м а с т е р
у псовых охотников: человек, который отлично знает все правила охоты и точно выполняет их
• Квалифицированный, опытный работник какой-нибудь производственной области
• Руководитель цеха на заводе
• Рассказ В. Шукшина
• «. врет сам» (палиндром)
• «. и Маргарита» (роман Булгакова)
• «. и Маргарита» Булгакова
• «Пугало» для дела согласно поговорке
• «Умелец» Булгаковской Маргариты
• Данила из сказок Бажова
• возлюбленный Маргариты (Булгаков)
• возлюбленный Маргариты у Булгакова
• гончая, совмещающая все полевые качества: чутьистость, верность, «привязчивость» к зверю, настойчивость, паратость и злобность
• деловая угроза в лице умельца
• защитный щиток в виде нагрудника
• квалифицированный, опытный работник какой-нибудь производственной области
• кто бригадиру указания дает
• м. мастерица ж. немецк. ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем; признанный таким от цеха, получивший право так называться; старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими. Сапожный, портняжный мастер, сам хозяин или заведывающий работами. Булыжный мастер, шуточно, мостовщик. Красильный заводской мастер. Доменный мастер, старший при плавке чугуна, литейный, при отливке. Мастерица, в швейной или модной лавке, закройщица, старшая. Она мастерица кружева плесть, огурцы солить. Он мастер бороться. Мастер своего дела. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится). Час лучше мастера. На вкус, на цвет мастера нет. Каков мастер, такова и работа. Мастер мастеру не указ (не указчик). кого больно чист струмент, тот плохой мастер. Языком не мастер, а знает что тютюн, что кнастер. На грех мастера нет (а на беду и курица петухом поет). Девицы, девицы, красны певицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы, дочери отецки, сестры молодецки, тканье прялье шелковницы и пр. свадебн. воззванье. раскольников и орл. мастер, мастерица, учитель грамоты по церковным книгам; мастерицы там старые девки, начетчицы. Мастер, в гончих, коновод, передовая. Мастерок моск. крестьянин, забирающий рабочий припас у фабрикантов, раздающий его по селеньям и сдающий готовую работу на фабрику. Мастер, вологодск. яросл. нож, всякий рабочий ножик. Заводской мастеровой. Мастерый человек перм. мастерища, искусный в деле, ремесле. Мастераго ножевщика у нас нет, пробавляемся мастеришками. Мастеренок, мастеришка из ребят, или малорослый. Мастеров, -рицын, ему, ей принадлежащий. Мастерский, к мастеру относящийся, ему принадлежащ. Мастерской, изобличающий мастера в деле; ему приличный; искусный, хорошо сработанный; к мастерству, к ремеслу относящийся. Это мастерская отделка. Он мастерски ездит, пляшет. него все мастерские ухватки. Мастерской молоток, каменщичий, с кирочкою. Мастерская ж. ремесленая, комната, где работают ремесленники, мастера, художники. живописца, как у валяльщика, своя мастерская. Мастерство ср. рукоделье, рукомесло, ремесло: уменье, искусство. Здесь занимаются мастерствами: столярным, ложкарным, кузнечным. Достигнуть мастерства во всяком деле трудно. Плотничье мастерство бродячее. Мастерства (или ремесла) за плечами не носят, а с ним добро. Мастеровой, ремесленный. Здесь народ мастеровой, плохо не клади. Где торговые, а где мастеровые промыслы. виде сущ. ремесленник, или вообще рабочий, по какому-либо мастерству. Заводские мастеровые. Мастеровой, что курица: что ступит, то и клюнет. Мастероватый, довольно искусный, умеющий и ловкий в деле, досужий. Мастеровато, досуже сделано. Он мастероват. -тость ж. свойство, способность эта. Мастерить что, мастерить, пск. твер. делать, работать, по части какого-либо мастерства, ремесла, искусства; более употреб. в знач. ладить что, как умеешь, не быв мастером. Гончая мастерит, мечется от следа вбок, чтобы перехватить зайца на повороте, что правилами запрещается. -ся, быть делаему, работаться, отделываться. Домастерился, что все испортил. Замастерил что-то, заделал. Измастерил весь запас. Что намастерил? Он обмастерил всех, обманул, надул. Отмастерился на сегодня. Помастерим