- Как проехать и где отдохнуть на Шульбинском водохранилище
- Дорога к морю: сто вёрст с ветерком
- Шульбинское водохранилище: пляжный сервис и дикари
- Рыбалка на Братском водохранилище
- Опубликовано Aquaman в 18 февраля, 2021 18 февраля, 2021
- Виды рыб
- Где ловить
- Места для рыбалки на Братском водохранилище
- Зимняя рыбалка
- Шульбинское водохранилище — 6:5 противоречивое место для кайтинга
- Достоинства Шульбинского водохранилища
- Недостатки
- Выводы
Как проехать и где отдохнуть на Шульбинском водохранилище
Привлекательным местом для пляжного отдыха является побережье Шульбинского водохранилища. Оно хорошо известно жителям Семея, а вот устькаменогорцы появляются там нечасто. Сосновый бор, песчаный пляж, тёплая вода — чем ещё запомнится Шульба отдыхающим в нынешнем году?
Дорога к морю: сто вёрст с ветерком
Причина малой популярности Шульбы среди усть-каменогорских купальщиков — изрядная удалённость от областного центра. Чтобы подышать сосновым воздухом и окунуться в воды Иртыша возле Шульбинской ГЭС, придётся преодолеть 156 километров по трассе Усть-Каменогорск — Семей, да ещё 12 километров до города Шульбинска. Впрочем, эта часть пути неприятностей водителю не доставит.
Состояние дороги колеблется от хорошего до отличного. К тому же продолжаются ремонтные работы, улучшающие качество полотна.
Обратите внимание: на трассе не так уж много мест, где от водителя требуется сбросить скорость. Первое из них расположено в селе Саратовка, возле сельскохозяйственного колледжа. При приближении к пешеходному переходу идёт поэтапное снижение скорости до 70 километров в час. Кстати, отменить это ограничение соответствующим знаком в дальнейшем забыли.
Вообще, состояние дорожных знаков на этой дороге иногда повергает водителя в изумление. Так, на 37-м километре мы обнаружили отмену запрета обгона, хотя такого запрета ранее не было. А несколько далее соответствующий знак появляется. Повстречалась нам и совершенно загадочная комбинация знаков в районе 65-го километра: временный «Обгон запрещён» с установленным непосредственно под ним «Концом всех ограничений». Каким из них стоит руководствоваться водителю, для нас осталось тайной, но на всякий случай мы решили на этом участке ни с кем в догонялки не играть. Запрещение обгона на Семейской трассе установлено главным образом на крутых поворотах и затяжных подъёмах. Протяжённость действия, указанную на табличках, помогает определить дорожная разметка.
В селе Таврическом почти на всём протяжении населённого пункта действует ограничение до 40 километров в час. Соответствующие знаки исправно продублированы после каждого перекрёстка.
От 52 километра начинается пятикилометровый участок неровной дороги. Скоростных ограничений нет, и на первый взгляд водителю не видны явные выбоины и червоточины в асфальте. Но пологие неровности раскачивают машину, в результате на большой скорости можно сильно удариться поддоном или даже улететь с дороги. Неприятный участок продолжается почти до поворота на село Гагарино. Хочется верить, что идущий на трассе ремонт устранит существующие неудобства.
Дорожные работы и связанное с ними поэтапное снижение скорости повстречались нам на 101-м километре дороги. Надо сказать, что на большей части данного отрезка уже появилось новое полотно, так что многие водители игнорируют требование снизить скорость до 50 километров в час. Дорожная техника обнаружилась только через два километра после знаков наряду с требованием притормозить до 20 километров в час. На момент нашей экспедиции вся эта группа ограничений была сконцентрирована у моста через реку Кызылсу. Очевидно, что она будет перемещаться вместе с дорожными работами.
Кстати, на 30-километровом участке трассы до развилки Семей — Шульбинск нам повстречалось три патруля, которые вели себя весьма активно. Ограничений на дороге хватает. Существует и соблазн разогнаться больше положенных 100 километров в час. Будьте осторожны: полиция не дремлет.
Желая попасть на берег водохранилища или в сосновый бор, на перекрёстке сверните направо — в сторону Шульбинска. А в самом городе выберите дорогу, которая ведёт на ГЭС. Её вам подскажет соответствующий указатель.
