Фал, снасть
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Смотреть что такое «Фал, снасть» в других словарях:
ФАЛ — (Halyard, halliard) снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), кормового флага, гюйса, флажных сигналов и пр. В зависимости от назначения получает дополнительное наименование, напр.… … Морской словарь
снасть — См. обстановка … Словарь синонимов
фал — а; м. [голл. val] Спец. 1. Снасть для подъёма и спуска парусов, флагов и сигнальных знаков. 2. Верёвка для раскрытия парашюта без участия парашютиста, прикрепляемая одним концом к самолёту, а другим к вытяжному кольцу надетого парашюта. 3. Трос,… … Энциклопедический словарь
ФАЛ — голл. val. Веревка, служащая для поднятия парусов, рей и т. п. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. фал (гол. val) мор. снасть, при помощи которой поднимают на… … Словарь иностранных слов русского языка
фал — веревка, трос, снасть Словарь русских синонимов. фал сущ., кол во синонимов: 8 • веревка (82) • дирик фал … Словарь синонимов
ФАЛ — муж., мор. вообще, снасть для подъема чего: рея и косой парус подымаются фалом; по русски: дрок и подъемна. Фал получает названье по рее и парусу: Грот марса фал, фор бам фал, кливер фал и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ФАЛ — ФАЛ, фала, муж. (голланд. val) (мор.). Веревка, снасть для подъема рей, парусов, сигнальных флагов и пр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФАЛ — ФАЛ, а, муж. (спец.). 1. Снасть бегучего такелажа трос, служащий для подъёма рангоутных деревьев, парусов. Сигнальный ф. (для подачи флажных сигналов, подъёма флага). 2. Страховочный трос (у парашютистов, у космонавтов при выходе в открытый… … Толковый словарь Ожегова
Фал — снасть, служащая для подъема рей, косых парусов, флага и т. д. В каждом случае к этому слову прибавляется термин, соответствующий предмету, поднимаемому Ф., например марса Ф. Ф., поднимающий марса рей; кливер Ф. снасть, поднимающая верхний угол… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ФАЛ — (голл. val) трос, веревка судовая снасть бегучего (подвижного) такелажа. Часто под фалом понимают страховочный трос (напр., трос для крепления вытяжного кольца парашюта к самолету, космонавта к космическому кораблю при выходе в открытый космос) … Большой Энциклопедический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Словарь морских терминов
Алфавитный словарь морских терминов.*
* В алфавитном словаре упомянуты все термины, которые относятся к данному кораблю. Иллюстрации почти всех терминов Вы найдете в 4-х страницах чертежей. Значения цифр (от 1 до 152 на чертежах — описаны в списке ниже словаря). Все остальные иллюстрации добавлены в алфавитный словарь.
Алфавитный словарь морских терминов
Ахтерлюк — отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля.
Ахтерштевень — (голл. achtersteven, achter – задний, steven – штевень, стояк) – брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевеню подвешивается руль. Ахтерштевень состоит из нескольких деталей: фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев – кормового дейдвуда.
Анапуть — несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями – анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.
Бак — (голл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. (самый верхний рис.)
Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бейфут — кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. Приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают трос для тяги.
Блинда-рей — рангоутная перекладина на бушприте. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Иногда сейчас вместо блинда-рея ставят два отростка — блинда-гафеля.
Битенг — 1. Деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость отдачи якоря. 2. С кофель-нагельными планками — для крепления бегучего такелажа.
Бриг — двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Брасы — снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Бом- принадлежность к предпоследнему уровню рангоутного дерева.
Бом-утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.
Бом-кливер — первый сверху косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).
Борт — бок судна.
Брам- принадлежность к самому верхнему уровню рангоутного дерева.
Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.
Булинь — снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.
Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости (около 35 градусов). К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров. На больших судах бушприт делался составным: продолжение бушприта составляет утлегарь, а продолжение утлегаря — бом-утлегарь.
Бухта — трос, свернутый кругами.
Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».
Ванты — (голл. — want) — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.
Вант-путенсы — железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-вулинг — крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Вулинг — бандаж, стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов. Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.
Вымпел — (голл. — wimpel) — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрелы предназначены для вынесения паруса за борт, крепления шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса.
Водоизмещение — вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.
Г
Галсы — простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.
Гардель — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Гафель — (голл. — gaffel) (гик) — рангоутное дерево, которое на своём нижнем конце — пятке — имеет развилку — усы, охватывающие мачту. Усы позволяют поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно неё. Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики — для крепления нижней.
Гальюн — носовой свес, являвшийся продолжением грепа. Служил в основном декоративным целям и опорой бушприта.
Галерея — кормовой декор, окна или открытые балконы, как часть жилой площади кают капитана и офицеров. Как правило, богато украшены с надписью названия корабля.
Грота-, Грот- принадлежность к грот мачте. (т.е. относится ко второй мачте спереди).
Грот — 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-бом-брамсель — четвертый снизу парус на грот-мачте.
Грот-брамсель — третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.
Грот-марсель — второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Грот-люк — средний люк на палубе судна.
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Гюйс — В России: красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке бушприта (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки.
