- Снасть предназначенная для подъема парусов
- Литература
- Смотреть что такое «Фал» в других словарях:
- Судовая снасть (трос для подъёма парусов, флажных сигналов)
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фал
- Определение слова фал в словарях
- Примеры употребления слова фал в литературе.
- Снасть предназначенная для подъема парусов
- Судовой такелаж. Термины
Снасть предназначенная для подъема парусов
Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать) ) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.
В качестве фалов применяются металлические, синтетические или растительные тросы. Фал испытывает большую нагрузку при работе.
В зависимости от предназначения фалы получают дополнительное наименование, например, дирик-фал, кливер-фал, стаксель-фал, сигнальный фал и др.
Воднолыжный фал — плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Аналогично используется в гидрофойле, вейксерфе, вейскейте и вейкборде.
Часто фалом называют страховочный трос (например, трос для крепления вытяжного устройства парашюта к самолету, космонавта — к космическому кораблю при выходе в открытый космос).
Литература
Фал в Викисловаре ? | |
Фал на Викискладе ? |
- Фал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
- Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
Паруса |
| |
---|---|---|
Дельные вещи | Битенг · Блок · Вертлюг · Вымбовка · Иллюминатор · Карабин · Клюз · Кнехты · Коуш · Кофель-нагель · Кофель-планка · Лебёдка · Леерное устройство · Мочка · Погон · Рым · Стопор · Талреп · Трап · Утка · Шпигат· Гак |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Фал» в других словарях:
фал — фал, а … Русское словесное ударение
фал — фал, а … Русский орфографический словарь
фал — фал/ … Морфемно-орфографический словарь
ФАЛ — (Halyard, halliard) снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), кормового флага, гюйса, флажных сигналов и пр. В зависимости от назначения получает дополнительное наименование, напр.… … Морской словарь
Фал — а, муж. Стар. редк.Отч.: Фалович, Фаловна.Производные: Фаля.Происхождение: (Предположительно греч. thallos побег, молодая ветвь.)Именины: 29 марта, 3 окт. Словарь личных имён. Фал Молодая ветвь, иносказательно – отпрыск (греч.). 29 (16) марта –… … Словарь личных имен
ФАЛ — муж., мор. вообще, снасть для подъема чего: рея и косой парус подымаются фалом; по русски: дрок и подъемна. Фал получает названье по рее и парусу: Грот марса фал, фор бам фал, кливер фал и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
фал — веревка, трос, снасть Словарь русских синонимов. фал сущ., кол во синонимов: 8 • веревка (82) • дирик фал … Словарь синонимов
фал — а; м. [голл. val] Спец. 1. Снасть для подъёма и спуска парусов, флагов и сигнальных знаков. 2. Верёвка для раскрытия парашюта без участия парашютиста, прикрепляемая одним концом к самолёту, а другим к вытяжному кольцу надетого парашюта. 3. Трос,… … Энциклопедический словарь
ФАЛ — голл. val. Веревка, служащая для поднятия парусов, рей и т. п. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. фал (гол. val) мор. снасть, при помощи которой поднимают на… … Словарь иностранных слов русского языка
ФАЛ — ФАЛ, фала, муж. (голланд. val) (мор.). Веревка, снасть для подъема рей, парусов, сигнальных флагов и пр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФАЛ — ФАЛ, а, муж. (спец.). 1. Снасть бегучего такелажа трос, служащий для подъёма рангоутных деревьев, парусов. Сигнальный ф. (для подачи флажных сигналов, подъёма флага). 2. Страховочный трос (у парашютистов, у космонавтов при выходе в открытый… … Толковый словарь Ожегова
Судовая снасть (трос для подъёма парусов, флажных сигналов)
Последняя бука буква «л»
Ответ на вопрос «Судовая снасть (трос для подъёма парусов, флажных сигналов) «, 3 (три) буквы:
фал
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фал
Определение слова фал в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Фал — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов ( грота , стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев , стеньг , гафелей ), флагов , вымпелов и т.п. Фалы , используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу . В.
Примеры употребления слова фал в литературе.
Все было готово — фал прикреплен к зажиму, базука заряжена и в боевой готовности.
Повелитель Ветров с ревом налетел с севера, лопнул один фал, другой, третий, грот-мачта надломилась у самого основания, врезалась в бизань, и обе мачты с реями и такелажем рухнули на палубу, в щепки разнеся трап на ют.
До момента входа в устье Фала он принял предложенную койку в каюте Герике, на которой приходил в себя.
Но на мачте БДБ заполоскалась по ветру поднятая на фалах простыня — флаг довольно красноречивый.
