Словесный портрет калиныча записки охотника

Сочинение Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева образ характеристика

Рассказ «Калиныч и Хорь» из цикла «Записки Охотника», в нем повествуется от лица охотника-автора который рассказывает свои наблюдения о быте и нраве жителей глубинки.

В рассказе «Хорь и Калиныч» противопоставляются два образа крестьян. Калиныч своим образом одушевляет эмоциональность русского народа. Он идеалист-романтик, мечтатель, не любит заниматься хозяйством. Каждый день он ходит на охоту со своим барином Полутыкиным, его лапти совсем обветшали, а попросить он не может и терпит такое отношение. Из-за того, что все время тратит на барина, он не успевает заниматься своим домашним хозяйством, его жена, которую он побаивался, давно умерла, а детей у них не было. Хоть Калиныч и проводит почти все время с барином, он его уважает, но не преклоняется перед его личностью. А барин отзывается о нем как об усердном и услужливом мужике.

Калинычу около 40 лет, высокий и худощавый, у него голубые глаза и клиновидная бородка, за которую он часто берется и оттягивает во время разговора. Живет на пасеке в глуши леса. Говорит немного в нос и ходит с палкой. Он добродушный, доверчивый, наивный человек, у него веселый кроткий нрав. Свое внимание он обращает на изучение природы, в свободное время он ухаживает за своей пасекой. У него есть особенные умения, как говорится в рассказе, он может заговорить кровь и лечить от тревоги и страха.

Читайте также:  Охота за душами людей

Образ Калиныча более четко изображается в сравнении с Хорем. Хорь – практичный, ушлый крестьянин. Внешне лысоват, низкий и плотный человек. За спиной у барина торгует дегтем и маслом, и благодаря этому живет зажиточно. При этом не уходит от барина, ведь так безопаснее. Он опытный крестьянин и трудолюбивый. Дабы не рушить свою дружную семью, не обучает своих сыновей грамоте, чтоб их не забрали на барский двор.

Несмотря на такие явные различия, они прекрасно ладят друг с другом. Необычен факт что Калиныча приходя в гости к Хорю всегда дарит ему кусок своей землянки, так автор показал мягкость и лиричность души не свойственную русским.

Калиныч не такой как все крестьяне, он добр к каждому, честный, имеет чувство собственного достоинства, он ни перед кем не преклонится. У Калиныча иное восприятие мира.

Образ Калиныча

Тургенев написал произведение «Записки охотника», в которое входит рассказ «Хорь и Калиныч». Рассказ был опубликован в 1847 году. Для автора главной целью было преподнести читателю, как проживают люди в отдаленных краях России. Их быт, нравы, приоритеты. До этого рассказа многие думали, что крестьянин — это человек, который не любит гостей, ни с кем не дружит. Так же похабно следит за своим хозяйством, не ценит природу, а также составляет угрозу для помещика. Но, Тургенев поменял мнение людей благодаря этому рассказу. В произведении есть два героя, Хорь и Калиныч, которых автор сравнивает друг с другом при этом давая их описания читателю.

Калиныч предстаёт перед читателем, как воплощение русского, патриотического характера. Конечно, Хорь по сравнению с Калинычем более рационален, но это не мешает герою быть интересным для читателя. Герой абсолютно распущен в быту, он по просто у него не обустроен. Когда он был женат и жена могла влиять на него, но теперь он один. Нет у Калиныча и детей и его совсем не беспокоит, что он ходит в рваных лаптях. Основное время герой находится вместе со своим хозяином, которого зовут Полутыкин. Два человека вместе проводят время на охоте, также помогают друг другу.

Читайте также:  Патрон сигнала охотника размеры

Тургенев довольно тщательно описывает героя. Калиныч был высокого роста, но худой. Кожа его была смугловатой. По натуре своей он был добрым, лицо его не отворачивало людей, а вовсе наоборот. Основные черты, которые можно выделить в герое – это романтичность и умение, а главное любовь к мечтаниям. Данный герой очень любит природу, очень старательно и с любовью следит за своей пасекой. Вообще герой очень все развит и имеет необычные способности. Хорь и Калиныч это две абсолютные противоположности. Например, однажды Калиныч пришел в гости к Хорю и подарил ему пучок зелени, нарванный на поле. Поступок вообще не свойствен русскому мужчине, но с другой стороны это указывает на то, что внутри герой очень мягкий и добрый.

Калиныча можно назвать мужиком не практичным, ведь часто ему нужна была помощь Хоря. Но, с другой стороны учитывая противоположность героев, Хорю тоже не хватало доброты и открытости друга. В отношениях с барином, также проявляются черты Калиныча. Например, Хорь никогда ни в чем не прогибался перед хозяином и старался по меньше верить ему. Калиныч в свою очередь по своей натуре доверчив и предан, поэтому всегда делал то, что ему скажет барин.

Также читают:

Картинка к сочинению Калиныч в рассказе Хорь и Калиныч

Популярные сегодня темы

Глинка – русский классик. До его появления на музыкальном олимпе в России слушали иностранную музыку. С начала его деятельности стали говорят о музыкальном импортозамещении.

Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются самобытностью и глубоким чувством характера русского народа. Одно из наиболее знаменитых творений автора-повесть, или как называл сам автор, сказ «Левша»

Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной

Роман «Преступление и Наказание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.

Жанровая направленность произведения представляет собой сказочную повесть, предназначенную для маленькой читательской аудитории, основной темой которой является возможность

Образ Калиныча

Образ и характеристика Калиныча

↑ Общая характеристика

Калиныч – один из главных героев рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Это крепостной мужик помещика Полутыкина. Калиныч содержит пасеку и каждый день сопровождает своего барина на охоте. Собственное хозяйство он не ведет.

↑ Внешний вид

Калинычу около сорока лет. Он худой, высокого роста. У Калиныча «добродушное смуглое лицо», на котором выделяются «светло-голубые глаза». Одет Калиныч кое-как и совершенно не заботится о своем внешнем виде. Ходит он в лаптях, что указывает на его крайнюю бедность.

↑ Характер и образ жизни

Калиныч – очень добрый человек кроткого нрава. Он часто что-то потихоньку напевает себе под нос. Свою главную жизненную задачу Калиныч видит в заботе о барине. Ежедневные отлучки на охоту мешают ему заниматься собственным хозяйством. Однако Калиныч никогда не отказывает Полутыкину и даже не требует за это достойного вознаграждения. Он буквально преклоняется перед своим хозяином и старается исполнить любое его желание.

Главное достоинство Калиныча заключается в его тесной связи с природой. Он лучше всех в деревне знает повадки животных и птиц и слывет знахарем: «заговаривает кровь, испуг, бешенство».

Калиныч – мечтательный, оторванный от реальности человек. Он многое принимает на веру, предпочитая не рассуждать над непонятными явлениями. Когда-то давно у Калиныча была жена, о которой он сейчас ничего не знает. Детьми он так и не обзавелся, о чем, впрочем, и не жалеет.

↑ Дружба с Хорем

Хорь – полная противоположность Калинычу, что совершенно не мешает двум мужикам поддерживать теплые дружеские отношения. Рассказчика очень удивляет, что практичный Хорь любит и уважает бесхозяйственного Калиныча и прислушивается к его советам. Иногда Хорь беззлобно посмеивается над простотой Калиныча, в частности, над его беззаветным служением Полутыкину.

↑ Значение образа

Калиныч олицетворяет собой смиренность русского народа и его покорность судьбе. Этот крепостной мужик никогда не будет бунтовать и пытаться насильственно улучшить свое положение. При этом Калиныча нельзя считать полным ничтожеством. Необъяснимое понимание природы делает его полезным и необходимым членом общества, заслуживающим любви и уважения окружающих.

Проект по литературе 7 класс «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»

МКОУ Никитская основная школа

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»)

Выполнили: учащиеся 7 класса

Руководитель: Иванова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

1 .Название проекта: «Словесные и живописные портреты русских крестьян»

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: литература.

3.Тип проекта: творческий, групповой.

4. Цель проекта: создание презентации «Словесные и живописные портреты русских крестьян» по рассказам И.С.Тургенева.

прочитать рассказы «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева ;

найти в текстах рассказов словесные портреты русских крестьян;

подобрать живописные портреты крестьян к прочитанным рассказам.

6. Руководитель проекта: Иванова Н.Н.

7. Возраст участников 11-12 лет.

8. Аннотация проекта: в проекте прослеживается мастерство И.С.Тургенева в создании портретной характеристики, связь портрета с внутренним миром героев, отношение автора к русским крестьянам.

9. Предполагаемый продукт проекта: электронный альбом «Словесные и живописные портреты русских крестьян»

I . Вступление. События, о которых рассказывает И.С.Тургенев в цикле «Записки охотника», знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века, русским крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г.Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, всё то же, что в образованном». Слова русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошёл Тургенев.

II . Основная часть. Словесные портреты крестьян.

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности : фигуры, лица, одежды, жестов и манер.

Каковы же портреты героев рассказа «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»?

« …человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда». Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружьё, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устраивал шалаши, бегал за дрожками…»

«Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло- голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкою, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребёнком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свёл нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот…

Лёгкий порыв ветерка разбудил меня… Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.

За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче. « Калиныч – добрый мужик, – сказал мне г. Полутыкин, – усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его всё оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит… Какое уж тут хозяйство».

Словесный портрет Хоря:

« На пороге избы меня встретил старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа. Такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Мы вошли вместе в избу. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте…Он со мной всё как будто соглашался; только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… Так оно как- то странно выходило. Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности… Вот вам образчик нашего разговора:

– Послушай-ка, Хорь ,– говорил я ему, – отчего ты не откупишься от своего барина?

– А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю… барин у нас хороший.

– Всё же лучше на свободе, – заметил я.

Хорь посмотрел на меня сбоку.

– Вестимо, – проговорил он.

– Ну, так отчего же ты не откупаешься?

Хорь покрутил головой.

– Чем, батюшка, откупиться прикажешь?

– Ну, полно, старина…

– Попал Хорь в вольные люди. – продолжал он вполголоса, как будто про себя, – кто без бороды живёт, тот Хорю и набольший.

– А ты сам бороду сбрей.

– Что борода? борода – трава: скосить можно.

– А, знать, Хорь прямо в купцы попадёт; купцам-то жизнь хорошая, да и те в бородах.

– А что, ведь ты тоже торговлей занимаешься? – спросил я его.

– Торгуем помаленьку маслишком да дёгтишком… Что же, тележку, батюшка, прикажешь заложить?

«Крепок ты на язык и человек себе на уме», – подумал я.

Сравнительная характеристика героев:

«Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялсяс жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек…Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же – к людям, к обществу; Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь. Он много видел, много знал, и от него я многому научился… Толкуя с Хорём, я первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Его познанья были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел; Калиныч – умел. «Этому шалопаю грамота далась, – заметил Хорь, – у него пчёлы отродясь не мёрли».

«Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал вдруг голову набок и начинал подтягивать жалобным голосом. Особенно он любил песню «Доля ты, моя, доля!»… Зато, в другое время, не было человека деятельнее его: вечно над чем-нибудь копается – телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает. Особой чистоты он, однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне однажды, что «надо-де избе жильём пахнуть».

– Посмотри-ка, – возражал я ему, – как у Калиныча на пасеке чисто.

– Пчёлы бы жить не стали, батюшка, – сказал он со вздохом».

Словесный портрет Ермолая :

«Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму, и лету в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком, носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половины, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи, хлопки же Ермолай доставал из собственной, по-видимому, неистощимой шапки.

Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду; не уживался на месте, на ходу шмыгал ногами и переваливался с боку на бок – и, шмыгая и переваливаясь, улепётывал вёрст шестьдесят в сутки. Он подвергался самым разнообразным приключениям: ночевал в болотах, на деревьях, на крышах, под мостами…Нельзя было назвать его человеком весёлым, хотя он почти всегда находился в довольно изрядном расположении духа; он вообще смотрел чудаком…»

«Зато никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать перепелов, вынашивать ястребов, добывать соловьёв с «лешевой дудкой», с «кукушкиным перелётом». Одного он не умел: дрессировать собак; терпенья недоставало».

«Мне самому не раз случалось подмечать в нём невольные проявления какой-то угрюмой свирепости: мне не нравилось выражение его лица, когда он прикусывал подстреленную птицу. Но Ермолай никогда больше дня не оставался дома; а на чужой стороне превращался опять в

« Ермолку», как его прозвали на сто вёрст кругом и как он сам себя называл подчас. Последний дворовый человек чувствовал своё превосходство над этим бродягой – и, может быть, потому именно и обращался с ним дружелюбно…»

В «Записках охотника» Тургенев проявил себя мастером портретной характеристики: он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые помогают раскрыть тайны их души. Своих героев он всегда изображал спокойными и благородными.

В изображении крестьян есть устойчивые, повторяющиеся черты. Сходны, например, портретные их характеристики: «худой, с небольшой загнутой назад головкой», с «жидкой, клиновидной бородой» (Калиныч); «высокий, худой, с длинным носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами» (Ермолай).

Героев Тургенева часто сопровождает родственный пейзажный мотив. О близости Калиныча к природе сказано немного. Мы видим, что лицо у Калиныча «кротко и ясно, как вечернее небо», но душевная кротость героя подхвачена природой, в ней разлита. В крестьянине Ермолае эта близость уже всячески подчёркивается и специально изображается: говорится о его искусстве ловить рыбу, подманивать птиц, рассказывается о его собаке Валетке, удивительно похожей своим нравом на хозяина.

Есть в « Записках….» и другой лейтмотив – музыкальной одарённости русского народа. Калиныч поёт, а деловитый Хорь ему подтягивает. Песня объединяет даже такие противоположные натуры.

В «Записках охотника» автор с любовью описывает крестьян, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Тургенев выступает в защиту народа, утверждая, что он достоин лучшей жизни.

«Записки охотника» – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере» – утверждал исследователь творчества И.С.Тургенева Ю.В.Лебедев.

Оцените статью