Шульбинское водохранилище: пляжный сервис и дикари
Миновав плотину, мы пристроились к длинному хвосту автомобилей, желающих оказаться на побережье. Те, кто направлялся в лес, поехали прямо. Мы свернули направо. К слову, в бору растут белые грибы, только проехать до богатых мест придётся ещё немало.
С хорошей дорогой мы расстались в Шульбинске. К плотине ведёт выщербленная бетонка. А свернув к берегу, будьте готовы к езде по песку. В бору он везде. Неопытные водители рискуют закопать свой автомобиль по самые оси. Именно такую картину пришлось наблюдать нам неподалеку от пляжа.
Проехав полукилометровую запретную зону за плотиной, где купание и все виды деятельности строго запрещены, мы попали в непонятную автомобильную очередь. Оказалось, что за право въехать на охраняемую природную территорию нужно заплатить сотрудникам лесничества «Семей орманы» по 241 тенге с человека. После чего трос — аналог местного Сезама — пропускает отдыхающих на берег.
Недалеко от плотины расположены две базы: «Жанай» и «Нурсултан». На территории «Жаная» царит настоящее вавилонское столпотворение: десятки машин и сотни людей. Скорость на базе ограничена до пяти километров в час. Это необходимая мера, потому что отдыхающие ходят по дороге вдоль и поперёк. База позволяет пользоваться пляжем и берегом всем желающим независимо от наличия путёвки.
Берег в районе «Жаная» максимально приспособлен для отдыха: в рощице вдоль берега выстроены беседки, поставлены ёмкости для сбора мусора. Имеются уборные и летний ресторан. Купальная зона обозначена окрашенными бутылками. На берегу есть вышка для спасателя. Расставлены указатели, запрещающие разводить огонь, и щиты, напоминающие правила поведения на воде.
К сожалению, отдыхающие словно задались целью нарушить все существующие запреты. Костры горят повсюду. В купальной зоне плавают катамараны и полиэтиленовые пакеты. Машины заезжают непосредственно на пляж и разворачиваются как им вздумается. А туалетной бумагой буквально завалены все ближайшие лога и овражки.
Песчаный пляж, к сожалению, не вызывает желания прогуляться по нему босиком. Прямо под ногами людей встречается уйма ржавого металлического мусора, вероятно, выносимого водой. А об опасности купания в непроверенных водолазами местах напоминают многочисленные коряги, гниющие на берегу.
База «Нурсултан», напротив, принимает лишь тех, кто заезжает по путёвке. В бревенчатых домиках имеются четыре спальных места, раковина с водой и холодильник, но нет кухни. Готовить отдыхающие могут на мангале у дома или на общественной газовой плите, установленной в вагончике. Таково требование лесников и пожарной охраны.
Песчаный пляж очищен, купальная зона огорожена. На подступах к пляжу желающих окунуться встречает табличка, оповещающая что купание запрещено.
За пределами баз — безумство дикого отдыха. Стоянки и машины под каждым кустом. Играет громкая музыка. По акватории на бешеной скорости носятся скутеры. Атмосфера пропитана запахом шашлыка. Кстати, на берегу есть и телефонная связь, и интернет, так что отдыхающие сочетают приятное с полезным, сидя по уши в воде с телефоном в руках.
В общем, можно констатировать: на Шульбе вполне возможно приятно отдохнуть. Но ехать желательно на несколько дней, чтобы иметь возможность расслабиться после длинной дороги.
Ирина Плотникова, Елена Мацковская
Фото: Ирина Плотникова
(Продолжение следует.)
Рыбалка на Братском водохранилище
Опубликовано Aquaman в 18 февраля, 2021 18 февраля, 2021
Братское водохранилище (Братское море) — водоём в Иркутской области, образованный на реке Ангара в результате строительства Братской ГЭС. Отличается значительными рыбными ресурсами.
Площадь водной поверхности колеблется от 5426 до 5470 км. м., средняя глубина — 31 м. Береговая линия длиной около 7400 км сильно изрезана, в месте впадения крупных рек образовались длинные заливы. Ширина водохранилища превышает 20 км.
Воду, наполняющую водоём, Ангара приносит из Байкала, поэтому она чистая и достаточно холодная. Ближе к плотине электростанции уровень загрязнения воды в водохранилище возрастает.
Виды рыб
В водохранилище обитают рыбы 25 видов, из которых десять видов являются промысловыми. Доля ценных видов рыб (осетровых и лососёвых) в разных уловах до создания водохранилища составляла 55%, в настоящее время она не превышает 1%.
В водоёме обитают окунь, плотва, лещ, щука, ёрш, сорога. Наиболее ценные виды – осётр, таймень, ленок, восточно-сибирский сиг, тугун, хариус обитают только в верхней части водоёма с уходом на нерест вверх по течению Ангары.
Где ловить
В настоящее время Братское водохранилище становится все более популярным местом для рыбалки и летнего отдыха не только для жителей Иркутской области, но и соседних регионов.
Места для рыбалки на Братском водохранилище
Одно из популярных мест для рыбалки на Братском море расположено недалеко от Иркутска. Оно находится в 140 км по Александровскому тракту, в районе Майска. В эти места ездят за лещом, сазаном, крупным окунем, щукой, реже встречается сом и сазан. Белую рыбу ловят на донные и поплавочные снасти, хищника — на спиннинг и нахлыстом.
На этой же стороне Братского водохранилища, но подальше от Иркутска находятся другие популярные места — Мольки, Халюта, Усть-Алтан.
Золотые пески
В Осинском районе расположены самые известные пляжи Братского моря, которые местные жители называют «Золотые пески». Место находится в 192 км от Иркутска по Александровскому тракту. Чтобы добраться до пляжа, следует ехать по направлению на Майск, а далее от него на Усть-Алтан и деревню Рассвет.
Другое популярное место — «Медвежий угол», находится в Боханском районе. Добираться до него из Свирска удобнее всего сначала на пароме до Каменки, далее по гравийке в сторону Морозово, Казачье, Середкино.
В районе Братска в наиболее близком к ГЭС районе находится множество баз и домов отдыха.
Братская ГЭС
Любители неорганизованного туризма, предпочитающие самостоятельный отдых найдут для себя множество безлюдных мест с красивой природой в заливах в районе Братска, Балаганска, Калтука, Куватки, Свирска и других.
Зимняя рыбалка
На водохранилище пользуется популярностью зимняя рыбалка. Вода покрывается прочным льдом в середине декабря. Для комфортной ловли используются утепленные палатки. Зимой обычный улов составляют окунь, сорога и щука.
Шульбинское водохранилище — 6:5 противоречивое место для кайтинга
В эти выходные уже не было сил ехать на Cамарку, так как только в четверг вернулся оттуда, поэтому решил с Сашей выскочить на Шульбинское водохранилище, которое расположено на реке Иртыш в Восточном Казахстане. Этот отчет как раз о «новом старом» месте каталки. (Здесь и далее речь идет о верхней части водохранилища в районе с. Азово и Ново-Азово)
Напомню, что лет пять назад я уже имел опыт катания на Шульбинском водохранилище и он был не очень положительным. Рваный ветер трепал кайт и нервы, а подтопленное бревно, на которое я налетел при старте, выломало плавники на большой доске.
Но время прошло, появился опыт, новое снаряжение в виде (не перестану повторять) фантастического Флайсюрфера. Почему бы не повторить, благо прогноз обещал до 6 м/с.
На точку приехали в 13 часов, ветер дул едва-едва и мы разминались на виндсерфинге. О котором я пока еще ничего не писал, но скоро материал будет 🙂
Потом потихоньку стало усиливаться, и проявились первые достоинства Шульбинского водохранилища.
Достоинства Шульбинского водохранилища
1. Предсказуемый ветер по виндгуру — это самое основное преимущество. Например, в Самарке дуют термальные ветра, и раздуют они или нет, никогда не известно. Можно просидеть неделю не катавшись, а потом три дня «умирать» без сил. Шульба отрабатывает по виндгуру, как по часам, причем поездку можно планировать заранее, так как прогноз виден на неделю вперед.
2. Проще дорога. До Ново-Азово нет серпантинов и перевалов. И пусть асфальт не очень ровный, тем не менее можно идти на скорости 120-130 км/ч. На выезде из города дорожный трафик плотный, но быстро иссякает, поэтому почти прямая дорога воспринимается намного легче самарской трассы. После Ново-Азово некоторое время идет также сносный асфальт, затем километров десять гравийки и сразу за мостом нужно съехать направо. Вдоль «реки» едем еще 7 километров по грунтовке. Грунтовка, к сожалению, «не очень», разогнаться не получится. Протяженность от порога до порога — 100 км, поэтому можно уложиться туда/обратно в течении дня без особой усталости.
3. Жара. Берег Шульбинского водохранилища не песчаный, поэтому он не накаляется, как на Самарке и субъективно нет такой изнуряющей жары.
4. Ветер раздувает в послеобеденное время. Это очень удобно с точки зрения подъезда на каталку, с утра можно выспаться, завершить домашние дела и спокойно выехать. Тем, кому позволяет работа, можно отпрашиваться на пару часов и успевать к 17-18 часам, как раз в самый пик.
5. Нет волны. Так как площадь водохранилища небольшая, а ветер дует не очень долго, он не успевает разогнать волну, и кататься даже в весьма сильный ветер удается по достаточно гладкой воде. Виндсерферам тоже приятно, когда волны нет. Правда прыгать с волны уже не получается, в связи с отсутствием таковой.
6. Вверху силнее. По крайней мере мне так показалось, тяга кайта в зените явно не соответствовала ветровым ощущениям внизу. Отчасти по этой причине не разгоняет волну. Для кайтеров неплохо, для виндсерферов — проигрышный вариант.
Недостатки
1. Рваный ветер — самый главный недостаток. Например прогноз обещал с обеда 2-4 мс. Ветер 90% времени дул на 2 м/с, 10% времени приходило 4 м/с. Мы плавали на виндсерфинге. К 16 часам пришло прогнозируемое усиление, теперь в минимуме дуло 3-4 м/с, зато в максимуме — под 7-8 м/с. Постоянно приходилось работать триммером, регулируя мощность кайта. Опыт позволяет заранее предсказать приход порывов, но вот их силу — нет. В какой-то момент я уже собирался экстренно садить кайт, так как триммер был затянут на максимуме (а это уже под 8-9 м/с), но ветер неожиданно стих. К концу каталки во время прыжка я уронил кайт на воду. И ветер выключился метров до 3-х, чего явно не хватало для подъема змея с воды. Так и барахтались мы минут 5, пока ветер вновь не усилился и кайт не поднялся.
На краю мыса — дерево, создающее ощутимые завихрения, как и сам мыс
2. Рельеф. Одной из причин рваного ветра служит береговой рельеф. В полукилометре на мысе стояло дерево, за ним тянулся гладкий след, выезжая за который чувствовался вполне ощутимый рывок.
3. Неудобный высокий берег. По крайней мере там, где мы были. Места, где можно спуститься оккупированы отдыхающими, поэтому я достал лопату и срубил полберега. Возможно через мильон лет из-за меня в этом месте вырастет эрозия почвы и страшный овраг, но меня это уже волновать не будет, вот такой я безответственный в историческом плане. Итак, крутой берег, очень узкая полоса песка в линии прибоя и завалы древесины сильно затрудняют раскладку кайта. А достаточно крутое дно не позволяет зайти далеко в воду для старта. Поэтому нужно рассматривать вариант старта (и посадки) с высокого берега, что требует определенной квалификации от помощника, так как присыпать/прижать кайт на жестком грунте нечем.
3. Так как откатавшись сразу едешь домой, снаряга собирается мокрой, надо обязательно развешиваться для просушки.
4. Вода грязнее самарской, но при этом в этот день была очень теплой. На новом месте у меня всегда есть некоторая боязнь «чужой воды», пока вкатаешься, пока окунешься несколько раз. Но в эту каталку особого дискомфорта не испытывал, вода «приняла». Дно илистое, однако в гидроботинках это не доставляет дискомфорта.
5. Нет той самарской ауры, за которую можно простить и отсутствие ветра на берегу. Даже если оставаться на ночь, хотя смысла в этом особого нет, учитывая близость к городу, вряд ли вы будете долгими зимними вечерами ностальгировать по Шульбе. Посвященные меня поймут 🙂
Выводы
Если прогноз обещает ветер с порывами не больше 50% в максимуме до 6-7 м/c, вы имеете кайт с большим ветровым диапазоном и достаточный опыт катания, чтобы справиться с ситуациями, близкими к критическим (уехал я с выбитым пальцем, ушибленным бедром и чуть-чуть не с шишкой на лбу, от удара торцом планки, впрочем все неприятности были при неудачных приводнениях после прыжков), то Шульбу можно рассматривать как возможный вариант для катания на кайте, учитывая прогноз, близость к городу и удачное послеобеденное время «раздува».
В следующий раз, когда будет прогноз, поеду по принципу минимального расстояния, поищу варианты самого ближнего расположения катального места к трассе и городу и соответственно минимального времени в пути.