Школа за русской охотой

Обучение охоте детей

Неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы в районах Севера, где охота еще долгое время будет иметь существенное значение в хозяйственной деятельности, в школах обучали детей наравне с другими видами труда и охотничьему промыслу. Для этого надо разработать программу занятий, издать учебники, подготовить преподавателей, создать материально-техническую базу, включить охотоведение наравне с другими дисциплинами в учебный процесс, с проведением учебно-производственной практики в угодьях.

Обучение охоте детей

В некоторых районах, где исконным занятием населения были охота, рыболовство и оленеводство, уже сейчас по инициативе энтузиастов преподавателей и охотников при некоторых средних школах ведется обучение охотничьему делу.

В пяти школах Якутии велись факультативные занятия по программе «Охотоведение с основами охраны охотничьих животных Якутии». Предусмотрена полевая практика для изучения следов животных, способов установки самоловов, для ознакомления с биотехническими мероприятиями, навыками лагерной жизни и др. Преподавателям школы помогали местные опытные охотники. Ребята отнеслись к занятиям с повышенным интересом и при собеседовании квалифицированно разбирались в вопросах охотничьего хозяйства и охраны природы.

Охотничья романтика в среде подростков

Подростков всегда привлекала романтика охотничьих походов и ночевок у костра на рыбалке. Поэтому молодежь охотно идет в секции и школы юных охотников, организуемые при областных и районных обществах охотников и рыболовов. Школы юных охотников существуют в г. Омске и в ряде районных центров области. За 3 года они подготовили более 2 тыс. грамотных охотников и ревностных защитников природы. Занятия проводятся еженедельно. В таких школах обучаются в основном ученики старших классов и учащиеся средних учебных заведений. В учебную программу включены такие темы: «Охрана природы — обязанность охотника», «Одежда, снаряжение, инвентарь охотника и рыболова», «Охрана и воспроизводство охотничье-промысловой фауны», «Спортивная стрельба на стенде». В школах проводятся фотоконкурсы на тему «Природа Омской области». Весной и летом юноши выезжают на практику в охотничьи хозяйства.

Хорошо работает секция юных охотников при Тимирязевском межрайонном обществе охотников и рыболовов в г. Москве. В секцию принимаются мальчики и девочки от 14 до 18 лет. Срок обучения 2 года. Занятия проводятся по 2 ч в неделю. По выходным дням члены секции с руководителями посещают зоологические музеи и сад, проводят учебные стрельбы на стенде, выезжают в угодья для изучения следов зверей и птиц и проведения простейших биотехнических мероприятий в хозяйствах. Программа охватывает многие вопросы природоведения и охотничьего хозяйства.

В юношеской секции при Тарусском обществе охотников и рыболовов (Калужская область) организованы занятия по биологии охотничьих зверей и птиц, по обращению с оружием и боеприпасами, по проведению биотехнических мероприятий и охране фауны. На практику члены секции выезжают в угодья общества, где принимают участие в учетах животных и других охотхозяйственных работах. После сдачи охотничьего минимума членам секции, достигшим 18 лет, выдаются охотничьи билеты с записью: «Охота разрешена только в присутствии взрослых». Это радует и приучает ребят к соблюдению дисциплины.

Секции юных охотников

По отчетным данным Росохотрыболовсоюза, при областных и районных обществах охотников и рыболовов организовано 830 секций, объединяющих 12 827 юных охотников. В Типовом положении о юношеских секциях записано, что в задачи секции входит: воспитание у юношей бережного отношения к природным богатствам нашей родины; объединение юношей для активного участия в охотхозяйственных мероприятиях; обучение членов секции правилам и способам охоты и рыболовства.

