- г а л с
- Снасть бегучего такелажа парусника
- Устройство парусного судна.
- 1. Курсы парусного судна относительно ветра.
- 2. Рангоут и стоячий такелаж четырехмачтового барка
- Названия рангоута и парусов
- Стоячий такелаж
- Бегучий такелаж косых парусов
- 3. Маневрирование парусного судна с прямым вооружением
- ЛАВИРОВКА
- ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
- ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД
- 4. Сигналы судовых тревог
- 5. Типы парусного вооружения
- 6. Требования техники безопасности при работе с парусным вооружением
- 7. Устройство косого и прямого паруса, бизани
- 8. Название парусов четырехмачтового барка.
г а л с
снасть бегучего такелажа парусного корабля (судна)
• положение судна, идущего под парусом, относительно ветра
• курс, положение судна относительно ветра
• линия пути корабля от поворота до поворота
• положение парусного судна относительно ветра
• путь от поворота до поворота
• отрезок пути корабля (судна) от поворота до поворота при плавании переменными курсами
• российский искусственный спутник
• курс судна относительно ветра
• курс против ветра
• курс корабля бортом к ветру
• курс судна по ветру
• курс судна бортом к ветру
• курс относительно ветра
• линия пути корабля
• курс судна согласно ветру
• ветренное изменение курса
• отрезок пути при лавировке
• курс судна относит. ветра
• курс согласно ветру
• курс с учетом ветра
• «ветреный» курс судна
• снасть удерживающая парус
• Курс судна относительно ветра
• Положение судна относительно ветра
• Отрезок пути корабля от поворота до поворота
• «ветреный» курс судна
• курс поперек ветра
• м. морск. веревка, снасть, натягивающая нижний наветренный угол нижних и косых парусов: подветренная называется шкот. На Волге, галс наз. становая, шкот отпускная. Так как галс натягивается (садится) снаветра, то слово это, с прибавкой: правый, левый, обозначает также с которой стороны ветер, при крутом ходе (см. беть, бейдевинд); идти правым галсом, по левую сторону от (против) ветра, который и будет дуть справа. Название снасти галсу дается по парусу: грота-галс, фока-галс и пр. Шкот тянут, а галс садят. Галсовый, до галса относящийся. Галс-клямпа ж. морск. скважина в борте, где проходить галс. Галс-тали ж. мн. тали, блоки с основой, для садки галса при свежем ветре
Снасть бегучего такелажа парусника
Имея некоторый опыт в постройке «деревянных» моделей парусников , по просьбе участников форума «Корабли.Неоконченные сказки» я периодически консультирую начинающих моделистов по вопросам устройства парусного корабля, в особенности по рангоуту и такелажу.Материалы мои разбросаны по разным темам и моделисты просят собрать их воедино, что бы не выискивать и не скачивать в отдельные архивы.В этой теме попытаюсь это сделать.
Обращаю внимание читателя, что даю самые общие сведения об устройстве корабля, не привязываясь к конкретному времени и «месту действия».
Однако же, читателю следует учитывать, что и рангоут, и такелаж. впрочем, как и сама конструкция парусника подвергались достаточно серьезным изменениям .Исследователи особо выделяют периоды до 16 века, 16-17 века, 18 век, когда происходили кардинальные изменения в кораблестроении.Кроме того, исходя из конструктивных особенностей корабли делят на английской постройки и континентальной (где,в свою очередь акцентируют внимание на испано-португальской, голландской(немецкой), французской школах).Особняком стоит русская школа кораблестроения, основанная на лучших решениях, заимствованных из других школ.Американское кораблестроение изучено нашими моделистами недостаточно. большей частью по клиперам и шхунам.
РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ — ВСЕ НЕ ТАК СЛОЖНО.
На первый взгляд — почти невозможно разобраться в хитросплетениях тросов на мачтах парусника, что отпугивает начинающего моделиста.
Но стоит понять — что и для чего, и как это работает — все сразу становится понятным. знаю по себе — три года назад, начиная свою первю модель, я точно также сомневался в своих знаниях и возможностях, а теперь даю консультации по такелажу.