еще. Подмастерился под него, подделался. Все перемастерила по-своему. Примастерить бы тут кухоньку. Промастерила без толку весь день, провозились. Что размастерился тут, тесно без тебя! Смастерил игрушку. Надо умастерить телегу, уделать, уладить. Мастеря об. кто мастерит, ладит что. Мастеровать, ходить на заработки мастеровым. Лето мастеруем, зиму дома сидим. Мастачить, мастерить, делать что руками, ладить. Сапожишки мастачу. Смастачил мельницу. Что это у вас мастачится? Мастаченье ср. длит. действие по знач. глаг. Мастак м. мастачка ж. мастер, дока, мастер своего дела, искусник, смышленый ремесленник, или дошлый делец. Мастюк м. мастюшка ж. кур. то же, мастер, -рица. Мастюшка, также махотка, кашничек (от мастер, стряпун, или от масенький, малый?). Маста ж. ученье, наука, выучка грамоте, ремеслу. Его отдали в масту (ошибочно маета, т. е. мученье)
• опера российского композитора С. М. Слонимского «. и Маргарита»
• оркестровая фантазия российского композитора В. Р. Энке «. и Маргарита»
• писатель, которому помогал булгаковский Воланд
• пугало для дела
• рабочий, имеющий учеников
• рассказ В. Шукшина
• рассказ российского писателя В. Шукшина
• руководитель на заводе
• сборник рассказов австрийского писателя Ф. Кафки «. в искусстве голодания»
• специалист, достигший высокого искусства в своем деле
• учитель в Шаолине
• человек, которого дело боится
• кто бригадиру указания дает?
• оркестровая фантазия российского композитора В. Р. Энке «. и Маргарита»
• опера российского композитора С. М. Слонимского «. и Маргарита»
• «. и Маргарита» (роман Булгакова)
• гончая, совмещающая все полевые качества: чутьистость, верность, «привязчивость» к зверю, настойчивость, паратость и злобность
• сборник рассказов австрийского писателя Ф. Кафки «. в искусстве голодания»
Русская псовая охота. Часть 1
Русская псовая охота как феномен усадебной культуры
А. Кившенко. Соструненный волк
Русская усадебная охота, под которой подразумевается не добыча зверя для пропитания и не военные тренировки, какие устраивал, например, для своих воинов Чингисхан, а некое театрализованное действо для высшего класса, не только неотделима от русской усадьбы, но является одной из самых ярких составляющих усадебной жизни.
Она просуществовала всего полтора века, но за это время успел сложиться и определенный кодекс чести, и свои правила, и свой лексикон. С феерией русской усадебной охоты не могла сравниться никакая другая, даже английская парфорсная охота, хотя та тоже очень зрелищна. Суть ее такова: следуя за стаей гончих (фоксхаундов или других пород), охотники на лошадях в обязательных красных костюмах, преодолевая естественные препятствия (как правило, многочисленные в Англии изгороди), стремятся первым из всех остальных участников скачки вырвать у стаи гончих хвост лисицы. Тот, кому это удается, признается победителем. Для скромных английских масштабов это было зрелище, но русские просторы, которых не имелось в Европе, требовали иного размаха.
Русскую усадебную охоту можно разделить на два подвида: правильную или комплектную и подружейную. Но о каждой мы расскажем в свой черед.
А. Кившенко. Затравили
1. Охота как таковая на Руси существовала давно, о ловитве есть упоминание еще в Поучении Владимира Мономаха. Сохранились фрагменты с охотничьими сценами и на фресках Софийского Новгородского собора. Но это, в основном, охота с птицами. Еще в середине XVII века царь Алексей Михайлович, большой любитель и знаток охоты, пишет свой «Урядник или Новое уложение и устроение чина сокольничьи пути».
Именно тогда и возникла поговорка «Соколиная охота — царская, псовая — боярская, ружейная — псарская». И хотя рижский немец Христиан фон Лессин пишет тогда же свой «Ахотничей регул принадлежащей да псовой охоты», охотой с ружьем и собаками дворянство занимались мало. Собак было немного, в основном вывозные английские, занимались ими тоже иностранцы, а черному — огнестрельному оружию в охоте на красного зверя (волк, лисица) всегда предпочитали белое — рогатины и ножи.
