Сочувствие или осуждение вызывает у вас зилов утиная охота

«Образ Зилова в контексте своего времени» (по пьесе А.Вампилова «Утиная охота»)

Разделы: Литература

Пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 году, напечатана в 1970. Для русской литературы тема совести, измерение своих поступков и чувства долга перед людьми, перед самим собой была внутренней необходимостью. В советской литературе этот гуманистический мотив сохранен и усилен. Такова была идеология советского времени. И невольно вспоминаются слова критика В.Г.Белинского «вера в идею спасает, вера в факты губит». Вот уже 20 лет живем в государстве, где нет национальной идеи. А внутренняя потребность читать хорошую, умную, серьезную и интересную литературу не исчезла, а наоборот, усилилась.

Вся пьеса драматурга построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно, отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Напоминает Евгения Базарова — небрежность, скука, уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Образ Зилова, его характер, его душа раскрываются через воспоминание героя о прошлом, которое связывает с настоящим. В настоящем, в реальном мире Зилов ищет выход из тупиковой ситуации. Основным мотивом в прозе, в лирике, в драматургии 70-х годов являлось стремление человека к цельности, духовности, «нужности» обществу. Так и в пьесе «Утиная охота» наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: «:не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота — подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно — поэтическое. В самом деле — природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая это тишина? — объясняет герой. — Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.

Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. В классической литературе девятнадцатого века герой Пушкина, Онегин, вступает в конфликт с обществом и с самим собой, Лермонтов решает вопросы, только ли «пороки поколения» стали основой для создания характера Печорина. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Вампилов открывают «жизнь сердца» своих героев. Они обращаются к внутреннему миру человека, психологическому самоанализу героев. И Онегин, и Печорин, и герой Вампилова одиноки. Их объединяет разочарованность, честный суд над самим собой и жажда другой, высокой жизни. В героях есть сила и есть слабость. Авторы не дают конкретную, категорическую оценку их поступкам, мыслям.

«: мы поднимаемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман — мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви: А ночь? Боже мой!» Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова — это своего рода протест. Друзей он просит: «Подарите мне остров. Ели вам не жалко». А охотничье снаряжение, которое ему дарят, — самое желанное. «Это — да, это — уважение:Утиная охота — это вещь». В.Г.Маранцман считает, что для Зилова утиная охота тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни. И не для того, чтобы дичь подстрелить. Зилову хочется избавиться от себя, от «тысячелетней «усталости, уйти от нелепой, суетной, пустой жизни.

Читайте также:  Лучший прицел для охоты день ночь

Мы привыкли говорить «правда характера», имея ввиду, что писатель ни в чем не сфальшивил, ничего не утаил, показав определенный социальный тип, как он сложился в действительности. При чтении пьесы А.Вампилова «Утиная охота» возникает чувство жалости к хорошему человеку, но как-то его «правда» слишком беззащитна. Разговоры о нравственности , как правило , бывают скучны. Вампилов не умел быть скучным, все его пьесы, в том числе и «Утиная охота», отличаются напряженностью внутреннего мира героя. Прочитанное заставляет думать о жизни вообще, не только о литературе и искусстве. Автору важно было понять главные нравственные законы, которые называют правдой времени. Ведь ритм времени живет не вне нас, а внутри нас, поэтому закономерно появление «героев своего времени». «Художественная литература и потому считается художественной, — писал Чехов одной начинающей писательнице, — что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле».

Второе действие катастрофично для Зилова: смерть отца, уход жены, сомнение в своем чувстве к Ирине, угроза увольнения. В третьем действии герой поставлен в такие обстоятельства, где Зилов идет на сознательный бунт, мотивированной внутренней потребностью — разорвать привычный круг жизни. «В черном костюме, торжественный и возбужденный» Зилов собрал друзей, чтобы сказать им правду о них. Неприглядную. «Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия, Слышите? Ваши приличия мне опротивели:Убирайтесь, я вам говорю! Бунт — это своего рода прозрение, очищение. Вампилов отвечает на один из ключевых вопросов внутренней духовной жизни : зачем человеку совесть, правда? В этом состоит художественная индивидуальность драматурга.