Это была обычная мера предосторожности: хотя Пул и был привязан к капсуле тонким, словно нити, пружинным фалом огромной прочности, но, как известно, иногда даже крепчайшие страховочные фалы подводят.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Снасть предназначенная для подъема парусов
Такелаж (rig) – все снасти на судне, служащие для крепежа рангоута
и управления парусами. Такелаж делится на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж – standing rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) – неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении мачты. Чтобы мачта не завалилась ни вперед, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках – вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками – талрепами (turnbuckle).
Бегучий такелаж (running rigging) – подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.
Фалы (halyards) предназначены для подъема парусов или частей рангоута.
Грота-фал (main halyard) – для подъема грота, стаксель-фал (jib halyard) – для подъема стакселя.
Шкоты (sheets) – служат для управления парусами или подвижным рангоутом.
Стаксель-шкоты (jib sheets) – для управления стакселем.
Гика-шкот (main sheet) для управления гиком и соответственно – углом атаки ветра к гроту. Проводка гика-шкота расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.
Грота-шкот (main sheet) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота — шкотом за шкотовый угол разворачивают грот из рулона в мачте.
Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.
Топенант (topping lift) – снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота — фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу. Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.
Оттяжка гика (boomvang), как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах.
А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками:
Судовой такелаж. Термины
Бакштаг — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Бакштагом также называют боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т. д.
Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Битенг — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.
Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости («брасопить» рей).
Брасики — короткие шкерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.
Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.
Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
Ванты — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.
Верп — вспомогательный якорь, наименьшей массы из имеющихся на судне.
Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Гак — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.
Гафель — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Драйреп — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.
Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека). Каболка — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Канат — крученое или плетеное изделие диаметром 6 — 112 мм, повышенной прочности.
По-тюркски, канат — АРКАН, длинная веревка с подвижной петлей на конце, свитая из конских грив и хвостов, применяется для ловли животных.
Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Кип — желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.
Киповая планка — металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вращающимися роульсами.
Клюз — отверстие в фальшборте для подачи швартовных концов и буксиров. Кроме этих клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.
Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 мм, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.
Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.
Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусоз (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.
Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т. д.).
Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Прядь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Прядь ходовая — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.
Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.
Рей — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.
Риф-шкерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.
Румпель — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.
Сейтали — тали, основанные между двушкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
Сейшкентель — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты,
Сорлинь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и «а рым на корме судна. Сорлинь предотвращает потерю руля при его поломке.
Стеньга — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.
Стоп-анкер — якорь, имеющий вес около 1/а—’А веса станового якоря судна.
Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.
Строп — приспособление из канатов, тросов, цепей и т.п. для захвата грузов и подвешивания их к крюку подъемного крана.
Другое определение. СТРОП (нидерл. strop, букв. петля) — простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или цепи с захватными крюками (скобами). Строп может быть оборудован устройствами для автоматической застропки грузов (автостропы).
Во множественном числе правильно говорить «стропы«, хотя очень часто говорят, и это — привычно, «стропа»». В то же время, «стропа» — понятие поэтическое, к размеру стиха относящееся. Например, ямб — стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог.
Строп грузовой (грузовые стропы) — приспособление для подвешивания грузов на гаке стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Такелаж — растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.
Талреп — трос, основанный между юферсами. Служит для обтягивания стоячего такелажа.
Талреп винтовой — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, бакштагов, фордуиов, штагов, штуртроса и т. д.
Тент — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца.
Топ — верхний конец мачты или стеньги.
Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Топрик — стальной трос, натянутый между верхними концами (ноками) шлюпбалок.
Трос — гибкий пеньковый, стальной или из искусственного волокна канат, а на кораблях вообще — веревка.
Любопытно, что Тросом (Трой) в греческой мифологии звали внука Дардана, сына Эрихтония. По одной из версий мифа, Трос — основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда; по другой версии мифа, основателем Трои был сын Троса Ил, от имени которого произошло другое название Трои — Илион.
Тренд — нижняя утолщенная часть веретена якоря.
Утка — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров.
Уток — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д.
Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т. д.
Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фалреп — обшитый сукном или заключенный в пластиковую оболочку леер трапа.
Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижнне концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.
Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком.
Шкентель грузовой — трос, наматываемый на барабан грузовой лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания стропа с грузом.
Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и трех каболок.
Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы пластыря.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесенин его вокруг какого-либо предмета.
Шлюпбалка — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки оснащаются соответствующим такелажем — талями, оттяжками, топриком.
Штаг — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы.