- Шел охотник по болоту упражнение
- Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`]) презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
- Артикуляционная гимнастика
Шел охотник по болоту упражнение
Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
— слабость мышц языка;
— нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков л, л’
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_zvuki_l_l.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика ( звуки [ Л ][ Л ` ] ) Выполнила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 217» Журавская О. В.
«Наказать непослушный язычок»
«Охотник идёт по болоту»
«Загнать мяч в ворота»
Спасибо за внимание.
Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л `] « Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек . «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та ). « Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Пароход гудит» Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы ». «Почистим зубы» Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх . «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз . «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз . «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу . «Охотник идёт по болоту» Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук . «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад . «Часики» Высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно то вправо, то влево, от одного угла рта к другому. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками В помощь логопеду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На данном занятии продолжается работа по автоматизации шипящего звука Ш в словах и фразах. С целью развития грамматического строя речи детям предлагаются игры на употребление предлогов.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит.
В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе.
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Мария Артемова
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука л
Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто.Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w, свойственный фонетическому строю английского языка.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы, фрикативным г, мягкими л’, j (йот, изредка звуком р.
Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.
В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л. Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.
При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.
Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)
«- У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот»:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Но лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот —
Может, миска подползет?
Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.
Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).
— Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).
— А теперь попробуй «поймать мышку» сам».
Получается слог, похожий на ал, звук л в межзубном положении.
Упражнение «Кот играет с мышкой»
«- Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько,а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой»: растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а» — «отпускаем мышку».
Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.
Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л.
Упражнение «Лягушачий хор»
«— Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».
В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л.
Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем:
— подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);
— подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Решению последней задачи служат следующие упражнения.
Упражнение «Жабе жарко»
«- Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.
— Покажи, как жаба отдувается».
Упражнение «Охотник идет по болоту»
«- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».
Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.
Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.
После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л.
Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.
Использованная литература
1. Лалаева Р. И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2.Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989
3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969
4. Фомичева М. Ф.Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980
5. Школьник Ю. К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М. : Изд-во Эксмо, 2006
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] ЦЕЛИ: закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений; научить правильно произносить звук [р] с механической помощью;научить.
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной.
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с.
Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы) Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.
Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с формами и средствами развития связной речи МАТЕРИАЛ: — методическая литература для оформления выставки-презентации;.
Структура логопедического занятия по постановке звука Тема: Звук … Цель: постановка звука… Задачи: •развитие мышц артикуляционного аппарата; •развитие речевого выдоха и голоса; •развитие фонематического.
Артикуляционная гимнастика
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.
Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Упражнение «ХОБОТОК»
Цель: развивать круговые мышц губ.
Краткое описание упражнения: Губы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед до предела. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Упражнение «БЕГЕМОТИК» («Окошко»)
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Краткое описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично. Повторить 5-10 раз.
Упражнение «БЛИНЧИК» («Лопаточка»)
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении
Краткое описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. Если язычок не становится широким и распластанным, предложите ребенку пошлепать язык губами, произнося звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ…
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение.
Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, а затем убирать язык, удерживая заданное положение. Улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.
Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
Цель: Развивать координацию языка.
Описание: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
Ц е л ь: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами, развивать подвижность и пластичность языка.
Описание: Открыть рот, улыбнуться. Зубы разомкнуть. Кончиком языка упереться в нижние резцы, боковые края прижать к верхним боковым зубам. Спинка широкого языка приподнимается и «выкатывается » вперед — «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка убирается обратно вглубь рта и опускается вниз — «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
Упражнение «ЁЖИК ФЫРКАЕТ»
Цель: Выработка сильной воздушной струи, идущей посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (упражнение «Блинчик»), слегка приподнять боковые края язычка (как в упражнении «Дудочка»). С силой выдыхая воздух, многократно произносить звук Ф-Ф-Ф.
Следить за тем, чтобы при подъёме боковых краёв языка равномерно поднимались обе половинки языка;
Упражнение «МАШИНА С СИРЕНОЙ»
Цель: отрабатывать положение языка близкое к нормальной артикуляции звука С. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, обнажив зубки. Длительно произносить звук И, изменяя громкость произнесения (тихо – громче – громко – тихо и т. д.)
Упражнение «ПАРУС»
Цель: вырабатывать умение находить правильное положение языка, удерживать язык за верхними зубами, растягивать подъязычную связку.
Описание: Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 — 10 секунд (под счет от одного до десяти). Выполняем упражнение 2-3 раза.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.
Упражнение «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Цель: вырабатывать умение удерживать артикуляционный уклад, необходимый для произнесения звука С. Укреплять мышцы передней части языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык «Блинчиком» на нижнюю губу. Удерживать неподвижный язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем язык (широкий и распластанный) убираем в рот за нижние зубы. Зубы сомкнуть, губки растянуть в улыбку. Повторить 5-10 раз.
