- Анализ рассказа Смерть Тургенева
- Анализ рассказа Смерть
- Несколько интересных сочинений
- «Смерть», анализ рассказа Тургенева
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Проблематика
- Сюжет и композиция
- Герои рассказа
- Стилистические особенности
- Иван Тургенев — Смерть: Краткое содержание
- Читательский дневник по рассказу «Смерть» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
- Сюжет
- Отзыв
- Смерть (Примечания)
Анализ рассказа Смерть Тургенева
Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.
Главными персонажами рассказа становятся обыкновенные русские люди, на примере жизненных судеб которых автор демонстрирует принятие ими своей кончины.
Отличительной особенностью рассказа является изображение смертей героев произведения, представителями которых представляются не только простые крестьяне, но и людей из дворянских родов и русской интеллигенции, имеющие внешне разрозненные жизненные судьбы.
В качестве основного персонажа рассказа писатель представляет бригадира подрядчиков Максима, смерть которого наступает от упавшего на него ствола дерева. При этом, умирая и тяжело перенося боль от полученного ранения, Максим не падает духом, а старается из последних сил раздать подчиненным необходимые в дальнейшей работе указания.
Также не теряет самообладания и выдержки местный мельник, который, приехав в фельдшерский пункт, узнает о своей смертельной болезни. Понимая собственное безнадежное состояние, он отказывается от госпитализации в больницу, а отправляется домой для окончания всех начатых им дел и дачи последних распоряжений работникам и близким.
Писатель изображает и смерть патриархальной старухи-помещицы Татьяны Борисовны, умирающей на собственном одре, но желающей собственноручно оплатить услуги приглашенного священника. В момент, когда рука старушки тянется к целковому, помещица испускает последний вздох.
Наблюдает автор и за постепенным уходом из жизни знакомого нищего студента по имени Авенир Сорокоумов, заболевшего чахоткой и неспособного более продолжать обучение. Осознавая приближение скорой смерти, Сорокоумов не вздыхает, не сокрушается о своем положении, а продолжает вести с навестившими его товарищами беседы об искусстве, литературном кружке, вспоминая студенческие посиделки, шутя о проделках товарищей и всячески выражая благодарность собственной судьбе, при этом словно забыв о тяжелой жизни у злобного барина Крупянникова, преподавателем детей которого он является.
Смысловая нагрузка рассказа «Смерть» заключается в изображении писателем истинной, цельной, простой и правдивой русской души, которая, несмотря на различия в происхождении, имеет одинаковое отношение к наступлению смерти, не проявляя эгоистическую сосредоточенность собой и своими чувствами, а демонстрируя озабоченность дальнейшей жизнью близких и родных людей. Герои принимают собственную кончину, выражая безропотность и бесстрашие, осознавая ее наступление в качестве одной из составных частей земной жизни, тем самым писатель выражает авторское восхищение данной необыкновенной способностью русских людей.
Анализ рассказа Смерть
Несколько интересных сочинений
Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына
Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.
Умение видеть и различать цвета одно из самых уникальных в мире, только человеческих глаз обладает подобными характеристиками. Для того чтоб узреть красоту природы достаточно просто открыть свой взор и оглядеться.
Отчего же многим полюбился Василий Теркин? Хотя бы, потому, что это типичный русский солдат – он обладает теми качествами, которыми обладало множество его современников. Так, что этого парня вполне можно назвать
Я решила помочь своей любимой маме. У неё в последнее время было грустное, подавленное настроение. Задумала приготовить вкусный сюрприз. Сначала я не знала, что приготовить. Из интернета на свой ноутбук скачала не сложный рецепт пирожков
«Смерть», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошёл в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.
Литературное направление и жанр
Тургенев как реалист исследует особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно её принимает.
Проблематика
Рассказ посвящён одной черте русского народа – отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти – особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик. Удивительно умирают русские люди». Внимательный читатель увидит за описаниями разных смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью. безжизненные, обломанные ветви. мёртвые сучья. повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Стилистические особенности
Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.
Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.
Иван Тургенев — Смерть:
Краткое содержание
Рассказчик зовет молодого соседа Ардалиона Михайлыча на тетеревиную охоту, а тот предлагает сперва заглянуть в его недавно полученное теткино наследство, имение Чаплыгино. В бесснежную суровую зиму 1840 года там погибло немало дубов и ясеней. Теперь их предстояло срубить. Рассказчику с детства знаком этот лес, он гулял в нем с гувернером (воспитателем).
С собой приятели берут десятского Архипа, мужика с квадратным лицом, и молоденького управителя-немца фон-дер-Кока. На месте рубки они узнают, что ясенем придавило подрядчика Максима. Все спешат к месту, где умирает от травм Максим.
Первые слова бедняги о том, что он сам во всем виноват: в воскресный день грех было работать. Максим просит у всех прощенья, напоминает, чтоб жене отдали его деньги да лошадку. «Удивительно умирает русский мужик!» В простоте, будто свершая обряд.
Рассказчику вспомнился случай в деревне у другого соседа. Вынесенный из овина (место сушки снопов), страшно обгоревший мужик молча ждал смерти, только раз кваску попросил испить. А в избе шла хоть и тихая, но вполне повседневная жизнь. И рассказчику стало не по себе, вышел он из избы на воздух.
Вспомнил он красногорскую больничку и ее фельдшера Капитона. Заявился на прием мельник «с разноцветной бородой», жаловался, что надорвался, поднимая новые жернова. Было ясно, что у мужика грыжа с воспалением. Оставаться в больнице Василию Дмитричу было некогда. Да и дома умирать сподручней. Надо ведь распорядиться по хозяйству. Уходя, мельник вдруг попросил позаботиться о его детях, сиротках, если что.
Умер он «на четвертый день».
Но не только крестьянин, а вообще русский человек умирает с той же простотой и смирением. К примеру, университетский товарищ рассказчика, добрый романтик, студент-недоучка Авенир Сорокоумов, любивший без памяти друзей, стихи, красоту, ставший учителем детей помещика Крупяникова. Он заглох от чахотки среди чужих людей. Детям взяли другого учителя, а прежнему разрешили здесь умереть. Он не стал никого беспокоить, хвататься за соломинку. Умер, не теряя присутствия духа, через 10 дней после встречи с рассказчиком. Книжки он завещал рассказчику, «22 рубля с полтиной» – родне.
Был еще один характерный случай. При рассказчике умирала старуха-помещица. Под ее подушкой лежал целковый – плата священнику за отходную молитву по ней. Но отходная недаром так названа: старушка скончалась, не дождавшись ее окончания, не успев достать рублик. «Удивительно умирают русские люди»…
Читательский дневник по рассказу «Смерть» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
Сюжет
Рассказчик, свидетель нескольких смертей, считает, что русский человек умирает с удивительным спокойствием, простотой, смирением. Подрядчик Максим, зашибленный деревом, распоряжается своим заработком в пользу жены, просить людей простить его, если чем обидел. Обожженный мужик умирает в избе, где идет обычная жизнь.
Здоровенный мельник, узнав, что жить ему недолго, не лечится, а спешит закончить свои дела. Молодой бедный учитель Сорокоумов умирает от чахотки без ропота, без обиды на судьбу. Наконец, старая помещица слабеющей рукой хочет сама подать священнику рубль за отходную, но смерть ее опережает.
Отзыв
Взгляд на национальный характер, мировоззрение русских людей, отношение к себе, жизни, смерти и Богу. Тема последней воли умирающего, последнего «прости» для близких по крови или духу, внезапной кончины – и ожидаемой, в разном возрасте. Смерть как неизбежность для всего живого. Умирают люди – и даже деревья. Нотка юмора в описаниях. Перед лицом смерти все равны.
Смерть (Примечания)
Примечания
Впервые опубликовано: Совр, 1848, № 2, отд. I, с. 197–298 (ценз. разр. 31 янв.), под № XIII. Подпись: Ив. Тургенев.
Сохранился черновой автограф рассказа (ГПБ, ф. 795, ед. хр. 8). В нем есть все основные эпизоды первопечатной редакции; стилистическая правка густая и многослойная, текст последнего слоя близок к первопечатному. На л. 3, перед рассказом об Авенире Сорокоумове, зачеркнуто название «Смерть», из чего можно заключить, что изложение отдельных историй определилось на черновой стадии работы раньше, чем композиция рассказа в целом. Сначала были набросаны две группы эпизодов, а потом уже окончательно определена их последовательность. Подпись в автографе: Ив. Тургенев.
В настоящем издании в текст ЗО 1880 внесены следующие исправления:
, строка 22. Вместо «носились под неподвижными верхушками» — «носились над неподвижными верхушками» (по черн. автогр., Совр, ценз. рукоп. и ЗО 1852).
, строки 35–36. Вместо «А что в лесу за тень была!» — «А что за тень в лесу была!» (по черн. автогр. и Совр).
, строка 43. Вместо «Он молчал» — «Он помолчал» (по черн. автогр., Совр, ценз. рукоп. и ЗО 1852).
, строки 8–9. Вместо «только бывают у мельников» — «бывают только у мельников» (по черн. автогр. и Совр).
, строки 17–18. Вместо «людям, не стоившим подметок его» — «людям, не стоившим развязать ремень от сапог его» (по Совр и ценз. рукоп.). Замена евангельского текста, относящегося ко Христу, принадлежит в цензурной рукописи цензору.
