- Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении — БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Презентация к уроку русского языка «Тире в бессоюзном сложном предложении» презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Конспект урока «Тире в БСП» план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация тире в бессоюзном предложении
- Слайды и текст этой презентации
- Презентация урока русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»
- Просмотр содержимого документа «Презентация урока русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»»
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении — БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением противопоставления, времени, условия и следствия; формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (противопоставление, время, условие и следствие); вырабатывать пунктуационные навыки; развивать грамотность; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 198 — чтение и обсуждение составленных предложений; обсуждение вопросов и заданий.)
2. Повторение темы “Тире в простом предложении”
— В каких случаях ставится тире в простых предложениях?
(Примерный ответ. Тире ставится
1) Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены:
а) существительным или числительным в именительном падеже: Тигр — животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное. Дважды два — четыре;
б) инфинитивом (неопределённой формой глагола): Без дела сидеть — стареть;
в) инфинитивом и именем существительным в именительном падеже: Для настоящего музыканта закон — играть часов по шесть в день.
2) Перед обобщающим словом: Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы — всё это казалось необычным для меня.
3) В конструкциях, передающих прямую речь: “Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава богу, дал промах”.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 35, с. 135—136).)
2. Анализ предложений
— Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении”.
1) В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
([ ] [условие] — [ ]; [условие] — [ ]. Предложение со значениями перечисления (точка с запятой) и условия (тире).)
2) Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало. ([ ] — [ ]. Значение противопоставления.)
3) Собака поджала хвост — охотник насторожился, ([время] — [ ].)
4) Посмотрит — рублём подарит. ([ ] — [сравнение].)
5) Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла. ([ ] — [следствие].)
6) Вспыхнул свет — я зажмурил глаза. ([ ] — [ ]. Быстрая смена событий.)
Отметим, что в 5-м и 6-м предложениях значения сходны; следствие и быстрая смена событий.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 199 — комментированное письмо, обсуждение заданий.
2. Упр. 200 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
3. Упр. 202 — подготовка к домашнему сочинению.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово из рамки (с. 137).
— Составьте с ним предложения.
V. Подведение итогов урока
— В каких случаях ставится тире в бессоюзном сложном предложении?
— В чём особенности интонации в бессоюзном сложном предложении с тире? (Интонация перед тире чаще всего повышается.)
3. Контрольные вопросы и задания (с. 140—141).
Презентация к уроку русского языка «Тире в бессоюзном сложном предложении»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация «Тире в бессоюзном сложном предложении» | 182.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
ПОВТОРЕНИЕ. ГОТОВИМСЯ К ОГЭ. Задания: 1. Выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости – звонкости последующего согласного. 2. Найдите предложение, осложненное обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 3. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой . 4. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением. Напишите номер этого предложения. 1)Повороты были так круты, (1) что кони не могли повернуться и должны были делать обходы; (2) через ручьи следы шли по бревну, и нигде тропа не спускалась в воду; (3) бурелом, (4) преграждавший путь, (5) не был прорублен; (6) люди шли свободно, (7) а лошадей обводили стороной. 2)Осмотрев балаган кругом, (8) наш новый знакомый опять подтвердил, (9) что несколько дней тому назад по тропе прошёл китаец и что он ночевал в этом балагане.
ПОВТОРЕНИЕ. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Схема предложения Чем заменить знак в предложении Примеры [ ]: [причина]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. [ ]: [пояснение]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. [ ]: [дополнение ]. что; увидел, услышал, почувствовал с союзом что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Серёжка оглянулся: пожар охватывал дом всё больше и больше.
Задание: списать, расставить знаки препинания. 1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя. 2. Я понимал выручить нас может только случайность. 3. Мне стало стыдно я не мог закончить начатой речи. 4. Собака была славная уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался. 6. Печален я со мною друга нет.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. Мне стало стыдно: я не мог закончить начатой речи. 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Странный случай произошёл: в дороге совершенно поиздержался. 6. Печален я : со мною друга нет. Проверяем
Тире в бессоюзном сложном предложении Схема предложения Чем заменить знак в предложении Примеры [ ] — [ ]. противопоставление а Лето припасает — зима поедает. [ время ] — [ ]. когда Кончил дело — гуляй смело. [ условие ] — [ ]. если Посеешь ветер — пожнёшь бурю. [ причина ] — [ следствие ]. так как — поэтому Дети стали большие – им надо серьёзно учиться. [ ] — [ ]. быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. [ ] — [ сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоёт.
Задание: списать, расставить знаки препинания. Собака поджала хвост охотник насторожился. Посмотрит рублём подарит. Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла. Вспыхнул свет я зажмурил глаза. Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало. Герой умрёт имя его останется.
Собака поджала хвост – охотник насторожился. Посмотрит – рублём подарит. Джельсомино запел – в окрестных домах повылетали стёкла. Вспыхнул свет – я зажмурил глаза. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало. Герой умрёт – имя его останется. Проверяем
Т ест 1.Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире. А) Солнце быстро встаёт будет день горячий. Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал. В) Махнёт птица раз станет светлым-светло. Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны. 2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй. А) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали. Б) Я говорил правду мне не верили. В) Хочу к нему вы тащите с собой. Г) Я прошу Вас всеми чувствами Никогда не будьте грустными. 3.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. А) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью. Б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма. В) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек. Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.
Конспект урока «Тире в БСП»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока «Тире в БСП»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тире в БСП.
Цели урока: 1. Познакомить с постановкой тире в БСП,
2. тренировать учеников обосновывать постановку тире в БСП,
3.повышать пунктуационную грамотность учащихся.
Сегодня мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, но сначала повторим изученный материал.
