- ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 1
- Задание 8
- Ответ
- Задание 9
- Ответ
- Задание 10
- Ответ
- Задание 11
- Ответ
- Задание 12
- ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 5
- Задание 8
- Ответ
- Задание 9
- Ответ
- Задание 10
- Ответ
- Задание 11
- Ответ
- Задание 12
ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Осенн я я ноч ь тян е тся медленно (4) . Каж е тся, ей не будет к о нца. Сон в такую ноч ь в п а латк е крепкий, но не долгий. Ты пр о сыпаеш ь ся чере з каждые два часа и выход и ш ь взглянуть на небо. Смотр и ш ь , не взош ё л ли Сириус, не видно ли на в о стоке п о лосы ра с света.
С каждым ч а сом ноч ь х о лодеет. К утру воздух обж и гает лицо лё г ким морозом. Полы п а латки ч у ть-ч у ть провисают (2) , и тр а ва седе е т от первого утренника.
П о ра вст а вать. На в о сток е уже нал и вается тихим (3) светом заря. Уже видны на небе огромные оч е ртания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь (1) . Вода тёплая, она каже тс я даже подогретой.
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
моюсь (1)
м — [м] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
ю — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[у] — гласный, безударный
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
ь — не обозначает звука
5 букв, 5 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
провисают (2)
про- — приставка
-вис- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание
(3) Морфологический разбор
тихим (3) (светом)
1) тихим (светом) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: свет (какой?) тихий;
2) начальная форма — тихий; в единственном лице, в творительном падеже, в мужском роде;
3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
Осенняя ночь тянется медленно. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: ночь (подлежащее), тянется (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (ночь) осенняя — определение; (тянется) медленно — обстоятельство.
Поставьте знак ударения в следующих словах:
вор О та, алфав И т, в Ы здоровею, с О здал
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | прил. | сущ. | глаг. | предл. | сущ. |
К | вечеру | высокие | облака | исчезают | с | неба |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки припенания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету
- Мама попросила, чтобы я на обратном пути забежал в магазин
- Ольга Петровна сказала Анечка уже купила новые сапожки на зиму
- Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Ольга Петровна сказала: «Анечка уже купила новые сапожки на зиму».
- Составление схемы предложения :
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки припенания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Свежий снег лежит у самой кромки воды.
- Вскоре я бросил писать стихи и стал сочинять роман.
- Ворона сидела на ветке и смотрела с высоты на прохожих.
- Сколько же Антипыч тебе лет стукнуло?
- распознование предложения и расстановка знаков препинания
Сколько же, Антипыч, тебе лет стукнуло?
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Емеля собирался с духом и пошёл к царю в гости
- Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить
- Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила
- Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ
- распознование предложения и расстановка знаков препинания
Я поздоровался, и Павел кивнул мне в ответ.
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Мы не знали, как поймать этого кота. (2) Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, и хлеб. (3) Наконец нам повезло. (4) Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на берёзу. (5) Мы начали трясти берёзу. (6) Кот решился на отчаянный поступок. (7) С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8) Выхода оттуда не было.
(9) На помощь был вызван Лёнька. (10) Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11) Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12) Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13) Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14) Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15) «Выдрать!» — сказал я.
(16) Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо» .
(17) Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жаренную свинину, творожную сметану. (18) Кот ел больше часа. (19) Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20) Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21) Это, очевидно, должно было означать веселье. (22) Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23) С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской (или: иногда ласка эффективнее, чем наказание)
Задание 9
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером?
Ответ
Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок — прыгнул с дерева.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 3-6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 6-10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.
ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 5
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Пр о хладн у ю (2) т и шину (3) утра н а руша е т только во зн я дроздов на р я бинах в ч а ще сада. Слыш атс я г о лоса, и раздаё тс я гулкий стук высыпаемых в кадушки ябл о к (1) . В осенн е м саду д а леко в и дна д о рога к больш о му шалашу и сам шала ш . Всюду сильно пахн е т ябл о ками‚ а тут — особенно. У шалаша стоит руж ь ё. Рядом наход итс я поз е л е невший самовар (4) . В уг о лке ра с кидана одежда. Около шалаша в а ляю тс я рогож и, ящики и всякие и с трёпанные пожи т ки. Тут же вырыта з е мляная пе чк а. В полдень на ней вари тс я уд и вительно вку сн ый бор щ с салом, а веч е ром гре етс я с а мовар. По саду ра с ст и лае тс я длинной п о лосой г о лубоватый дым.