Итак.
Излишне пояснять, что суть парусника в наличии «парусного вооружения»(т.е.совокупности всех парусов корабля), являющегося движителем судна.
Для того, что бы «поставить» паруса(т.е развернуть полотнища и поймать в них ветер) используется совокупность брусов и реек,именуемая «рангоут».
Оговоренные «брусы и рейки», называют «деревьями рангоута».
Рангоут включает: горизонтальные деревья — реи, на которых растягивают и крепят полотнище паруса; вертикальные деревья — мачты, к которым крепят реи и относительно которых реи поворачиваются,поднимаются и опускаются.
Мачты, как правило (на кораблях позже 15 века)делали составными, т.е.состоящими из нескольких секций — стеньг, увеличивающих высоту мачты и позволяющих ставить дополнительные паруса(как правило, каждая секция несла по 1-2 рея с парусами).
Стеньги соединялись с мачтой посредством специальной «муфты» — эзельгофта — он надевался на вершину(топ) нижней секции и мел отверстие, через которе проходила следующая секция.Секции(стеньги) как правило ставили впереди предыдущей(нижней).Нижняя часть стеньги (пятка) опиралась поперечным бруском(шлагтовом) на
решетчатую площадку — салинг, который устанавливали чуть ниже топа предыдущего элемента.На салинг нижней секции мачты ставили площадку — марс.
Таким образом, мачта состояла из нескольких секций:
— нижняя секция — нижняя мачта или просто мачта (по месту расположения именовалась — передняя(первая) — фок-мачта; вторая(средняя)- грот-мачта, третья(задняя) — бизань-мачта.
Секция, которая ставилась на нижнюю мачту именовалась — стеньга.Стеньге присваивалось имя соответствующей мачты, например — грот(а)-стеньга.
Над стеньгой могли ставить следующую стеньгу — брам-стеньгу.
Стеньга, которую ставили над брам-стеньгой именовалась бом-брам-стеньга.
Иногда бом-брам-стеньгу заменял флагшток или удлиненная бом-брам-стеньга, совмещенная с флагштоком.
Салинги между секциями мачты образовывались двумя продольными брусами, параллельными палубе — лонга-салингами, которые опирались на наделки, крепившиеся к мачте сбоков — чиксы. и двумя поперечинами — краспицами.
В носовой части корабля располагается наклонная мачта — бушприт.Он, как и мачты, может состоять из одной секции — бушприта или иметь дополнительные(удлинняющие секции): утлегарь и бом-утлегарь.при постановке эти секции, как и стеньги мачт крепятся эзельгофтами.
От эзельгофта бушприта на более поздних, чем галеон, краблях вниз отходит брус- выстрел бушприта или мартин-гик.также на эзельгофте бушприта может крепиться флагшток.
До введения утлегаря бушприта,на конце бушприта ставили вертикальную стеньгу — блинда-стеньгу.Она ставилась на блинда-марсе и могла иметь эзельгофт и дополнительную брам-блинда-стеньгу.
Реи представляли собой веретенообразные деревья, которые центральной частью крепились к мачтам или стеньгам.Крепление осуществлялось через специальное приспособление — ракс-бугель, представлялвшее собой несколько рядов троса с нанизаными на него шариками — клотами, разделенными между собой пластинами — слизами.Ракс-бугель огибал мачту и подвязывался к рею, что позволяло рею свободно перемещаться вдоль мачты.
В зависимости от места подвеса рея их именовали:
например, реи подвешенные к нижней мачте — грота-рей,фока-рей. реи на стеньгах — грота-брам-рей,фока-бом-брам-рей.
Бизань мачта на галеонах несла косой «латинский» парус.Рей этого паруса называли рю или рю-рей.
Реи бушприта именовали блинда-реями: рей под бушпритом — блинда-рей, рей на блинда-стеньге — бовен-блинда-рей.
если на стеньгах стояло по два рея, то их дополнительно именовали — верхний и нижний (например, верхний грота-бом-брам-рей).
