- «Охотник» в ударе: в чем особенность новейшего российского тяжелого беспилотника
- Кошмар ПВО. Каким будет новый боевой беспилотник «Охотник»
- Первые изображения ударного беспилотного аппарата «Охотник», которые появились в Сети в конце января 2019 года, породили массу споров относительно назначения и характеристик машины. Лайф разбирался, что в действительности представляет собой новейший российский дрон.
«Охотник» в ударе: в чем особенность новейшего российского тяжелого беспилотника
Российские военные показали первые летные испытания новейшего тяжелого ударного беспилотника «Охотник», который разрабатывается с 2011 года. Пока у России нет на вооружении ударных беспилотных летательных аппаратов. Но на «Охотник» возлагаются большие надежды. История военных беспилотных летательных аппаратов в какой-то мере повторяет историю авиации в Первой мировой войне. Изначально разработанные исключительно как разведчики, позже они обзавелись и функциями удара по наземным целям. Так скоро в воздух поднимутся первые беспилотные истребители. Вполне возможно, что полетевший на днях С-70 «Охотник» — один из них. Сергей Иванов рассказывает о его перспективах.
Образцы для вдохновения
Когда впервые были опубликованы фотографии «Охотника», абсолютно все подметили его внешнее сходство с Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Доходило до обвинений в копировании этого аппарата.
Но российский аппарат значительно больше по длине и по мощности двигателя, имеет более высокую скорость. А сама по себе схема «летающее крыло» — давняя мечта авиаконструкторов, воплотить которую пытались еще немцы в годы Второй мировой войны. Несмотря на некоторый успех этих попыток, самолет, построенный по такой схеме, нуждался в сложных электронных системах управления, которых в то время не было. Поэтому «летающее крыло» нашло применение только в последние несколько десятилетий.
Другим важным фактором при разработке «Охотника» стал успех применения ударных БПЛА со стороны США в локальных конфликтах. Более того, малоразмерные ударные беспилотники, собранные в подвалах и гаражах из комплектующих с AliExpress, успешно применяются в локальных войнах. Сирия, Ирак, Йемен, Украина — все противоборствующие стороны в этих конфликтах, не имея финансовых или интеллектуальных возможностей для разработки своих ударных машин, делают их в кустарных условиях. И периодически с неожиданным успехом применяют.
Характеристики «Охотника»
Впрочем, маленькие «кустарные» ударники против мало-мальски современной и бдительной армии применить не получится. Например, террористы в Сириии неоднократно пытались атаковать российские базы роями беспилотных аппаратов, но почти все они или сбивались на подлете, или перехватывались средствами РЭБ. Чем меньше беспилотник, тем меньше его дальность, слабее сигнал, ниже скорость и слабее вооружение.
Самым массовым на сегодняшний день ударным беспилотником является американский MQ-9 Reaper. Оборудованный экономичным двигателем и управляемым вооружением, он может десятками часов «выжидать» свои цели, что обуславливает его успешное применение в ходе конфликтов на Ближнем Востоке. Минусами этого дрона можно считать низкую скорость (всего 400 км/ч) и узкую номенклатуру вооружений с небольшим радиусом действия. Это делает его уязвимым — даже очень старые системы ПВО легко захватывают его в прицел и поражают. Впрочем, абсолютное большинство целей, для поражения которых используется «Жнец», никаких систем ПВО не имеет.
MQ-9 Reaper («Жнец»)
Когда от самолета хотят добиться одновременно высокой дальности, скорости и боевой нагрузки, он начинает набирать размер и вес. И «Охотник» — не исключение. Это по-настоящему тяжелый ударный БПЛА, взлетный вес которого превышает 25 тонн, что ставит его в один ряд с современными истребителями. Более того, большой размер позволяет аппарату нести в себе значительно больше средств обнаружения и контроля над полем боя. На фотографиях беспилотника выделяется носовой обтекатель, который почти наверняка скрывает под собой мощную радиолокационную станцию, сопоставимую с БРЛС самолета Су-34.
Согласно публикующимся в СМИ данным, беспилотник способен нести 2,8 тонны боевой нагрузки. Уже неоднократно звучали комментарии о том, что для такого тяжелого самолета это слишком мало. Но если речь идет о нагрузке только на внутренних точках подвеса (необходимое условие для малозаметности), это очень много — больше, чем у любого из существующих самолетов-невидимок (за исключением стратегического бомбардировщика B-2 Spirit). В частности, F-22 на внутренних точках может нести не более 1,1 тонны вооружений, Су-57 — около двух тонн. Максимальная нагрузка у этих самолетов выше, но с ней они теряют свои летные характеристики, дальность и полностью утрачивают малозаметность.
Двигатель на «Охотнике» сделан на базе двигателя АЛ-41Ф1, установленном на Су-57. Ключевое отличие от оригинального двигателя — отсутствие форсажной камеры, что несколько облегчает и укорачивает его, но лишает самолет возможности быстрого набора скорости и высоты, а также с некоторой вероятностью говорит о том, что скорость звука «Охотник» превысить не способен. Впрочем, некоторые СМИ сообщают, что максимальная скорость аппарата составит 1400 км/ч, но официальных данных нет.
Высокая дозвуковая скорость (тем более — неподтвержденный сверхзвук) позволяет «Охотнику» выполнять задачи в одном строю с истребителями. Другие имеющиеся в мире беспилотные аппараты таких возможностей в принципе не имеют. Это значит, что такой беспилотник может стать «глазами» и даже «руками» находящихся в тени истребителей, не подставляя их под первый удар врага.
Беспилотники, которые атаковали российскую базу в Сирии. Фото Минобороны
Пилоты беспилотников
Полет практически всех существующих на сегодняшний день беспилотников полностью или частично управляется с земли или ограничивается заранее выданным полетным заданием и маршрутом. Если речь идет не о разведчике, а об ударной машине, то решение о применении оружия тоже приходит с земли. И эта коммуникация является одним из слабых мест самой концепции беспилотника: при развитии современных и будущих средств радиоэлектронной борьбы и постановки помех связь с дроном может быть ухудшена или прервана полностью. Более того, уже неоднократно осуществлялся перехват управления и даже посадка на своей территории беспилотников противника.
Разработчики этих систем понимают угрозу со стороны РЭБ и обычно предусматривают несколько резервных механизмов управления — например, возврат на аэродром базирования с ориентацией с помощью систем спутниковой навигации, инерциальных систем и так далее. Но даже в этом случае с земли можно подавить этот сигнал и подать ложный, в результате чего беспилотник может быть уведен в нужную сторону и даже посажен на землю. И каждый такой новый резерв увеличивает массу, сложность и стоимость беспилотника.
За последние несколько лет Иран несколько раз перехватывал и сажал американские беспилотные аппараты. Более того, Иран неоднократно перехватывал и публиковал в сети видеосигналы, которые беспилотники передавали на свои базы. В 2011 году Иран праздновал беспрецедентный успех, когда «угнал» и посадил на своей территории американский RQ-170. США попросили вернуть беспилотный летательный аппарат, с заявлением выступил даже президент Барак Обама, но Иран отказался.
Захваченный Ираном RQ-170 Sentinel
По данным СМИ, «ответственным» за эти радиоэлектронные подвиги является комплекс РЭБ «Автобаза» российского производства. Добыча Ираном американской беспилотной матчасти и ее изучение позволила стране войти в топ-10 мировых производителей беспилотников. По-настоящему проблему с перехватом и подавлением сигналов может решить только 100%-ая автономность для беспилотного летательного аппарата. Но ее обеспечение — это очень сложная задача, ведь по сути требуется создать искусственный интеллект, у которого вдобавок будет право на использование вооружения. Эта задача так или иначе будет решена, но существующие серийные модели такими системами не оборудованы. По крайней мере официально.
Еще одним способом является управление беспилотниками с самолета, который летит относительно далеко от них. Это позволяет значительно увеличить защищенность канала связи от помех и во многом решает проблемы с автономностью.
«Охотник» пока совершил лишь первый испытательный полет. Требуются еще годы исследований, испытаний и разработок для того, чтобы эта красивая машина стала по-настоящему грозным оружием.
Кошмар ПВО. Каким будет новый боевой беспилотник «Охотник»
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc/«Версия Инфо»
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/02/1193774/a2efb3fae5c5d4c165cc2f0ce7650504.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Первые изображения ударного беспилотного аппарата «Охотник», которые появились в Сети в конце января 2019 года, породили массу споров относительно назначения и характеристик машины. Лайф разбирался, что в действительности представляет собой новейший российский дрон.
Необходимо сразу оговориться и отметить, что по уровню секретности с БПЛА «Охотник» могут тягаться немногие военные проекты. Практически полный информационный вакуум, за исключением дозированно публикуемых фотографий из «неизвестного источника», сопровождается лишь редкими заявлениями официальных лиц. Что же известно об ударном БПЛА? Официально — немного. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко в конце 2018 года сообщал, что работы над «Охотником» получили наивысший приоритет, благодаря чему первый полёт реактивного ударного дрона, разработанного НИР «Охотник-Б», состоится уже до конца 2019 года.
Особый режим секретности в отношении БПЛА соблюдается Минобороны России ещё и потому, что первый российский проект почти сразу будет готовиться для передачи в войска. При 20-летнем отставании от США разработка полноценного ударного БПЛА с системой управления по спутниковому каналу целиком и полностью собственными силами — задача крайне непростая, любая неудача здесь недопустима.
Секретный, но не очень
Тем не менее, чем ближе первый полёт машины, тем больше информации о ней появляется в Сети. Практически сразу после публикации первых снимков стало очевидно, что по ключевым узлам и агрегатам аппарат будет унифицирован с обычными пилотируемыми машинами. Сделано это не в целях экономии денег, а для упрощения обслуживания: двигатели и системы вооружения, связь и бортовое радиолокационное оборудование хоть и будут существенно переработаны, но позволят применять машины в бою практически сразу после завершения заводских и государственных испытаний. Важно отметить, что мнения относительно боевого применения существенно отличаются друг от друга.
Российские эксперты утверждают, что одной из задач «Охотника» будет прорыв эшелонированной системы ПВО. Для этих целей машина будет оснащена двигателем АЛ-41 без форсажной камеры, который ограничивает возможности машины дозвуковой скоростью полёта. Однако авиационный журналист Пётр Бутовский, первым рассказавший детали присвоения истребителям ПАК ФА индекса Су-57, считает иначе. Французский журнал Air&Cosmos опубликовал текст с подробным рассказом о том, какими характеристиками может обладать российский реактивный беспилотный аппарат С-70 «Охотник».
Авиационный эксперт Пётр Бутовский отметил, что профиль крыла и стреловидность позволяют машине совершать полёты на сверхзвуковой скорости. В завершение собственного анализа перспективного российского БПЛА Бутовский опубликовал предполагаемые эскизы профиля крыла, согласно которым машина может совершать полёты на сверхзвуковой скорости. Названа и предполагаемая скорость — 1400 километров в час.
Лучший в классе
БПЛА «Альтаир». Фото © ВПК.name
Унификация по пилотажным комплексам, двигателям и другим системам с истребителями упомянута не случайно. Согласно последним (и пока неофициальным) данным, «Охотник» существенно прибавил в весе. С 20 тонн максимальная взлётная масса машины достигла 25 (ранее на две тонны «поправился» и другой ударный дрон — БПЛА «Альтаир»). Увеличилась масса полезной нагрузки, которую будут занимать управляемые бомбы и ракеты. Вместо двух тонн «Охотник» сможет возить в специальном отсеке под вооружение почти три.
Увеличение максимальной ракетно-бомбовой нагрузки и возможность (пусть пока и недоказанная) совершать сверхзвуковые полёты делают «Охотника» лучшим ударным БПЛА этого типа из всех, что разработаны на данный момент. Единственным прямым конкурентом российскому БПЛА является американский X-47B, способный взлетать с палубы авианосца. Американский дрон несёт в отсеке две управляемые бомбы калибром 905 килограммов и может самостоятельно выполнять ударные миссии, правда, без перехода на сверхзвук.
БПЛА X-47B. Фото © AP Photo/Steve Helber
Тестирование систем БПЛА «Охотник» на истребителях пятого поколения Су-57 проводилось не случайно. Единственным разумным объяснением такого подхода стали унификация и параллельное боевое применение дронов и пилотируемой авиации в одном строю. Источники Лайфа в ОПК утверждают, что главной задачей ударного дрона станет «расчистка» района боевых действий для фронтовых бомбардировщиков и захода в район боевой работы любых других самолётов, включая самолёты дальней авиации. При этом дроны смогут действовать как самостоятельно, так и работать под управлением лётчика. Схема атаки в этом случае будет крайне проста: ведущий борт с командиром ударной группы определённое время будет находиться за пределами зоны ПВО вероятного противника. Простой отметки на электронной карте в этом случае хватит, чтобы операторы вывели «Охотников» на цель, нанесли удар и затем взяли обратный курс на аэродром базирования. Российские специалисты, в частности, работают и над тем, чтобы все эти процедуры проводились в автоматическом режиме.
Запаса дальности, согласно неофициальным сообщениям, у С-70 «Охотник» для таких операций достаточно. Зарубежные военные эксперты считают, что максимальная дальность полёта машины может составить до пяти тысяч километров (примерно как от Москвы до Иркутска). При этом, как отмечают источники Лайфа в ОПК, «Охотники» смогут атаковать как разнесённые по фронту и удалению объекты противника, так и отдельно размещённые объекты ПВО вероятного противника. Для уничтожения РЛС «Охотника» могут снабдить ракетами Х-58, а уничтожать радиоконтрастные цели позволит ракета X-35.
Фото © Макс Брянский / Foxbat
Работа над ошибками
Главной проблемой современных российских БПЛА пока являются не дальность полёта и даже не средства удалённого управления. Единственная серьёзная брешь в системе — отсутствие спутниковой группировки, благодаря которой БПЛА можно будет использовать на значительном удалении по так называемой американской схеме, когда операторы дронов находятся за несколько тысяч километров от места проведения операции. Задержки всего в 0,33 секунды можно добиться через развёртывание 12 основных и пяти резервных космических аппаратов, «висящих» на геостационарной орбите, однако этот вопрос пока до конца не решён.
Из-за ограниченного числа тактических спутников связи все испытания российских БПЛА (ударный «Альтаир» в их числе) в данный момент ограничиваются лишь полётами на дальность действия по радиоканалу. Все проблемы, по данным специалистов, можно решить за несколько лет. К тому моменту «Охотник» будет окончательно испытан и сможет встать в строй крылом к крылу с пилотируемыми самолётами.