Без насадки.
Ещё в эпоху каменного века человек использовал рыболовные крючки, а эру медную уже были известны целые поселения людей-рыболовов. С тех пор минуло много веков и бесхитростный крючок с червяком, как простое орудие добычи, давно канул в Лету. Оснащение современного рыболова своей сложностью уступает пожалуй только космическим технологиям, а наши цели давно ушли от банальной добычи рыбы на пропитание. Сегодня актуален спортивный подход – борьба на равных, обмануть, поймать самую хитрую, осторожную и «грамотную» рыбу. Тривиальный червяк почти забыт и на первые места вышла ловля вообще без насадки, на искусственные обманки – спиннинг, нахлыст и т.д.. Зимняя подлёдная ловля так же совершенствуется и в последнее столетие всё больше набирает популярность безнасадочная мормышка.
Насколько эта ловля интересна, невозможно описать словами – надо попробовать самому. Конечно первый опыт скорее всего будет негативный – просто так рыба без мотыля почему-то не хочет ловиться, но это только первое впечатление. При правильном подходе и умении ловится и ещё как! И самое главное – именно тогда, когда на любую насадку она совершенно не обращает внимания. В чём же секрет и почему рыба хватает это бездушный и невкусный предмет с крючком?
Суть проста – надо рыбу раздразнить, пробудить в ней интерес. Заставить попробовать на вкус эту необычную «букашку» вибрирующую у неё под носом и попытаться её съесть. Вызвать хватательный рефлекс — раздразнить до «белого каления», заставить атаковать, отогнать или попросту убить. То есть играть на рефлексах и инстинктах, даже на рыбьих нервах. Имитация, конечно, тоже имеет место быть, но безнасадочная мормышка всё-таки скорее «дразнилка», чем схожесть с какими-то подводными обитателями.
Что, например, может напоминать рыбе своей формой приманка типа «медуза»? Подобных трёхлапых букашек в наших водах просто не существует. И более того – имитации реальных кормовых объектов как раз часто ловят намного хуже, чем фантазийные приманки. Например, искусственный мормыш, даже выполненный как идеальная копия, заметно уступает такой необычной форме приманки, как «чёртик». А кого он может имитировать? Когда-то, в пору его появления и первого фурора, рыболовы пытались найти его прототип, но в итоге все согласились, что чёртик – это не имитация и в данном случае работает совсем другой принцип. Какой?
Давайте вспомним, что происходит при ловле на «безнасадку». Мы опускаем её на дно и всячески трясём. И порой так, что ни одному живому организму подобные движения даже не снились. Мормышка вибрирует зачастую с очень большой частотой и бывает, что рыба её атакует даже при очень агрессивных движениях, предварительно проигнорировав спокойные, близкие к естественным, колебания. То есть реагирует не на имитацию движения реального корма, а на провоцирующую игру. Именно игру. Мы порой играем с рыбой как с кошкой бантиком. Это один вариант, спокойный. Другой – агрессивный, когда движения мормышки переходят все границы естественного. Впервые испытав подобный тип игры, просто от безысходности, я был немало удивлён, что не распугал всю рыбу в округе, а получил очень уверенную поклёвку. Рыба явно атаковала, а не пыталась съесть приманку. В итоге уже обрисовались два типа игры, которых на самом деле намного больше.
Диапазон видов проводок и их комбинаций очень широк. От самых медленных и плавных, до резких и агрессивных. Какая из них будет рабочей и востребованной непосредственно в данный момент зависит от многих факторов – от настроения рыбы, её вида, типа мормышки и т.д.. Но надо понимать, что какого-то единого рецепта или правила в этой ловле вывести невозможно. Всё подбирается и определяется непосредственно на каждой, отдельно взятой рыбалке, отдельном конкретном водоёме и вдобавок меняется в течение дня.
Например, утром рыба активно кормится, её цель что-то съесть и могут работать спокойные проводки, близкие к естественным движениям. Потом, ближе к обеду, она насытилась и в ход идут уже дразнящие варианты, комбинации, так как наша цель, во-первых, привлечь внимание сытой рыбы и потом заставить её схватить мормышку. Это общая картина, а вариантов может быть очень много. При подводных съёмках я неоднократно наблюдал как рыба подолгу рассматривает вибрирующую приманку и потом явно из интереса щиплет её губами. Но бывают и прямо противоположные моменты, когда откуда-то из-за объектива вдруг выскакивает шальной окунь и без раздумий хватает мормышку из под носа своих пассивно наблюдающих собратьев. Тоже самое может происходить, например и с кормящейся плотвой. Стая собирает со дна корм, большинство не обращает никакого внимания на приманку, но вдруг одна из них уверенно подплывает и втягивает её в рот. И о каких правилах можно говорить, если рыба даже одного вида и из одной стаи ведёт себя по-разному?