Зилов одинок, и «одинокость» его усиливается после скандала. «Друзья» присылают венок. И Зилов готов принять их вызов — покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих «спасателей». «Утиная охота» — одна из самых сложных пьес А.Вампилова. Парадокс Зилова состоит в том, что мы видим Зилова его глазами, и свою жизненную несостоятельность разоблачает сам. В.Г.Маранцман пишет:»В ожесточении этого бунта, этого мучительного разрыва и рождения правды Зилов не щадит никого: Конечно, Зилов пьян, но отчаяние его подлинное, и оскорбления не случайны».

«К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем» Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту:выезжаешь. Прекрасно:Я готов: Да, сейчас выхожу».

Так психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.

Сочувствие или осуждение вызывает у вас зилов утиная охота

Главный герой знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктор Зилов – нарцисс, потерявший всю значимость моральных ценностей и принципов.

Цензоры не сразу пропустили это произведение к постановке, уж очень мерзок был образ этого молодого человека. Неужели такими были все советские люди? Конечно, нет. Но Зилов – человек, приносящий своим появлением зло. Он ломает судьбы, унижает женщин своим отношением, плюет в душу родным и близким людям. И именно такого человека эпохи застоя поставил во главе пьесы Александр Вампилов.

Читайте также:  Почему охота курить если не куришь

Зилов работает инженером, отроду ему всего лишь тридцать лет. Он привлекателен и обаятелен, но только тогда, когда это выгодно исключительно ему самому. Он уверен в себе и своей неотразимости, это находит отражение в походке и жестах. И в тоже время во всем этом прослеживается грусть, лень и тоска. Зилов скучает постоянно, где бы и с кем бы он ни находился.

Он равнодушен к жене Галине, она давно ему приелась, живет просто по привычке. Зилов завел любовницу, но и она не вызывает у него должных эмоций. На работе Виктор просто просиживает время. Ладно, работа не всегда нравится. Ну, может, у этого молодого человека есть увлечения? На первый взгляд, можно подумать, что есть у Зилова одна страсть – утиная охота. Но ведь и это на деле оказывается неправдой.

Отправиться стрелять уток Зилов собирается на протяжении вот уже длительного времени. Все давно готово – снаряжение подарено. Но каждый раз Виктор находит причину отложить это мероприятие. Дальше разговоров и сборов с облачением в охотничий наряд дело не идет.

Зилов женат 6 лет. Супруга Галина первой раскусила всю его сущность, поняла, что это за человек. И выскажет все это ему в лицо, прежде чем уйти насовсем.

У Виктора Зилова ценности будто встают с ног на голову. Быть настоящим мужчиной в его понимании — значит постоянно врать. А кроме этого пройти по головам, если тебе нужно чего-то добиться. Пусть даже чего-то мимолетного и незначительного.

Виктор меняет женщин, заводя все новые и новые отношения, но это не спасает его от всепоглощающей скуки, лишь на время заставляет о ней забыть. В пьесе три женщины, испытывающие настоящие и искренние чувства к этому молодому человеку, но каждой из них он приносит только боль и страдания.

Мотивы, положенные в основу таких безобразных действий Зилова, не понятны никому из его окружения. Его не может спасти даже ребенок. Беременная жена решается на аборт, понимая, что Виктору не нужен никто, он эгоистичен и самовлюблен.

Зилов и сам приходит к той мысли, что он ленив и развратен, может быть, еще бы и можно было что-то изменить, но совершенно не хочется. Единственное, что привлекает этого человека – вечеринки, банкеты, попойки, которым нет числа, они просто чередой проходят по жизни Виктора Зилова. Он занимает деньги, устраивает скандалы, обижает людей мимоходом, даже не задумываясь об этом и не помня на утро, с чего началась ссора. Зилов – человек без цели и, соответственно, без осмысленного жизненного пути.

