до 6 — 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 — 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.
И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное — это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.
А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.
На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина — чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.
При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую — предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.
Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг — и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» — кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.
В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко — и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей — я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.
Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление — разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.
И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».
Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один — два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов — ан нет, их довольно много.
Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 — 3 и до 10 — 15 м, а может — и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.
Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.
Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 — 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.
И это всё, не тормозя лодку — нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 — 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» — и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.
А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело — поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие — и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).
Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю — он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».
Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.
К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.
Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 — 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.
Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.
При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.