Однако с того же XVII века соколиная охота стала постепенно сдавать позиции и к началу XVIII века почти исчезла, понемногу заменяясь псовой. Как ни странно, но настоящая псовая охота зарождается в России в костромских и ярославских краях.
Н. Кузнецов. В отпуску
После взятия Иваном Грозным Казани и покорения татарского ханства он расселял покоренную татарскую аристократию в северо-восточных краях, и туда же они приводят своих восточных борзых и гончих. Но теплолюбивым южным собакам было трудно не то что охотиться среди лесов и небольших полян, но даже выжить. И потому естественным путем начали появляться новые породы охотничьих собак, впоследствии составивших всю красоту усадебной охоты. Это относилось как к борзым, так и к гончим.
Последние претерпели, конечно, гораздо меньшие изменения; может быть, оделись чуть побогаче и приноровились к пересеченной местности. И еще в XVII веке русская аристократия выезжала с гончими не для того, чтобы поймать зверя, но чтобы послушать удивительные хоры гончих, подбиравшихся по голосам.
Вот как впоследствии, когда подобных хоров уже не было, описывал это Некрасов:
Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! Что твой Бетховен!
Н. Сверчков. Охота с борзыми
Составление стаи по голосам считалось настоящим искусством, и за нужную собаку платили огромные деньги. Классификация голосов не изменилась и по сей день. Голоса у гончих делятся на башур — низкий бас, томный с гнусью — похожий на заунывный плач, фигурный — с фиоритурами и с заливом, когда собака лает на несколько голосов поочередно. Спустя двести лет, в 1892 году А. Сафоновым была даже написана научная работа «Стая как предмет музыкального изучения».
В ней он, в частности, пишет: «Есть голоса густые, бархатистые, сочные, мягкие; есть жидкие, резкие , пронзительные, крайне неприятные для слуха; есть, наконец, глухие, тупые, хриплые с гортанным или носовым оттенком, причем сила их тоже весьма различна. Судя по слуху, думаю, что предельные ноты собачьих голосов составляют: вниз — фа под первой линейкой басового ключа и вверх — фа сверх восьмой скрипичного ключа.
В их голосах можно наблюдать, во-первых, бесконечное разнообразие тембров, регистров, диапазонов и силы, затем — тональность и, наконец, обилие форм. » В качестве яркого примера он приводит описание выжлеца по кличке Будило: «Его чудный бархатистый бассоконтанте имел диапазон от си бемоль второй октавы, что производило впечатление целой арии. Мерными речитативами Будило рассуждал сам с собою, проверял свои мысли. голос принимал все более страстный характер, протяжные возгласы захватывали все большее количество тонов. наконец, он пронзительно вскрикивал и разражался истерическим рыданием в самом высоком регистре. » Каково? Есть и еще одна интересная работа на эту тему — книга музыканта Артынова «Собачий хор». Особенно славились голосами именно костромские гончие.
Но мы несколько удалились от темы. Итак, к концу XVII века сложились две породы русской псовой охоты: русские борзые и русские гончие. Однако подлинное начало усадебной охоты относится к эпохе Петра III, когда его Манифестом о вольности дворянства от 1762 года, служилые люди были освобождены от обязательной государственной службы. Именно с этого времени началась настоящая история и усадеб с их специфической жизнью — и усадебной охоты как феномена этой культуры. Происхождение этого феномена зиждется, в общем-то, всего на трех удачно соединившихся условиях. Во-первых, у дворянства появилось свободное время, которое можно было потратить на усовершенствование и украшение жизни. Во-вторых, массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них и благородные цели — уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства.
И в-третьих, не последнюю роль сыграли и русские национальные черты — лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере. Видимо, каким-то образом псовая охота отвечала глубинным потребностям русского человека. И не зря Некрасов уже в 1846 году, на последнем излете русской псовой охоты, писал:
Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.
П. Соколов. Сборы на охоту. У крыльца
Все это привело к тому, что псовую охоту, пусть даже не очень большую, имели на каждой дворянской усадьбе во всех центральных и приволжских губерниях. Более того, появились помещики, которые буквально всю свою жизнь положили на усовершенствование охоты и ее приемов, разведение собак и развития кодекса ее неписаных правил. Существовали энтузиасты, охотившиеся с 14-15 лет до глубокой старости и на охоте же (или сразу после нее) умиравшие. И даже сейчас каждый дельный (то есть настоящий охотник) помнит имена Мачаварианова, Ермолова, Жихарева, Барятинского.
