Айда за грибами! (10 моих правил тихой охоты)
Грибы, пожалуй, самые разнообразные, диковинные и загадочные живые организмы в природе.
Многие ученые до сих пор спорят, к какому царству – к растительному или животному – следует отнести грибы.
Но не буду вдаваться в полемику, для меня тихая охота – это самый замечательный активный отдых. Судите сами: грибник за несколько часов «наматывает» километры пути, делает немалое количество наклонов и приседаний. А какая зарядка для глаз!
К тому же, лесные прогулки – это бальзам не только для наших легких после загрязненного городского воздуха, но и бальзам для души. Ароматы и звуки леса очень разнообразны и богаты. Утром, на рассвете, когда лес еще спит, в безветренную погоду удается «послушать тишину». В такие моменты я просто чувствую всеми клеточками организма, что такое «звенящая тишина» — полное отсутствие звуков, только звенящий чистотой и прозрачностью воздух. И вот просыпается утренний ветерок, а с ним, как-то нехотя, по нарастающей ноте, появляются новые звуки. Какая-то птица подала тревожный сигнал, а в ответ ей другая, с новой интонацией, успокаивающей.
… Ветерок поозорничал с кудрями старых сосен, они, в ответ, немного ворчливо, скрипят своими мощными стройными стволами. И вот уже труженик- дятел начал свою нескончаемую работу: тук-тук, тук-тук-тук-тук… Кукушка с готовностью считает долгие годы жизни, хоть ты и не просишь её об этом. Совершенно незаметно, но настойчиво вплетается в звуки леса далекий рокот работающего в поле трактора, и, как ни странно, он не вносит дисгармонию в этот многозвучный оркестр, а даже наоборот — вселяет уверенность, что ты в любом случае найдешь дорогу домой…
Займёмся делом! Начнём наполнять корзинку лесными дарами.
Помните: гриб может быть не только вкусной едой, природным лекарством, но и смертельным ядом!
За долгие годы увлечения тихой охотой я разработала для себя ряд правил сбора грибов, которыми сейчас и поделюсь с вами.
Правило 1:
Собираю только те съедобные грибы, которые хорошо знаю, их смело кладу в корзинку. Лучше насобирать меньше трофеев, но быть уверенной в их безопасности.
Для расширения кругозора я иногда беру в рюкзачок за спиной образцы грибов, которые ранее не собирала, но мне они кажутся съедобными. Дома, в спокойной обстановке, я сравниваю образец с описанием и фотографиями гриба в литературе, советуюсь с заядлыми и опытными грибниками, устанавливаю его, гриба, название. Здесь как раз тот случай, когда «лучше перебдить, чем не добдить».
Правило 2:
Помню, что природа зачастую предупреждает об опасности цветом и формой! Грибы неестественно ярких цветов или причудливых форм зачастую ядовиты или просто несъедобны.
Самые распространённые в наших лесах ядовитые грибы — мухоморы и бледная поганка — кроме своеобразных окрасок имеют еще несколько опознавательных знаков, по которым их легко «вычислить»:
На шляпках разбросаны лоскутки оболочек плодного тела в виде «бородавок» и обрывков;
Вверху на ножке имеется мягко провисающее гофрированное кольцо, которое не исчезает с возрастом;
Основание ножки — почти всегда раздутое, расширенное, покрыто приросшей оберткой-вольвой.
Правило 3:
Лес не любит суеты! Не мечусь азартно в поисках грибов, а медленно и внимательно присматриваюсь к окружающему.
Правило 4:
Грибы – быстропортящийся продукт. Собирать их лучше всего в корзинку или кошелку, обеспечив естественную вентиляцию. В ведре грибы быстрее теряют свои свойства, задыхаются. В сумке или пакете они ещё и ломаются.
Правило 5:
Собираю грибы, не нарушая грибницы. Я аккуратно срезаю гриб ножиком, не разрывая почву, не вороша подстилку в грибных местах. Еще можно отделять плодовое тело гриба, повернув его медленно вокруг оси, «выкручивая».
Правило 6:
Помня, что грибы предстоит еще почистить и переработать, начинаю этот процесс еще в лесу: прежде, чем положить гриб в корзинку, я очищаю его корешок от песка и мха ножиком, со шляпки удаляю иглицу и листья. Если шляпка гриба в песке – вытираю ее о зелёный мох, он практически всегда слегка увлажнен.
Грибы складываю шляпками вверх, так они не загрязняются друг от друга и от падающего в корзинку мусора с деревьев и кустов. Если класть грибы беспорядочно – в пластинках и трубочках накапливается мусор, который потом тяжело вычистить, грибы ломаются.
Отгадайте, какой из этих боровичков из моей корзинки?
Правило 7:
Нашла один гриб – обязательно ищу вокруг: грибница разрастается на несколько метров, а то и на десятки метров. Ищу «родню» рядом. Иногда просто чутьё грибника подсказывает: здесь должен быть боровик!
Правило 8:
Не собираю червивые и старые грибы, заплесневелые или подсохшие — в них накопились токсины «старения» и жизнедеятельности червей и других вредителей.
Но и не стоит сбивать ногой ненужные «поганки», в лесу нет ничего случайного. Каждый гриб – полноправный член лесного сообщества, выполняющий свою функцию.
Правило 9:
Помня о том, что живу в зоне, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС, проверяю свои трофеи бытовым дозиметром на возможное радиационное загрязнение.
Не собираю грибы (и ягоды) вдоль шоссе и крупных автострад, ведь грибы имеют свойство накапливать в себе вредные вещества, в том числе и содержащиеся в выхлопных газах.
Правило 10:
Если охота не удалась – это не повод для расстройства, я погуляла на природе, подышала воздухом, отдохнула душой. День удался в любом случае!
Но этот день был и приятен, и удачлив!
Поделиться с вами маленькими хитростями переработки грибов и своими любимыми грибными рецептами?
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Грибы, пожалуй, самые разнообразные, диковинные и загадочные живые организмы в природе.
Многие ученые до сих пор спорят, к какому царству – к растительному или животному – следует отнести грибы.
Но не буду вдаваться в полемику, для меня тихая охота – это самый замечательный активный отдых. Судите сами: грибник за несколько часов «наматывает» километры пути, делает немалое количество наклонов и приседаний. А какая зарядка для глаз!
Читать статью
Отправить другу
Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.
конспект и презентация к уроку «Тихая охота»
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Презентация и конспект урока в познавательной форме позволяет учащимся повторить материал по теме:»Грибы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация и конспект к уроку-игре «Тихая охота» | 964.49 КБ |
urok_5_kl.rar | 839.3 КБ |
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок- игра «Тихая охота»
Цель урока: в игровой форме обобщить представление о грибах.
-образовательные: повторить особенности строения и жизнедеятельности грибов;
-развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений, способность быстро отвечать на вопросы, использовать полученные ранее знания;
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, осторожность при сборе грибов.
Тип урока: обобщение полученных знаний по теме:»Грибы».
Вид урока: урок – путешествие по страничкам устного журнала с использованием презентации.
1. по источнику знаний –словесные, наглядные, практические.
2. по характеру деятельности учителя- проблемные.
3. по характеру деятельности учащихся – проблемные , творческие , исследовательские.
Формы работы: фронтальная, груповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения: цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), муляжи шляпочных грибов,таблицы с изображением плеснего гриба мукора на хлебе, зеленой плесени на лимоне, компьютер, мультимедийный проектор, мультимидийная презентация, таблицы « Шляпочные грибы», « Ядовитые» , «Плесневые грибы», « Грибы- паразиты», , учебник.
Методические указания: перед уроком формируются команды «охотников-грибников.
2.Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
3.Пословицы и поговорки о грибах.
4.Загадки о грибах.
6.Тайна оставленной записки.
Приветствие учащихся, создание психологической атмосферы урока.
Учащиеся выбирают из предложенных им трех кружочков тот, который соответствует их психологическому состоянию: красный-тревожно, желтый-спокойно, зеленый-безразлично.
2.Мотивация учебной деятельности.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Грибы».Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания и применим их на практике в нашем путешествии.
1 конкурс. Пословицы и поговорки о грибах.
Объясните смысл поговорок.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
Лучше рыжик, чем ничего.
Молоды опенки, да черви в них.
Не поклонясь до земли, и гриба не поднимешь.
2 конкурс. Загадки о грибах.
1.Шляпа без головы и нога без сапога.
2.Спрятался за пень-шапка набекрень, кто проходит близко- кланяется низко.
3.Стоит Лукашка-белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета.
4.Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ежат.
5.Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк.
6.Шапочка красная, пуговички белые, работа напрасная; осталось все целое-никто не берет!
7.Есть грибы и не в лесу-в тесте, пиве и квасу.
8.Выросли на полочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые- лекари хваленые.
9.Без зубов, а дерево грызет.
Учитель: А теперь поиграем в «Пятый лишний». Среди пяти грибов команды должны найти лишний, на их взгляд, гриб и объяснить, почему они так считают.
3 конкурс. « Пятый лишний».
(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб).
2)Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.
(Лишний опенок, так как он гриб-паразит по способу питания).
3)Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый гриб.
(Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы).
Учитель: Ой, ребята! Посмотрите, что я нашла на берегу ручья! Это старая-престарая бутылка, залитая сургучом, давайте посмотрим, что за секрет она в себе хранит.
(Все вместе открывают бутылку и достают обрывки старой рукописи ).
4 конкурс. «Тайна оставленной записки».
Записка 1: Десятый век,Франция: «. ужасные бедствия распространились среди людей: скрытый огонь,съедающий конечности и тело. Этот огонь вызывает в организме человека резкие сокращения мышц и суставов, приводя к судорогам, поражает нервную систему. В народе это тяжелое заболевание получило меткое название «злые корчи». А заболевали им люди, отведав хлеба.
Задание. За определенное время дать ответ, объясняющий это явление.
(Гриб-паразит спорынья.Поселяется на злаках. Переносится насекомыми с нектаром и пыльцой.
Зимует в виде темных рожков в зернах злаков. Их попадание в муку вызывает у людей очень тяжелые отравления,симптомы которых описаны в записке-рукописи).
Записка 2: В бразильских джунглях живет гриб, который растет буквально по минутам. Он появляется из белого упругого «яйца», которое прямо на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки..Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Каждые 2 минуты эта ножка увеличивается на сантиметр. За каждые 2 часа гриб вытягивается на полметра в высоту. Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступлением темноты гриб светится ярким зеленоватым светом.К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи.
(Этот гриб называется диктиофора или «дама под вуалью»)
Учитель: А сейчас мы проведем « аукцион».
Задание для групп: Перечислите известные вам правила сбора грибов.
1.Надо собирать только те грибы, которые вы знаете. Никогда не собирайте грибы, в которых не уверены.
2.Собирать грибы следует в корзину, а не в полиэтиленовый пакет,в котором они быстро испортятся.
3.Грибы собирают вдали от автомобильных дорог и промышленных предприятий.
4.Вернувшись домой, грибы срочно перебирают и выбрасывают старые.
5.Нельзя срывать ядовитые грибы, ими лечат себя животные.
6.Знать ядовитые и съедобные грибы, если сомневаетесь,то лучше гриб не брать.
5 конкурс. «Зеленое лото».
Условия такие: ответ даете в течение одной минуты.
1.Какие грибы называют шляпочными?
(грибы, имеющие шляпку).
2.Что называют плодовым телом шляпочного гриба?
3.Сколько в среднем живут грибы?
(В среднем 10 дней).
4.Что такое грибы-двойники?
(Ядовитые грибы, похожие на съедобные, например: ложная лисичка, ложный опенок).
5.Как называется содружество гриба и дерева?
6.Какие грибы называют плесневыми?
7.Какие грибы называют пластинчатыми, трубчатыми?
(Если под шляпкой пластинки, то пластинчатыми, если трубочки — трубчатыми).
8. Как размножаются грибы?
(Спорами и грибницей).
6 конкурс. Разгадай кроссворд.
Ответы к кроссворду:
1.Микология. 5. Грибокорень.
Учителя-жюри подсчитывают результаты, объявляют детям.
Учитель: Ребята! Ну как, понравился вам урок? Если понравился, поднимите желтый, если нет, то
красный, если вам показалось неинтересно-зеленый. Наше путешествие закончено. Мы успели сегодня все повторить. Всем спасибо, до свидания!
1.Ивченко С.И. Занимательно о ботанике.-Смоленск: Русич, 2001.
2.Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала.-Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2001.
3.Тюмасеева З.И., Гуськова. Окружающий мир – региональные особенности, уральский вариант.
5 класс. – Челябинск: «Взгляд», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола» предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр.
Данный урок и презентация разработаны по теме «Рождество» .УМК «Enjoy English» для 3 класса М.З. Биболетовой и др. Материал способствует отработке лексики по теме «Рождество». В презентацию добавлены .
В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками .
В данном учебном ресурсе используется информационно-коммуникативные технологии, что способствует более эффективной организации процесса обучения и качественному усвоению информации в рамках реализации.
Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре.
Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·.
Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:· помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить.