Скульптурная композиция царская охота

Монумент «Царская охота» в Кызыле

Недавно центр столицы Республики Тыва, в месте, где сливаются Большой и Малый Енисей, обрёл бесценное сокровище – скульптурную композицию «Царская охота», которая включена в новый архитектурный комплекс набережной великой сибирской реки.

Автор сооружения – Даши Намдаков, работающий в различных направлениях искусства – прикладного, изобразительного. Бурятский художник и скульптор широко известен не только в России, но и за рубежом. За серию работ, созданную по скифским мотивам, он был удостоен звания «Художник года» на международном конкурсе скульптуры в Пьетрасанте (Северная Италия) в 2013 году. В эту коллекцию входит и «Царская охота», эпическое сказание древних кочевников, отлитое в бронзе.

Царственные всадник и всадница на великолепных конях мчатся по степи с быстротой ветра, принимая участие в соколиной охоте. Их лица преисполнены спокойствия, гордости, уверенности и мужества – не каждому под силу выдержать напряжение гонки. Тетива лука натянута, стела пущена, и зверю не уйти от погони. Охотничьи (не собаки!) барсы, похожие на диких степных сородичей, не отстают от стремительного бега лошадей. Вся сцена наполнена яростной энергией, красотой и достоверностью происходящего.

Персонажи словно пронзили время и из глубин истории ворвались в настоящее и предстали перед нами, но они не останавливаются, их путь не окончен, они устремлены в будущее. Реальными прообразами бронзовых героев стали найденные археологами захоронения царя и царицы из скифского кургана Аржаан-2, датируемого 3 тыс. до н.э. Отлично сохранившиеся артефакты экспонируются в Национальном музее Тывы. Предметы облачения, вооружения, охотничьего снаряжения с большой точностью и поэтичностью были отражены в скульптурных формах.

Читайте также:  Охота с пневматическими винтовками рср

Величественный монумент был изготовлен по старинной технологии литья в итальянских мастерских, и первыми его зрителями стали жители Пьетрасанты, члены муниципалитета и именитые гости города. Произведение Даши Намдакова было названо вдохновенным и оригинальным. Из Италии скульптурная композиция отправилась в Кызыл, который в 2014 году готовился к торжественным юбилейным мероприятиям, посвященным 100-летию со времени основания города и вхождения Тывы в состав России.

«Царская охота» органично вписалась в архитектурно-скульптурный ансамбль, в который вошли и другие творения замечательного Мастера – символические фигуры драконов, а также животных восточного гороскопа. В персонажах тонко отражаются черты древней буддийской культуры, её знаки и космические символы. Уже сейчас величественное сооружение становится одной из главных достопримечательностей Кызыла, привлекая туристов, желающих своими глазами увидеть этот шедевр.

В дни праздников и торжеств у подножия памятника проходят красочные театрализованные представления по мотивам сказаний и легенд. История оживает, и памятник – не объект, на фоне которого разворачиваются действия, он – одно из главных действующих лиц.

Монумент «Царская охота» на фото

Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, набережная реки Енисей

Скульптурная композиция царская охота

Бронза; литье, патинирование

435 х 850 х 206 см

Комментарий Елены Корольковой, заведующей сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа:

Новая работа бурятского скульптора Даши Намдакова — художественное произведение, которое, несомненно, войдёт в историю мирового искусства как яркий пример оригинальной монументальной пластики и мощный скульптурный ансамбль, занимающий прекрасную пространственную позицию, что чрезвычайно важно для скульптуры вообще и тем более для подобного комплекса.

Ландшафт, в который вписываются его скульптуры, органично встраиваясь в него и в то же время доминируя над ним, принимает сотворённую человеческим талантом художественную реальность как нечто изначальное и созвучное.

Читайте также:  Как охотник приручит питомца

Композиция скульптурного комплекса построена на сочетании статики (обелиск со сферой, поддерживаемой фигурами хищников), и динамики (стремительный галоп всадников, сопровождаемых двумя барсами, буквально летящими над землёй). Ощущение неудержимости движения и быстрой скачки создаётся точным пространственным соотношением масс и выразительной пластикой: положение фигур всадников, ловкая посадка номадов и полное величественной грации движение корпуса лучника при стрельбе на всём скаку формируют яркий эпический образ.

Динамичное устремление вперёд подчеркнуто вытянутой рукой с луком несущегося вскачь героя, только что спустившего тетиву. В скульптуре застыло мгновение: тугая тетива отправила в полёт невидимую стрелу, и это впечатление настолько реально, что кажется, слышны свист летящей стрелы и ветра, овевающего разгорячённых коней, и топот конских копыт, под которыми ложится степной ковыль.

Оцените статью
Adblock
detector