Мотобуксировщик или снегоход: сравнительный анализ
Мотобуксировщик vs снегоход: сравнительный анализ
Этот бой характеристик устраивается для того, чтобы вы смогли понять, нужна ли вам вообще зимняя техника, а если нужна, то что вам больше подойдёт: снегоход или мотособака?
Основные споры касаются удобства передвижения на этих двух видах зимнего транспорта. Многие почему-то считают, что на снегоходе удобнее, потому что там есть комфортное сиденье. Но, во-первых, комфортное сиденье есть и у мотобуксировщиков, оснащённых лыжным (или колёсным) модулем, а, во-вторых, в санях-волокушах можно и полулежать, а это удобнее, чем сидеть.
Проходимость этих двух снеговиков тоже вызывает разногласия. Насмотревшись в интернете видеороликов о грациозно летающих снегоходах, обыватели думают, что они более проходимы. На самом деле в этом соревновании победил бы мотобукс, потому что он короткий и узкий и при езде по лесу такие характеристики более важны. Если вы собираетесь ездить в разреженном лесу между деревьями, вам лучше взять модель с укороченной базой и гусеницей 500 мм. (правда на двух гусеницах движение будет намного устойчивее за счёт увеличенной опоры и тут подойдет модель KOiRA T ).
Существенным фактором выбора также являются отношения с ГИБДД и ФНС. В отличие от снегохода, на вождение собаки (включая мотособаку) не нужно прав и налог на неё платить тоже не требуется. Правда, в условиях изменчивой правовой базы это не такой уж стабильный плюс но на момент публикации статьи налогов на мотособаку нет.
Сегодня на выбор также может сильно повлиять широко распространившийся культ безопасности. Если рассуждать в этом ключе, то безопасней, конечно, мотособака как раз потому, что человек не едет на ней верхом, а волочится сзади на санках, как в чукотской собачьей упряжке. При резкой встрече с деревом вероятность получить травму намного ниже. При уходе под лёд тоже больше шансов уцелеть – водитель снегохода в такой ситуации успеет намокнуть, потому что сидит на утопающей технике, а из саней легче вовремя выпрыгнуть и не попасть в воду.
Передвижение зимней техники по льду вообще требует отдельного рассмотрения. Многие покупают снегоход или мотобуксировщик для рыбалки, но забывают, что первый намного тяжелее и выводить его на лёд можно не так уж много дней в году. В итоге приходится ближе к весне покупать себе ещё и мотопса. Впрочем, на любом зимнем транспорте не забывайте про правила безопасности на замёрзшей реке, а если всё-таки, к превеликому сожалению, ваша мотособака решит поплавать, то знайте, что вытащить из воды букс значительно легче, чем снегоход. Ещё в пользу ледяного катания именно на мотобуксе говорит тот факт, что существуют особые гусеницы с двадцатимиллиметровыми грунтозацепами, созданные специально для рыбаков (или так случайно получилось), которые облегчают скоростную езду по льду. Это как зимняя резина, только для гусениц. Именно такие гусеницы используются на мотособаках Богатырь.
Важный момент: если зимняя техника вам нужна исключительно для передвижения по замёрзшим рекам, вы сможете немного сэкономить и купить мотособаку мини с укороченной гусеницей 500 мм и с минимальным весом (что очень актуально для такой езды). Эти малышки легко помещаются в среднестатистический автобагажник и на их обслуживание уходит меньше всего сил и средств.
Кстати про стоимость обслуживания. У снегохода хороший аппетит на бензин, так что это будет постоянной статьёй расходов, наряду с машинным маслом. Хороших денег также стоит техосмотр дорогой техники, который желательно проходить регулярно. Если вы не умеете самостоятельно проводить консервацию или, наоборот, подготовку к зимнему периоду, то придётся время от времени платить и за это. Не стоит забывать и о тратах на содержание государственной системы: сумма налога высчитывается в зависимости от количества лошадиных сил, а у снегохода оно может перевалить за сотню. У мотобукса всё проще – не нужно оплачивать ни налоги, ни пошлины, ни получение водительских прав. «Желудок» у него намного меньше, поэтому питается он как птичка (конечно, смотря с какой птичкой сравнивать). Машинное масло ко многим моделям можно подобрать достаточно недорогое. Подготовка к зиме мотособаке тоже требуется, но проходит во много раз проще и дешевле, что можно сказать и о техобслуживании. Общий вывод получается стандартный: чем дороже техника, тем дороже за ней ухаживать.