Устройство парусного судна.
1. Курсы парусного судна относительно ветра.
Курсы судна относительно ветра.
2. Рангоут и стоячий такелаж четырехмачтового барка
Рангоут (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении) , выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).
Схема мачты и проводки бегучего такелажа: 1 – брам-рей 2 – флагшток 3 – бык-гордени 4 – перты 5 – топенаты 6 – гитовы 7 – верхний брам-рей 8 – шкот верхнего брамселя 9 – нижний брам-рей 10 – верхний марса-рей 11 – шкот верхнего марселя 12 – нижний марса-рей 13 – нижний рей 14 – риф-тали 15 – галс нижнего паруса 16 – шкот нижнего паруса 17 – топенант-тали 18 – бугель бейфута 19 – марсовая площадка 20 – марса-драйреп 21 – салинг 22 – брам-драйреп 23 – бом-брам-драйреп
А – бом-брамсель Б – верхний брамсель В – нижний брамсель Г – верхний марсель Д – нижний марсель Е – нижний парус (фок или грот)
- Мачты — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
- Стеньги — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
- В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги.
- Реи — горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
- Рю (латинские реи) — служат для несения латинского паруса.
- Гафели — наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов — триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей, поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота. На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг.
- Гики — рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
- Бушприт — наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.
Схема крепления фалов кливеров и стакселей
Названия рангоута и парусов
Названия рангоута и парусов барка Крузенштерн
1 – бушприт (однодеревый); 2 – утлегарь; 3 – мартин-гик;
4 – колонна (нижняя мачта) фок-мачты; 5 – фор-стеньга (продолжение колонны); 6 – фор-брам-стеньга; 7–фор-бом-брам-стеньга (продолжение брам-стеньги); 8 – вымпелшток (флагшток) фок-мачты; 9 – фор-марс (марсовая площадка) фок-мачты; 10 – фор-салинг;
11 – колонна 1-й грот-мачты; 12 – грот-стеньга; 13 – грот-брам-стеньга; 14 – грот-бом-брам-стеньга; 15 – флагшток 1-й грот-мачты; 16 – грот-марс; 17 – грот- салинг;
18 – колонна 2-й грот-мачты; 19 – грот-стеньга; 20 – грот-брам-стеньга; 21 – грот-бом-брам-стеньга; 22 – флагшток 2-й грот-мачты; 23 – грот-марс; 24 – грот-салинг;
25 – колонна бизань мачты; 26 – крюйс-стеньга; 27 – крюйс-брам-стеньга; 28 – флагшток бизань-мачты; 29 – марс бизань-мачты; 30 – эзельгофты;
31 – фока-рей; 32 – фор-марса-рей нижний; 33 – фор-марса-рей верхний; 34 – фор- брам-рей нижний; 35 – фор-брам-рей верхний; 36 – фор-бом-брам-рей;
37 – грота-рей 1й грот-мачты; 38 – грот-марса-рей нижний; 39 – грот-марса-рей верхний; 40 – грот-брам-рей нижний; 41 – грот-брам-рей верхний; 42 – грот-бом-брам-рей;
43 – грота-рей 2-й грот-мачты; 44 – грот-марса-рей нижний; 45 – грот-марса-рей верхний; 46 – грот-брам-рей нижний; 47 – грот-брам-рей верхний; 48 – грот-бом-брам- рей;
49 – гик; 50 – нижний гафель; 51 – верхний гафель;
86 – антенн-реи, 87 – клотики.
