Сколько же этому дубу может быть лет спросил охотник знаки препинания

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Осенн я я ноч ь тян е тся медленно (4) . Каж е тся, ей не будет к о нца. Сон в такую ноч ь в п а латк е крепкий, но не долгий. Ты пр о сыпаеш ь ся чере з каждые два часа и выход и ш ь взглянуть на небо. Смотр и ш ь , не взош ё л ли Сириус, не видно ли на в о стоке п о лосы ра с света.

С каждым ч а сом ноч ь х о лодеет. К утру воздух обж и гает лицо лё г ким морозом. Полы п а латки ч у ть-ч у ть провисают (2) , и тр а ва седе е т от первого утренника.

П о ра вст а вать. На в о сток е уже нал и вается тихим (3) светом заря. Уже видны на небе огромные оч е ртания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь (1) . Вода тёплая, она каже тс я даже подогретой.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

моюсь (1)
м — [м] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[у] — гласный, безударный
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
ь — не обозначает звука
5 букв, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

провисают (2)
про- — приставка
-вис- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

тихим (3) (светом)

1) тихим (светом) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: свет (какой?) тихий;
2) начальная форма — тихий; в единственном лице, в творительном падеже, в мужском роде;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Осенняя ночь тянется медленно. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: ночь (подлежащее), тянется (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (ночь) осенняя — определение; (тянется) медленно — обстоятельство.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

вор О та, алфав И т, в Ы здоровею, с О здал

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. прил. сущ. глаг. предл. сущ.
К вечеру высокие облака исчезают с неба
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки припенания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету
  2. Мама попросила, чтобы я на обратном пути забежал в магазин
  3. Ольга Петровна сказала Анечка уже купила новые сапожки на зиму
  4. Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Читайте также:  Цикл охоты у свиней

Ольга Петровна сказала: «Анечка уже купила новые сапожки на зиму».

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки припенания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Свежий снег лежит у самой кромки воды.
  2. Вскоре я бросил писать стихи и стал сочинять роман.
  3. Ворона сидела на ветке и смотрела с высоты на прохожих.
  4. Сколько же Антипыч тебе лет стукнуло?
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Сколько же, Антипыч, тебе лет стукнуло?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Емеля собирался с духом и пошёл к царю в гости
  2. Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить
  3. Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила
  4. Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Я поздоровался, и Павел кивнул мне в ответ.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Мы не знали, как поймать этого кота. (2) Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, и хлеб. (3) Наконец нам повезло. (4) Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на берёзу. (5) Мы начали трясти берёзу. (6) Кот решился на отчаянный поступок. (7) С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8) Выхода оттуда не было.

(9) На помощь был вызван Лёнька. (10) Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11) Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12) Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13) Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14) Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15) «Выдрать!» — сказал я.

(16) Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо» .

(17) Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жаренную свинину, творожную сметану. (18) Кот ел больше часа. (19) Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20) Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21) Это, очевидно, должно было означать веселье. (22) Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23) С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

(По К. Г. Паустовскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской (или: иногда ласка эффективнее, чем наказание)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером?

Ответ

Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок — прыгнул с дерева.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 3-6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности» . Выпишите это слово.

Читайте также:  Охота ружьями 20 калибра

Ответ

Задание 12

В предложениях 6-10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 5

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Пр о хладн у ю (2) т и шину (3) утра н а руша е т толь­ко во зн я дроз­дов на р я бинах в ч а ще сада. Слыш атс я г о лоса, и раздаё тс я гул­кий стук вы­сы­па­е­мых в ка­душ­ки ябл о к (1) . В осенн е м саду д а леко в и дна д о рога к больш о му ша­ла­шу и сам шала ш . Всюду силь­но пахн е т ябл о ками‚ а тут — осо­бен­но. У ша­ла­ша стоит руж ь ё. Рядом наход итс я поз е л е нев­ший са­мо­вар (4) . В уг о лке ра с ки­да­на одеж­да. Около ша­ла­ша в а ляю тс я рогож и, ящики и вся­кие и с трёпан­ные пожи т ки. Тут же вы­ры­та з е мля­ная пе чк а. В полдень на ней вари тс я уд и ви­тель­но вку сн ый бор щ с салом, а веч е ром гре етс я с а мовар. По саду ра с ст и лае тс я длин­ной п о лосой г о лу­бо­ва­тый дым.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

яблок (1)
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий, твёрдый
л — [л] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

прохладную (2)
про- — приставка
-хлад- — корень
-н- суффикс
-ую — окончание

(3) Морфологический разбор

тишину (3)

1) тишину — имя существительное, обозначает предмет: нарушает (что?) тишину;
2) начальная форма — тишина; нарицательное, неодушевленное, 1-е лицо, женский род; в единственном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является дополнением.

(4) Синтаксический разбор

Рядом находится позеленевший самовар. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: самовар (подлежащее), находится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (самовар) позеленевший — определение; (находится) рядом — обстоятельство.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

магаз И н, повтор И т, килом Е тр, кварт А л

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. сущ. глаг. сущ. сущ.
У костра на траве спала собака пастуха
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По заявлению старшей по дому ремонт в подъездах перенесён на лето
  2. Не обманывай старших возмутилась тётя Аня
  3. Писатель сказал что новая книга выйдет примерно через полгода
  4. Саша а где работает твой папа
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Читайте также:  Прогноз погоды для охотников

«Не обманывай старших!» — возмутилась тётя Аня. ИЛИ «Не обманывай старших» , — возмутилась тётя Аня.

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
  2. Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
  3. Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
  4. А где же ты Федя лешего видел?
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

А где же ты, Федя, лешего видел?

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом
  2. Трещали кузнечики и где-то рядом кричали перепела
  3. Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти
  4. Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Трещали кузнечики, и где-то рядом кричали перепела.

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Богач с Ерёмкой го­ня­ли зай­цев. (2) Обыч­но зайцы из сто­гов сена бе­жа­ли к реке и по­па­да­ли быст­ро­му Ерёмке в зубы. (3) Но в этот раз Бо­га­ча уди­ви­ло, что Ерёмка не бегал: он стоял по­сре­ди поля как-то ви­но­ва­то на одном месте. (4) Перед ним на снегу лежал на спине мо­ло­день­кий зай­чик и бес­силь­но бол­тал лап­ка­ми. (5) Стран­ная кар­ти­на!

(6) — Бери его, кусь! — за­кри­чал Богач.

(7) Ерёмка не дви­гал­ся. (8) Под­бе­жав, Богач понял, в чём дело: зай­чо­нок лежал с пе­ре­шиб­лен­ной лап­кой. (9) Богач на­гнул­ся, чтобы по­луч­ше рас­смот­реть без­за­щит­но­го зай­чиш­ку.

(10) — Не по­вез­ло же тебе, брат ты мой.

(11) Заяц, по-ви­ди­мо­му, оста­вил вся­кую мысль о спа­се­нии. (12) Богач ощу­пал пе­ре­шиб­лен­ную ногу и по­ка­чал го­ло­вой.

(13) — Да, Ерёмка, за­ре­зать его, чтобы по­на­прас­ну не ма­ял­ся…

(14) Но и при­ре­зать было как-то жаль. (15) Уж если Ерёмка не взял зубом ка­ле­ку, по­со­ве­стил­ся, так ему, Бо­га­чу, и по­дав­но со­вест­но без­за­щит­ную тварь уби­вать. (16) Ерёмка смот­рел на хо­зя­и­на и во­про­си­тель­но взвиз­ги­вал. (17) Де­скать, надо что-ни­будь де­лать…

(18) — Ну, возьмём его к себе в из­буш­ку… не в суп же те­перь?

(19) Богач взял зайца на руки и пошёл по снегу. (20) Ерёмка шёл за ним, опу­стив хвост.

(21) — Вот тебе и охот­ни­ки… — вор­чал ста­рик. (22) — От­кро­ем с Ерёмкой ла­за­рет…

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Богач с Ерёмкой не стали убивать покалеченного зайца, Богач старался ему помочь. (или: Если животное в беде, охотник не станет его убивать, а придёт на помощь)

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, повлиял на решение Богача оставить покалеченного зайца в живых?

Ответ

Богач увидел, что даже Ерёмка пожалел зайца.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-15 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 12-15 найдите слово со значением «удержаться, постесняться, постыдиться» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 10-13 найдите синоним к слову «мучиться» и выпишите его.

Оцените статью
Adblock
detector