Если по итогам вышесказанного вы уже определились, купить снегоход или мотобукс, задумайтесь ещё, где вы будете хранить такую громоздкую технику. Для снегохода вам понадобится свободное машиноместо в гараже, а мотособаке требуется конура поменьше – ей достаточно даже большой кладовки. Если вопрос места для вас принципиален, вам лучше купить мотобуксировщик с укороченной базой – его легче и перевозить, и хранить. Правда показатели проходимости и тяги у него, конечно, поменьше. Кстати, если говорить о перевозке, снегоход в багажник уже не поместится, да и загрузить его на крышу не получится. Его даже через препятствие перетащить сложно, в отличие от мотобукса. Есть специальные прицепы для перевозки снегоходов, но они иногда стоят столько же, сколько целый мотобуксировщик.
Вопрос препятствий тоже нужно учитывать при выборе такой техники: как часто на вашем пути будут возникать коряги и пеньки. Если часто, то вам лучше брать мотособаку, у которой гораздо меньший вес и нет дорогостоящих лыж в передней части. Но даже на буксировщике если вы постоянно будете им на что-то налетать, велика вероятность быстрого превращения из водителя в пешехода кстати, в этом случае тоже легче дотащить до дома букс, другой транспорт здесь вообще не вариант. Вопрос ремонта тоже важен: мотобуксировщик гораздо легче отремонтировать и в денежном плане, и в плане поиска запчастей и мастера. Снегоход является более сложной техникой, некоторые модели вообще принимают на ремонт только узкоспециализированные мастерские или сервис-центры.
Если вы собираетесь цеплять на свой букс лыжный и колёсный модуль – у моделей КОЙРА все рассчитано именно так что распределяться вес по всей конструкции будет равномерно. Но если в вашей полосе страны преобладает рыхлый и глубокий снежный покров, а вы серьезно занимаетесь охотничьим промыслом то снегоход также будет отличным решением.
Тип снежного покрова надо учитывать и при выборе подвески мотобукса. Более вездеходной можно считать колесную, но у нее есть слабое место – по недавно выпавшему и достаточно глубокому снегу (пухляку) она проедет не так резво, но уверенно. Для сравнения –склизовая по такому снежку едет легко, как сноуборд, но с такой подвеской забудьте о ледяных реках и очищенных от снега дорогах – это ей строго противопоказано. Здесь, конечно, однозначно побеждает современный качественный снегоход, потому что это мощный зверь, способный беспрепятственно проехать по любому снежному покрову. Но и мотобуксировщик может быть универсальным: на модели Богатырь склизы можно менять на колеса, в зависимости от погодных условий.
Можно и ещё больше усовершенствовать конструкцию. Например, значительно повысить ее проходимость, добавив к ней модуль толкач или колесный модуль для летней эксплуатации – так у вас будет почти снегоход/вездеход. Такое устройство может иметь удобное сиденье и ещё кучу интересных прибамбасов. На таком агрегате можно ездить и летом, и зимой, и по дорогам, и по бездорожью. Если купить от производителя сразу и мотобукс, и лыжно-колёсный модуль, ни одна погода не станет препятствием для поездки.
Наверняка вы уже сделали вывод, какой зимний транспорт лучше подошёл бы под ваши предпочтения, осталось только решить, нужен ли он вам вообще. Если вы охотник или рыболов, и не собираетесь бросать своё увлечение даже зимой, то однозначно – да, вам нужно купить что-то из этого. Даже если вы легко доходите пешком всюду, куда вам нужно, и не берёте с собой ничего тяжёлого, это не значит, что это тяжёлое вам бы не пригодилось. На мотособаке на рыбалку намного удобней ездить, потому что кроме рыболовного чемоданчика можно взять побольше еды, несколько термосов горячего питья, тёплые вещи, удобный раскладной стул и многое другое, что может сделать дрожание с удочкой на ветру гораздо комфортнее. Мотобуксировщик для охоты тоже очень пригодится, потому что на нём вы сможете привезти на место дислокации специальную лампу для обогрева палатки и саму палатку, где вы сможете передохнуть. Главное – не распугать его грохотом всех оленей.
Для большинства людей зима – это повод проводить больше времени дома, но если вам приходится много передвигаться в зимних условиях, теперь вы уже знаете, что есть техника, готовая вам помочь.
Мотособака или снегоход?!
Здравствуйте здравствуйте рыбаки! Всем доброго времени суток!
Ломаю голову второй сезон — мотособака или небольшой снегоход?!
Уж очень нравится мне ходить по Волге за судаком и бершом. А ходить приходиться очень хорошо, до 5-7 км в одну сторону! Ну, конечно я хожу так далеко, если знаю что там ловили, и когда снежный наст или весной, твердый ровный лед.
