- Виды, характеристики и маскировка лодок для охоты
- Для чего нужна на охоте лодка?
- Типы охотничьих лодок
- Надувные лодки для охоты
- Плоскодонные лодки
- Моторные лодки
- Критерии выбора плавсредства
- Грузоподъемность
- Габариты и вес
- Обводы и форма
- Маскировка разных видов лодок
- Скрадок – лодка для охоты на уток
- Лодка болотоход: специфика применения
- Технология изготовления самодельной лодки
- Техника безопасности при охоте с лодки
- Сделать лодку для охоты своими руками
Виды, характеристики и маскировка лодок для охоты
Качественная лодка для охоты является основным видом снаряжения для промысла водоплавающих птиц. Чтобы активный отдых на природе был комфортным, а добыча – обильной, важно правильно выбрать изделие и позаботиться о его тщательной маскировке.
Для чего нужна на охоте лодка?
Утиная охота обычно организуется около водоема, в результате подстреленная дичь может упасть не только на берег, но и на воду. Если рядом собака, она может выловить птицу из водоема, но нельзя упускать из внимания тот факт, что в большинстве случаев в сезон вода холодная, и подвергать животное риску заболеть решится не каждый. Поэтому одноместная лодка для охоты на уток и рыбалки, достаточно легкая и практичная, становится самым удачным помощником в сборе трофеев.
Расстановка подсадных гусей и уток (как искусственных, так и живых), гораздо более эффективна на водоеме, нежели на берегу, так как не всегда болотные сапоги помогают справиться со сложным рельефом дна. Если выбор пал именно на лодку, но хочется брать с собой на охоту собаку, можно оснастить снаряжение удобным аксессуаром –откидным трапом, облегающим посадку животного.
Лодка также необходима для доставки инвентаря к месту охоты, если сложно проложить комфортный маршрут по суше.
Типы охотничьих лодок
Лучшие лодки для охоты полностью отвечают довольно специфическим требованиям: изделия должны быть приспособленными для прохождения по густо заросшим участкам и мелководью. Важно, чтобы плавсредства были крепкими, не боялись контакта с колющей растительностью, проявляли хорошую маневренность.
Охотничьи лодки должны быть приспособленными для прохождения по густо заросшим участкам и мелководью
Надувные лодки для охоты
Резиновые надувные модели, распространенные еще пару десятилетий назад, были слишком ненадежными, проявляли высокий риск возникновения прокола вследствие наезда на камень или сучок, были сложными в управлении из-за малого веса.
Современные вариации имеют в основе ткань ПВХ – это плотный армированный материал, обладающий эксплуатационными свойствами, характерными пластику. Ключевые преимущества подобных изделий – легкость хранения, удобство транспортировки. На моторно-гребные пластиковые лодки для охоты можно установить подвесной двигатель, обеспечивающий высокую скорость передвижения и имеющий большой ресурс. Благодаря небольшой осадке мелководные участки не становятся проблемой, баллоны не боятся контакта с тростником.
Плоскодонные лодки
Яркий представитель этого сегмента – кулас – изделие с низкими бортами, передвигающееся с помощью весел или шестов. На модели с транцевой кормой можно установить компактный подвесной мотор. Плоскодонный корпус обеспечивает оптимальную остойчивость, в такой лодке можно стрелять стоя. Современные промышленные вариации куласов выполняются из стеклопластика, кустарные имеют в основе доски и фанеру.
Популярные картопы свободно помещаются в верхний багажник легкового автомобиля, их длина не превышает 3,5 м, вес держится в пределах 60 кг. Ключевыми достоинствами модели являются мобильность, достаточная остойчивость и возможность апгрейда с помощью мотора подвесного типа (хватит мощности 3,5 л.с.). Корпус картопа обладает тупыми обводами, вследствие чего он не может заплывать глубоко в тростники. Компактные габариты не позволяют упаковать с собой большое количество снаряжения и припасов.
Обычно картопы используют поблизости к лагерю, базе, так как они ограничены в самостоятельном плавании. Подобные плоскодонки изготавливают из стеклопластика.
Моторные лодки
Изделие, оборудованное подвесным мотором, позволяет добраться до удаленных охотничьих угодий, но винтовой двигатель будет бесполезен в условиях водоемов с обильной растительностью, мелководья, здесь возрастает риск поломки агрегата и повреждения системы охлаждения. Оптимальное решением – использование подвесного водометного двигателя, существенно расширяющего зону доступа алюминиевой лодки.
Как показывает практика, на плавсредстве этого типа, имеющем закрытый нос, могут передвигаться два охотника, на 5-метровой лодке с открытой носовой частью свободно разместятся 3 охотника-стрелка и егерь.
Охотничья моторная лодка
Критерии выбора плавсредства
Ключевыми факторами, влияющими на удобство использования лодки, являются параметры веса и грузоподъемности, конструкционные особенности изделия.
