- Проект ««Словесные и живописные портреты крестьянских детей по рассказу И. С.Тургенева « Бежин луг».
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
- Урок литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».
- Просмотр содержимого документа «Урок литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».»
- Портрет крестьянина (Записки охотника)
- Цикл рассказов о крестьянах и помещиках
- Образ крестьянства
Проект ««Словесные и живописные портреты крестьянских детей по рассказу И. С.Тургенева « Бежин луг».
В проекте даётся словесное описание главных героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», раскрываются их поступки, черты характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Проект по теме «Словесные и живописные портреты крестьянских детей по рассказу И. С.Тургенева « Бежин луг» Выполнила: ученица 6 класса Гераськина Софья Г.Узловая , 2017 год
1.Проект А)Цели Б)Задачи 2.Немного об авторе А)детство Б)Расцвет творчества В)Последние годы жизни Г) Бежин Луг 3 .Описание мальчиков А)Федя Б)Павлуша В) Ильюша (Илюша) Г)Костя Д)Ваня 4 .Источники Содержание
Формирование представления об И.С.Тургеневе как о великом русском писателе ,мастере портрета и пейзажа . Цель проекта
Найти нужную информацию о главных героях рассказа. Задача проекта
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянам Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове . С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе . Немного об авторе И.С.Тургенев в ранние годы Тургенев в детстве
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием « Стено ». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской ». В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года. В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета». Немного об авторе И.С.Тургенев в расцвет творческой деятельности
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета. Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова , Достоевского, Толстого. Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века. С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище. Немного об авторе И.С.Тургенев в последние годы жизни
Одно из самых популярных произведений И.С.Тургенева- « Бежин луг». Написано оно в 1851 году.В произведении повествуется жизнь крестьянских мальчишек. Автор внимательно их слушал и пересказал былички ребят. Бежин луг Бежин луг, Тульская область
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой , полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские». Характеристика мальчиков ФЕДЯ
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». «И ему [ Ильюше ] и Павлуше на вид было не более двенадцати лет». Характеристика мальчиков ПАВЛУША
«Лицо третьего, Ильюши , было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет». Характеристика мальчиков ИЛЮША (ИЛЬЮША)
« Последнего , Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».«— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза» Характеристика мальчиков ВАНЯ
«Четвертый , Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно» Характеристика мальчиков КОСТЯ
Урок литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».
Формирование представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».»
Урок литературы в 6 классе
«Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».
Задачи: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».
Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве
И.С. Тургенева, который ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Мы с вами прочитали рассказы «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» «Бежин луг» из этого цикла, в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.
Работа с текстом «Бежин луг»
• Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?
Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.
• Расскажите кратко содержание рассказа.
«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. На предыдущем уроке мы с вами говорили о пейзаже в рассказе «Бежин луг».
Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.
•Перед вами отрывок из рассказа .Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.
Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).
В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.
А сейчас послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Ученик1: Летний вечер.
Ученик 2: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Но и та потухла.
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Ученик 1: И на ум приходят детям
2: Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
3: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
1: А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
2: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
3: Детям боязно – и дети
— Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).
3.Знакомство с темой урока.
— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
II. Изучение нового материала
1. Работа в группах.
— У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
Тексты на листах А4
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?
— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
— Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Портрет крестьянина (Записки охотника)
“Записки охотника” – произведение, которое проникнуто любовью к русскому народу, оно отличается правдивостью изображения крестьянской жизни. В рассказах из этого цикла И. С. Тургенев показал портрет крестьянина (“Записки охотника”) разнопланово, многогранно и удивительно реалистично.
Цикл рассказов о крестьянах и помещиках
Тургенев собрал множество образов простых крестьян, каждый из которых отличается индивидуальностью, душевностью, особыми умениями, талантами, чертами характера. Уникальность произведения в том, что оно не выносит резкого вердикта, кто хороший, а кто – плохой. Тургенев показал хорошую осведомлённость о крестьянском укладе жизни, о судьбах крепостных крестьян. Автор собрал целую коллекцию образов – трагических, романтических, талантливых, подлых и ограниченных.
Правдиво показана бесхарактерность и ограниченность некоторых крестьян, которые считают благом любое решение своего барина.
Образ крестьянства
Крестьяне в рассказах Тургенева показаны мудрыми и самобытными, они любят и понимают природу, придерживаются собственной философии, живут традициями предков, стараются быть честными, терпеливыми, принимать свою долю с благодарностью. В ряде рассказов крестьяне преданно служат своему хозяину, к примеру Бирюк честно выполняет свою работу, оберегая лес от воров. Разумом он понимает, что крестьяне воруют лес не от хорошей жизни, но слово данное барину нужно держать. В другом рассказе “Певцы” автор показывает крестьянина, которого Бог наградил удивительным голосом. Пение Яшки-Турка в трактире описано так вдохновенно, что хочется услышать его вживую. Кроме того персонаж робок и скромен.
Много внимание уделено проблеме насилия над крестьянами, самодурства помещиков. В рассказе “Малиновая вода” показателен образ горничной Арины, которая “вопреки запретам хозяйки” влюбилась и захотела выйти замуж за любимого. Рассказ “Льгов” повествует о жизни Сучка, который потерял даже собственное имя – Кузьма, потому что барыне вздумалось звать его Антоном.