Джуманджи
Фантастика
Комедия
Приключения
Крис Ван Оллсбург
Джонатан Хенсли
Джим Стрэйн
« | Не начинай игру, если не собираешься довести ее до конца. | » |
— |
Джуманджи — приключенческий фильм режиссёра Джо Джонстона, снятый по иллюстрированному рассказу писателя Криса Ван Олсбурга и выпущенный на экраны в 1995. Так как «Джуманджи» сорвало куш, заняв десятое место в списке самых кассовых картин года, были предприняты попытки создать целую франшизу. В том же году был выпущен мультсериал, рассказывающий альтернативную историю знакомства Алана и детишек, а в 2017 вышло условное продолжение, «Джуманджи: Зов джунглей». Наконец, в 2019 вошел третий фильм, «Джуманджи: Новый уровень» (Jumanji: The Next Level), который снял Джейк Кэздан. Кроме того, отдельно следует отметить вышедший в 2005 году фильм «Затура: Космическое приключение» от того же Криса Олсбурга и представляющий собой то же «Джуманджи», только в космосе. Обо всём этом мы поговорим в другой раз, здесь же речь пойдет о первой части.
Содержание
Сюжет [ править ]
Фильм начинается в 1869 году, в окрестностях городка Брэнтфорда. Двое мальчишек закапывают в лесу некий сундук, из которого раздается барабанный бой. Закончив своё дело, они уезжают на карете, в то время как из-под земли продолжает звучать стук барабанов. Проходит ровно сто лет, и действие вновь переносится в значительно разросшийся Брэнтфорд — по улицам едет на велосипеде юный Алан Пэрриш, потомок основателей города, чьи родители владеют обувной фабрикой, обеспечивающей работой местное население. Его преследуют хулиганы, от которых он прячется на фабрике. Там Алан говорит со своим приятелем — Карлом Бантли. Он показывает мальчику свою задумку, новый бренд обуви, который хочет продемонстрировать хозяину фабрики и отцу Алана, Сэмюэлю Пэрришу. Тот как раз подходит к сыну и советует ему перестать прятаться от опасности. Мимоходом Алан кладёт ботинок Карла на рабочий станок, что приводит к его поломке.
Снаружи Алана избивают хулиганы за «шашни» с подружкой их лидера и забирают его велосипед. Отплевавшись, мальчик слышит таинственный стук, доносящийся со стройки. Там он достает из ямы загадочный сундук, в котором находилась настольная игра под названием «Джуманджи». Вечером родители Алана собираются на званый ужин и Сэм говорит сыну, что тот поедет в богатую школу для мальчиков. Алан этому не рад, из-за чего между ним и отцом происходит ссора. Когда чета Пэрриш уезжает, к Алану приходит соседская девочка — Сара Уиттл, подруга главаря хулиганов, вернувшая отнятый велосипед. Она соглашается сыграть с Аланом в игру, но первый же бросок кости вызывает из другого мира стаю жутких летучих мышей. Когда ход делает Алан, его затягивает в игру, а мыши нападают на Сару.
Проходит двадцать шесть лет и на дворе теперь 1995 год. В дом Пэрришей переезжает семья Шепард — Нора и её племянники, Питер и Джуди. Осматривая помещения дома, они слышат летучих мышей на чердаке, но вызванный инспектор ничего не находит, попутно рассказывая детишкам местную городскую легенду о том, как обезумевший Сэм Пэрриш убил своего сына Алана, и спрятал тело где-то в доме. Тётя отчитывает детей за проблемы в школе и уезжает по делам, а Джуди и Питер находят таинственную игру. Своими бросками они вызывают гигантских москитов и крайне шкодливых мартышек, но прочитав в инструкции, что все разрушения нанесённые Джуманджи исчезнут, если дойти до финала, они намереваются любой ценой победить в игре.
Следующий ход вызывает кровожадного льва. Прячась от него, дети сталкиваются с дикарём, одетым в лохмотья из листьев и шкур. Дикарю удаётся запереть зверя в спальне, после чего раскрывается, что пришелец — пропавший Алан, все эти годы находившийся в иномирских джунглях. Алан выбегает на улицу, чтобы найти своих родителей, и едва не попадает под колёса полицейской машины. Разозлённый коп требует объяснений, но пока дети морочат ему голову, появляются две обезьяны и угоняют полицейскую машину. Пэрриш добирается до старой фабрики, где живёт одинокий бездомный, когда-то работавший на ней. Он рассказывает Алану, что Сэмюэль Пэрриш потратил все силы и средства на поиски сына, но когда так и не сумел его найти, то потерял волю к жизни, и фабрика обанкротилась, лишив людей работы. Поглядев на могилы родителей, Алан впадает в ГЭС и отказывается продолжать игру. На улице они видят, как скорая забирает женщину, продавшую им дом — очередную жертву нападений москитов. Кровосос атакует и главных героев, но они прячутся в машине агента и уезжают домой.
В доме Пэрришей дети убеждают Алана закончить начатую много лет назад партию. Однако, когда Джуди пытается сделать ход, то ничего не происходит. Алан вспоминает, что сейчас ход Сары, и им удаётся найти её — увидев Пэрриша, Сара падает в обморок, и её переносят в дом. Когда Уиттл просыпается, у неё начинается настоящая истерика, ведь она все эти годы убеждала себя в том, что события того жуткого вечера ей привиделись, но Алан хитростью заставляет её бросить кости. Из стен начинают лезть гигантские лианы, ядовитые цветы и плотоядные растения — одно из них едва не съедает Питера, но Пэрриш спасает мальчонку.
Когда свой ход делает Алан, из игры появляется его заклятый враг, безумный охотник Ван Пелт. Алан убегает от него и прячется, после чего возвращается домой и пытается уговорить Сару продолжить игру, но они ссорятся, и кости бросает Джуди. Появляется разрушающее все на своем пути стадо зверей и птиц, и пеликан крадёт игру. Героям с трудом удаётся вернуть её, но когда они возвращаются в дом Пэрришей, Алана арестовывает тот самый полицейский, оказавшийся постаревшим Карлом, которого когда-то уволил Пэрриш-старший. Пока взрослые спорят, Питер, стремясь поскорее закончить игру, пытается передвинуть фигурки, за что Джуманджи наказывает его, постепенно превращая в обезьянку.
В городе Сару и детей нагоняет Ван Пелт, забирает у них Джуманджи и пытается взять в заложники, чтобы заманить Алана в ловушку, но дети оказываются не промах и устраивают охотнику кучу неприятностей в супермаркете. Тем временем Алан убеждает Карла отпустить его и приковывает наручниками к дверце полицейской машины, когда по рации передают о захвате заложников в магазине. Алан и Карл таранят здание, засыпав Ван Пелта банками с краской. Забрав игру, герои уходят, а Карл подбирает по дороге Нору Шепард, потерявшую машину из-за проделок обезьяны. Спустя мгновенье машину самого Бантли утаскивают гигантские лианы и он с Норой вынужден добираться до дома Пэрришей пешком.
Тем временем, Алан, Сара и детишки продолжают игру и ненароком вызывают муссон и голодного крокодила — Пэрриш защищает Сару от хищника, пока двери не выдерживают и вода с рептилией оказываются снаружи. Следующий ход приводит к тому, что пол, на котором сидел Алан, приобретает свойства трясины — Алан и пытающаяся удержать его Сара застревают, а Питеру и Джуди приходится защищать их от гигантских пауков. Отправившись за топором, Питер запирает в сарае тётю Нору, чтобы не мешалась, а Джуди теряет сознание от шипа ядовитого цветка.
Следующий бросок, сделанный Сарой, вызывает разрушительное землетрясение и дом раскалывает пополам. Появляется Ван Пелт и готовится застрелить Алана и Сару, но Пэрришу удаётся в последний раз кинуть кости — его фигурка добирается до финиша и всех порождений игры, включая Ван Пелта, затягивает обратно. Когда Алан и Сара открывают глаза, то обнаруживают, что вернулись в 1960-е, сохранив взрослые воспоминания. Алан мирится со своим отцом и убеждает не увольнять Карла, а Сэмюэль признаёт, что ошибался, и сыну не нужно отправляться в школу-интернат. Ночью Алан и Сара выбрасывают игру в реку, после чего целуются.