показала, что среднее и высшее образование в России имеют 77 % горожан и более 70 % тружеников села. Введение всеобщего среднего образования повысит общий культурный уровень населения и работников низового звена охотхозяйств. Для ускорения развития охотничьего хозяйства необходимо укомплектовать промысловые и спортивные охотничьи хозяйства достаточным количеством охотоведов высшей и средней квалификации. Чтобы быть хорошим руководителем и успешно трудиться в индустриальном мире завтрашнего дня, охотоведу надо будет следить за всем новым, прогрессивным и быть специалистом широкого профиля. Учитывая это, целесообразно организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации для работников промысловых и спортивных хозяйств.

С целью укрепления связи науки с производством в каждом охотхозяйстве два-три промысловых участка можно превратить в «опытное ноле» для испытания новой техники и технологии промыслов, для наблюдения за динамикой численности зверей и птиц, для учета и прогнозирования урожайности дикорастущих и для различных экспериментов.

Чем была уникальна русская школа фехтования

Вскоре после того, как первый человек выдолбил дыру в камне и насадил его на палку, соорудив топор, обработка камней была поставлена на поток. Из них делали не только топоры и молотки, но также ножи и наконечники для копий. И по большей части все эти инструменты и оружие создавались для охоты на зверей, а также с целью убийства ближнего своего.

Эпохи сменяли одна другую, каменные ножи становились бронзовыми, медными, железными и наконец стальными. Воинское искусство тоже совершенствовалось, сила уступала место технике и мастерству. Развитие фехтовального искусства шло рука об руку с развитием холодного оружия. Крупные мечи предполагали размашистые рубящие удары, а сабли и шпаги требовали большей ловкости и проворства. Современные стили фехтования сформировались на основе техник различных фехтовальных школ последних сотен лет.

Испанская школа фехтования

Одной из самых древних считается испанская школа фехтования, получившая наименование дестреза, что дословно переводится как мастерство. Сами испанцы утверждают, что в действительности слово “дестреза” означает синтез мастерства, философии и искусства. Основоположником этого стиля считается испанский дворянин Иеронимо Санчес де Карранза, который изложил методы своей школы в книге “Философия оружия”, написанной им в 1569 году. Дестреза была построена на основе не только боевых навыков, но и учений древнегреческих философов и знаний того времени о человеческой физиологии и биомеханике. Значительно дополнил теорию этой школы фехтования Жерар Тибо: он изучил и описал все движения рук и ног фехтующего, выявил закономерности и обозначил так называемый круг Тибо — схематичную окружность, в границах которой двигается фехтовальщик. Эта техника фехтования была сродни искусству и вобрала в себя отдельные философские положения, став таким образом неким учением или комплексом правил истинного испанского дворянина, наподобие японского кодекса самураев бусидо.

Читайте также:  Почему вечером охота есть

Владеющий дестрезой мог эффективно сражаться не только шпагой, кинжалом и одноручным мечом, но также двуручным мечом, копьем и алебардой.

Итальянская школа фехтования

До сих пор между историками не утихают споры, какая школа фехтования первична — испанская или итальянская. Известно, что упоминания о последней появились ещё в XV веке. В отличие от дестрезы итальянская школа подразумевает в основном фехтование шпагой, т.е. упор в этой системе приемов делается не на удары лезвием, а на колющие атаки.

Итальянская школа больше полагается на защиту и контратаки. Необходимый навык для бойца — умение не терять определенный темп в ходе поединка. Кроме того, фехтовальщик либо защищал вторую руку, намотав на нее плащ, которым в бою также мог отвлекать внимание противника, либо (это уже в более поздние времена) брал в нее кинжал, который использовался не для обороны, а для атаки.

Одним из основателей итальянской школы фехтования считается Фиоре де Либери — итальянский дворянин из обедневшего благородного рода. В 1409 году из-под его пера вышел трактат “Цветок битв”, который стал фундаментом, на котором впоследствии развивалась вся итальянская фехтовальная традиция.

Французская школа фехтования

Своими корнями французская школа фехтования уходит в итальянскую. Зародилась она в XV веке. Французы по большому счету тоже делали ставку на колющие атаки, но отличие от итальянцев старались в большей степени воздействовать на оружие соперника, что выражалось в многочисленных отводах, захватах и отбивании клинка. Они также использовали в сражениях две шпаги, которые вкладывались в одни ножны.