Были у меня рыбалки весной: знаю, что ловили у старых канав на Волге судаков, иду, благо твердый лед без снега, и накатаны следы от снегоходов и мотособак. Прохожу свои 5км, и вижу, действительно ловят судака, и ВСЕ ПРИЕХАЛИ кто на мотособаках, кто на снегоходах. Да, конечно хочется, еще бы!
Вот и начал задумываться, изучать, сравнивать — мотобуксировщик или снегоход?!
Сначала про снегоход, особенно про небольшой. Ведь мощные иномарки стоят от полумиллиона в хорошем состоянии. А купить за 200-300 тысяч в хорошем состоянии вряд ли получится.
Хорошие конечно предложения на рынке, новые небольшие снегоходы, типа Динго, Irbis, стоимостью от 135 до 165 тысяч рублей. Но даже такой миниснегоход это все же техника, техника габаритная. И возить ее нужно на прицепе, а прицеп на «рыбацком» автомобиле! Есть конечно вариант, если у вас гараж не далеко от реки, чтобы тропами доезжать от гаража до берега, а там уже во всю прыть по льду! Но, чаще, это не так. Все таки также нужны права категории А1. Ну, больше хлопоты, конечно, что я писал выше, прицеп и гараж. Так что снегоход пока мне не подходит. Да и многим в наше время, к сожалению.
Также я изучил про гарантию и обслуживание этих небольших снегоходов. Почти все производители дают мягко говоря небольшую гарантию, 6 месяцев или 500 км пробега! Вы представляете, 500км пробега?!
Также у них часто выходят из строя выхлопная система, разбалтываются колеса и звездочки катково-склизовой подвески. Еще в ютубе гуляют куча роликов, как такие снегоходы застревают в глубоком снегу, а особенно в снежноводянистой каше на льду. Этому виной небольшой крутящий момент и мощность двигателя. Часто, это двигатель 8л.с.
Вобщем — снегоход нет.
Мотобускировщики или мотособаки набирают огромную популярность у наших рыбаков! Еще бы! Подкупает невероятная мобильность тягача, то, что помещается в обычном легковом автомобиле (хэтчбек или универсал), с санями и снастями. НО, кто любит ездить втроем, формируют целые «комплексы» из саней, и все это тянет, и причем, быстро — мотособака!
Хранить дома в гараже или сарае, или кладовке, если тащить не далеко или толпой. Двигатель простейший, китайский, 4-ех тактный, с воздушным охлаждением, надежный. Подвеска тоже простая. Санки, понятно, зависит от производителя, но обычно не ломаются, если только по глупости самого рыболова. Довольно мощные для таких габаритов двигатели, 8-15л.с, да еще с хорошим моментом. Таким образом, мотособака, обладая передним приводом, хорошей простой подвеской, и моментным двигателем, пробирается через глубокий снег, торосы, снежные лесные тропы, вывозя «хозяина» отовсюду! И не требует особого обслуживания. Цепкой привод крепок, а ремень вариатора меняется очень редко и стоит доступных денег.
Еще подкупает относительно доступная стоимость мотобуксировщика — от 50 до 100 тысяч. Вполне подъемно, сравни покупке лодочного мотора.
Даже если застрянешь на такой в снежной водянистой каше на льду, можно вытащить его одному-вдвоем, а снегоход — очень сложно.
Мотобуксировщики относятся к мотокультиваторам и похожим механизмам, поэтому права на управление такими не требуется.
Взвесив все «за» и «против» , мой выбор — мотобуксировщик!
Чем мотособака лучше снегохода
Я тут уже как-то задавался вопросом, почему же люди до сих пор ходят на разборных катамаранах , когда так легко и дешево можно купить и содержать жесткокорпусную лодку. Мол, она всем лучше, но нет — существует множество адептов разборно-надувного туризма. А теперь у меня аналогичная тема: почему же такое огромное количество народу сейчас пользуется мотобуксировщиками и мототолкачами, когда полноценный снегоход стоит лишь немногим дороже.
Если вы читали то, что я писал на снегоходную тему прежде, то, наверно, в курсе, что в данный момент я являюсь приверженцем именно толкача , то есть большой настоящий снегоход я до сих пор иметь не хочу (и не могу). Кое-какой опыт в эксплуатации такой техники у меня уже появился, а вместе с ним сформировался и ряд аргументов. Это мое личное мнение и на какую-либо истину я тут вовсе не претендую, а рассказываю исключительно про себя.