Проходит двадцать пять лет — Алан женат на Саре и они ждут ребёнка, Пэрриши-старшие живы и продолжают управлять фабрикой. На рождественской вечеринке Алан встречает Джима и Марту Шепардов, родителей Питера и Джуди. Алан предлагает Джиму работу и убеждает отказаться от лыжного отпуска, на котором он и его супруга погибли бы. Тем временем две француженки находят Джуманджи на берегу моря…
Персонажи [ править ]
- Алан Пэрриш — главный герой фильма, один из многочисленных пленников игры. Алан — сын богатого предпринимателя Сэмюэля Алана Пэрриша, но с отцом у него отношения, прямо скажем, натянутые. Неудачно бросив кости, Алан двадцать шесть лет провел в параллельном мире, куда его забросила игра, покуда его не выпустил Питер, у которого выпало число пять — по условиям Джуманджи, Алан освободится, если кто-нибудь выбросит пять или восемь. Хотя в первые мгновения Алан был безумно счастлив вернуться домой, он быстро пал духом, увидев заброшенную фабрику и могилы родителей, и отказывался продолжать игру, но детям удалось переубедить его. Многолетнее пребывание в полных опасностей джунглях положительно сказалось на его физической подготовке — Алан способен запрыгнуть на люстру спасаясь от когтей льва или на капот едущего автомобиля, а уж на лианах летает, что твой Тарзан. Также у него отросла внушительная борода, которую он, однако, по возвращению домой сбрил. Быстро привязался к Джуди и Питеру, а Саре в итоге сделал предложение руки и сердца.
- Сара Уиттл — подруга детства Алана, учившаяся с ним в одной школе. Заработала психическую травму после того, как её друга затянуло в жуткую игру, а на неё саму налетела стая летучих мышей, и много лет лечилась у психиатра. К моменту основного действия Сара стала затворницей и пользуется репутацией чудачки. Увидев живого и здорового Алана, Сара почти сразу же теряет сознание, а после наотрез отказывается продолжать партию, из-за чего Пэрришу приходится прибегнуть к хитрости, дабы заставить Сару сделать ход. Нужно отметить, что дальнейшие приключения сказываются на ней благотворно — из запуганной домоседки, боящейся собственной тени, она превращается в отважную героиню, способную бросить вызов вооружённому охотнику и загородить Алана собой от пули. В конце фильма сообщается, что она стала женой Алана и ждёт от него ребёнка.
- Что характерно, в детстве Сара была той ещё оторвой, хоть и в разумных пределах. «Ты всегда выбирала себе в друзья хулиганов!» — пеняет ей Пэрриш во время ссоры.
- Джуди и Питер Шепарды — двое детишек, чьи родители погибли на горнолыжном курорте, и воспитанных тёткой. Джуди примерно тринадцать лет, а Питеру десять. До встречи с Аланом сиблингам явно жилось несладко — им несколько раз приходилось менять учебные заведения, а Питер, подавленный смертью родителей, отказался говорить со всеми, кроме сестры и близких друзей. Как это часто бывает в подобных дуэтах, старшая сестра (Джуди) несколько более серьёзная и зрелая, а младший брат (Питер) склонен к шуткам и шалостям. В дальнейшем показывается, что Шепарды те ещё крутые шкеты — Питер лазает по веткам не хуже обезьян и лихо отбивается от здоровенных пауков топором, а Джуди отогнала хищного москита, способного пробить жалом автомобильное стекло, теннисной ракеткой, и вместе с братом организовала Ван Пелту в магазине серию ловушек, достойных Кевина Маккалистера. За попытку сжульничать Джуманджи начинает превращать Питера в обезьяну, но это (как и другие неприятности) аннулируется после выигрыша игры. В финале Алан и Сара заново знакомятся с детьми и спасают их родителей от смерти, отговорив от поездки в горы.
- Нора Шепард — тётя Джуди и Питера, серьёзная и трудолюбивая женщина. Несмотря на строгость по отношению к малышне, явно любит их и старается заботиться, как умеет. В начале фильма уезжает по делам, а изначальной мотивацией детей для победы в игре было устранение нанесенного животными ущерба, дабы тётя не увидела и не наказала. Во второй половине пытается вернуться домой, но лишь попадает в одну неприятность за другой — сначала из-за обезьяны она теряет машину, затем её уносит потоком воды, она сталкивается с лежащим в спальне львом, а Питер (почти превратившийся в обезьяну) запирает её в комнате. Примечательно, что в мультсериале (представляющим собой альтернативное развитие сюжета) Нора показана куда более крутой личностью — там она является профессиональной спортсменкой и когда её затянуло в игру, она победила на дуэли царицу амазонок.