Замысел рассказа «Смерть» относится, по-видимому, к августу 1847 г., так как впервые его название встречается в Программе V. Исполнение замысла было отложено Тургеневым: из Программы VI название «Смерть», после вычерков и замен, выпало, а в Программах VII и VIII не упоминается вовсе. Написание рассказа относится ко второй половине ноября — декабрю г. (по ст. ст.): для чернового автографа «Смерти» Тургенев использовал листки почтовой бумаги с датами начатых писем: «Paris, le 24 Novembre 47» (л. 1) и «Paris, le 7 Décembre 47» (л. 4 об.). Очевидно, в самом конце декабря Тургенев отослал рассказ в редакцию «Современника», так как 17 (29) января г. Некрасов писал А. В. Никитенко: «Почти уже набраны и „Записки охотника“, которые пойти должны в эту же книжку» (т. е. февральскую, — Некрасов, т. X, с. 102).
При публикации в «Современнике» сокращению подверглась концовка рассказа, в которой цензор счел, по-видимому, одиозным намек на небрежное исполнение священником своих обязанностей: вместо «Помещица с неудовольствием — приложилась» (стр. 207, строки 21–23 наст. тома) в журнале осталось: «Помещица приложилась».
В рассказе «Смерть» нашли отражение семейные предания и реальная топография охотничьих странствий Тургенева. Река Зуша, упоминаемая в рассказе, — один из притоков Оки, протекает в пяти километрах от Спасского-Лутовинова. Прототипом барыни, собиравшейся заплатить священнику за свою отходную, послужила мать В. П. Тургеневой Катерина Ивановна Сомова (Житова, с. 23). Отбор биографического материала в данном случае показателен для тургеневской трактовки темы смерти: взят только один факт, рисующий простое и мужественное отношение к смерти, как черта, присущая всем русским людям, и не сказано ни слова о хорошо известных в его семье жестокости и самодурстве К. И. Сомовой (сохранился в передаче Л. Пича рассказ Тургенева о том, как Сомова задушила своими руками рассердившего ее казачка — см.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб., 1884, с. 147).
Сосредоточенность на обрисовке национальных черт характера и отсутствие в рассказе прямой социально-обличительной тенденции дали повод журналу «Северное обозрение» к тенденциозному истолкованию рассказа в том «религиозно-патриотическом духе», которым отличался журнал, перешедший в 1848 г. в руки известного профессора-востоковеда В. В. Григорьева. «Рассказ „Смерть“, — писал анонимный рецензент, — замечателен верною, тонкою и глубокомысленною характеристикою одной из самых замечательных черт нашего народа — нашей преданности воле бога»; «…г. Тургенев изображает в нем такие черты нашего характера и нашей жизни, которые могут порадовать даже тех, кто привык описывать, видеть и читать лишь всё наше худое и ругать его, не замечая, что, может быть, еще более грубые недостатки таятся в других нациях» (Сев Обозр, 1848, № 2, отд. V, с. 55).
Рассказ «Смерть» был отмечен Белинским среди других рассказов цикла, опубликованных в «Современнике», 1848, № 2, и вместе с «Бирюком» положительно оценен (см. комментарий к рассказу «Бирюк»).
…роман Иоганны Шопенгауэр… — Сочинения немецкой романистки, матери известного философа, вышли в 1830–1831 годах, в 24 томах, в Лейпциге — Франкфурте. Они имели широкий круг читателей среди современников.
…лекарство Леруа… — Речь идет о французском враче Жан-Жаке Ле-Руа д’Этиоле. С сыном его Тургенев был близок в Париже (см. письмо Тургенева к П. Виардо от 26 ноября (8 декабря) 1847 г.).
…«сменила их, не заменив»… — Перефразированный стих из «Евгения Онегина» Пушкина (глава первая, строфа XIX).
Где ж девалася — Мочь зеленая. — Цитаты из стихотворения А. Кольцова «Лес» (посвящено памяти А. С. Пушкина, 1838), строфы 6 и 15.
…людям, не стоившим развязать ремень от сапог его. — Цитата из Евангелия от Марка (гл. I, ст. 7).
«Аль у сокола…» — Цитата из стихотворения Кольцова «Дума сокола» (1842), строфа 3.
Я начал толковать ему о Гегеле (дела давно минувших дней, как видите). — Тургенев цитирует строки из первой песни поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», идущие вслед за прологом. Относя увлечение философией Гегеля к прошлому, Тургенев фиксирует новый этап в развитии русской передовой мысли, которая обратилась с начала 40-х годов от отвлеченных категорий философии Гегеля к проблемам общественного переустройства, к учению французских социалистов-утопистов и материалистической философии Фейербаха (ср. оценки Тургеневым Фейербаха в письме к П. Виардо от 8 (20) декабря 1847 г., а также в «Письмах из Берлина» — наст. изд., Сочинения, т. 1).