Собственно, мой выбор обосновывается всего несколькими словами: толкач дешевле, проходимее, легче, и намного проще в обслуживании. Как-то сильно это дело смахивает на аргументы любителей разборных и надувных судов — вы не находите?
Так и есть. Мотолкач — это лишь альтернатива снегоходу, этакий недоснегоход, который ездит медленнее, везёт меньше, но зато не требует гаража, транспортироваться он может даже внутри легковой машины, а весит в 2 или 3 раза легче. Да и стоить может совсем немного, так как в большинстве случаев эти конструкции полностью или частично самодельные. Как у меня водится, далее распишу все поподробнее.
По поводу цены: новый маленький снегоход можно купить и за 150 тысяч. Что-то более серьезное, например «Буран», стоит уже все 300. Различные быстроходные варианты, «Тайга» и прочее — еще дороже. Я не говорю об иномарках, которые могут стоить и под миллион. Самый дорогой буксировщик же, как база для изготовления толкача, обойдется максимум тысяч в 100. И то, это если ты решил купить все готовенькое, а не заняться гаражным рукоблудством , например. Я об этом скажу чуть ниже.
Теперь на предмет веса и проходимости. Да, как это не смешно, но этот крошечный драндулетик пролезает вообще везде. На своих покатушках, например, я могу не особо напрягаясь ехать по лесной чаще вдоль лосиных следов и проезжать везде, где проходил этот самый лось. Думаю, что никто не станет спорить с тем, что наш местный «царь зверей» у всех ассоциируется именно с непролазными чащобами. Конечно, такая езда требует определенных навыков, она изматывает, она происходит на низкой скорости — но она вполне возможна! Снегоход в такие места просто не сунется; и даже «Буран», специально приспособленный для самых тяжелых внедорожных условий, не сможет проехать во многих местах хотя-бы из-за своих габаритов. Кстати, разглядывая следы на снегу, я неоднократно убеждался в том, что снегоход по моему путику ехать не в состоянии.
Кто-то может возразить, что здесь решает мощность и крутящий момент, но тут как раз следует вспомнить о весе. Толкач может быть очень легким, что позволяет ему без проблем проскакивать различные ручьи и меньше буксовать на непрочном насте. Например, мой снегопед почти отовсюду можно вытолкать силами одного человека.
Про простоту обслуживания нужно говорить в комплексе с простотой конструкции. Выше я говорил, что толкачи и буксировщики можно изготовить самостоятельно. В самом деле, это сейчас настолько популярный в России вид вездеходной техники, что любые детали на любой вкус без проблем продаются в специализированных магазинах. Остается только собрать это дело в кучу, как из конструктора — и вот, что-то ездящее у вас уже есть. Это, действительно, получается недорого.
Кто-то может подумать, что толкач ненадежен и пригоден только для того, чтобы «доехать до лунки». Глупости. Маршруты моих покатушек, как правило, имеют протяженность 30-50 километров, и в ходе них я забираюсь в такие дебри, о которых раньше даже и не мечтал. В будущем буду, конечно, ездить значительно дальше, когда мы построим второй мототолкач для Натальи.
В конце надо упомянуть о юридической стороне вопроса. Тут не все так однозначно, так как с одной стороны, мотобуксировщики считаются технадзором разновидностью мотоблоков, а значит они не требуют регистрации и прав на управление. С другой стороны, толкач уже начинает восприниматься как снегоход, так как на нем появляется «предусмотренное конструкцией место оператора». Полагаю, что если кому-то посчастливится нос к носу столкнуться с представителями инспекции, то проблемы возникнуть могут. Однако, практика других людей в настоящий момент говорит о том, что государство пока что предпочитает закрывать глаза на подобную технику. Но все-таки необходимо иметь возможность оперативно превратить толкач в буксировщик, дабы в случае чего, вас отпустили бы с миром.
В общем, вот такие вот мои соображения. Пересматривать это я пока не собираюсь, и на следующую зиму планирую построить два толкача для себя и Натальи, учтя все недостатки того, что у меня имеется сейчас.
Ну и подведу теперь резюме. Даже самые навороченные мотособаки потребуют денег только на их приобретение, а хранить их можно в любом сарае. Если же приобретать два снегохода, то нам обоим пришлось бы обязательно получать права на них (тут не отвертишься), строить гараж — потому что просто в сарайчик снегоходы уже не закатишь, плюс для транспортировки нужен огромный прицеп, и все это обойдется минимум в пол миллиона, что в несколько раз больше, чем затраты на толкачи.