- Карл Бентли — угрюмый чернокожийполицейский, большую часть фильма пытается разобраться со всей той чертовщиной, что прёт из игры. Изначально был работником на обувной фабрике Сэмюэля Пэрриша и дружил с маленьким Аланом. Также отличался амбициями — придумал новый бренд кроссовок и даже создал первую пару, которую хотел показать Пэрришу-старшему, но из-за несчастного случая (ненароком устроенного Аланом) Карл оказался уволен. В один момент Бентли нагоняет героев на дороге и увозит Алана в участок как главного подозреваемого. Когда Алан выигрывает игру, аннулируя ранее произошедшие события и возвращаясь в шестидесятые, он признаётся в проступке отцу и убеждает не увольнять Карла и профинансировать его задумку.
- Ван Пелт — игровой персонаж Джуманджи, главный антагонист фильма. Ван Пелт — охотник, носит африканский охотничий костюм XIX в. по характеру же — настоящий маньяк, одержимый идеей любой ценой подстрелить Алана и добавить его к своей коллекции трофеев. Сам Пэрриш боится Пелта больше, чем любых других порождений Джуманджи, и именно из-за угрозы его появления отказывался играть. Ван Пелт бессмертен и почти неуязвим, так как является неотъемлемой частью игры (Ван Пелт это прекрасно осознает, говоря, что он мог бы давно подстрелить Сару и детей, но Алан бросил кости) и на протяжении всего фильма несколько раз целым и невредимым выбирается из ситуаций, в которых нормальный человек если и не дал бы дуба, то отправился бы в травматологическое отделение точно. В продолжении профессор Ван Пелт также является главным антагонистом, но помимо имени, ничего общего с Ван Пелтом-охотником у него нет. Вероятно, это можно объяснить тем, что личность и внешность Ван Пелта были изменены игрой, чтобы лучше соответствовать современным представлениям о главном злодее.
« | — Свой страх не скрывай и на месте не стой. Охотник из джунглей пришел за тобой! | » |
— Один из вариантов стишка-подсказки о появлении Ван Пелта. |
-
- Судя по фамилии бельгиец, или бур — потомок голландских колонистов в Африке.
Так что же такое Джуманджи? [ править ]
А теперь подробнее рассмотрим саму игру. Итак, Джуманджи — это волшебная настольная игра неизвестного происхождения, выглядящая как раскладное игровое поле с инструкцией, шестигранными костями, фигурками и стеклянным куполом посередине. Всего фигурок четыре, две белые (носорог, зебра) и две чёрные (слон, обезьяна); таким образом, одновременно в игре могут участвовать четверо игроков. Когда игрок собирается сделать ход, фигурки самостоятельно запрыгивают на доску, и так начинается игра. Заканчивается она когда фигурка одного из игроков добирается до купола и победитель вслух прокричит название Джуманджи. Изменять положение фигур нельзя, так как они прикреплены к полю намертво, а за попытки смухлевать игра может сурово покарать, что видно на примере Питера. После каждого хода на куполе всплывает надпись, предупреждающая игрока о том, с чем ему предстоит столкнуться. Правда, учитывая, что очередная нечисть материализуется практически сразу же, а текст малопонятный и, вдобавок, написан белым стихом, эти советы довольно-таки бесполезны. На протяжении всего фильма даются намеки, что игра обладает развитым искусственным интеллектом, а то и вовсе полноценным разумом — она запоминает порядок ходов игроков и сразу замечает, если кто-то пытается жульничать. Также, вероятно, она способна «впитывать» информацию об окружающем мире (иначе как бы Ван Пелт самостоятельно добрался до оружейного магазина, легко освоил купленную там винтовку и при этом не отвлекался на беспорядочную пальбу?). Кроме того, она способна менять форму, угадывая желания и предпочтения потенциального игрока — так, во втором фильме Джуманджи, попав в руки юного геймера, превратилась из настолки в консольный катридж. Наконец, внутри игры сокрыт целый параллельный мир в виде огромных джунглей, куда может затащить не слишком удачливого игрока (что и случилось с Аланом и ещё многими бедолагами).