Гюйс-шток — стойка, на которой поднимается гюйс.
Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.
Драйреп — 1. (марса-фал) — снасть для подъема марса-рея. 2. цепь или проволочный трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например, марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема марса-реи.
Завал-тали — снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.
Карронада — короткая, легкая, большого калибра чугунная пушка.
Катер — шлюпка с 2-мя мачтами и 10-ю веслами.
Кнехт — 1. на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. 2. двойная металлическая тумба для крепления швартовых. Бывает с перекладиной, помогающей удерживать намотанный трос, называемой кнехтовой краспицей.
Кофель-нагель — стержни из твёрдого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий — бом-кливером. Кливера появились в XVIII в
Корма — задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки. (самый верхний рис.)
Контр-бизань — гафельный парус, позади прямого на бизань-мачте. Если на задней мачте есть нижний прямой парус, он-то и называется бизань. Если прямого паруса там нет, имя бизань носит гафельный парус.
Киль — (англ. — keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты. (второй рис. сверху)
Киль-блоки — две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Княвдигед — у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой. (второй рис. сверху)
Кран-балка — балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.
Лафет — деревянная тумба для удерживания орудия (пушки), управления и передвижения ее по палубе.
Лось-штаг — один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.
Лопарь — ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.
Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Люки — отверстия в палубах: для опускания в трюм грузов — грузовые люки; для пропускания света — световые люки.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
Мартин-гик — рангоутное дерево, укреплённое вертикально под эзельгофтом бушприта своим ноком вниз. Его верхний конец был раздвоен. Служит для разноса ватер-штагов.
Марс — (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.
Нирал — единственный гитов кливеров и стакселей.
Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.). Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.
Нагель — 1. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 2. Ось шкива блока.
О
Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа или стропов блоков.
Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек — открытая палуба для управления судном; опер-дек — верхняя батарейная палуба; мидель-дек — средняя батарейная палуба; орлоп-дек — палуба жилых и служебных помещений; трюм — самая нижняя палуба. (самый верхний рис.)
Парус — прикрепляемая к некоему объекту (рангоутному дереву) ткань, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение.
Смотри здесь по названию каждого паруса.
Помпа — судовые насосы, служащие для разных целей: трюмные помпы, пожарные, санитарные, питательные (для котлов) и т.д.
Пушка — бортовое орудие, основным зарядом, которой, является ядро.
Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пятнерс — круглое или эллиптическое отверстие в палубе, через которое проходила мачта, так же конструкция удерживающая конец бушприта.
Путенс-ванты — 1. железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. (Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант.) 2. специальные оттяжки — похожие на короткие, идущие вниз, ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть путенс-вантами.
Рангоут — (от голл. «rondhout» — круглое дерево) — на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. Собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.
Ракс-бугель — состоят из 1-3 рядов деревянных шариков надетых на тросы, которые удерживают горизонтальный рангоут на вертикальном.
Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Роульс — каток, отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.
Ростры — место на палубе, где уложен запасный рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки.
Румпель — (от гол. — roerpen, roer — весло, руль) — рычаг, укреплённый в верхней части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.
Руслени — мощные балки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые прикрепляются вант-путенсами к бортам.
Рым — прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.
Салинг — деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением — брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг.
Стень- принадлежность к стеньге (т.е. ко второму снизу вертикальному рангоутному дереву)
Стеньга — (голл. — steng) — съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
Такелаж — общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.
-примеры здесь, названия смотрите в тексте.
Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
Талреп — род талей или натяжной вант для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза.
Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Томбуй — смотри буйреп.
Утка — точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей. Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Фал — снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.
Флаг — прямоугольное полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани — флагдука — разных цветов и служащее отличительным знаком. Флаги делятся на сигнальные и национальные, означающие какому государству принадлежит данное судно, причем национальные флаги разделяются на военные, торговые и лично присвоенные.
Флагшток — верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема флага.
Фока-, Фор- принадлежность к фок-мачте (т.е. к первой мачте спереди судна) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса фок-мачты.
Фордуны — снасти стоячего такелажа, поддерживающие сзади и с боков стеньги, брам-стеньги и т.д. При наличии двух пар снастей, поддерживающих одно и то же рангоутное дерево, снасти, крепящиеся ближе к носу, называются бакштагами, а задние — фордунами.
Фор-стень-стаксель, Фор-бом-брамсель, Фор-брамсель, Фор-марсель — смотр. аналогию с Грот-.
Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.
Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). (второй рис. сверху)
Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.
Шпангоут — ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса). (второй рис. сверху)
Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.
Штурвал — колесо с ручками, служащее для управления рулем.
Штуртрос — трос, основанный между штурвалом и рулем, и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилия от штурвала к румпелю, и через него к рулю.
Эзельгофт — деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.
Юферсы — род круглого толстого блока с гладкими дырами, называемыми окнами, вместо шкивов. Через юферсы основываются тросовые талрепы.
Якорь — кованный металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.
Ял —
лодка по своим размерам меньше, чем полубарказы и имеющая более острые обводы. Применяются для различных целей, в основном при швартовках.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю