Николай Носов — Три охотника:
Краткое содержание
Жили-были и дружили три веселых охотника: дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма. Раз устроили они в лесу привал (отдых). И дядя Ваня вспомнил: в одну зиму, еще маленький и без ружья, ходил он по лесу. И вдруг – волк. Громадный! Ваня наутек – волк за ним. Мальчик – на дерево. А мороз – минус сорок градусов точно. Так и дрожал на ветке до утра. А внизу уже волчья стая. Ждут. Шмякнулся Ваня сверху – и попал в берлогу. Медведь выскочил, волков разогнал. А Ваня – домой. Папа после этого случая ему ружье дал. А мама дырку на штанах зашила.
Посмеялись друзья: а Ваня-то трусишка был! И дядя Федя рассказал о себе. Ходил он по летнему лесу без ружья. Вдруг – медведь! Бежит Федя, а сам вещами в него швыряет: шапкой, курткой, сапогами. К счастью, под медведем мостик обломался, отстал. А Федя крадучись к дому пошел. В трусах и майке. Ключей нет – полез в окно. Кто-то милицию вызвал. К счастью, соседка узнала его, обошлось.
У дяди Кузьмы своя история: выстрелил он в медведя. Привез на санках, сыну Игорьку показал. Пошел шкуру на шубу сдирать, а тот живой. Его собачка Фоксик за ухо цапнула – он и встал. Бегал дядя от зверя и по курятнику, и по дому. Кинулся в кровать, а медведь ему: вставай, охоту проспишь! Это и не медведь вовсе, а жена.
Три друга весело идут домой. Без добычи. «Никого убивать не надо». А «без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно». Словом, «животных надо любить».
Читательский дневник по рассказу «Три охотника» Носова
Сюжет
Друзья в лесу делятся веселыми охотничьими историями. За дядей Ваней в лесу в мороз гнался волк. Ваня поспал на дереве и упал в берлогу. Медведь распугал волков. Дядя Федя летом сбежал от медведя, кинув в него шапку с сапогами. Дядя Кузьма сдирал шкуру с убитого медведя, а он живой. Догнал дядю – а тот проснулся! Эти три охотника не убивают зверей и птиц.
Отзыв
Юмористический рассказ о трех друзьях. Название – шутка. Ведь они не охотятся. Их истории – правда или вымысел? Конечно, друзья – добрые выдумщики, веселые фантазеры. И вот почему. История дяди Вани. Разве папа и мама отпустили бы его маленького в лес? И смог бы он убежать от волка, и выжить на морозе всю ночь? Да и ружье ребенку не игрушка. Дядя Федя бежал летом, но почему-то в шапке и куртке. А дядя Кузьма и сам говорит, что вся история ему просто приснилась.
Они хотят выглядеть в глазах друг друга сильными, отважными, находчивыми. На картине «Охотники на привале» тоже три друга. И они хвастаются своими охотничьими подвигами. Только рядом у них добыча – в этом отличие. В тексте есть интересные просторечия (цапнуть, драть, шмыгну, хвать-похвать) и гиперболы (мороз в 40°С, документы медведь съел). Рассказ учит любить природу, дружить и веселиться.
Анализ рассказа «Три охотника» Н.Н.Носова (5 класс)
5 класс Открытый Урок.
Тема. Н.Н.Носов. Анализ рассказа «Три охотника». Тема, система образов.
Цель:
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н.Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н.Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».
Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из самого весёлого писателя, а именно с творчеством Николая Николаевича Носова. С его рассказом «Три охотника».
Как правило, прежде чем говорить о рассказе, мы знакомимся с творчеством писателя.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к портрету писателя в учебнике.
3.Слово учителя.
Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.
Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.
Ученик: Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).
Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».
Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году.
4.Обращение к выставке книг Н.Н.Носова.
Николай Носов стал писать рассказы для различных детских изданий, таких, как «Костёр», «Мурзилка», «Пионерская правда». Вот лишь некоторые из этих произведений: «Весёлая семейка», «Мишкина каша», «Телефон», повесть «Витя Малеев в школе и дома», «Живая шляпа», три книги о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965).
«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е гг. XX века. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разнообразные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых штучках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.
«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, — говорил он, — но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моём герое не только меня, но и себя».
Предлагаю вам викторину «Произведения Носова» .
Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
Что потеряли мальчики в рассказе Н. Носова «Метро»?(Станцию).
Как звали доктора в романе-сказке «Приключения Незнайки»? (Доктор Пилюлькин)
в каких рассказах ребята ходили на рыбалку? («Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники»)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)
«Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
5. Обращение к выставке иллюстраций к произведениям Н.Н.Носова и рисунков учащихся.
Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семёнов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А.Лаптев, А.Каневский, В.Горяев. Первым иллюстратором «Незнайки», подарившим этому литературному герою хорошо знакомый образ, был А.Лаптев. По этим сказочным повестям было снято несколько популярных анимационных фильмов.
6. Проверка домашнего задания. Художественный пересказ рассказов Н.Н.Носова.
7.Выразительное чтение по ролям рассказа «Три охотника».
8. Анализ рассказа Н.Носова «Три охотника».
— Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?
— Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию и имя художника.
Ученик:
Василий Григорьевич Перов в 1870-х годах создаёт серию картин, посвящённых охотникам и природе. Её иногда называют «охотничьей серией». В неё, кроме «Охотников на привале». Входят картины «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и др. В них отобразились характерные типы московских обывателей того времени. На картине «Охотники на привале» на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так как могут похвастаться своими трофеями. Картина интересна также сочетанием живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.
— Чем отличаются охотники В.Перова от весёлых охотников Н.Носова?
— Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваши суждения.
— Какие качества охотников проявляются в их рассказах.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
— Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?
— Кто из охотников оказался правдивее всех?
-Можно ли считать данный рассказ – юмористическим?
-С каким юмористическим рассказом мы уже с вами познакомились?
— Найдите в тексте просторечные слова и выражения. С какой целью их использует писатель?
10. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н.Носова. Режиссёры В.Пекарь, В.Попов, 1968 г.
III. Подведение итогов урока.
— Подведём итоги. Чему учит рассказ Н.Носова «Три охотника»?
Ещё один рассказ Носова, ещё одна интересная история, рассказанная автором. Его рассказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Ведь в этих рассказах взрослые порой узнают себя, вспоминают о своём детстве, где также было немало интересных, забавных историй.
Произведения Носова поучительны. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, говорят о бережном отношении, о любви к природе и к братьям нашим меньшим.
Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.1190120, ч.2.
2.Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.120-126, ч.2.
3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Е.И.Носова.
План рассказа «Три охотника», главная мысль и главные герои, о чем рассказ?
Носов «Три охотника» краткое содержание для читательского дневника
Описание героев рассказа «Три охотника» Носов
Чему учит рассказ «Три охотника», главная мысль
Цитатный план рассказа «Три охотника» Носов
Главные герои рассказа «Три охотника» дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма, они были охотниками и однажды в лесу решили отдохнуть и стали рассказывать друг другу веселые истории. Первым свою историю рассказа дядя Ваня, он на охоту пришел без ружья и его чуть не загрызли волки. Дядя Ваня залез на дерево, чтобы волки его не достали, но упал и провалился в берлогу к медведю. Медведь разогнал волков и дядя Ваня смог спастись.
Вторая история от дяди Феди, он рассказал историю, в которой смог убежать от медведя. Сначала охотник отвлекал внимание медведя своей одеждой, которую бросал во время погони, а потом медведь сломал мост и упал в воду. А потом он хотел залезть к себе домой в окно, но его спутали с воришкой.
последним свою историю рассказал дядя Кузьма, он застрелил медведя и привез его домой, но медведь оказался живым и бросился на дядю Кузьму. Но это оказалось все сном.
Главная мысль рассказа «Три охотника» учит любить животных, потому что в конце рассказа Пришвина герои говорят такие слова «И зверушки ни одной не убили, и весело время провели», то есть в лесу можно не только охотиться, но и понаблюдать за животными.
План рассказа «Три охотника»
1 Охотники на привале
2 Случай на охоте. История дяди Вани
3 Как дядя Федя от медведя убегал
4 Дядя Федор рассказывает свой сон
5 Хороший был отдых!
Автор повести — Николай Васильевич Гоголь.
История создания произведения: в основе лежит французский анекдот, написана повесть в 1833-ем году, напечатана впервые в 1836-ом году (журнал «Современник»).
Направление, жанр — фантастический реализм, где мистика переплетается с действительностью; сатира.
Композиция — классическая (завязка, кульминация, развязка — концовка для героя позитивная).
- майор Ковалев, потерявший нос;
- Нос, своевольный, облаченный в мундир, при шпаге;
- брадобрей Иван Яковлевич, нашедший нос в своем хлебе, выбросивший его в реку, однако застигнутый полицейским;
- квартальный надзиратель, струсивший перед носом в мундире и арестовавший цирюльника;
- доктор с интересным способом диагностики болезней — щелчками;
- штаб-офицерша Подточина, которую майор обвиняет в порче на него, однако она ни в чем не виновата.
Краткое содержание: Своевольный нос сбежал от своего хозяина, не хотел возвращаться. Его нашел цирюльник Иван Яковлевич, бросил в реку. А когда его поймали, не захотел прирастать к своему месту на лице майора Ковалева. Тот мыкался, жаловался полицейским, обвинял Подточину в наведении порчи, договаривался со своим же носом. Он робел перед носом, на котором был мундир и чин выше, чем у самого майора. Но потом все же нос вернулся к своему хозяину.