Интересный факт: современное спортивное фехтование произошло именно из французской школы. Именно во Франции изобрели специальную затупленную рапиру и защитную сетчатую маску на лицо.

Основоположником движения считается французский дворянин Анри де Сен-Дидье — участник многочисленных военных компаний. Он оставил после себя несколько трактатов, посвященных искусству фехтования, однако до наших дней дожил лишь его труд под названием “Секреты первой книги одноручного меча”, который датируется 1573 годом.

Польская школа фехтования

Искусство польского фехтования или “штука крыжова” (искусство креста) полно загадок и трагизма, и это, пожалуй, самая интересная история. Дело в том, что техника классической польской школы фехтования была утрачена, а потом воссоздана вновь, и произошло это меньше десяти лет назад.

В прошлом веке потеря знаний не охладила пыл польских фехтовальщиков, которые стали изучать историю этого искусства. Взяв за основу венгерскую школу, они дополнили ее своими приемами, которые удалось восстановить. Но эта их работа не носила системный характер.

Знаменитый польский фехтовальщик и актер Януш Синявский подошел к вопросу серьезно. Он нашел самый ранний исторический документ, в котором описывалось польское фехтование, т.н. “трактат Михаила Старжевского”, изданный в Варшаве в 1830 году, и изучил его. Но, к сожалению, документ оказался неполным и местами неточным.

Шли годы упорных изысканий, схема была почти раскрыта, однако все еще не хватало нескольких ключевых деталей. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда в руки исследователя неожиданно попал голландский документ XVI века, в котором описывалось мастерство польских саблистов. Недостающие элементы были найдены и система выстроилась.

Начать стоит с того, что классическим оружием польских шляхтичей была сабля-карабела. По части клинка она практически не отличалась от русских, кавказских или турецких аналогов, но набалдашник рукояти имел загиб, который делали в виде орлиного профиля. Поза саблиста при нанесении удара — легкий полуприсед и широко расставленные ноги, при этом вектор движения его клинка образовывал перед бойцом воображаемый крест из его собственного клинка и клинка противника. Отсюда и пошло название. В XVII веке на эту тему бытовала поговорка: “Венгр бьет наотмашь, московит — сверху вниз, турок — к себе, а поляк — на крыж (крест)”.

Русский стиль фехтования

Главным фехтовальным оружие в России долгие века оставались сабля и шашка. Они пришли к нам с Юга и из Азии после того, как тяжелые мечи начали терять свое актуальность.

Отличие русского стиля сабельного боя, как уже было сказано выше, заключалось в нанесении удара сверху вниз. При этом ноги в отличие от той же польской школы расставлялись не так широко, что позволяло быстрее приближаться к противнику почти вплотную, чтобы избежать атаки на дальней дистанции и нанести решающий удар. С начала XVIII века при Петре I офицеров начинают обучать обращаться со шпагой. Ещё больший размах преподавание этой дисциплины приобретает к 1817 году, когда французский фехтовальщик Александр Вальвиль выпускает в России свою книгу «Рассуждение об искусстве владеть шпагою», в которой он описал 30-летний опыт всех европейских школ.

В заключение надо отметить, что определить, какой конкретный стиль является лучшим, невозможно, поскольку каждый был порождением своей эпохи и основан на культуре и обычаях определенных народов. А так как эти техники дошли до нас, то значит прошли проверку временем.

Школа охотничьего мастерства

«В процессе охоты с духовыми манками мы учимся понимать природу. Человек, который учится природу понимать, учится ее беречь».

Когда в возрасте 7-8 лет меня спрашивали, кем я хочу быть, я отвечал (на тот момент еще не зная таких слов, как «егерь» или «охотовед»), что хочу жить и работать в лесу. Жил я тогда в городе Одинцово, и до леса от дома было 5 минут пешком. Очень часто я, не спрашивая родителей, уходил туда один и прекрасно помню чувства и ощущения, которые и сейчас невозможно передать.

