- Скандинавская мифология бог охоты
- Бог зимы
- Поклонение Уллю
- Скандинавская мифология бог охоты
- Этимология и использование в кеннингах
- Надпись на Торсбергском наконечнике
- Упоминания в хрониках и эддических текстах
- Топонимы и версия о божественных близнецах
- Находки в Лилла Улеви и культ Улля
- Боги и Богини скандинавской мифологии
- Кратко о скандинавских богах
- Главные боги
- Другие боги и младшие божества
Скандинавская мифология бог охоты
Бог зимы
Улль, бог зимы, был сыном Сив и пасынком Тора. Его отцом, не упоминавшимся никогда в древнескандинавских сагах, должно быть, был один из ужасных инеистых великанов, и, видимо, поэтому Улль любил холод и с удовольствием разъезжал зимой на своих широких лыжах или сверкающих коньках. Этот бог также обожал охоту и преследовал дичь в лесах севера, не обращая внимания на лед и снег, так как хорошо был защищен от них мехами, которые всегда надевал.
Улль -имя сына Сив, пасынка Тора.
Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах,
что никому не под силу с ним состязаться.
Он к тому же прекрасен лицом
и владеет всяким военным искусством.
Его хорошо призывать в единоборстве.
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)
Как бога охоты и стрельбы излука, его изображали с большим колчаном, полным стрел, и огромным луком. Так как тис давал самую лучшую древесину для изготовления этого оружия, утверждают, что он был самым любимым деревом Улля. Чтобы всегда иметь под рукой подходящую древесину, бог поселился в Идалире, в долине тисов, где всегда было очень сыро.
Идалир — имя месту,
где Улль палаты построил.
Идалир — поле —
Долина Тисов, —
Улль там хоромы кромил.
(Старшая Эда. Речи Гримнира. Перевод В. Тихомирова)
Как бог зимы Улль, или Оллер, как его еще называли, считался вторым после Одина, престол которого он занял, когда Всеотец отсутствовал долгие зимние месяцы. В течение этого времени он засылал снегом Асгард.и Мидгард
Улль также считался богом смерти, и предполагали, что он участвовал в Дикой Охоте, а временами даже возглавлял ее. Особенно он славился быстротой в передвижении, и, так как лыжи, используемые в северных регионах, иногда делали из кости, они были загнуты вверх, словно нос у корабля. В мифах сообщалось, что Улль наговаривал магические руны над костью, превращая ее в корабль, несший его над землей и морем по его желанию в любом направлении.
Так как лыжи имели форму щита и лед, которым он ежегодно сковывал землю, также был шитом, чтобы защитить ее от вреда, который могла принести зима, Улль также именовался «ас щита», и к нему обращались с молитвой все те, кто намеревался принять участие в дуэли или в трудном бою.
Он также стал покровителем первого месяца в году, начинавшегося 22 ноября и продолжавшегося до тех пор, пока солнце не пройдет созвездие Стрельца, лучника.
У англов и саксов Улль был известен под именем Вулдер, а в некоторых частях Германии его называли Оллером, и он считался мужем светлой богини Хольды, чьи поля, для того чтобы они стали плодороднее, с наступлением весны он покрывал толстым слоем снега.
Но древние скандинавы утверждали, что Улль был женат на бывшей жене Ньёрда, Скади, богине зимы и холода. Их желания всегда совпадали, и поэтому они жили в полной гармонии.
Поклонение Уллю
В Северной Европе в честь Улля были воздвигнуты многочисленные храмы. На его алтарях, так же как на алтарях других богов, лежало священное кольцо, над которым давались клятвы. Говорили, что это кольцо обладало свойством сжиматься, ломая палец того, кто давал ложную клятву. Люди посещали места поклонения Уллю, особенно в ноябре и декабре, с просьбами покрыть землю толстым слоем снега, обеспечив тем самым хороший урожай. И так как считалось, что Улль излучал великолепное северное сияние, освещавшее небо длинной полярной ночью, его, как и Бальдра, считали олицетворением света.
В соответствии с некоторыми источниками, Улль был близким другом Бальдра, главным образом потому, что он также проводил часть года в мрачных глубинах Нифльхейма с Хель, богиней смерти. Предполагалось, что Улль уходил в ежегодное изгнание в это мрачное царство летом, когда вынужден был передавать свою власть над землей Одину, богу лета. Там к нему присоединялся Бальдр, что происходило в день летнего солнцестояния, когда он исчезал из Асгарда, так как с этого дня ночь становилась длиннее, день короче, а власть света (Бальдра) постепенно переходила к медленно приближающейся силе тьмы (Хед).
Скандинавская мифология бог охоты
Улль – ас, чьи функции в древнескандинавской мифологической системе до конца не определены. Согласно эддическим текстам, Улль – сын Сиф, но Тор, муж Сиф, не приходится ему отцом.
