- Презентация тире в бессоюзном предложении
- Слайды и текст этой презентации
- Конспект урока «Тире в БСП» план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тест: 1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой: а) Собака поджала хвост – охотник насторожился. б) Лето припасает – зима поедает. в) Посмотрит – рублем подарит. г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. 2. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины: а) Я понимал: выручить нас может только случайность. б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может. 3. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены): а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было. б) Боялись не голода боялись холода. в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина. г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду. 4. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены): а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале. б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина. в) Было ясно урок сорван. г) Дождь соревнования продолжились. 5. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены). а) Иду и думаю давно в театре не был. б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших. в) Метель разыгралась кибитка остановилась. г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания. 6. Какое предложение соответствует схеме [ ] – [ следствие ] а) Воды бояться – в море не бывать. б) Солнце дымное встает – будет день горячий. в) Будет ясная погода – экскурсия состоится. г) Придет пора – напишешь книгу. 7. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ] а) Печален я: со мною друга нет. б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь. в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки. г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось. 8. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка: а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится. б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного. в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом. г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.
- Ответы
- Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой: а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.
- Бессоюзное сложное предложение методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Презентация тире в бессоюзном предложении
Слайды и текст этой презентации
[ условие ] — [ ]. если
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
[ ] – [ сравнение ]. Как, словно, будто
Скажет слово – соловей поёт.
Двадцать лет служу такого со мной не бывало.
Двадцать лет служу – такого со мной не бывало.
Собака поджала хвост охотник насторожился.
Собака поджала хвост — охотник насторожился.
Посмотрит рублём подарит.
Посмотрит — рублём подарит.
Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла.
Конспект урока «Тире в БСП»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока «Тире в БСП»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тире в БСП.
Цели урока: 1. Познакомить с постановкой тире в БСП,
2. тренировать учеников обосновывать постановку тире в БСП,
3.повышать пунктуационную грамотность учащихся.
Сегодня мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, но сначала повторим изученный материал.
2.Проанализируйте значение бессоюзных предложений, сверяясь с таблицей «Знаки препинания в БСП»:
1 .Птиц не было слышно: они не поют в течение зноя.(Причина).
2 .Я понимал: выручить нас может только случайность.( Дополнение).
3.Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.(Пояснение).
4. Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях.(Дополнение.В первой части подразумевается « глядит и видит»).
4 ученика выполняют индивидуальные задания на местах.
3.Повторение изученного о БСП.
-Какое предложение называют БСП?
-Когда можно поставить точку или точку с запятой в БСП?
-Когда в БСП можно поставить двоеточие?
4. Изучение нового материала. На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в БСП можно поставить тире. Запишем предложения в тетради , проанализируем их определим значение между частями предложения и построим схему.
Шестнадцать лет служу- такого со мной не бывало.(Значение противопоставления, союз а).
Собака поджала хвост-охотник насторожился.(Время – когда).
Посмотрит-рублём подарит.(Сравнение- как будто).
Любишь кататься- люби и саночки возить.(Условие-если).
Джельсомино запел- в окрестных окнах повылетали ставни.(Следствие-так что, поэтому).
Вспыхнул свет-я зажмурил глаза.( Быстрая смена событий)
Проверим по учебнику, правильно ли мы сделали. Параграф 35.
5. Закрепление. Устно выполним упражнение 199. Читаем по цепочке по предложению и объясняем постановку тире в бессоюзных сложных предложениях.
6.Самостоятельная работа . На листочках записаны предложения, расставьте, где нужно, тире , подпишите значение и постройте схемы этих предложений.
Летом сидеть зимой хлеба не иметь. Молвит слово соловей поёт. Май холодный год хлебородный. Ласточки летают низко над землёй жди дождя.
Июль макушка лета декабрь шапка зимы. Ручка беленька душа чёрненька. Не ищи безупречного друга останешься один. С умным поговорить воды напиться. Утром не встанешь день пропал.
–Сегодня на уроке мы узнали, в каких случаях в БСП ставится тире.
— Давайте вспомним эти условия.
8. Домашнее задание.
Параграф 35, упражнение 200 или подобрать 10 пословиц на тему урока.
Что нового мы с вами сегодня узнали на уроке? Кому было сложно? Что не удалось? Кто не сделал ни одной ошибки?
Благодарю вас за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме «Немецкая пресса для подростков» и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме «СМИ» .
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль «Фотоэффект» для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч.
Интегрированное занятие «Поздняя осень». Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой.
конспект урока по литературе .Работа в группах.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
Тест:
1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой:
а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.
б) Лето припасает – зима поедает.
в) Посмотрит – рублем подарит.
г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.
2. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:
а) Я понимал: выручить нас может только случайность.
б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.
3. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):
а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.
б) Боялись не голода боялись холода.
в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.
г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.
4. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):
а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.
б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.
в) Было ясно урок сорван.
г) Дождь соревнования продолжились.
5. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).
а) Иду и думаю давно в театре не был.
б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.
в) Метель разыгралась кибитка остановилась.
г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.
6. Какое предложение соответствует схеме [ ] – [ следствие ]
а) Воды бояться – в море не бывать.
б) Солнце дымное встает – будет день горячий.
в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.