Грузоподъемность
Здесь нужно учитывать вес стрелка и потенциальную возможность присутствия напарника, егеря. Максимальная грузоподъемность должна включать массу добычи, снаряжения и припасов, собаки.
Габариты и вес
При выборе плавсредства нужно иметь в виду, его необходимо где-то хранить в периоды простоя и самостоятельно транспортировать к водоему. В этом аспекте надувные вариации, в отличие от твердокорпусных, более рациональны – они обладают меньшим весом и доступной стоимостью, мягкие и довольно компактные. Недостатки такого решения – ограниченная проходимость, необходимость в предварительной подготовке (накачке).
Современные модели с жестким корпусом могут быть легкими, картопы удобно транспортировать на верхнем багажнике автомобиля. Для габаритных, тяжелых серий разработаны лодочные прицепы, цепляющиеся за фаркоп тягача. Подобные изделия можно спустить на воду лишь при определенном рельефе берега.
Алюминиевые и пластиковые лодки проявляют себя в качестве надежных плавсредств, обладающих высокой мореходностью и достаточной остойчивостью. Из них можно стрелять стоя.
Алюминиевая лодка — легкая и надежная
Обводы и форма
Узкие лодки с легкостью преодолевают густые камышовые заросли, что гарантирует полноценную маскировку. Но внутренний объем таких экземпляров достаточно мал, что вызывает ограничения относительно поперечной раскачки и распределения груза.
Конструкцию обводов выбирают в соответствии с актуальными задачами. Плоскодонки свободно осваивают малые глубины, так как обладают небольшой осадкой, их можно использовать вместе с мотором или веслами, но не в условиях высоких волн. Легкие модели немного сдают назад при стрельбе – так проявляется отдача, присутствие плоской кормы может существенно уменьшить этот эффект.
Маскировка разных видов лодок
Надувные вариации имеют различное заводское цветовое исполнение, для охоты оптимальны матово-зеленые и темно-серые линейки, помогающие скрыть устройство в густых зарослях. Приобретение изделия из камуфлированного материала не оправдает себя: специфический способ нанесения краски часто вызывает расслоение швов и их разгерметизацию.
Чтобы замаскировать надувную лодку, можно использовать ходовой тент, изготовленный из водонепроницаемой ткани с имитацией камуфляжа. Это покрытие станет для охотников защитой от солнца и дождя, с ним лодка преобразуется в палатку или шалаш на воде, где можно с удобством переночевать. Конструкция современных тентов позволяется стрелять прямо из них, без предварительной полной разборки.
Моторную лодку принято загонять в островки тростника, которые окружают чучелами. Птица чутко реагирует на любой блеск, и чтобы повысить результативность охоты, на жесткий корпус наносят краской характерные пятна, сопоставимые с оттенком естественной растительности. Чтобы камуфлирующее покрытие сохранилось как можно дольше, можно опрессовать корпус сетчатой тканью с уже готовым рисунком.
Скрадок – лодка для охоты на уток
Это приспособление используется для выслеживания и отстрела гусей, уток, он выглядит как крайне компактное плавсредство, полностью укрытое маскировочными материалами – тканью, сеткой, растительностью (травой и ветками в зависимости от особенностей водоема). Охотник в нем вынужден долгое время проводить в практически неподвижном состоянии, так как в условиях водоема он будет находиться на открытом месте. Конструкцию окружают чучелами птиц.
Устройство скрадка таково, что стрелок должен располагаться в нем полулежа, важно обеспечить хороший обзор и возможность быстро навести ружье. В отличие от береговых конструкций такое исполнение гарантирует маневренность для сбора отстреленной дичи, распределения подсадных и выбора удобной позиции.
Лодка скрадок
Лодка болотоход: специфика применения
Модель имеет характерную тупую носовую часть и плоское днище, ее ширина обычно не превышает 1,5 м, длина варьируется в пределах 3-4,5 м. В качестве базового материала применяется стеклопластик, присутствует транец, позволяющий использовать навесной лодочный мотор.
Плоское дно обеспечивает отличную остойчивость, чем не могут похвастать серии с V-образным днищем. Малая осадка позволяет использовать болотоход на крайне мелких реках. Вариации с усиленным дном незаменимы для хождения по загрязненным и заросшим водоемам. Модель не дает сильную раскачку во время стрельбы стоя.
Технология изготовления самодельной лодки
Для выполнения простейшей плоскодонки используют 3,5 м транспортерной ленты или брезента шириной не менее 120 см. Также понадобятся два доски с габаритами 220х30х3,5 см, их закругляют с обеих сторон и прибивают к ним брусья, выполняющие роль сидений и распорок. Древесину пропитывают олифой с парафином либо воском, красят и тщательно сушат.