Читайте также:  Лыжи деревянные охотник 175

Это было знакомство с лесом. Во мне до сих пор живы воспоминания, как оказывался один на один с лесом. Ты настолько собран, все чувства обострены настолько, что чувствуешь даже, а не слышишь каждый шорох, каждый посторонний звук. Постепенно ты начинаешь даже не привыкать, а скорее – понимать природу. Ты становишься не хозяином, а лишь небольшой частью другой жизни, участником ее – наравне со всеми обитателями. В те времена в нашем лесу хватало живности: лосей, кабанов. Были и тетеревиные тока. Лисы, зайцы и белки водились в изобилии. Лес жил.

Город разрастался. За 30 лет простые люди, живущие рядом, превратили лес в большую помойку, и никого кроме синичек и ворон в нем теперь нет, несмотря на то, что лес этот был и остается зеленой зоной, где всякая охота запрещена. Это на заметку, кстати, противникам охоты и тем, кто пытается убедить общественность, что охота – главная угроза для животных и птиц.

Но вернемся к моей истории. К большому сожалению, у меня не было родственников – охотников или рыболовов. Поэтому до всего приходилось доходить самому. До армии я очень серьезно занимался рыбалкой, но всегда мечтал об охоте. В 15 лет вступил в Одинцовское районное общество охотников и рыболовов. Получил удостоверение юного охотника. Моему счастью не было предела. Сразу после армии устроился на работу помощником краснодеревщика и купил первую свою двустволку Иж-27 ЕМ. При первой возможности я убегал на небольшое озеро рядом с работой, наблюдал за выводками уток и болотных курочек. Такой помощник, как я, оказался краснодеревщику не нужен, и мне пришлось уйти, чему я был только рад.

Моя тяга к природе была настолько сильна, что я четко понимал, что больше нигде работать не смогу. Я пошел в свое общество охотников и рыболовов попытать счастье. В это время председателем районного общества был Владимир Иванович Поперечный. К моей радости, он воспринял меня очень серьезно и с пониманием. Егерских вакансий на тот момент не было, но меня не попросили прийти через год, а стали приглашать на охранные и биотехнические мероприятия. Я стал активным участником общества. Через некоторое время мне вручили удостоверение общественного охотинспектора, а через 3 месяца к нашему обществу отошло 2 участка (обходы №№ 7, 8) с Палецким озером от военного общества охотников. С этого момента я был официально принят на работу в Одинцовское районное общество на должность егеря обхода № 7. А через год я, по наставлению Владимира Ивановича, поступил в Российский государственный заочный университет на зооинженерный факультет по специальности «биолог-охотовед» и стал затем охотоведом Одинцовского районного общества.

15 лет я посвятил работе в охотничьих хозяйствах. Прошел путь от егеря до директора. Скажу честно, в хозяйстве я всегда пытался делать акцент на дичеразведение и уделять больше внимания охоте на птицу, нежели на копытных. С самого первого дня своего становления охотником я всегда интересовался духовыми манками и не мыслил охоту без духовых манков и чучел. В голове всегда жила мысль о собственном производстве духовых манков и о создании некой школы, в которой можно было обучать людей правильной охоте именно на водоплавающую дичь. Постепенно мысли стали материализовываться. И в октябре 2010 года мной была создана «Школа охотничьего мастерства». Основной задачей ее было прививать охотникам культуру охоты на водоплавающую дичь с духовыми манками. Также я хотел реализовать свою давнюю мечту, а именно – заняться производством духовых манков, без которых не мыслил охоты на уток и гусей.