Именно им русская охота обязана, например, правилом не брать волков-гнездарей, а только переярков (годовалых) — это была правильная и тонкая экологическая политика, позволявшая поддерживать равновесие в окружающее природе. Это они также ввели традицию именования собак по породам. Гончие и в наши дни часто именуются по голосам: Флейта, Рыдало, Фагот, а борзые — по коронной тактике: Хватай, Удав, Налетай, Терзай. И они же незаметно эстетизировали охоту, превратив ее из грубого развлечения в благородное зрелище. Русская охота всегда была явлением высокоморальным, удивительно соединяя в себе строгую науку и вольное искусство.
Охота неразрывно связана с усадьбой — и как золотой век усадеб приходится на первую половину XIX века, так переживала в это время свой зенит и усадебная охота. В эти годы создался даже своеобразный словарь — не менее 500 слов, которые тогда знали практически все усадебные обитатели, а нынче не знает и три четверти охотников. В качестве примера приведем хотя бы названия хвостов у разных зверей: у гончей он именовался гон, у борзой — правило, у волка — полено, у легавой — прут или перо, у лисы — труба, у зайца — цветок или пых. Интересующихся отсылаем к прекрасной книге И.П. Мятлева «Слова и выражения, употребляемые при псовой охоте». Ее можно читать как увлекательный роман даже сейчас. Чего стоит хотя бы выражение «по брызгам», когда собака охотится в то время, как весь снег весной раскровеет, местами стает совсем, и на больших плешинах из-под собак летят брызги.
Р. Френц. Боярская охота времен царя Алексея Михайловича
Все помнят описание псовой охоты в «Войне и мире», в стихах того же Некрасова. Есть и еще замечательный и незаслуженно забытый русский писатель, отдавший свою душу и перо охоте, — я говорю о Дриянском и его удивительных по психологии «Записках мелкотравчатого». У небогатых помещиков, может быть, не было царского размаха, но всегда присутствовало не меньшее благородство.
Надо сказать, что содержание охоты (под этим термином до 1917 года подразумевался не сам процесс, а стая гончих, свора борзых, их обслуга и содержание) действительно стоило очень дорого. Для настоящей комплектной охоты надо было содержать не менее 20 смычков (2 собаки в каждом) гончих и 10 свор (3-4 собаки в каждой) борзых. Это уже было немало. Кроме того, собаки нуждались в псарнях. Правда, борзые, как правило, жили в доме, ели и спали с хозяевами, но это все-таки отдельные любимцы; основная часть содержалась отдельно.
И полностью на псарнях содержались гончие — как сказал один охотник-писатель, «самая несчастная из русских пород», поскольку именно гончие находят зверя и гонят его без устали, а когда до добычи остается всего чуть-чуть, их берут на смычок и триумф достается выпущенным борзым. А псарни были огромные, устроенные по последнему слову ветеринарии. Кроме того, после отмены крепостного права надо было содержать и псарей, состав которых был приблизительно следующим: с гончими — выжлятники во главе с доезжачим; с борзыми — борзятники во главе с заездным, а также — главный ловчий. А форма, а тренировка собак! Молодых гончих сначала надо было наганивать, борзых — сосваривать, то есть ходить на сворке. Помимо же натасканных собак, нужны были и особо выезженные лошади, и припасы, поскольку охота могла длиться от нескольких дней до месяца при благоприятной погоде.
Теперь, наверное, пришло время рассказать, как же происходила сама охота.
Р. Френц. Егерь с тремя борзыми
Она начиналась с разведки, то есть наблюдения за окрестными выводками и подвывания, когда специалист по имитации волчьего воя таким образом определял количество и возраст животных. Затем следовал выезд. Вот как пишет о его торжественности современник: «Захватывающе красива была картина, когда по очереди перед зрителями выстроились сначала стая багряных с доезжачими и выжлятниками, имея по обе стороны конных борзятников с борзыми темных окрасов на своре, а потом стая пегих гончих и борзятники с 18 сворами борзых пегих и светлых окрасов; как эхо отдаленных лучших времен в тихом воздухе прозвучал позыв звонких рогов; как вкопанные, стояли люди и лошади, около каждого в разных позах расположились любительски подобранные породные своры. Вся картина, освещенная лучами заходящего солнца на фоне деревенского пейзажа, дышала какой-то необычайной силой и прелестью, понятной одному охотнику.