Паруса
52 – фор-стень-стаксель; 53 – кливер; 54 – мидель-кливер (средний кливер); 55 – бом-кливер; 56 – кливер- топсель; 57 – грот-стень-стаксель I (1-й грот-мачты); 58 – грот-брам-стень- стаксель I; 59 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 60 – грот-стень-стаксель II (2-й грот-мачты); 61 – грот-брам-стень-стаксель II; 62 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 63 – апсель; 64 – крюйс-стень-стаксель; 65 – нижний бизань-трисель;55 –верхний бизань-трисель; 67 – гаф-топсель; 68 – фок (парус); 69 – фор-марсель нижний; 70 – фор-марсель верхний; 71 – фор-брамсель нижний; 72 – фор-брамсель верхний; 73 – фор-бом-брамсель; 74 – грот (парус) I (1-й грот-мачты); 75 – нижний грот-марсель I; 76 – верхний грот-марсель I; 77 – нижний грот-брамсель I; 78 – верхний грот-брамсель I; 79 – грот-бом-брамсель I; 80 – грот (парус) II (2-й грот-мачты); 41 – нижний грот-марсель II; 82 – верхний грот-марсель II; 83 – нижний грот-брамсепь II; 84 – верхний грот-брамсель II; 85 – грот-бом-брамсель II;
Стоячий такелаж
Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.
Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.
Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.
К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.
Расположение снастей стоячего такелажа
1. ватер-штаги | 22. ватер-бакштаги |
2. мартин-штаг | 23. утлегарь-бакштаги |
3. мартин-штаг от бом-утлегаря | 24. бом-утлегарь-бакштаги |
4. фока-штаг | 25. фок-ванты |
5. фок-лось-штаг | 26. фор-стень-ванты |
6. фор-лось-стень-штаг | 27. фор-брам-стень-ванты |
7. фор-стень-штаг | 28. фор-стень-фордуны |
8. кливер-леер | 29. фор-брам-стень-фордуны |
9. фор-брам-стень-штаг | 30. фор-бом-брам-стень-фордуны |
10. бом-кливер-леер | 31. грот-ванты |
11. фор-бом-брам-стень-штаг | 32. грот-стень-ванты |
12. грота-штаг | 33. грот-брам-стень-ванты |
13. грот-лось-штаг | 34. грот-стень-фордуны |
14. грот-лось-стень-штаг | 35. грот-брам-стень-фордуны |
15. грот-стень-штаг | 36. грот-бом-брам-стень-фордуны |
16. грот-брам-стень-штаг | 37. бизань-ванты |
17. грот-бом-брам-стень-штаг | 38. крюйс-стень-ванты |
18. бизань-штаг | 39. крюйс-брам-стень-ванты |
19. крюйс-стень-штаг | 40. крюйс-стень-фордуны |
20. крюйс-брам-стень-штаг | 41. крюйс-брам-стень-фордуны |
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг | 42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны |
Бегучий такелаж косых парусов
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы
Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику . Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Гордень (нидерл. gording ) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке . В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой . Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок
Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/
Фок-мачта: 1 – фор-стень-стаксель; 2 – кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 – бом-кливер; 5 – кливер-топсель; 17 – шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 – шкоты мидель-кливера; 20 – шкоты бом-кливера; 21 – шкоты кливер-топселя; 22 – нирал фор-стень-стакселя; 23 – нирал кливера; 24 – нирал мидель-кливера; 25 – нирал бом-кливера; 26 – галс бом-кливера; 35 – фал бом-кливера; 36 – фал кливер-топселя;
1-я грот-мачта: 6 – грот-стень-стаксель I; 7 – грот-брам-стень-стаксель I; 8 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 – шкоты стень-стакселя; 38 – шкоты брам-стень-стакселя; 39 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 – нирал стень-стакселя; 44 – галс брам-стень-стакселя; 45 – галс бом-брам-стень-стакселя; 46 – фал стень-стакселя; 47 – фал брам-стень-стакселя; 48 – фал бом-брам-стень-стакселя;
2-я грот-мачта: 9 – грот-стень-стаксель II; 10 – грот-брам-стень-стаксель II; 11 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 – шкоты стень-стакселя; 50 – шкоты брам-стень-стакселя; 51 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 – нирал стень- стакселя; 53 – нирал брам-стень-стакселя; 54 – нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 – галс стень-стакселя; 56 – галс брам-стень-стакселя; 57 – галс бом-брам-стень- стакселя; 58 – фал стень-стакселя; 59 – фал брам-стень-стакселя; 60 – фал бом-брам-стень-стакселя.