К этой повести очень много вопросов, много здесь недосказанности, намеков, прерванных внезапно действий, развитие событий без пролога и объяснений (например, почему нос все же вернулся на место?). К «Носу» по-разному относились друзья Гоголя, читатели, критики. Тем повесть и удивительна.
В рассказе «Замазка» действуют двое озорных мальчишек, которых зовут Шура и Костя. Оба мальчика пытаются развлечься, для чего начинают лепить из оконной замазки различные фигурки. Далее они отправляются в кинотеатр, не забыв взять с собой замазку.
В кинотеатре ребята то и дело попадают в смешные ситуации, и все они связаны со злополучным кусочком замазки. Сначала на замазку усаживается человек, затем Костя чуть не съел замазку, приняв её на пряник. После этого до конца фильма мальчишки заняты тем, что ползают в поисках замазки, которая упала на пол.
Зря ребята в кино пошли, ведь они толком ничего не увидели. А все потому, что были невнимательны, поскольку за замазкой не следили. Главная мысль рассказа сводится к тому, что нужно стараться следить за своими вещами. А если уж оплошал, то нечего ругать в этом других людей. Нужно быть ответственным за свои действия и поступки.
Краткое содержание рассказа Бориса Житкова.
Пароходу с грузом угля оставалось идти ещё три дня, когда механик сообщил капитану, что в трюме произошло самовозгорание некачественного угля.
Капитан приказал прочно закупорить помещение с углём, чтобы лишить доступа воздуха и сообщил на берег о происшествии. Его попросили продержаться сколько смогу и заверили, что помощь идёт и к нему направлены три спасательных судна. Капитан направил пароход к ближайшему порту.
Пожар вырвался наружу, а поднявшийся на мачту помощник капитана увидел спасательные пароходы. Люди сами начали тушить пожар, а когда подошли спасательные пароходы и пустили в ход насосы, пожар был потушен окончательно.
Чрез месяц, отремонтированный пароход, продолжал плавание.
Нельзя поддаваться панике. Если принять правильное решение и действовать сообща, то можно справиться с любой бедой.
Главные герои. Капитан, его помощник и механик парохода, первый обнаруживший опасность.
Главный герой в романе Клиффорда Дональда Саймака «Всё живое. » ( «Вся плоть — трава» ) всего лишь один — обанкротившийся страховой агент из американского городка Милвилл ( родина писателя ) — Брэдшоу Картер, мужчина лет 25 — 30. Что же он за человек ? Понятно, что бизнесмен получился из него неважный, но вот характер у этого парня оказался железный, правда душа не слишком романтичная. Ведь Брэд, при содействии своего приятеля бездельника Шкалика Гранта и моральной поддержке девушки, в которую был влюблён со школьной семьи — начинающей писательницы Нэнси Шервуд, сумел найти компромисс и договориться с иным совершенно чуждым разумом.
Однако всё по порядку.
В одно прекрасное летнее утро городок Милвилл окружил невидимый барьер, сквозь какой неспособно проникнуть ни одно достаточно организованное обладающее сознанием существо, но спокойно проходила неживая материя и простейшие организмы. Как выяснилось вскоре, его поставила цивилизация из другого мира обладающая коллективным разумом — Лиловые Цветы — с целью обретения жизненного пространства на Земле, которая должна стать трамплином для их дальнейшего продвижения по Вселенной. Взамен жители нашей планеты получали колоссальный багаж знаний накопленный пришельцами за миллиарды лет, при одном условии — уничтожении всего ядерного оружия, запасы какого находились под их тщательным контролем.
Несмотря на то, что цветы были сверхразумными и могли часть себя превратить практически во всё что угодно, они неосознанно чувствовали, что людям доступно дать им нечто большее, чем просто место на Земле. И как оказалось не зря. Брэдшоу Картеру, отец какого нашёл и стал разводить Лиловые Цветы, довелось пройти через многое: оказаться на другой планете, где встретиться с ужасной расой вампиров питающихся чужой болью и страданием, потерять свой дом, который сожгли обезумевшие милвиллцы, чудом избежать линчевания и в конечном итоге, после подсказки Шкалика Гранта, увидеть выход — пришельцы не станут диктовать землянам свою волю, потому что многие люди обладают эстетическим вкусом, а значит они с удовольствием проявят нежную заботу к цветам и начнут их выращивать восхищаясь совершенной необычной чужеземной красотой сих растений.
Отсюда следует и главная мысль, которая зародилась у автора книги после страшного Карибского кризиса, во время бурных хипповых 60-х — любовь способна объединять и созидать превратив нашу планету в гармоничный мир, и только она позволит уберечь человечество от безумного самоуничтожения в огне атомной войны.