По одной из версий (Ф. Янсон «Lexicon Poeticum, Ullr»), Улль – не имя конкретного аса, а лишь эпитет, который применялся к тому или иному асу, чтобы подчеркнуть его значимость.
Этимология и использование в кеннингах
Древнескандинавское слово «ullr» переводится как «слава». Оно восходит к древнегерманскому «wulþuz». Исландский вариант – «ullur», северогерманский континентальный – «ull», готский – «wulþus», древнеанглийский – «wuldor». Имя Улль в работах средневековых хронистов латинизировано в форме Оллер («Ollerus»).
В пользу гипотезы о том, что Улль – не конкретное имя, говорит тот факт, что в текстах, созданных после христианизации европейского севера, староанглийская форма «wuldor» часто используется как кеннинг христианского бога. Примеры таких кеннингов – «wuldres cyning» («король славы»), «wuldorfæder» («отец славы»), «wuldor alwealda» («славный всеправитель»).
Надпись на Торсбергском наконечнике
Наиболее раннее упоминание об Улле относят к археологическому артефакту, известному как Торсбергский наконечник. Это бронзовый наконечник деревянных ножен, обнаруженный в Торсбергских болотах (Германия) и датируемый II веком нашей эры.
На наконечнике есть две надписи, выполненные общегерманским Футарком – ᛟᚹᛚᚦᚢᚦᛖᚹᚨᛉ (надпись на лицевой стороне) и ᚾᛁᚹᚨᛃᛗᚨᚱᛁᛉ (надпись на обороте наконечника). В контексте изучения образа Улля наибольший интерес представляет лицевая сторона. В надписи «owlþuþewaz» часть «owlþu» означает «слава» (или собственно Улль), а часть «þewaz» можно перевести как «слуга» или «последователь». Вместе получается «слуга славного» или «последователь Уллья».
Слово на оборотной стороне «niwajejmariz» состоит из трех элементов – «ni» (отрицательная частица), «waje» (горе, больной, дурной) и «mariz» (известный, знаменитый). Перевод этой надписи и фразы в целом является предметом диспутов. Возможно, вся фраза с обеих сторон наконечника означает нечто вроде «слуга Улля, не горем известного».
Упоминания в хрониках и эддических текстах
Улль под именем Оллер упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика. Здесь Улль – волшебник, который наложил чары на кость и мог путешествовать на этой «волшебной кости» по воде с большой скоростью. Там же говорится, что Улль правил 10 лет вместо Одина под его именем, пока тот пребывал в путешествии-изгнании.
В «Старшей Эдде» Улль упоминается трижды. В первый раз в «Речах Гнимнира» говорится об Идалире – месте, где живет Улль. Идалир («Ydalir» на древнескандинавском) переводится как «тисовая долина». Тис («yr») использовался по всему европейскому северу для изготовления луков, а в скальдической поэзии название дерева часто выступало в качестве кеннинга лука. Отсюда – версия о том, что Улль связан со стрельбой из лука (Б. Торп «Норвегия: история Поэтической Эдды»).
В «Речах Гримнира» дублируется информация о том, что Улль живет в Идалире – Долине Тисов. А вот упоминание таинственного аса в «Гренландской песне об Атли» представляет большой интерес. В этом тексте говорится о «кольце Улля» и связанной с ним клятве. Очевидно, речь идет о клятве «Hjalpi mer sva Freyr ok Njörðr ok inn almattki Ass», которая произносилась на храмовом (священном) кольце и считалась нерушимой.
В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон пишет, что Улль – сын Сиф, но Тору он приходится пасынком. Ни один ас не может сравниться с ним в стрельбе из лука и хождении на лыжах. Он умелый воин и красив собой, его призывают для победы в поединке. Далее, в части «Язык поэзии» Стурлусон приводит несколько кеннингов Улля – «ас-лучник», «ас-лыжник», «ас щита», при этом существует кеннинг щита – «корабль Улля». Никаких мифов об Улле Стурлусон не приводит.
Кеннинг щита «корабль Улля» неоднократно упоминается в скальдических произведениях. Также популярны кеннинги «Улль меча» и «Улль тетивы», оба кеннинга обозначают воина.
Топонимы и версия о божественных близнецах
Имя Улля присутствует в нескольких десятках топонимов по всей Норвегии и Швеции, например – Ullarhváll (Холм Улля), Ullerøy (Остров Улля), Ullsfjorden (Фьорд Улля), Ultuna (Город Улля), Ullvi (Святилище Улля). При этом аналогичные топонимы не встречаются на территории Дании и Исландии.
Р. Симек («Словарь северной мифологии») отмечает, что топонимы, связанные с Уллем, всегда располагаются в непосредственной близости с топонимами, имеющими связь с двумя другими богами – Ньёрдом (на территории Швеции) и Фрейром (в Норвегии). Возможно, это связано с теорией о том, что в клятве «Hjalpi mer sva Freyr ok Njörðr ok inn almattki Ass» третьим богом является именно Улль.
Некоторые топонимы на территории Норвегии отличаются по написанию – вместо традиционного варианта Ullr используется вариант Ullinn. Х. Дэвидсон в монографии «Колесница солнца» высказывает предположение о том, что Улль мог иметь близнеца по аналогии с парой Фёргин и Фёргинн. Дэвидсон пишет, что «концепция божественных близнецов» прослеживается во многих европейских культурах бронзового века. Эта теория также рассмотрена в другой работе исследователя – «Боги и мифы Северной Европы».
Сегодня Улль присутствует на гербе коммуны Улленсакер. В Европейском горнолыжном сообществе медальон с изображением Улля часто носят
профессиональные лыжники, а лыжные патрули используют такой медальон в роли талисмана. Знаменитый горнолыжный курорт в Брекенридже (Колорадо) с 1963 года регулярно проводит в январе «Улль фест», цель которого – завоевать расположение аса и удачно провести лыжный сезон.
Предположительно Улль изображен на руническом камне «Runestone Böksta», найденном недалеко от Уппсалы (Швеция). Изображения и надпись на камне датируются 1050 годом. Основное изображение предположительно – Один с Гунгниром на Слейпнире.
Находки в Лилла Улеви и культ Улля
В 2007-2008 годах в Лилла Улеви (Lilla Ullevi) возле поселка Бро (Стокгольм) был обнаружен ряд археологических находок, на основании которых место было идентифицировано как культовое. Исходя из наличия имени Улля в названии (Ullevi), предположительно место может быть связано с культом этого бога.
Отличительной особенностью Лилла Улеви является наличие камней, установленных в форме «крыльев» с четырьмя отверстиями неясного назначения. Камни датируются вендельской эпохой, а в районе раскопок обнаружено 65 колец, что вновь возвращает нас к клятве на храмовом кольце. Вероятно, Улль все же является третьим богом из этой клятвы, а его культ – один из древнейших. Тем не менее, по какой-то причине сведений о нем не сохранилось.
Боги и Богини скандинавской мифологии
Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.
Кратко о скандинавских богах
- Три основных бога скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
- Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
- Асы — семья верховного бога Одина [Боги войны]
- Ваны — семья морского бога Ньёрда [Боги плодородия]
- В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
- Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к людям, существам или великанам.
- Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.
Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо, что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — Freinheim . В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.
Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.
В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.
Тор сражается с королём великанов Хрунгниром
Главные боги
Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.
- Один — верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и одноглазый правитель Вальхаллы . Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель миров скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
- Вороны Хугин и Мунин
- Волки Гери и Фреки
- Восьминогий конь Слейпнир
- Копьё Гунгнир
- Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей.
- Локи — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Побратим Одина, сын великана Фарбаути и богини Лаувейи [Локи не принадлежит к Асам, но живет в Асгарде. Боги разрешили Локи жить вместе с ними за его хитрость].
- Тор — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, хозяин волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:
- Молот Мьёльнир
- Колесница с двумя козлами
- Железные рукавицы
- Пояс силы Мегингъерд
- Ёрд — мать Тора, богиня земли
- Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
- Моди — сын Тора, бог воинской ярости
- Магни — сын Тора, бог силы и мощи
- Улль — пасынок [Приёмный сын] Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
- Хеймдалль — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек [Конец света], протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:
- Громкий рог Гьяллархорн
- Золотой меч
- Конь с золотой гривой
- Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка Фенрира
- Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
- Хермод — сын Одина, храбрый посланник
- Вали — сын Одина, бог мести и растений
- Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
- Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка.
- Нанна — жена Бальдра
- Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
- Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
- Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам вечную жизнь
Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:
- Эйр — покровительница врачевания
- Гевьон — покровительница юных дев
- Фулла — служанка и спутница Фригг
- Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
- Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
- Лови — соединяет влюблённых
- Вар — покровительница клятв
- Вер — богиня ума и любопытства
- Сюн — стражница закрытых дверей
- Хлин — оберегает людей от опасности
- Снотра — богиня сдержанности и мудрости
Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.
- Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
- Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
- Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.
Другие боги и младшие божества
- Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в Вальхаллу , могут даровать победу или поражение в битве
- Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве Иггдрасиль
- Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
- Бури — дедушка Одина, предок всех богов
- Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
- Бестла — мать Одина, жена Бора
- Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
- Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
- Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
- Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
- Сигюн — жена Локи родившая ему сыновей Вали и Нарви
- Ангрбода — жена Локи породившая волка Фенрира , змея Ёрмунганда и богиню Хель
На этом у меня всё. Если хочешь познакомиться со всеми мифами и легендами скандинавской мифологии, у меня есть для тебя целый сборник — Основы скандинавской мифологии
Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.