Шел охотник по болоту логопед
Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
— слабость мышц языка;
— нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков л, л’
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Мария Артемова
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука л
Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто.Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w, свойственный фонетическому строю английского языка.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы, фрикативным г, мягкими л’, j (йот, изредка звуком р.
Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.
В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л. Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.
При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.
Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)
«- У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот»:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Но лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот —
Может, миска подползет?
Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.
Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).
— Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).
— А теперь попробуй «поймать мышку» сам».
Получается слог, похожий на ал, звук л в межзубном положении.
Упражнение «Кот играет с мышкой»
«- Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько,а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой»: растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а» — «отпускаем мышку».
Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.
Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л.
Упражнение «Лягушачий хор»
«— Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».
В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л.
Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем:
— подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);
— подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
Решению последней задачи служат следующие упражнения.
Упражнение «Жабе жарко»
«- Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.
— Покажи, как жаба отдувается».
Упражнение «Охотник идет по болоту»
«- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».
Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.
Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.
После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л.
Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.
Использованная литература
1. Лалаева Р. И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2.Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989
3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969
4. Фомичева М. Ф.Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980
5. Школьник Ю. К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М. : Изд-во Эксмо, 2006
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] ЦЕЛИ: закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений; научить правильно произносить звук [р] с механической помощью;научить.
Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной.
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с.
Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы) Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.
Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с формами и средствами развития связной речи МАТЕРИАЛ: — методическая литература для оформления выставки-презентации;.
Структура логопедического занятия по постановке звука Тема: Звук … Цель: постановка звука… Задачи: •развитие мышц артикуляционного аппарата; •развитие речевого выдоха и голоса; •развитие фонематического.
Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей «Звук Л»
картотека (развитие речи) по теме
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложения, стишки, рифмовки, скороговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звука Л. | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
- Проговори слоги и слова (2-3 раза)
Ал-ал-ал – бал ул-ул-ул – мул
Ал-ал-ал – мал ул-ул-ул – стул
Ал-ал-ал – вал ел-ел-ел – мел
Ал-ал-ал – зал ел-ел-ел – пел
Ал-ал-ал – дал ел-ел-ел – сел
Ол-ол-ол – гол ыл-ыл-ыл – был
Ол-ол-ол – пол ыл-ыл-ыл – мыл
Ол-ол-ол – вол ыл-ыл-ыл – выл
Ол-ол-ол – тол ыл-ыл-ыл – пыл
Ол-ол-ол – зол ыл-ыл-ыл – тыл
Ол-ол-ол – кол ыл-ыл-ыл – ныл
Ёл-ёл-ёл – мёл ил-ил-ил – бил
Ёл-ёл-ёл – вёл ил-ил-ил – мил
Ёл-ёл-ёл – осёл ил-ил-ил – вил
Ёл-ёл-ёл – козёл ил-ил-ил – пил
Ослик был ужасно зол:
Он узнал, что он осёл.
Вставь слова в предложения из 1 задания.
Катя идет на … . Саня забивает … . По степи шагает … .
Павел кофе … . Денис песню … . Павел сел на … .
На доске лежит … . С козленком гулял … .
Петя вымыл … . Возит сено сильный … .
Ал-ал-ал – пенал на пол упал,
Ол-ол-ол – пенал упал на стол,
Ул-ул-ул – пенал упал на стул,
Ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл.
Балка, палка, галка, фиалка, скакалка, гадалка, галстук;
Волга, волны, колба, полка, ёлка, иволга, волк;
Белка, мелко, вилка, копилка, бутылка, посылка, булка.
Игра «1-2-5» – иволга, волна, галстук.
Игра «Путаница» – «Скажи правильно»
Павел, галстук, магазин, купил, в – Павел купил галстук в магазине.
Павел, балкон, стоял, на –
Павел, галстук, новый, надел –
Павел, небо, молния, в, увидел –
Павел, ёлка, зал, в, поставил –
Павел, халва, Ольга, угостил –
Павел, хлеб, колбаса, с, ел –
Небо, солнышко, в, ясное, светило –
Игра «2-7-9» – солдат, молния, волк.
Измени предложения по образцу:
Что делает (сделает)? Что делал (сделал)?
Михаил повяжет галстук. – Михаил повязал галстук.
Павел ходит на футбол. –
Михаил забивает гол. –
Нил поймает галку. –
Павел купит колбасу и халву. –
Михаил стоит на балконе. –
Павел увидит вулкан. –
- Произнеси слоги и слова:
Ла-ла-ла – лак ло-ло-ло – лом
Ла-ла-ла – лама ло-ло-ло – лоб
Ла-ла-ла – лампа ло-ло-ло – лось
Ла-ла-ла – лапа ло-ло-ло – лодка
Ла-ла-ла – ласточка ло-ло-ло – локоть
Ла-ла-ла – лакомка ло-ло-ло – локон
Ла-ла-ла – лакей ло-ло-ло – логово
Лу-лу-лу – луг лы-лы-лы – лысый
Лу-лу-лу – лук лы-лы-лы – лыжи
Лу-лу-лу – луна лы-лы-лы – лыко
Лу-лу-лу – лужа лы-лы-лы – лыжник
Игра «10-8-2» – лось, ласточка, лосиха, лосенок.
Луна – лампа – локоть – логово
Лама – лодка – лук – лакомка
Лось – ласточка – локоны – лопата
Клава села у стола, ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Клаву отведу к столу, лу-лу-лу, лу-лу-лу.
Клаве за столом светло, ло-ло-ло, ло-ло-ло.
Вместе сядем за столы, лы-лы-лы, лы-лы-лы.
Клава сделала салат, лат-лат-лат, лат-лат-лат.
У камина нам тепло, пло-пло-пло, пло-пло-пло.
Слава смелый водолаз, лас-лас-лас, лас-лас-лас.
В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.
Булавка, акула, пиала, юла, пила, палатка, салат, халат;
Болото, головка, полоска, колонна, колонка, солома, солонка, колодец;
Волы, вилы, полынь, малыш, улыбка, столы;
Белуга, голубка, колун, тулуп, валун, шалун.
Запомни, повтори слова:
Акула – белуга – улыбка – болото
Палатка – халат – тулуп – солома
Пиала – салат – столы – солонка
Игра «1-2-5» – улыбка, пиала, пиалка.
Выучи, отгадай загадку и назови слова со звуком Л из нее:
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Внимательно послушай рассказ «Хотела галка пить» и перескажи:
Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой. А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Какая умная галка!
Можно сначала предложить ребенку ответить на вопросы к рассказу, ответы должны быть полными.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, вот высокая скала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в лодке сломано весло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу, я бегом бегу к столу.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы, в доме новые полы.
Лат-лат-лат, лат-лат-лат, маме купим мы халат.
Пло-пло-пло, пло-пло-пло, белочка нашла дупло.
Лас-лас-лас, лас-лас-лас, Слава смелый водолаз.
Олка-олка-олка, над столом есть полка.
Улка-улка-улка, на тарелке булка.
Илка-илка-илка, в мойке нож и вилка.
В уголок Данила сел,
У Данилы много дел.
Мотылек летал, устали не знал,
Только посидел, снова полетел.
Юля бойкая была,
Заводная как юла.
Долго Мила искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Стало в доме тихо-тихо,
Спит в углу моя слониха.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
Мне купили самосвал,
Я давно о нем мечтал.
Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам, и сам вставал,
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех и за него
Стояли все до одного.
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, а скакал!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.