Урок литературы по теме «Зилов как образ «лишнего человека» (по пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота)

МБОУ Новоленинская СОШ

Зилов как образ «лишнего человека»

(по пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»)

Разработала: Булкеева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: Зилов как образ «лишнего человека» (по пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»)

Обучающая: выявить образ главного героя пьесы Зилова как образ «лишнего человека», повторить термин «образ лишнего человека», объяснить обусловленность возникновения образа в связи с биографией Вампилова и эпохой, в которой жил драматург.

Развивающая: развивать умения анализировать, развитие речи.

Воспитательная: воспитывать культуру чувств.

Форма урока: семинар

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки с заданиями

Орг. Момент. Приветствие. Оформление тетрадей.

Проверка домашней работы. Чтение и анализ эссе, написанных детьми по теме «Трагедия Вампилова»

Трагедия Вампилова не только в том, что он нелепо и скоропостижно погиб, но и в том, что он погиб непонятым, непризнанным, невостребованным. Александр Вампилов трагически не дождался своего театрального времени.

И отсюда настроения в дневнике: «В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипаная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии,— он еще человек и его существование имеет смысл. А вот так. когда совсем пусто, совсем темно. «

Читайте также:  Охота характерная для палеолита

Он и переделывал по 17 раз свои пьесы, потому что не видел их сценического воплощения. Постановка ведущими театрами страны, конечно же, дала бы мощный импульс для развития великолепного драматургического дарования Вампилова. С болью писал он: «Для меня жизнь моя черновик».

Вопросы для размышления: Можно ли назвать Вампилова лишним человеком? Почему? А что значит быть лишним в мире людей?

Слово учителя: Это ощущение ненужности и бессмысленности жизни воплотилось в пьесе «Утиная охота» в образе главного героя Зилова. Конечно, нельзя полностью отождествлять автора и его героя. Вампилов не был таким циником и эгоистом как Зилов. И Вампилова, и Зилова волнует вечный вопрос о смысле жизни, их роднит ощущение «лишнего человека». Однако Вампилов возродился через слово, а Зилов только на пути к возрождению.

В русской литературе существует термин «образ лишнего человека», за ним скрыта трагедия одинокого героя, способного на великие дела, но не нашедшего своего места под солнцем. Что же это — «образ лишнего человека»? На этот вопрос ответит ученик, который приготовил сообщение на тему «Образ лишнего человека в русской литературе».

Сообщение ученика: Ли́шний челове́к — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев Тургенева. Его главные черты: отчуждение от родной среды, чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование ««Лишний человек»» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение — Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

Вывод: Главные черты «лишнего человека»:

отчуждение от родной среды

чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней

— разлад слова и дела

Слово учителя: Докажем, что Зилов – образ лишнего человека. Вам предлагается разделиться на три творческие группы, которым предстоит доказать, что Зилов везде оказывается лишним.

Первая группа выясняет, каков Зилов в отношениях с друзьями. Оказывается ли он среди друзей лишним?

Вторая группа анализирует отношение Зилова к женщинам. Какие черты образа лишнего человека проявляются в Зилове?

В центре внимания третьей группы — отношения Зилова к семье, к отцу..

Каждая группа получает карточки с заданиями. Заполните карточки и сделайте вывод по своей теме.

Работа в группах, обсуждение ответов.

Вопросы для анализа всего произведения:

В чем, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он стал лишним во всех сферах жизни?

Почему пьеса называется «Утиная охота»? Что символизирует охота?

Слово учителя: Зилов – образ лишнего человека. Герою дано больше, чем другим, вот он и пытается реализовать свой творческий потенциал в игре (играет в работу, дружбу, любовь, сыновние чувства). Он больше своего окружения. Галина, к примеру, не донесла свой крест жены, бросив мужа в трудную минуту, отец, обманывая его ложными идеями, стал причиной циничного отношения к жизни, друзья неискренни в отношениях с ним, а то и мелки (эпизод, где они обсматривают квартиру, «примеряя её к себе») и т.д.

Финал пьесы остается открытым.

Как вы думаете, способен ли Зилов к возрождению?

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему: «Возможно ли возрождение Зилова?», приведите аргументы за и против.

Оцените статью
Adblock
detector