Упражнение «МЕСИМ ТЕСТО»
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание: Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. Упражнение повторить 3—4 раза.
Упражнение «РАСКАТЫВАЕМ ТЕСТО»
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание: Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.
Цель: Вырабатывать плавную, длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф-Ф-Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубки. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, развивать подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).
Следить за тем, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение «МАЛЯР»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.
Упражнение «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Упражнение «ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» нижние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки.
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.
Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.
Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.
Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.
Цель: Активизировать кончик языка на бугорках (альвеолах).
Описание: Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки (альвеолы), находящиеся за верхними зубами: назад — вперед. Упражнение проводить 15 — 20 раз.
Упражнение «КАТАЕМ ШАРИК»
Цель: Активизировать кончик языка, Укреплять боковые мышцы языка.
Описание: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
Упражнение «СПРЯЧЕМ КОНФЕТКУ»
Цель: развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.
Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Выполнять это упражнение 10 -15 раз.
Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.
Описание: Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно тянуться то к правому, то к левому уголкам рта.
Следить за тем, чтобы работал только язык – нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Повторить 10-15 раз.
Упражнение «НАРИСУЕМ КРУГ»
Цель: вырабатывать умение владеть языком, развивать подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Описание: Рот открыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Облизывать губы сначала справа налево, затем направление поменять.
Сделать 5 «кругов» в одну сторону, затем 5 в другую.
Упражнение «ОХОТНИК ИДЕТ ПО БОЛОТУ»
Цель: Развивать умение опускать боковые края и выдыхать воздушную струю в щели между боковыми краями языка и коренными зубами.
Описание: Зажать широкий кончик языка передними зубами (слегка), выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. (Так хлюпает у охотника под ногами, когда он в больших резиновых сапогах идет по болоту.)
Это упражнение повторить 7-10 раз, т. е. сделать 7-10 выдохов с «хлюпанием».
Упражнение «ПАРОХОД ГУДИТ»
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося определенные гласные звуки.
Описание: Зажать широкий передний край языка передними зубами и в таком положении длительно произносить звук Ы-Ы-Ы…
Упражнение «ПОЙМАЙ МЫШКУ»
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося гласные звуки.
Описание: Длительно произносить звук А-А-А, затем зажать широкий передний край языка передними зубами (поймали мышку за хвостик), и, в таком положении, продолжить произнесение звука А-А-А …
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, необходимый для произнесения звука Л.
Описание: Длительно произносить звук А-А-А, покусывая (зажимая и отпуская) широкий передний край языка передними зубами.
Упражнение «ДУДОЧКА»
Цель: укреплять боковые мышцы языка, учить детей удерживать язык в форме трубочки, развивать речевое дыхание.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку (не надувая щеки).
Повторить 5-10 раз, т. е. 5-10 раз из «Блинчика» сделать «Дудочку» и соответственно 5-10 раз подуть.
Если ребенку трудно поднять боковые края языка, то можно помочь ему положив по средней линии язычка спичку или черенок чайной ложки и слегка надавив. Губки при этом округлить (как при произнесении звука О).
Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.
Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.
Следить за тем, чтобы язык не дрожал.
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «чашечки» и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык в форме «чашечки» на верхнюю губу. Язык слегка сильнее высунуть вперед и плавно подуть на небольшой кусочек ваты, лежащий на кончике носа. Воздух при этом должен идти посередине языка и вата полетит вверх.
Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе (посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Развивать
подвижность языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д…
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а рот не закрывался. Звук Д должен носить характер четкого удара и не должен быть хлюпающим. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
А) Звук Д произносить медленно и четко.
Б) Темп произнесения звука Д постепенно увеличивать.
В) Произнося звук Д в быстром темпе, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка. Движения производить черенком чайной ложки, чистым(!) пальцем или соской, надетой на палец ребенка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение делать кончик языка напряженным. Развивать подвижность кончика языка. Растягивать подъязычную связку.
Описание: Это упражнение выполняется аналогично упражнению «Барабан», с той лишь разницей, что вместо произнесения звука Д, надо произносить звук Т. Звук Т произносить отчетливо.
Упражнение «ЖУК ЖУЖЖИТ»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в форме «чашечки» за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Рот открыть. Язык в форме «чашечки» поднять вверх. Боковые края языка прижать к боковым зубам. Передний край языка должен оставаться свободен.
А) В таком положении языка длительно произносить звук Ж-Ж-Ж…
Б) Произнося звук Ж-Ж-Ж, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.
Упражнение «КОМАРИК ЗВЕНИТ»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Рот открыть. Язык в форме поднять вверх.
А) В таком положении языка длительно произносить звук З-З-З…
Б) Произнося звук З-З-З, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.