Скотоводство рыболовство охота башкир

Хозяйство башкир

Хозяйство башкир — совокупность предметов домашнего обихода, средств производства и производственных отношений для обеспечения жизнедеятельности башкир.

Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство, которое сочеталось с земледелием, охотой, бортничеством, рыболовством, собирательством и др.

На хозяйственный уклад башкир оказывали влияние особенности природных мест проживания — степные, горные районы и предгорья, почвы, богатые гумусом, реки, озера. Месторождения полезных ископаемых Башкортостана богаты железными рудами, нефтью, газом, цветными металлами. Наличие большого количества полезных ископаемых, выгодное расположение и людской потенциал позволили создать в Башкортостане добывающую, перерабатывающую промышленность, научные учреждения и школы, сельское хозяйство, поставленное на научную основу, Академию наук, сделать хозяйство башкир, отвечающим современным требованиям.

Содержание

История

На территории Башкортостана еще в железном, затем в бронзовом веках производилась добыча и переработка железа разработки серебряной руды.

В IX—XII веках у башкирских племён в существовало металлургическое производство, были кузнецы специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения и т. д. Наличие многочисленных торговых связей позволяло им обмениваться товаром с отдаленными соседями. Уже в это время отношения башкир с соседями носили характер торгово-денежных. Однако это не привело в то время в оседлому скотоводческо-земледельческому труду.

Традиционно основой хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Башкиры содержали в основном лошадей и овец, для которых не требовалась запасать на зиму большого количества кормов, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах — верблюдов. Бедный башкирский хозяин имел лошадей от 10 до 20, богатый владел табунами и стадами до 1000—2000 голов [1] . Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов башкиры выставили около тысячи верблюдов для нужд армии, обеспечивали верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи. Занимались башкиры охотой, включая соколиную [2] , рыбной ловлей, бортничеством, сбором дикорастущих плодов (шиповник, черемуха, малина, грибы, черемша и др.), корней растений.

Читайте также:  Как заточить ножи охот

Башкиры зимой жили в одноместных хижинах, а летом в юртах. Выращивали в небольших количествах просо, ячмень, полбу, пшеницу, коноплю. Их земледельческих орудий труда имели деревянный плуг, соху, рамную борону. Летом выезжали на кочевки, так как скот, включая лошадей, в течение всего года находился на подножном корму. Кочевали в степях недалеко от воды, в горно-лесных районах — на полянах и долинах с озерами и ручьями. Летними жилищами у башкир были войлочные кибитки. Бедные строили балаганы.

С XVII века полукочевое скотоводство утрачивает значение и возрастает роль земледелия и пасечного пчеловодства. В северо-западных районах уже в XVIII веке земледелие становится основным занятием башкир, на юге и Востоке кочевание сохранялось до начала XX века. С первой половины XVIII века началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края (Зилаирский, Кагинский, Нижне- и Верхне-Авзянский заводы) [3] .

Хозяйственно-этнографические районы

К началу 19 века в крае сложилось три хозяйственных района:

  • Земледельчесткий в Северо-Западной части Башкортостана. Основной формой хозяйства в районе было земледелие, дополнявшееся стойловым скотоводством, охотой, рыбной ловлей и пчеловодством.
  • Оседлый скотоводческо-земледельческий в Северном Зауралье и Юго-Западный Башкортостан. В районе наряду с земледелием важную роль играло и скотоводство.
  • Скотоводческий со слабым развитием земледелия разделялся на оседло-скотоводческий и скотоводческий подрайоны. Скотоводческий район подрайон находился к Северо-Западу, Северу, Северо-Востоку и Востоку от г. Уфы. [4]

К началу XX века Башкортостан стал районом с товарным скотоводством. Наличие рудных месторождений позволяло выплавлять чугун, железо, серебро. В первой половине XX века башкиры со всей страной пережили Первую мировую войну, смену государственного строя, Гражданскую войну, коллективизацию (1929—1932) [5] , голод, Сталинские репрессии, Великую Отечественную войну. В ходе коллективизации произошла ликвидация на селе экономически самостоятельных мелких собственников. Башкирская АССР поставила только в Великую Отечественную войну 71 тысяча лошадей, большое количество техники, продуктов питания, горюче-смазочных материалов. Многие сами принимали участие в войнах. Это сказывалось на разорении и опустении крестьянских хозяйств башкир [6] . Хозяйства приходилось восстанавливать и заново обустраивать.

В второй половине XX веке в Башкортостане осваивались нефтяные, газовые, рудные и др. месторождения, строились города, химические и нефтехимические комбинаты. В Башкортостане, как и во всей стране, создавалась материально-техническая база коммунизма. Множество башкир переселялось в новые города (Салават, Кумертау). Для проведения химизации народного хозяйства [7] понадобились научные и инженерные кадры. Для обучения кадров в республике открывались высшие учебные заведения, университеты. Все это изменяло хозяйственный уклад жизни башкир. В дома вошли компьютеры, автомобили, сельскохозяйственная техника. Однако, несмотря на наличие товарного скотоводства, в магазинах республики отсутствовали мясные продукты, позже и хлеб. Мясо, колбасу возили из московских магазинов. Закончилось это введением карточек на продукты питания, водку, сигареты и, наконец, введением в 90-е годы свободных рыночных цен и обесцениванием в 10 тыс. раз денежных сбережений у населения.

В конце века ХХ общенародная собственность на средства производства сменилась на частную и государственную. Башкиры получили возможность иметь в своем хозяйстве средства производства, нанимать работников. В начале XXI века произошла приватизация и перепродажа предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Башкортостан в интересах малого количества лиц. Результаты приватизации ряда крупнейших предприятий республики оспариваются в 2014 году [8] .

Скотоводство рыболовство охота башкир

Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.

Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.

Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран.

ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО

Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями.

Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству — стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке.

Охотничья добыча была большим подспорьем для башкир. Шкуры шли на изготовлении одежды. Пушные меха обменивались на другие продукты питания, а также шли на выплату податей. Шкурка белки была денежной единицей, давшей название копейки в башкирском языке. На гербе Уфы изображена куница, а волк был одним из тотемных животных.

Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Никто точно не может сказать, когда люди начали заниматься земледелием, но достоверно известно, что 9 тысяч лет назад люди выращивали пшеницу, ячмень, горох и чечевицу.

Первоначально сельское хозяйство развивалось на Ближнем Востоке, на территории современных Ирана, Ирака и Турции. Около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твёрдого дерева. Его тянули быки или рабы. Древние греки и римляне приделали к режущей части плуга металлический наконечник — лемех. Плуг, сделанный полностью из железа, появился около 1800 года.

Подобно большинству евразийских кочевников, башкиры засевали небольшие поля просом и ячменём. Под посевы использовали участки, свободные от леса. В лесных районах, выбранный для пашни лес вырубали и сжигали. Зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Такой способ земледелия применяли соседние угро-финские племена, а также славяне. Вплоть до XX века в Башкирии и во всей Российской империи во время жатвы урожай убирали при помощи железных серпов и кос. Колосья на поле связывали в снопы и свозили на гумно или ток, где снопы молотили деревянными цепями, чтобы отделить зерно от соломы. Молотили и лошадьми, гоняя их по кругу по равномерно расстеленному на току хлебу.

Посевы у башкир были незначительны, так как спрос на хлеб у них удовлетворялся за счёт обмена другими продуктами с соседями. Но уважительное отношение башкир к хлебу и труду земледельца отражены в народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: “Если не будешь петь на поле, будешь на току стонать”, “Даже в бега подавшись, посади семена — к возвращению еда будет”, “Земля то-му, кто ей цену знает; кто не знает — тому могила”.

БОРТНИЧЕСТВО

В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона.

Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.

Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл.

Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах.

В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей.

Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.

С.И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.

Помимо простых изделий башкир, можно было встретить немало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными, искусственно сделанными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки сплошь покрывались чеканным железом.

Башкиры имели своих мастеров по металлу — кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее, нужда башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.

Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер “железо, железный”, алтын “золото, золотой”, кемеш “серебро, серебряный” встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимербай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтын-бика, Кемешбай, Кемешбика). Имена, в основе которых лежит слово “булат”, давались только мужчинам — Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.

Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.

Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, тебеньки сёдел, различные футляры и сумы орнаментировались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.

Получило распространение и ткачество.

Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.

Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумебтея, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ УТВАРЬ

Башкирская хозяйственная утварь многочисленна и разнообразна. Для её изготовления использовалась древесина, кора, береста, дуб, лыко, лоза. Наиболее значительную и, по-видимому, традиционную группу составляла долбленая посуда: чаши, ковши, кадки. На втором месте по степени распространения стояла утварь из бересты.

Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева: деревянные чаны, кадки, ковши и чаши. Их и теперь можно изредка увидеть в некоторых башкирских аулах. Деревянные изделия находили самое разнообразное применение в быту. В них хранили муку, зерно, держали топлёный жир, солонину и другие припасы, перевозили масло, мёд, сметану, сыпучие продукты. Всевозможная деревянная по-суда использовалась на кухне. В чанах и кадках замешивали тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для теста и хлебов, ведра для воды и другие предметы.

Особенно богатым был ассортимент столовой посуды. Целый комплекс утвари предназначался для потчевания гостей кумысом: напиток выносили в резных бочонках и наливали ковшом в тонкостенные изящные чаши.

СТОЛОВАЯ УТВАРЬ

Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр-чашка) подавали еду только в кругу семьи. Другие (ашлау — большая чаша) являлись преимущественно торжественной или даже обрядовой посудой. Праздничные чаши были более вместительными, чем повседневные. Некоторые старинные ашлау, диаметр которых доходил до одного метра, были рассчитаны на целую баранью тушу.

Деревянные чаши небольших размеров были предназначены для напитков.

Деревянные пиалы и тарелочки служили для различных целей: из них кормили детей, пили молоко.

Иногда в разных вазочках подавали к чаю масло, мёд и другие сладости. Форму чаши повторяла специальная посуда для угощения медом, распространенная в богатых липой пчеловодческих районах.

Кумысные ковши (ижау) служили главным образом для разлива напитка по чашам.

КУХОННАЯ УТВАРЬ

Лотки для муки и зерна служили для провеивания зерна, просеивания муки. Долбленные корыта использовались в хозяйствах для стирки белья, кормления птицы и скота. Иногда в них содержали зерно и другие продукты. Ступы и пест были предназначены для обдирки проса, дробления высушенных зёрен пшеницы и ячменя, измельчения соли.

Поварские ложки, совки и лопатки также входили в обязательный состав кухонной утвари. Поварешками на длинной ручке с небольшим выступом-крюком для удержания их на краю котла намешивали пищу при приготовлении, раскладывали её по чашам. Зерно и муку набирали с помощью деревянных совков на короткой ручке. Небольшие лопаточки предназначались для замеса теста, перемешивания творожной массы, переворачивания оладий и лепешек.

Башкиры в основном питались мясными и молочными продуктами. Летом и весной питались свежим мясом, а на зиму и весну мясо замораживали, на лето — вялили и коптили. Особым лакомством считались казы — вяленые колбасы из конского жира и мяса.

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топлёное масло заготовляли впрок.

Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока — кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания.

Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном — бишбармак.

К глубокой древности восходит традиция употреблять зерна в калёном виде (курмас). Калёные зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах. Мукообразную массу (талкан) брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Хлеб пекли из пресного теста в виде лепёшек в золе.

Довольно рано проник к Башкирию чай. В процессе торговли и обмена с южными краями привозили в небольших количествах сладости и фрукты.

Башкиры собирали смородину, клубнику, землянику, черемуху, вишню, костянику, клюкву и другие ягоды. Часть из них сушили, другие консервировали в масле и меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.

Весной башкиры пили берёзовый сок. Из трав в пищу шли дикий лук, чеснок. Листья клубники, вишни, душицу использовали вместо чая.

Потребление диких плодов, ягоды, трав и различных кореньев возрастало в голодные годы.

Большое место в башкирской кухне занимают жидкие горячие блюда, такие как суп-лапша (тукмас), затируха (ыумас ашы), суп с клёцками (у мар ашы), молочная затируха, уря и другие разновидности мучных супов. Давно известные овощи — капусту, репу, лук, морковь, огурцы — башкиры ели отдельно, салаты и винегреты в их кухне появились позже.

Такие блюда, как казалык, тукмас, бишбармак, зур бэлиш, чак-чак, всегда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола.

ЮРТА — ЖИЛИЩЕ БАШКИР

Юрта (тирмэ) — это переносное жилище башкир. Остов юрт легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь.

Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось места для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца.

Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра. На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошму и паласы.

В этой части принимали гостей и устраивали домашние трапезы. В расстановке вещей и утвари соблюдался определённый порядок. Правая сторона юрты считалась женской. Здесь стояли посудные шкафчики и лавки, находились турсуки с кумысом, кадочки с айраном и медом, короба и корзины с сырками, хранились посуда и пищевые припасы.

В левой части юрты, более нарядной, стояли на деревянных подставках кованые сундуки с имуществом. На них была сложена постель: одеяла, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. По стенам развешивали выездную упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Роскошным было убранство специальных гостевых юрт. Коврами здесь устилали весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали стёганные подстилки и подушки. На подставке у входа стоял сосуд с кумысом, висели ковши для угощения. В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приёма гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком свидетельствовала о состоятельности семьи.

Кибитки на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам. Впрочем, в степи загородки устраивались редко.

нажмите сюда, если вы перешли по ссылке и не видите левого фрейма с меню.

Оцените статью