2.Проанализируйте значение бессоюзных предложений, сверяясь с таблицей «Знаки препинания в БСП»:
1 .Птиц не было слышно: они не поют в течение зноя.(Причина).
2 .Я понимал: выручить нас может только случайность.( Дополнение).
3.Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.(Пояснение).
4. Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях.(Дополнение.В первой части подразумевается « глядит и видит»).
4 ученика выполняют индивидуальные задания на местах.
3.Повторение изученного о БСП.
-Какое предложение называют БСП?
-Когда можно поставить точку или точку с запятой в БСП?
-Когда в БСП можно поставить двоеточие?
4. Изучение нового материала. На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в БСП можно поставить тире. Запишем предложения в тетради , проанализируем их определим значение между частями предложения и построим схему.
Шестнадцать лет служу- такого со мной не бывало.(Значение противопоставления, союз а).
Собака поджала хвост-охотник насторожился.(Время – когда).
Посмотрит-рублём подарит.(Сравнение- как будто).
Любишь кататься- люби и саночки возить.(Условие-если).
Джельсомино запел- в окрестных окнах повылетали ставни.(Следствие-так что, поэтому).
Вспыхнул свет-я зажмурил глаза.( Быстрая смена событий)
Проверим по учебнику, правильно ли мы сделали. Параграф 35.
5. Закрепление. Устно выполним упражнение 199. Читаем по цепочке по предложению и объясняем постановку тире в бессоюзных сложных предложениях.
6.Самостоятельная работа . На листочках записаны предложения, расставьте, где нужно, тире , подпишите значение и постройте схемы этих предложений.
Летом сидеть зимой хлеба не иметь. Молвит слово соловей поёт. Май холодный год хлебородный. Ласточки летают низко над землёй жди дождя.
Июль макушка лета декабрь шапка зимы. Ручка беленька душа чёрненька. Не ищи безупречного друга останешься один. С умным поговорить воды напиться. Утром не встанешь день пропал.
–Сегодня на уроке мы узнали, в каких случаях в БСП ставится тире.
— Давайте вспомним эти условия.
8. Домашнее задание.
Параграф 35, упражнение 200 или подобрать 10 пословиц на тему урока.
Что нового мы с вами сегодня узнали на уроке? Кому было сложно? Что не удалось? Кто не сделал ни одной ошибки?
Благодарю вас за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме «Немецкая пресса для подростков» и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме «СМИ» .
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль «Фотоэффект» для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч.
Интегрированное занятие «Поздняя осень». Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой.
конспект урока по литературе .Работа в группах.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
Презентация тире в бессоюзном предложении
Слайды и текст этой презентации
[ условие ] — [ ]. если
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
[ ] – [ сравнение ]. Как, словно, будто
Скажет слово – соловей поёт.
Двадцать лет служу такого со мной не бывало.
Двадцать лет служу – такого со мной не бывало.
Собака поджала хвост охотник насторожился.
Собака поджала хвост — охотник насторожился.
Посмотрит рублём подарит.
Посмотрит — рублём подарит.
Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла.
Презентация урока русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»»
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
ПОВТОРЕНИЕ. ГОТОВИМСЯ К ОГЭ.
1. Выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
2. Найдите предложение, осложненное обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой .
4. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением. Напишите номер этого предложения.
1)Повороты были так круты, (1) что кони не могли повернуться и должны были делать обходы; (2) через ручьи следы шли по бревну, и нигде тропа не спускалась в воду; (3) бурелом, (4) преграждавший путь, (5) не был прорублен; (6) люди шли свободно, (7) а лошадей обводили стороной. 2)Осмотрев балаган кругом, (8) наш новый знакомый опять подтвердил, (9) что несколько дней тому назад по тропе прошёл китаец и что он ночевал в этом балагане.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Чем заменить знак в предложении
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
увидел, услышал, почувствовал
Серёжка оглянулся: пожар охватывал дом всё больше и больше.
Задание: списать, расставить знаки препинания.
1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
2. Я понимал выручить нас может только случайность.
3. Мне стало стыдно я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался.
6. Печален я со мною друга нет.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
3. Мне стало стыдно: я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Странный случай произошёл: в дороге совершенно поиздержался.
6. Печален я : со мною друга нет.
Тире в бессоюзном сложном предложении
Чем заменить знак в предложении
Лето припасает — зима поедает.
Кончил дело — гуляй смело.
Посеешь ветер — пожнёшь бурю.
так как — поэтому
Дети стали большие – им надо серьёзно учиться.
быстрая смена событий
Раздался выстрел – зверь упал.
как, словно, будто
Скажет слово – соловей запоёт.
Задание: списать, расставить знаки препинания.
- Собака поджала хвост охотник насторожился.
- Посмотрит рублём подарит.
- Джельсомино запел в окрестных домах повылетали стёкла.
- Вспыхнул свет я зажмурил глаза.
- Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
- Герой умрёт имя его останется.
- Собака поджала хвост – охотник насторожился.
- Посмотрит – рублём подарит.
- Джельсомино запел – в окрестных домах повылетали стёкла.
- Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.
- Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
- Герой умрёт – имя его останется.
1.Укажите бессоюзные сложные предложения, где следует поставить тире.
А) Солнце быстро встаёт будет день горячий.
Б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал.
В) Махнёт птица раз станет светлым-светло.
Г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.
2.Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй.
А) Закончена бригадная работа народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть как дом поднимается сколько брёвен плотники затесали.
Б) Я говорил правду мне не верили.
В) Хочу к нему вы тащите с собой.
Г) Я прошу Вас всеми чувствами
Никогда не будьте грустными.
3.Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А) За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью.
Б) Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная тьма.
В) Мы знали крепче непогоды прочнее стали человек.
Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.