Первое время в производстве духовых манков мы использовали звуковые узлы производства США. На данный момент мы имеем полностью свое литьевое и токарное оборудование для производства духовых манков. Все наши манки – от корпусов до звуковых узлов – производятся в России, нами собственноручно. Линейка наших манков на уток и гусей достаточно разнообразна. Основная задача «Школы охотничьего мастерства» – создание качественных духовых манков по доступным ценам. Мы хотели, чтобы наша продукция была доступна абсолютно всем, чтобы охота с духовыми манками стала массовой. И самое главное – чтобы у охотника была возможность купить манок с хорошим качеством звука за «понятные деньги».

Во мне давно живет убеждение, что на охоту можно забыть ружье, но не манки. Это как для легашатника: охота на дупелей и бекасов без собаки – не охота. Нет красоты и напряжения, которые дарит собака во время своей работы: поиск, потяжка, стойка. Именно в этом заключена красота процесса охоты. Вот и в охоте на утку или гуся вся красота, на мой взгляд, – в работе манком и наманивании птицы в упор, прямо на охотника.

Первое, к чему я стремился, – обучить охотников работе (игре) на манках. К моей радости, это сразу вызвало большой интерес у охотников. Мы организовывали совместные выезды на утиные охоты, чтобы вживую можно было увидеть реакцию птицы на манки. Желающих было больше, чем я мог принять. Мне стало понятно, что этим надо заниматься всерьез и в другом масштабе – на уровне департаментов, обществ, охотничьих коллективов, у кого есть угодья, где можно было бы принять охотников для данных мероприятий. Скорее всего, даже с выделением угодий именно для этих мероприятий. У нас ведь есть участки для натаски собак, натаска происходит не только в охотничий сезон, но и в межсезонье. Я думаю, здесь должен быть такой же подход, чтобы после весеннего сезона, до линьки селезней, охотники могли посещать выделенные угодья и отрабатывать навыки манения без стрельбы.

То же касается и гуся: после скоротечного весеннего сезона в наших угодьях собирается большое количество гусей. Я думаю, если бы разрешили, подчеркну, организованно в это время учить охотников правильной маскировке, расстановке чучел и процессу подманивания непосредственно в угодьях, в живом контакте с птицей, желающих было бы очень много – ведь это та же самая охота, только без выстрела. Но зато именно на таких семинарах охотники смогут понять и оценить свои потенциальные возможности. И попав уже на сами охоты, они не станут стрелять по гусям на запредельные дистанции и гонять на машинах по гусиным присадам, а будут заниматься охотой правильной и красивой.

Читайте также:  Список записок охотника тургенева

Я сам организовывал такие семинары в охотничьих угодьях. Скажу честно, желающих было очень много. Но охотничьи хозяйства выставляли такие ценники, что данные мероприятия просто утрачивали смысл для подавляющего большинства желающих. Сам я не мог оплатить такую аренду угодий. А сообщать цену охотникам у меня не поворачивался язык. Данная тема осталась до конца не реализованной, и решить ее на частном уровне невозможно. Я думаю, что такие мероприятия выгодны всем. Во-первых, растет уровень наших охотников. Охотпользователи могут иметь дополнительный доход в межсезонье, когда охотбазы простаивают без клиентов. Охотники начнут разбираться в чучелах, маскировке, одежде, оружии, манках. А это уже рост целой охотничьей индустрии. То есть только от одной идеи может заработать целая охотничья отрасль. А это далеко не единственная наша нереализованная идея и возможность! Кстати, такие мероприятия повышали бы культуру не только охотников, но и егерского состава и других работников охотничьих хозяйств.

Я не случайно затронул тему охотничьей культуры. Опишу две ситуации, и давайте каждый из нас сделает выводы самостоятельно: является ли он охотником или все же ….

Рассмотрим пример с весенней охоты.