Мы стояли приумолкши, и фантазия уносилась в осенние поля и леса, где заревет эта стая, и вихрем понесутся лихие своры. Тихо подошел к нам один из старейших псовых охотников. «Этого, господа, теперь больше нигде нельзя увидеть», — сказал он нам. «Да и было ли когда-нибудь что-либо подобное», — ответил один из нас».
В принципе выезд сохранил в себе много черт сбора княжеской дружины на Руси. Об этом говорит и архаичность самого обряда, и предшествуемые ему действия. Так, охотнику перед охотой надо было позаботиться о чистоте души и тела, и не раз неудачная охота приписывалась какому-нибудь горячему молодцу, не устоявшему провести ночь с женщиной. Празднование же трофеев, сопровождаемое роговыми сигналами и чарками под пенье «Выпьем, братцы, на крови», отсылает к старинной славянской тризне.
Но вот охота началась. Производится первоначальная расстановка сил охотников и наброс гончих под крики доезжачего «Улюлю!». Затем следует выход «на лазы» и «воззрение борзых», после отрыщенье гончих, то есть отзывание собак командой «Отрыщь!», подача команды борзым «Ату!», угонки их за зверем и, наконец, прием (убийство) или сострунивание (связывание) волка и взятие лисы или зайца. И весь этот процесс сопровождался эмоциями такой силы, что были сравнимы лишь с жаром настоящей битвы или угаром страсти.
В. Серов. Петр I на псовой охоте
Но к середине XIX века псовая охота стала все больше уступать охоте ружейной. Уже в 1860 году Хомяков в «Москвитянине» писал: «Была и у нас в старину охота, может быть, не такая усовершенствованная, как в Англии, но очень разнообразная и затейливая, может быть, выказывавшая еще более избыток смелости и силы народной. Но была. да быльем поросла, и говорить об ней теперь почти стыдно».
А 1861 год и вообще нанес по усадебной псовой охоте сокрушительный удар. Общее число комплектных охот сократилось более чем на три четверти. Подавляющее большинство помещиков, потеряв источник дохода, стремилось избавиться от охот. Известен печальный факт, что в шестидесятые годы сильно увеличился выпуск лайковой кожи. Откуда она бралась, пояснять, думаю, не надо.
Только после 1872 года после создания Императорского общества правильной охоты она стала возрождаться, но уже не в массовом порядке, а в основном у вельмож и великих князей. Так славилась Гатчинская императорская охота в Мариенбурге. Там была построена целая Егерская слобода: дома для егерей, двухэтажный дом главного егеря, здания конторы, пекарни, лавки, школа. Кстати, поторопитесь, остатки слободы еще можно увидеть. Собак же натаскивали уже за Гатчиной, возле Вероланиц. «Впереди седой старший егерь на лошади с большим медным рогом. За ним, образуя каре, остальные егеря, тоже с рогами и арапниками. В центре каре гончие, некоторые на сворках по пяти. Когда все выстраивались, старший снимал шапку, крестился и говорил: «С Богом!» — так описывает выезд на натаску очевидец.
Першинская охота под Тулой великого князя Николая Николаевича-младшего, состоявшая из 100-200 собак, стала не только крупным племенным центром (ее площадь занимала более 400 десятин), собаки которой до сих пор остаются эталоном, но и лебединой песней комплектной псовой охоты. После революции обе охоты продали на Запад, оставшихся собак истребило крестьянство, и блестящая часть русской культуры перестала существовать навсегда, как и усадьбы, ее породившие.
Усадебная охота прекратила свое существование навсегда.
Сейчас предпринимается немало попыток возродить ее, впрочем, как пытаются возродить и усадьбы. Но, увы, усадебная охота, как и усадьба, — это не единичное мероприятие, в отдельном месте и в отдельное время — она, как любое явление культуры, для своего развития требовала среды, которой теперь нет и быть не может.
И все-таки очень хочется, чтобы русская усадебная охота хотя бы в памяти осталась тем праздничным, прекрасным и благородным действом, каким она была и увлекала души — потому что это наша история, наш язык и наша литература.