Бизань-мачта: 12 – апсель; 13 – крюйс-стень-стаксель; 14 – нижний бизань-трисель; 15 – верхний бизань-трисель; 16 – гаф-топсель; 61 – шкоты апселя; 62 – шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя; 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя, 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 67 – фал апселя; 65 – шкот нижнего бизань-триселя; 69 – контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 – гитовы нижнего бизань-триселя; 72 – фал нижнего бизань-трисепя; 73 – нирал нижнего бизань-триселя; 74 – шкот верхнего бизань-триселя; 75 – контршкот верхнего бизань-триселя; 76 – гитовы верхнего бизань-триселя; 77 – фал верхнего бизань-триселя; 78 – нирал верхнего бизань-триселя; 79 – галс гаф-топселя, 80 – шкот гаф-топселя; 81 – контршкот гаф-топселя; 82 – фал крюйс-стень-стакселя; 83 – нирал гаф-топселя; 84 – фал гаф-топселя.
3. Маневрирование парусного судна с прямым вооружением
ЛАВИРОВКА
Лавировка применяется в тех случаях, когда место, к которому должно идти парусное судно, находится на ветре. В этом случае, меняя попеременно галсы, судно постепенно выходит на ветер, выигрывая некоторое про странство на каждом галсе. Исходя из этого, на каждом галсе следует стремиться держать возможно круче к ветру, а меняя галс, выгоднее делать поворот оверштаг, так как при повороте через фордевинд судно некоторое время спускается под ветер, уходя от намеченной цели. Последнее обстоятельство имеет особенное значение при лавировке на коротких галсах.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ
Сущность этого маневра заключается в том, чтобы, действуя рулем и парусами, заставить судно лечь на другой галс, перейдя носом через линию ветра. Весь процесс выполнения поворота можно разделить на три последовательных этапа:
- судно приводится к ветру;
- судно пересекает линию ветра;
- судно уваливается до нужного курса.
Рассмотрим каждый из этапов поворота более под робно. Чтобы судно пошло к ветру, необходимо, помимо дей ствия руля, сместить центр парусности к корме. Для этого раздергивают шкоты носовых и стягивают шкоты кормовых парусов.
ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД
Поворотом через фордевинд называется такой поворот, когда судно меняет галс, пересекая линию ветра кормой. Этот маневр, как и предыдущий, можно разделить на три последовательных этапа: первый этап — судно уваливается до курса фордевинд, второй — когда оно пересекает линию ветра, и третий — судно начинает приводиться до нужного курса.
4. Сигналы судовых тревог
а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;
Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.
- при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
- при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
- при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
- при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;
б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;
в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.
В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.
Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.
5. Типы парусного вооружения
6. Требования техники безопасности при работе с парусным вооружением
1. К работам с парусным вооружением относятся:
хождение и работа на рангоуте (мачтах, реях, марсовых и салинговых площадках, бушприте и т.п.) и стоячем такелаже на любой высоте над палубой или настилом;
работы с бегучим такелажем по управлению и обслуживанию парусов;
работы с парусами.
2. Работы с парусным вооружением относятся к работам повышенной опасности и требуют от исполнителей навыков, умения и повышенного внимания.
3. К работам с парусным вооружением допускаются лица, прошедшие теоретическое обучение и практическую подготовку по безопасным приемам, методам выполнения работ и сдавшие экзамен комиссии, состоящей из командиров парусного судна, под председательством старшего помощника капитана.
Результаты экзамена оформляются протоколом за подписями членов комиссии и лиц, сдавших экзамен. Допуск к самостоятельной работе объявляется приказом капитана.
4. Практическое обучение безопасным приемам и методам работы с парусным вооружением должно проводиться непосредственно на рабочих местах руководителями работ.
5. Руководителями работ являются:
во время работ всем экипажем (при парусных авралах) – командиры мачт согласно расписанию;
при работе силами вахты – вахтенный помощник капитана;
при выполнении определенной конкретной работы – вахтенный боцман или назначенное лицо командного состава.