г) Придет пора – напишешь книгу.
7. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]
а) Печален я: со мною друга нет.
б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.
в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.
г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.
8. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.
б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.
в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.
г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.
Ответы
1. Будет хорошая погода — пойдем в горы. (= -) — (=).
2. Смотрю в окно, стоит темная ночь. (=), (= -).
3. Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. (= -), (= -), (= -).
4. Богатому не спится, богатый моря боится. (=), (- =)
5. Зато Обломов был прав на деле, ни одного пятна упрека в холодном, в бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. (- =), (=).
6. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода страсть: он любил до смерти рассказывать одно и то же. (= -): (- = =).
Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой: а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.
б) Лето припасает – зима поедает.
в) Посмотрит – рублем подарит.
г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:
а) Я понимал: выручить нас может только случайность.
б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.
3.Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):
а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.
б) Боялись не голода боялись холода.
в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.
г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.
4. Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):
а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.
б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.
в) Было ясно урок сорван.
г) Дождь соревнования продолжились.
5.Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).
а) Иду и думаю давно в театре не был.
б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.
в) Метель разыгралась кибитка остановилась.
г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.
6. Какое предложение соответствует схеме [ ] – [ следствие ]
а) Воды бояться – в море не бывать.
б) Солнце дымное встает – будет день горячий.
в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.
г) Придет пора – напишешь книгу.
7.Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]
а) Печален я: со мною друга нет.
б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.
в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.
г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.
8. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.
б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.
в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.
г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.
9. Найдите соответствие. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):
1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.
2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.
3) Глубже пахать больше хлеба видать.
4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.
Бессоюзное сложное предложение
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока-исследования по теме «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznoe_slozhnoe.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель: используя исследовательскую деятельность, сделать вывод о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, отработать интонационные и пунктуационные навыки.
- Постановка цели урока-исследования
- Не нарушайте «границу»
Речь пойдет о «границе» между простыми предложениями в составе сложного. Понаблюдайте над предложениями, найдите ошибки.
Заяц задрожал / от страха прямо на него шел охотник.
Я подошел к калитке с радостным лаем / навстречу мне выбежал Барбос.
«Территории» простых предложений с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» — определение смысла простых предложений.
Теперь попробуйте самостоятельно найти «границы» простых предложений в составе сложного. Будьте внимательны! В примерах, с которыми вам сейчас придется работать, действует таинственная сила, которая будет «подстрекать» вас к ошибкам. Вам удастся избежать ошибок только в том случае, если вы ни на одну минуту не упустите из внимания смысл каждого предложения.
Мы замерли / с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол.
Сахарница разлетелась на куски / с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер.
Подведем итоги: смысл предложений определили, «границы» предложений нашли, а вот какие знаки препинания ставить, мы исследуем сейчас.
- Класс делится на группы по четыре человека и получает следующие задания:
- Сравните предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями предложений, учитывая союзы, которыми можно заменить двоеточие, и обращая особое внимание на вторую часть предложения.
На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Степь скромно пестреет цветами: ярко желтеет дрок, синеют колокольчики, белеет ромашка.
- Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
- Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд человека-лень портит.
Когда настанет утро, двинемся в путь.
Настанет утро — двинемся в путь.
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет и умение.
Солнце дымное встает, так что будет день горячий.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
- Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом – на его вторую часть.
- Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.
- После работы групп обобщаем все сказанное, строим схемы.
- [ ] : [ причина ]
- [ ] : [дополнение ]
- [ ] : [ пояснение ]
- [ ] — [ ] противопоставление
- [ время ] — [ ]
- [ условие ] – [ ]
- [ ] — [ выводы ]
потому что если так что
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:
- Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
- Второе предложение поясняет первое.
- Второе предложение дополняет смысл первого.
Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:
- Содержание одного предложения противопоставляется другому.
- Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором.
- Второе предложение заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первом.
Запомнить эти правила вам помогут и стихотворения:
Вы можете поставить двоеточие ,
Но проверьте правил полномочия:
Причина, объяснение, пояснение ,
К словам увидел и услышал дополнение .
Тире вы можете поставить,
Коль нужно противопоставить .
Условие и время в первой части,
Тире и вывод — в вашей власти.
- Закрепление. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания.
Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.
Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
Делу время- потехе час.
Наступят каникулы- поедем на море.
Солжешь сегодня- не поверят завтра.
На стене ни одной иконы- дурной знак.
- Творческая работа. Конструирование предложений. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.
Своих хозяев собачонка полюбила (причина)
Все оживает в лесу весной (пояснение)
Боль сделалась невыносимой (следствие)
Мы хотели открыть дверь –
Уйти незаметно было невозможно –
Книги надо любить:
- Тестирование. Карточки по вариантам получают все учащиеся.
- Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
- Собака поджала хвост охотник насторожился.
- Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
- Я понимал выручить нас может только случайность.
- Собака была славная уши торчком, хвост колечком.
- Затянулись дожди груздя не жди.
- Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
- Сухой лист валится ночью ветер злится да стучит в окно.
- Не стыдно не знать стыдно не учиться.
- Птицы приумолкли жди грома.
- Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
- Было решено на сборы выезжаем завтра.
- Я подошел к окну знакомый район покрылся новостройками.
- Волков бояться в лес не ходить.
- Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
- Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.