Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать найти ошибки
Задание 17. Прочитать тексты, делая паузы и подчеркивая голосом выделенные слова
Собрался по первой пороше охотник | звериные следы считать. ||
Много следов в лесу. || Вот пронеслась от дерева к дереву легкая белочка, | вот ночью хорек проскакал. | Вот пробежала через поляну || осторожная, хитрая лисица. | Идет охотник по лесу. || Где тетерева спугнет, где белку подстрелит.
По И. Соколову-Микитову.
Яички без птички
Три яичка нашел я в лесу: | в песке, в куче листьев, а одно просто так, на земле Три яичка —три загадки. из них? I Яички белые, посредине полянки. | Что за птички вылупятся ни велики, ни малы, | —почти одинаковые. Только лежат в разных местах. [
Стал я ждать. || Время не стоит, | идет. | Собрался я опять в лес. | Пришел туда, | где яичко в песке лежало. | Тут оно и лежит, а скорлупка чуть надтреснута: вот-вот высунется птичий нос. ||
Закачалось яичко, | скорлупка отпала высунулся птичий нос.1 Нос-коротышка: I толстый, короткий как у попугайчика Откуда у нас попугайчики? | Они только в жарких странах живут. |
Жду, | что дальше покажется. || И показалось. | Скорлупка рассеялась, | яичко распалось, || — выползла из яйца черепашка! | Сама с пятачок, | голова, как у ящерки, | глаза, как у рыбки, | нос, как у попугайчика. || Ковыль, ковыль по песку. | Хоть бы помедлила! || Будто всю жизнь по песку бегала.
Разгадалась первая загадка. |
Время не стоит, | идет | Пора проверить яичко в листьях, |
Пришел я в лес, | разгреб я листья)—тут яичко. | Вовремя пришел 1 — дырочка в скорлупке. ( Что-то в дырочку высунется? j Шевельнулось яичко, | раздалась дырочка |— выползла из нее змейка! | Как черная краска из белого тюбика выдавилась. Сама с карандаш, | голова, как у ящерки. |. И только глаза, как у птицы. |
Языком меня подразнила, | что-то прошипела | и поползла. | Будто всю жизнь по листьям ползала.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать найти ошибки
Голый и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать. Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка, вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.
Идёт охотник по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит.
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.
Пороша — только что выпавший снег.
1. Как описан зимний лес? Прочитай.
2. Как рассказчик относится к жителям леса?
3*. Озаглавь каждую часть рассказа. Это будет его план.
4*. Выучи наизусть первую часть рассказа.
Урок по литературному чтению теме «И.Соколов — Микитов. Зима в лесу» (2 класс)
внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,
окружающий мир, музыка
Тема: И. Соколов-Микитов » Зима в лесу»
Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.
1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»;
2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения;
3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;
5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.
Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)
I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель : акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания.
Создать на уроке условия психологического комфорта.
Используемые педагогические приемы:
наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):
Музыкально-художественное сопровождение — произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);
эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);
слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;
образец выразительного чтения стихов учителем;
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение и т.д.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»
На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама .
Красавица, волшебница-зима!
II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности.
Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения.
Используемые педагогические методы и приемы:
элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);
активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);
«мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)
игра «Доскажи словечко»
поисковый метод (определение следов животных);
слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);
совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);
правильный поиск названий стихов и автора произведения;
создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)
Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)
Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель — это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин — стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем — в хрустальной корзинке.
— В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!
Слайд 2 «Звуки зимы»
Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками.
Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.
(ИЗ СПИСКА , ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)
Учитель: Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
— Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)
— Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)
Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)
Учитель: Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.
Целеполагание. Работа в парах. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения.
Игра «Узнай автора произведения» .
Соедините фамилию автора с названием произведения
«Дело было в январе»
Самопроверка (слайд 5)
«Дело было в январе»
Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?
Игра «Доскажи словечко»
Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов:
1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром)
На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой)
2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе)
А возле этой елки…(бродили злые волки).
«Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит)
И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит)
Учитель стимулирует активность младших школьников
Введение в тему урока
— Что вы заметили? А еще что можно сказать? ( все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель)
— С каким автором и произведением ещё не встречались?
Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока.
III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова — Микитова и его произведением «Зима в лесу».
Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений
Используемые педагогические методы и приемы:
работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)
работа с текстом (отработка умений):
с лушания образца художественного чтения (« Живое слово»);
выразительного, правильного, осознанного чтения ( чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);
выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора , составление плана рассказа (элементы метода критического мышления);
анализа , сравнения, вывода ;
слайдовая презентация («И.С. Соколова — Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);
краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;
беседа ( обратная связь)
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.
Слайд 6 Портрет писателя
Расширение кругозора учащихся.
Мотивирование на читательский интерес.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее «домашнее» образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.
И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».
(выставка произведений И.С. Соколова — Микитова)
Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.
Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». ( Запись О. Табакова «Зима в лесу»)
2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».
А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи):
Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)
Слайд 7 Работа со словарем
пороша – (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)
большая толстая коряга
медвежья лесная квартира
Б) Работа с текстом (Чтение произведения).
Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.
Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)
Слайд 8 (развитие умения слушания)
3. Проверка восприятия (обратная связь).
— понравился ли вам этот рассказ?
— о чем написал автор в своем рассказе?
— какие животные встретились в лесу?
— какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?
IV этап. Физминутка (музыкально — танцевальная пауза «Синий иней»)
Использование технологии здоровьесбережения.
4. Работа над произведением И.С.Соколова — Микитова «Зима в лесу»
И. Соколова-Микитова « Зима в лесу».
I.
Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка
Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.
5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)
Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.
Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.
Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.
Озаглавьте 1 часть этого рассказа
«Первый снег» Слайд 10
Зачем отправился охотник в лес?
Кого в лесу увидел охотник?
Как озаглавим 2 часть рассказа?
« C леды на снегу» Слайд 11
Шустрая, запасливая…… (белка)
3 часть. «На диктора».Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)
Читает хорошо читающий ученик.
Кому лучше всех зимой в лесу?
Как медведь готовился к зиме?
Как чувствует медведь в этой берлоге?
Озаглавьте 3 часть рассказа.
«Медвежья квартира» Слайд 12
Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»
Какие краски возьмете для рисования картины?
V этап. Закрепление и проверка понимания учебного материала . Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника» .
Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу.
Используемые педагогические методы и приемы:
метод групповой творческой работы «Пишем страничку учебника» (самостоятельная работа в творческих мастерских:
ИЗО – студии («Зимняя сказка». Картинный план. « Первый снег»),
Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),
Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)
Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)
дозированная помощь учителя (учитель — консультант)
приемы решения логических задач;
работа с дидактическим материалом;
уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!
Учитель оказывает дозированную помощь
У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.
Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.
1 пара . ( ИЗО – студия) «Первый снег».
Задание : нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.
Задание: наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.
3 пара. ( Мастерская моделирования ) Медвежья квартира . ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)
4 пара . ( ИЗО – студия «Зимняя сказка»
Задание: нарисовать обложку книги.
2.Самостоятельная работа в парах.
— составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности ;
— приклей на страничку;
Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.
Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
6 пара — Игра « Пазлы ».
А) -собрать картинку и наклеить на страничку;
Б) — продолжи предложение, проверь по тексту.
Собрался по первой пороше охотник …
Вот пронеслась от дерева к дереву…
-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;
-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.