Так же всем известно, что каждая приманка требует своего, персонального подхода. То, что действенно в данный момент с небольшой вольфрамовой дробинкой, может совершенно не работать с лёгкой удлинённой «Уралкой» и наоборот. То есть каждая модель требует своей игры для данного момента. И именно это зачастую и является той самой изюминкой, которая возобновляет казалось бы совсем затихший клёв. Смена приманки и проводки. Это очень и очень важно! Смена типа мормышки, а в совокупности и вида игры, вновь возрождает внимание рыбы.
Наблюдая это действо под водой , я поражался насколько быстро падает интерес рыбы к мормышке. Первая реакция очень сильная – вся рыба с ближайшей округи сразу подплывает в движущейся приманке и обычно самая шустрая старается тут же схватить и попробовать её на вкус. Но уже на третьей проводке интерес падает и вызвать атаку может только смена игры, а далее рыба просто перестаёт замечать мормышку и схватить её может только приплывшая со стороны. Но стоит сменить приманку и всё повторяется. Главный практический вывод из этого наблюдения – не надо засиживаться на одной лунке и «вымучивать» поклёвку. Намного правильнее использовать первый, активный интерес и потом переходить на «свежий» участок, к другой рыбе, или хотя бы сменить приманку.
Теперь давайте ещё раз вернёмся к имитации. Многие модели своей формой действительно напоминают что-то живое или съедобное. Например «Овсинка» или «Муравей». Но так ли это важно? Для примера можно вспомнить полностью фантазийные мормышки, которые больше похожи на какие-то новогодние игрушки, чем на подводную букашку, не только своей формой, но и дополнительным оснащением и цветом. А рыба ими очень неплохо интересуется, несмотря даже на такие же «фантазийные» проводки. Что же может имитировать подобный вариант? Получается что ничего и главное в данном случае нечто иное. О чём как раз я и говорил в начале статьи — безнасадочная мормышка всё-таки скорее «дразнилка», чем схожесть с какими-то подводными обитателями.
Как бы то не было, а мормышки различаются не только в своей уловистости вообще, но и даже по отдельной рыбе. То есть разные её виды предпочитают какие-то свои модели. Лещу нравится одна форма, плотве другая и т.д.. Почему? Каждая мормышка соответствует какой-то определённой пище этого вида рыбы? Имитирует её? Вряд ли… Сказать с полной уверенностью, что именно важнее, конечно сложно, но возьмусь предположить, что дело всё таки, во-первых, в колебаниях и в их различии. Ведь по законам гидродинамики у той же «Дробинки» и «Уралки» они просто не могут быть схожими благодаря их разной форме. Вытянутая и вдобавок изогнутая мормышка будет играть совсем по другому в отличии от шарообразной дробинки. И именно эти различия наиболее актуальны для рыбы. Визуальная форма конечно так же важна, но всё таки, исходя из практических замечаний, игра, вибрация, особенности колебаний, движений имеют самый высокий приоритет в безмотылке.
Так же немаловажен и размер мормышки. Одинаковая форма, при разном её размере (объёме), будет играть по-разному. Мы можем не обратить внимания на, казалось бы, несущественную разницу в один миллиметр, но для рыбы она может оказаться ощутимой. Для показательно примера представьте какого-нибудь плоского «клопа» в двух размерах: в 5 мм и 15 мм длиной. Какова будет разница их сопротивления воде во время колебаний? Насколько изменится возмущение воды, все гидроакустические параметры? Как повлияет повышение инертности приманки на её игру? Очень заметно и всё это происходит при любом, даже небольшом, изменении размера, только в разной степени. Не менее важно и отношение «вес/объём» – удельная плотность материала. Небольшая и тяжёлая вольфрамовая мормышка будет играть заметно резче, чем объёмная и лёгкая модель, изготовленная из свинцового сплава. Меньший объём при более высокой массе будет иметь меньшее сопротивление воде со всем вытекающими последствиями. В практике всё это выражено в том, что при одинаковой проводке (работе сторожком) мормышки из разных материалов и разного размера в толще воды движутся по разному. Для сравнения изготовьте два чёртика одинаковой формы из вольфрама и из олова и сравните их игру. Это будут просто разные приманки по своей игре.
Так же на игру мормышки заметно влияет и «обвес» в виде крупного бисера или всевозможных «крылышек», которые не только притормаживают колебания, но и вдобавок парусят – меняют траекторию движения мормышки. То есть, одна и та же модель будет играть по-разному без дополнительного оснащения и с ним. И в этом плане так же надо учитывать, что дополнительный «обвес» мормышки зачастую становиться намного важнее самой приманки. Она в данном случае выступает больше в роли трейлера – основы, на которой располагаются и играют разнообразные бусинки, цепочки, крылышки и т.д.. Особо это выражено в крупной и лёгкой «подвеске», когда этот элемент может двигаться даже энергичнее, чем сама мормышка и привлекать к себе основное внимание рыбы. А если подобные дополнения расположены вдобавок на подвижных крючках, то само тело мормышки может вообще существенно потерять свою актуальность. Пример – мормышка «медуза» с подвесным крючками. При подводных съёмках отлично видно, как рыба реагирует именно на движение, вибрацию крючков, как отдельных частей и пытается «откусить» именно их. Наверное многие замечали, как, например, плотва упорно попадается на один крючок из трёх, на котором расположен какой-то определённый, понравившийся ей, цвет бисера. И что в этом случае представляют эти крючки с бусинками, если исходить из теории имитации? Ножки подводного насекомого, особое лакомство, которые рыбе надо непременно оторвать и съесть отдельно? Конечно же нет и вывод один – в большинстве случаев все элементы в безнасадке выступают в качестве раздражителя, как по отдельности, так и в совокупности.
И раз уж речь пошла о дополнительном обвесе, то надо отдельно рассмотреть и звучание бисера или подвижных крючков. Простейший эксперимент в банке с водой, покажет вам, насколько различается это звучание в зависимости от материала бисера. Стеклянный, пластиковый или капроновый материал очень отличается по силе и типу звучания. Какой вид требуется разной рыбе, сказать однозначно сложно, так как бывает по разному — то «звонкое» стекло ловит лучше, а то наоборот – лучше «бесшумные» кембрики. Многое зависит от настроения рыбы, сезона и т.д. Надо просто иметь разные варианты в своём арсенале и пробовать всё на месте.
Теперь необходимо вспомнить о самой снасти. Каково влияние кивка на игру , можно даже и не говорить. Это главный инструмент безмотыльщика и его материал, а так же геометрия — длина, толщина и конусность, очень важны. По сути каждому требуемому типу игры, в совокупности с определённым видом мормышки, должен соответствовать свой тип кивка. Простейший пример – короткий пластиковый сторожок, который отлично отрабатывает высокочастотную игру, не сможет как надо выполнить плавные лещёвые «качания». Именно поэтому в наших ящиках такое количество заранее снаряжённых удочек с разным оснащением.
На первый взгляд кажется, что моделей кивков очень много, но исходя из основных параметров всё это многообразие можно разделить всего на две группы — по материалу пластины и её геометрии. Изменяя эти основополагающие параметры, мы можем получить очень разные по своим характеристикам кивки. Пластиковая пластина менее инертна и быстрее отрабатывает колебания, а металлическая более плавная и медлительная. Далее на эти отличия налагается и разница в работе длинных-коротких кивков и конечно конусных или прямых. В итоге две модели могут различаться очень существенно. Например, короткий пластиковый кивок с выраженным конусом и длинный металлический прямого профиля. Первый вариант идеально подходит для высокочастотной, малоамплитудной — быстрой и мелкой, игры. А второй для более спокойной, широкой и медленной – высокоамплитудной и низкочастотной. Разные виды кивков подбираются по совокупности всех условий ловли и оснащения.
Так же важна и леска. Принято считать, что она должна быть максимально тонкой. Но это требуется не всегда. Ведь главное не её незаметность для рыбы, а информативность передачи колебаний кивка к мормышке. Просто представьте как будет играть «чёртик» крупного размера на леске двух разных диаметров — 0,10 мм и 0,15 на большой глубине (читай: «при большой длине лески»). При неоправданно малом диаметре тонкий и упругий нейлон будет заметно гасить колебания по пути от кивка к мормышке. В итоге не всегда требуется самая тонкая леска, а её диаметр и упругость должны соответствовать весу мормышки.
Кроме этого надо учитывать, что леска, как и все предметы, имеет свойство сопротивляться при движении в воде. Например, представьте, что происходит с толстой леской при ловле на течении. Её не только сносит тягой воды, а вдобавок ещё и парусит, выдувает в дугу. Как это влияет на работу всей снасти и непосредственно на колебания приманки можно легко представить. Даже сравнительно небольшая «тяга» в озере или водохранилище вносит свой вклад в игру мормышки при большой длине лески. Это влияние бокового сопротивления, которое напрямую зависит от общей площади лески – диаметр помноженный на длину, что в общем понятно всем.
Но существует и ещё один «подводный камень» связанный с толщиной и длиной. Вертикальное движение лески в воде так же имеет заметное сопротивление. Всё конечно относительно и мы его почти не замечаем, когда руками вытаскиваем леску из лунки. Но, что бы понять, что это сопротивление существует, просто вспомните какое усилие вы ощущаете, когда вытягиваете из воды оборванный на зацепе шнур при ловле спиннингом. При длине в 20 метров, даже при небольшом диаметре, сопротивление при подмотке катушкой очень заметное. И это ощутимо даже при подмотке с помощью механизма с шестерёнками. А в какой степени действует подобное сопротивление при передвижении лески с помощью тонкого и гибкого кивка? Факт, что оно существует и понять насколько это влияние меняется при увеличении диаметра, думаю, нетрудно. В итоге надо учитывать, что одна и та же мормышка, но с разной снастью, на разной глубине, в разных условиях, будет работать в воде по-разному и всё оснащение должно быть соответственно сбалансировано.
И напоследок, говоря о снасти, надо упомянуть конечно и удилище, видов которого очень много и у каждого безнасадочника свои модели, соответствующие личным вкусам. Общие требования просты: удобная в ладони, лёгкая, тёплая и функциональная. Если говорить более подробно, то нужно выделить узел катушки, который не должен допускать «сброса петель» и закусывать леску, как это бывает, например, у всеми любимой «балайки». Второе требование к катушке – это наличие так называемого «фрикциона», то есть возможности сброса лески при критическом натяжении. Это очень важно, так как обычно в безнасадке применяются очень малые диаметры и при ловле на малых глубинах, когда растяжимости упругой лески недостаточно что бы погасить излишне резкий рывок, даже среднего размера рыба, при подсечке, может оборвать тонкую нить. В связи с этим можно так же упомянуть и шестик, который в некоторой степени так же гасит и амортизирует излишне резкое усилие при подсечке. Достаточная длина, тонкий диаметр и упругий материал может заметно снизить количество обрывов. Но надо учитывать, что длина шестика так же влияет и на параметры игры кивком. Длинным можно работать с широкой амплитудой, а вот для высокочастотной и низкоамплитудной игры всё таки удобнее более короткие шестики. Хотя всё это конечно дело вкуса и привычки.
В заключении статьи рассмотрим некоторые модели безнасадочных мормышек и их различия. Для примера возьмем максимально отличающиеся как по форме, так и по оснащению. Например, «Нимфу», «Чёртика» и «Медузу». Первая известна уже много лет и её можно позиционировать как самую универсальную и популярную модель. Она допускает самое разнообразное применение, по разной рыбе и у многих безнасадочников считается самой «убойной» мормышкой. «Нимфа» обычно включает в своё оснащение так называемые «крылья» — тонкие и лёгкие пластиковые диски, которые при работе мормышкой очень оригинально играют, порхают на цевье крючка. Это, пожалуй, самый подвижный обвес из всех применяемых в безнасадочной мормышке, что вносит немалый вклад в уловистость этой модели. Одна из главных особенностей крылышек заключается в том, что они придерживая, подтормаживая крючок, почти не влияют на игру самого корпуса мормышки, так как большое внутреннее отверстие позволяет им двигаться почти независимо от его колебаний. Но как бы не влияли крылышки на уловистость, а форма «Нимфы», её угол подвески так же очень важны. Их сочетание даёт ту самую, привлекательную для рыбы, игру мормышки, когда вертикальные и горизонтальные колебания находятся в правильной пропорции. При изменении амплитуды меняется и степень раскачивания мормышки в горизонтальной плоскости, чем можно добиться самой разнообразной игры и тем самым привлечь всевозможную рыбу в разных условиях.
Сравнительно недавно набравший популярность «Чёртик» уже заметно отличается от «Нимфы» и главное его отличие заключается в вертикальной подвеске. Конечно никто не запрещает изменить угол даже до 30 градусов, но, по моему скромному мнению, это уже будет не чёртик. Именно вертикальное расположение и в связи с этим отсутствие каких-либо горизонтальных движений при игре, как раз и является изюминкой этого вида мормышек. Пусть форма чёртиков и допустима разная, но факт, что она всегда строго пропорциональна в своём сечении и её геометрия обычно не допускает каких-либо боковых, несимметричных отклонений. Пусть это вытянутая капля, пузатый клопик, или тонкий столбик, но они всегда пропорциональной формы. Обвес этой категории мормышек играет уже далеко не такое значение как у «Нимфы». «Чёртики» без дополнительного оснащения ловят зачастую даже лучше чем с ним, что говорит о важности параметров именно самого тела этой мормышки. Более того надо учитывать, что перебор в размере бисера, вдобавок подвешенного на один крючок, заметно изменяет характер колебаний мормышки. Естественно имеют право на жизнь самые разные варианты, но классический «Чёртик» всё таки применяется с «голыми» крючками или с самым мелким бисером на всех трёх крючках.
А вот «Медуза» , совсем недавно появившаяся в нашем арсенале, как раз всегда, в обязательном порядке, имеет в своём оснащении бисер. Особенность этой мормышки заключается в подвижных, подвесных крючках, которые просто перестают играть, если не будут иметь на себе дополнительных элементов. Колебания крючков, в совокупности со звуком, звоном, бисера, очень эффективно привлекают рыбу. Как писал выше, подробно рассмотрел работу «Медузы» через подводную камеру и могу с уверенностью сказать, что именно движение крючков и бисера на них, имеют в данном случае первостепенной значение. Движение, вибрация этих подвижных элементов может быть очень незначительным и даже незаметным для человеческого глаза, но рыба всё отлично ощущает и реагирует на них. Именно поэтому следует уделять особое внимание прежде всего качеству подвески крючков и подвижности бисера на них.
Так же при выборе этих мормышек нужно следить за параллельностью положения крючков в крайнем верхнем положении. То есть как они встанут при падении мормышки вниз. Проверить это просто – если перевернуть медузу вниз крепёжным колечком, то крючки должны расположиться в строго параллельной плоскости. Если один из крючков встанет криво, то при свободном падении медуза будет заваливаться на бок, что крайне нежелательно. Она должна падать строго вертикально, а крючки при этом расходиться параллельно в стороны. Кстати, плавное падение, планирование медузы на дно, за счёт того, что крючки парусят и тормозят мормышку при погружении, так же имеет немалое значение.
Конечно форма медуз, так же как и у всех безнасадочных моделей мормышек, не менее важна, так как первое впечатление на рыбу оказывает именно она. Применяя медузу можно варьировать проводки от самых активных, с большой амплитудой, до высокочастотных, без выраженного движения тела приманки. В первом варианте рыба больше реагирует на колебания тела, а во втором уже непосредственно на вибрацию крючков и бисера. Сочетая эти проводки можно пользоваться «Медузой» и просто как чёртиком, а можно сначала раздразнив активной игрой, вызвать на поклёвку пассивную или осторожную рыбу за счёт деликатной игры подвижных элементов. В итоге эту приманку можно поставить в категорию «два в одном» — и чёртик и классическая безнасадка «в одном флаконе». На данный момент именно «Медуза» в моём арсенале стоит на первом месте.
Ну вот пожалуй и всё, если говорить о безнасадке в общем. Но для того, что бы полностью и подробно раскрыть эту очень интересную и уловистую ловлю, надо посвятить каждой части и даже каждому элементу, отдельную статью. Например касаемо только обвеса, дополнительного оснащения мормышки, можно говорить бесконечно. А если попытаться раскрыть тему проводок разных мормышек по разным видам рыбы, иначе говоря технику ловли, то можно написать целую книгу. Кроме этого не менее важна и тактика , которая так же отличается от ловли с насадкой. У безнасадочников свой, особый стиль, который, кстати, у каждого опытного рыболова отличается даже при ловле на одном водоёме, что говорит о том, что однозначных инструкций в такой ловле быть не может и каждому начинающему безнасадочнику надо идти своим путём. Чего я вам и желаю. Тем более надо всегда помнить, что подо льдом каждый год всё меняется и только постоянное совершенствование и эксперименты позволят вам ловить успешно и результативно.