6. Не реже одного раза в 3 месяца каждый член экипажа, допущенный к работе с парусным вооружением, должен пройти проверку знаний с соответствующим оформлением этого в журнале инструктажей по технике безопасности.
7. Член экипажа, показавший неудовлетворительные знания, должен быть отстранен от работы с парусным вооружением и пройти повторное обучение и экзамен.
8. Каждый член экипажа, чувствующий недомогание, мешающее, по его мнению, безопасной работе с парусным вооружением, должен предупредить об этом своего непосредственного командира или лицо, отдавшее распоряжение.
9. Во время работ с парусным вооружением должны выполняться команды непосредственного руководителя работ.
Работа на рангоуте
10. Члены экипажа для работы с парусным вооружением должны быть одеты по сезону, в зашнурованной, плотно прилегающей по ноге обуви с нескользящей подошвой. В карманах одежды не должно быть никаких предметов. Ногти должны быть острижены так, чтобы они не выступали за подушки пальцев.
11. На всех работающих должны быть надеты предохранительные пояса с лямками, которые плотно облегают тело.
12. Выход на ванты и любые работы с парусным вооружением производятся только с разрешения руководителя работ.
13. При хождении по вантам всегда должно быть обеспечено не менее двух точек опоры. При этом одновременно переносятся правая рука и левая нога, затем наоборот. Руками следует держаться за ванты, а ноги ставить на выбленки серединой ступни.
14. При следовании под парусами при наличии свежего ветра и постоянного крена, при котором подветренные ванты принимают вертикальное положение или отрицательный уклон, хождение разрешается только по наветренным вантам; при бортовой качке передвигаться по вантам следует только в моменты положительных углов наклона вант, останавливаться – при отрицательных.
15. Переход с вант на марсы и салинги должен производиться по установленным для каждого конкретного судна путям. При этом, по возможности, следует избегать определения этих путей по путеновантам.
16. При переходе на реи необходимо сначала закрепить карабин страховочного каната предохранительного пояса за страховочный леер, а затем переходить на перты. Перемещение вдоль реев разрешается только по пертам.
Брасы и топенанты должны быть обтянуты и закреплены, подвижные реи посажены на топенанты.
17. При выполнении работ с парусами карабин страховочного каната предохранительного пояса должен быть надежно пристегнут к неподвижным деталям рангоута, стоячему такелажу так, чтобы не было возможности его проскальзывания и обеспечивалась минимальная слабина каната, позволяющая беспрепятственное выполнение необходимых действий работающего.
18. Запрещается при передвижениях по рангоуту и такелажу:
- движение встречных потоков;
- скопление людей на вантах, на площадках в количестве, превышающем необходимое число людей;
- передвижение по снастям стоячего такелажа, специально для этого не предназначенным;
- подъем и спуск по вантам с какими-либо предметами в руках.
19. Инструмент должен быть в сумке или закреплен на штерте за пояс и располагаться так, чтобы не мешать движению по вантам и рангоуту. Остальной инструмент и приспособления должны подаваться на рабочем гордене.
20. В случае необходимости по разрешению старшего помощника капитана допускается передвижение по снастям стоячего такелажа с использованием беседки.
21. При работах, связанных с выходом за фальшборт (на бушприте, галс-боканцах и т.д.), все работающие должны быть застрахованы карабинами страховочных канатов предохранительных поясов, а вблизи на палубе до их возвращения должен находиться обеспечивающий.
22. Все снасти бегучего такелажа должны быть обтянуты и закреплены на штатных местах, а их ходовые концы сложены в бухты. При этом бухты должны быть собраны так, чтобы при потравливании на них снасти выходили без калышек и не происходило подсечки шлангов.
Предотвращение образования калышек или раскручивание каната прямого спуска следует производить укладкой его в бухты по часовой стрелке, а каната обратного спуска – против часовой стрелки.
23. При работе с бегучим такелажем следует:
- отдавать команду о каких-либо действиях со снастями при достаточном количестве людей, направленных на выполнение этой операции;
- крепить на одном нагеле, утке не более одной снасти;
- крепить снасть в месте, для нее предназначенном;
- использовать для стопора растительные или синтетические канаты;
- снасти разобрать и закрепить после окончания работы.
Работа с парусами
24. Потравливание снастей бегучего такелажа, находящихся под большим натяжением или испытывающих динамические рывки, должно производиться через нагель или утку с оставлением на них одного шлага или более. При этом должно быть не менее двух человек, один из которых обеспечивает беспрепятственный выход ходового конца из бухты. Руки работающих не должны находиться ближе 1 м от нагеля или утки, через которые производится протравливание снасти.
25. При любых действиях со снастями, испытывающими или могущими испытывать в результате выполняемых действий динамические рывки, запрещается располагать руки впереди (ближе к парусу) и ближе 1 м от палубных багеток или отводных блоков. Работающие должны располагаться по одну сторону от ходового конца.
26. При работе с парусами действия группы людей, обеспечивающих выполнение данной операции с одним парусом, должны быть согласованы и выполняться одновременно по команде руководителя.
27. При постановке, уборке или других действиях с каким-либо парусом запрещается находиться с его подветренной стороны, а при условии мягких нижней и задней шкаторий работающие должны находиться на безопасном расстоянии от шкотового угла паруса.
При постановке и уборке косых парусов нельзя допускать излишнюю слабину шкотов.
Необходимо соблюдать особую осторожность при работе с косыми парусами в момент их полоскания при повороте.
28. При ремонтных или профилактических работах с парусным вооружением запрещается нахождение людей непосредственно под работающими наверху. На палубе вблизи запрещенного для нахождения людей района должен постоянно находиться обеспечивающий, одновременно осуществляющий связь и наблюдение за работающими.
29. По окончании работ необходимо убедиться, что никаких предметов на рабочих местах не оставлено.
30. Запрещается:
- работать в перчатках или рукавицах;
- находиться на палубе под работающими на мачте;
- удерживаться, опираться, закреплять карабин за снасти бегучего такелажа;
- отдавать крепление снастей бегучего такелажа какого-либо паруса, пока около него находятся люди;
- наматывать снасти на руку или вокруг туловища и стоять внутри шлагов.
7. Устройство косого и прямого паруса, бизани
Стаксели Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag – штаг, segel – парус). Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.
Детали косого паруса: 1 – полотнище; 2 – подшивка; 3 – ликтрос; 4 – боуты; 5 – передняя шкаторина; 6 – задняя шкаторина; 7 – нижняя шкаторина; 8 – галсовый угол; 9 – ноковый угол; 10 – шкотовый угол; 11 – люверсы для крепления раксов; 12 – кренгельсы;
8. Название парусов четырехмачтового барка.
Парусное судно. Барк. Чертежи
КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА
ФОК МАЧТА
- Фок
- Нижний фор-марсель
- Верхний фор-марсель
- Нижний фор-брамсель
- Верхний фор-брамсель
- Фор-бом-брамсель
КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА
- Грот-стень-стаксель 1-го грота
- Грот-брам-стаксель 1-го грота
1 ГРОТ МАЧТА
- Первый грот
- Нижний марсель 1-го грота
- Верхний марсель 1-го грота
- Нижний брамсель 1-го грота
- Верхний брамсель 1-го грота
- Грот-бом-брамсель 1-го грота
КОСЫЕ ПАРУСА 2 ГРОТА
- Грот-стень-стаксель 2-го грота
- Грот-брам-стаксель 2-го грота
2 ГРОТ МАЧТА
- Второй грот
- Нижний марсель 2-го грота
- Верхний марсель 2-го грота
- Нижний брамсель 2-го грота
- Верхний брамсель 2-го грота
- Г рот-бом-брамсель 2-го грота
КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ
БИЗАНЬ МАЧТА
- Нижняя бизань
- Верхняя бизань
- Бизань-гоф-топсель