Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Синтаксический анализ словосочетания.
Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ по русскому языку.
Синтаксический анализ словосочетания: заменить словосочетание синонимичным.
Формулировка задания
Замените словосочетание « в дверях школы », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: в школьных дверях
Алгоритм выполнения
1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление , то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. ( деревянный стол – стол из дерева )
5. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. ( волнение без причины – беспричинное волнение )
6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание , тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. ( сказать с вызовом – вызывающе сказать )
7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. ( грустно посмотрел – посмотрел с грустью )
Теория ОГЭ для синтаксического анализа словосочетания
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.
Виды связи в словосочетании
· Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН)
· Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами.
· Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными.
Не являются словосочетаниями :
· однородные члены предложения,
· составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий,
· повелительной наклонение глагола,
· сложная форма будущего времени,
· существительные с предлогами.
Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет. Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями)
Практика с ответами к заданию 4 ОГЭ русский язык
1.Замените словосочетание « легко сделать », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
сделать с легкостью
2.Замените словосочетание « грустно сказал », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
сказал с грустью
3.Замените словосочетание « Машин друг », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) обнаружено (предложение 1) 3) оказалось (предложение 3) 5) есть (предложение 6)
2) установили периоды (предложение 2) 4) вращение Солнца тормозится (предложение 5)
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .
Он пошел в свою комнату ( 1 ) а я отправился далее ( 2 ) не обращая внимания на досаду Савельича ( 3 ) и скоро позабыл о вчерашней вьюге ( 4 ) о своем вожатом ( 5 ) и заячьем тулупе.
Замените словосочетание «солдатские сапоги» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола совершенного вида
2) РАСТЕРЕТЬ –в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ
3) БОРЮТСЯ –в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю
4) КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы
5) СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)
Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно.(3)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какой-то старичок в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.
(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса.(9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.
– (10)Вы слышите? (11)Собака… (12)Ведь это же неприятно!
(13)Вой усиливался и начинал переходить в какое-то завывающее рыданье.
– (14)А, чтоб тебя! – вырвалось у делового человека. – (15)Волк чистый.
(16)Вой рос и тянул за сердце.
– (17)Уди-ви-тельные порядки! – строго сказал старичок. –(18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут…
(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.
– (20)За хвост да в воду, – сказал деловой человек. – (21)Вот собак развели…
(22)Надо сказать правду – вой становился невыносимым.
– (23)Его необходимо выпустить, – говорю помощнику капитана.
(24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.
– (27)И охота вам возить собак! – говорит несколько примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.
(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо-тихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:
– За хвост да в воду.
(33)Я открыл глаза.
– (34)В воду! – кричал тонкий пронзительный голосок. – (35)Вон! вон.
– (36)Потонул… (37)Это ужасно.
– (38)Если попросить капитана. (39)Смотрите, он ещё плывёт.
(40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.
– (42)Господин, ваша собачка за бортом…
(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов. (46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.
– (47)Всё плывёт, сердешный…
– (48)Тоже живая душа, жить-то хочется… (49)Нет, опятьзахлестнуло…
(50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Кто-то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто-то тяжко сопит над моим плечом.
(54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы.
(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к лодке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица!(65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут.
– (71)Браво! (72)Ур-ра! – дружно прокатывается по палубе.
– (73)Молодцы! – кричит над самым ухом деловой человек. –(74)Знатно!
(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.(По И.С. Шмелёву*)
*Шмелёв Иван Сергеевич ( 1873–1950) – русский писатель, представитель реалистического направления литературы начала ХХ в.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сострадание и доброта проявляются в обыденной жизни.
2) Люди часто сердятся на то, что вовсе не стоит их внимания.
3) Во время спасения Марса люди возмущенно кричали: «В воду его! В воду!»
4) Сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет людей.
5) Нужно любить собак, потому что собаки – это настоящие преданные друзья человека.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет .
1) Они все смотрят, волнуются и ждут.
2) Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.4) Капитан стоит, как монумент.
3) И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. 5) Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем.
Найдите в тексте синоним к слову ШЛЮПКА (предложение 56).Напишите этот синоним.
9..2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «(64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут». Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
9.3 . Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое милосердие » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)как космический объект Земля обладает(предложение 1)4) есть заряд (предложение 4)
2) заметно её поле(предложение 2)5) недра испускают (предложение 5)
3) мы замечаем (предложение 3)
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .
Вот(1) пригретая лучами мартовского солнца(2) свалилась с макушки дерева(3) рассыпавшись снежной пылью(4) тяжёлая снежная шапка(5) и(6) точно живая(7) долго ещё колышется(8) как бы машет рукой(9) зелёная ветка(10) освобождённая (11) от зимних оков.
Замените словосочетание «боксёрскую грушу» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОКРАШЕНА (крыша) — в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н
2) БЕССМЫСЛЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН
3) ПРИСТРОЙКА — здесь приставка ПРИ-со значением неполноты действия
4) БЕЗДУМНЫЙ — в приставке перед звонким согласным корня пишется 3
5) ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола несовершенного вида
Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)Стоял сентябрь. (2)Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. (3)Десятый день немцы бомбят город. (4)Бомбят — значит, там ещё наши. (5)3начит, идут бои. (6)Значит, есть фронт. (7)Это лучше, чем в июле, когда мы отступали.
(8)Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:
(9)- Не умеем мы воевать.
(10)- А что такое уметь, Георгий Акимович?
(11)- Уметь? (12)От Берлина до Волги дойти — вот что значит уметь.
(13) — Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.
(14)Георгий Акимович смеётся мелким сухим смешком. (15)Игорь начинает злиться.
(16)- Мы будем воевать до последней капли крови. (17)Русские всегда так воюют. (18)Но шансов у нас всё-таки мало. (19)Нас сможет спасти только чудо. (20)Иначе нас задавят. (21)3адавят организованностью и танками.
(23)Недавно ночью шли мимо солдаты. (24)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27)Я подошёл. (28)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29)Мигали огоньками цигарок. (30)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:
(31)- Нет, Вась. (32)Ты уж не говори. (33)Лучше нашей нигде не сыщешь. (34)Ей-Богу. (35)Как масло земля — жирная, настоящая. –(36)Он даже причмокнул как-то по-особенному. — (37)А хлеб взойдёт — с головой закроет.
(38)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.
(39)Я так и не увидел того, кто это сказал. (40)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41)Все зашевелились, загремели котелками. (42)И пошли. (43)Пошли медленным, тяжёлым шагом. (44)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.
(45)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
(46)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47)И не только запоминаются. (48)Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.
(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то. (50)Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма». (52)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждём мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами. (По В. Некрасову*)
*Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
6 . Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Один из героев уверен, что воевать мы не умеем.
2)По мнению одного из героев, помочь русским солдатам одержать победу над врагом могло только чудо.
3)На войне детали никогда не запоминаются, в памяти остаются лишь основные события.
4)Патриотизм – это чудо, которое помогло русским людям выстоять в трудные времена и одолеть врага.
5)Русская земля, по мнению солдата, от любой другой не отличается: она везде хороша, если родит хлеб и кормит людей.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является разговорная лексика .
1) Он даже причмокнул как-то по-особенному.
2) Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
3) И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то.
4) (31)- Нет, Вась. (32)Ты уж не говори. (33)Лучше нашей нигде не сыщешь.
5) Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.
Найдите в тексте контекстный синоним к слову ЧУДО (предложение 52).Напишите этот синоним.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : “(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то. (50)Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма».” Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое патриотизм » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.