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
яблок (1)
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий, твёрдый
л — [л] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
прохладную (2)
про- — приставка
-хлад- — корень
-н- суффикс
-ую — окончание
(3) Морфологический разбор
тишину (3)
1) тишину — имя существительное, обозначает предмет: нарушает (что?) тишину;
2) начальная форма — тишина; нарицательное, неодушевленное, 1-е лицо, женский род; в единственном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является дополнением.
(4) Синтаксический разбор
Рядом находится позеленевший самовар. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: самовар (подлежащее), находится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (самовар) позеленевший — определение; (находится) рядом — обстоятельство.
Поставьте знак ударения в следующих словах:
магаз И н, повтор И т, килом Е тр, кварт А л
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | предл. | сущ. | глаг. | сущ. | сущ. |
У | костра | на | траве | спала | собака | пастуха |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимении (или личное местоимение), союз, частица.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- По заявлению старшей по дому ремонт в подъездах перенесён на лето
- Не обманывай старших возмутилась тётя Аня
- Писатель сказал что новая книга выйдет примерно через полгода
- Саша а где работает твой папа
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Не обманывай старших!» — возмутилась тётя Аня. ИЛИ «Не обманывай старших» , — возмутилась тётя Аня.
- Составление схемы предложения :
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
- Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
- Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
- А где же ты Федя лешего видел?
- распознование предложения и расстановка знаков препинания
А где же ты, Федя, лешего видел?
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом
- Трещали кузнечики и где-то рядом кричали перепела
- Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти
- Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки
- распознование предложения и расстановка знаков препинания
Трещали кузнечики, и где-то рядом кричали перепела.
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Богач с Ерёмкой гоняли зайцев. (2) Обычно зайцы из стогов сена бежали к реке и попадали быстрому Ерёмке в зубы. (3) Но в этот раз Богача удивило, что Ерёмка не бегал: он стоял посреди поля как-то виновато на одном месте. (4) Перед ним на снегу лежал на спине молоденький зайчик и бессильно болтал лапками. (5) Странная картина!
(6) — Бери его, кусь! — закричал Богач.
(7) Ерёмка не двигался. (8) Подбежав, Богач понял, в чём дело: зайчонок лежал с перешибленной лапкой. (9) Богач нагнулся, чтобы получше рассмотреть беззащитного зайчишку.
(10) — Не повезло же тебе, брат ты мой.
(11) Заяц, по-видимому, оставил всякую мысль о спасении. (12) Богач ощупал перешибленную ногу и покачал головой.
(13) — Да, Ерёмка, зарезать его, чтобы понапрасну не маялся…
(14) Но и прирезать было как-то жаль. (15) Уж если Ерёмка не взял зубом калеку, посовестился, так ему, Богачу, и подавно совестно беззащитную тварь убивать. (16) Ерёмка смотрел на хозяина и вопросительно взвизгивал. (17) Дескать, надо что-нибудь делать…
(18) — Ну, возьмём его к себе в избушку… не в суп же теперь?
(19) Богач взял зайца на руки и пошёл по снегу. (20) Ерёмка шёл за ним, опустив хвост.
(21) — Вот тебе и охотники… — ворчал старик. (22) — Откроем с Ерёмкой лазарет…
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Богач с Ерёмкой не стали убивать покалеченного зайца, Богач старался ему помочь. (или: Если животное в беде, охотник не станет его убивать, а придёт на помощь)
Задание 9
Какие факты, по мнению автора текста, повлиял на решение Богача оставить покалеченного зайца в живых?
Ответ
Богач увидел, что даже Ерёмка пожалел зайца.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-15 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 12-15 найдите слово со значением «удержаться, постесняться, постыдиться» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 10-13 найдите синоним к слову «мучиться» и выпишите его.