Охотник, подготовленный к охоте на гуся, имеет скрадки, чучела, манки. Естественно, перед самой охотой он учится работать духовыми манками, читает литературу, смотрит фильмы. Одним словом, повышает свой уровень. В период самой охоты этот охотник или группа охотников привязаны к одному месту, в этом месте у них стоят чучела и скрадки. И только с помощью своих знаний и умений они добывают гусей. Я уверяю всех, что этими охотниками движет не жажда добычи. В первую очередь их интересует процесс охоты. Стрелять гусей с дистанции 50 метров им неинтересно. Эти охотники ценят контакт с птицей, общение со стаей. И только при уверенном налете, на расстоянии 10-15 метров, добывают гуся. Как правило, подранков у них не бывает. Если стая гусей села на соседнем поле, они не побегут за ней, чтобы подкрасться и выпалить из кустов картечью. Они будут ждать налета новой стаи. Тем самым такая охота создает минимальный из возможных факторов беспокойства для птицы, давая последней возможность отдыхать и кормиться.

Давайте рассмотрим другую ситуацию. Человек с ружьем приходит к егерю за путевкой. У него никто не спрашивает наличие подсадной либо гусиных чучел и скрадков, хотя весенняя охота без них запрещена. Он получает путевку (я это называю проходной билет в угодья) и просто отправляется гулять по угодьям. Рано утром, по-темному, он придет к заливу постоять, уточку посмотреть. Естественно, стреляет во все что движется. О каком-либо процессе под названием «охота» и речь не идет! Летит табунок уток – отстреляется, кто упадет, тот упадет: утка, селезень – все равно. Обычно такие люди говорят: «В супе все одинаково». И хорошо еще, если такой стрелок подберет добычу, а если птица не в зоне его доступности – глубоко, не подойти? Либо упадет в место, заросшее камышом? И на это есть ответ: «Лиса съест».

Вдруг в небе послышались голоса гусей – нет проблем, картечь всегда рядом. В 99% случаев он никого не добудет, но в 50% он сделает подранка, который, может, и выживет, но уже точно не отгнездится в этом году. Но человека это совсем не волнует. Чуть позже пригреет солнышко, оживет тетеревиный ток, а наш герой уже здесь – крадется сквозь кусты. Выстрел – один, второй. Как правило, он стреляет по ближней мишени, а кто это, тетерка либо петух, его не волнует. Скорее всего, и здесь он остался без добычи, но ток тетеревиный разогнал. А по дороге к дому зайдет на любимое болотце и там тоже всех разгонит, в том числе и ту самую крякву, которая собралась было тут гнездиться. И вот возвращается он с пустым ягдташем, без добычи, с «безвредной прогулки». Но сколько на самом деле вреда он принес природе!

И давайте себе представим, какая армия таких людей (я их не называю охотниками) гуляет по нашим угодьям. Превращая эти места в пустыню. Охотничьи хозяйства гонятся за прибылью, выписывая путевки всем подряд. Этим людям вряд ли кто объяснит, что такое правильная охота. Хотя по своему опыту работы, могу сказать точно: если человеку показать правильную охоту, то он всегда отдаст предпочтение ей. Но этим надо серьезно заниматься. Надо воспитывать охотников и показывать на своем примере, что такое правильная охота. Возможности «Школы охотничьего мастерства» достаточно ограничены. Да, мы выезжаем в другие города, общаемся с охотниками, делимся опытом, но страна наша очень большая, и посетить все места, куда нас приглашают, мы просто не в состоянии. Поэтому и было принято решение о создании видеопроекта SCHOOLHUNTERVIDEO. Основная его цель – съемки самих охот в деталях, чтобы охотники вживую могли увидеть прелесть правильной охоты, ее результаты, а главное – что для этого нужно. В рамках проекта SCHOOLHUNERVIDEO планируются съемки не только собственных охот, но и охотничьих хозяйств, а также тех людей, кто может не только рассказывать о своих охотах, но и показать свое умение для наших зрителей. Я уверен, что у данного проекта гораздо больше возможностей, чтобы донести правильность самой охоты, а значит, и культуру охоты до людей.

Если вам понравилась статья — подпишитесь на канал .

Оцените статью
Adblock
detector