К торцу досок прибивают ременную ленту с шагом примерно 1,5 см, притом на доски необходимо предварительно уложить брезент. Получается, что с помощью ленты брезент плотно фиксируется на древесине. Распорки позволяют быстро собирать и разбирать лодку, чтобы сделать дно более устойчивым, можно подстелить фанеру или плоские доски в поперечном направлении, объединив конструкцию клинышками. По эксплуатационным характеристикам подобная лодка весьма схожа с надувными моделями. В разобранном виде изделие помещается в багажник легковушки или коляску мотоцикла.
Умельцы изготавливают своими руками весельные плоскодонки, оснащаемые парусом, в этом случае предусматривают руль и опускной киль-шверт. Для пошива паруса используют плотные ткани – плащ-палатку, бязь, тик. Заготовку пришнуровывают к съемной мачте, для растягивания полотнища в конструкцию закладывают прочную рейку.
Техника безопасности при охоте с лодки
Перед использованием плавсредства необходимо убедиться в его целостности, отсутствии протечек, надежном креплении мотора или весел, крепости шеста.
Во время парной охоты разрешено стоять только одному человеку, нельзя наклоняться за борт. В противном случае при раскачивании велик риск падения за борт.
Когда нужно поменяться местами, следует соблюдать осторожность, чтобы не перевернуть лодку.
Надувные вариации не обладают устойчивостью, достаточной для выпрямления во весь рост, здесь придется сохранять равновесие. Если лодка резиновая, а не из ПВХ, не рекомендуется заплывать в зоны с обильной растительность, корягами и препятствиями.
В чрезвычайной ситуации, если лодка опрокидывается в значительном отдалении от берега, важно избежать травм во время ее переворота, затем ухватиться за кормовую или носовую часть плавсредства. Не нужно предпринимать попыток перевернуть конструкцию или влезть на нее, это чревато повторным опрокидыванием, что может стать причиной тяжелых ранений. Держась за лодку, нужно постараться, работая ногами, достичь ближайшего берега. Если течение сильное, лучше ничего не предпринимать и дождаться мелководья или выноса на берег.
Сделать лодку для охоты своими руками
Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, фото, пошагово)
Вот и дошли руки до осуществления давней мечты, принялся строить лодку. Для первого раза выбрал лёгкий проект, ну так сказать для тренировки. Съездил на производство аналогичных лодок в Череповец и там кое что подсмотрел и прикупил недостающих материалов, за что отдельное спасибо хозяину верфи.
Вот такая должна получиться лодка:
Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к. длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки «на ус».
Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.
Вот так выглядит это в процессе обработки.
Вот так листы должны прилегать и склеиваться.
После подгонки деталей склеил их и поместил под пресс.
Вот пока все подготовительные работы по лодочке, после того как листы склеятся приступлю к разметке и раскрою деталей.
Сначала соединение «на ус» отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на «чистовом» варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.
Основные данные:
Длина наибольшая. 2,64 м
Ширина наибольшая. 1,28 м
Высота борта. 0,38 м
Масса корпуса. 30 кг
Грузоподъемность. 180 кг
Экипаж . 2 чел.
Допустимая мощн. п/мотора. 2,5 л.с
Сегодня был день плодотворной работы и больших продвижений 🙂
Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.
Начинаю разметку с набивки осевой линии, от нее потом пойдут все размеры.
Вот начертил дно лодки, вроде красиво получилось:
Начинаю резать. Лобзик желательно брать с большими оборотами, пилки применять для фигурного реза фанеры, чтобы не рвать края листов.
Ведем строго по разметке 🙂
Вот половина дна готова.
А вот дно целиком 🙂
Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.
Размечаю и выпиливаю транец.
В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.
Работы ведем от кормы к носу.
В таком деле без помошника не обойтись.
Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво 🙂
Вот такие швы получаются.
Вот лодка и готова 🙂
Примерка под себя 🙂
Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂
Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов. После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.
Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.
Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.
Склеивать решил вечером, а пока расчертил шаблоны шпангоутов и начал их сборку.
Вот готовые шпангоуты, собраны на эпоксидном клею и саморезах.
Наконец то приступил к проклейке внутренних швов, не думал что это такая кропотливая работа 🙂 Для первого раза вроде все отлично получилось. Смола нормально пропитала стеклоткань, пузырей нигде нет.
Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.
Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.
Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.
После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.
И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.
Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.
Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.
Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.
Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к. ждал когда клей хорошо схватится. Проверил наружние швы, очень понравилось как сделано, получился крепкий стеклопластик. После этого решил сделать планки под скамейки. Так же вырезал и подогнад форштевень на нос лодки.
Вот приделаны рейки передней скамьи.
Вот средняя скамья.
Еще вырезал рейки и на заднюю скамью, но их пока еще рано устанавливать.
Видимо растягивая удовольствие от процесса, а может из желания сделать все качественно, делаю лодку не торопясь и понемногу 🙂
Сегодня закупился клеем, саморезами и качественными пилометериалами без сучков. Все это предназначалось для установки киля и наружних стрингеров. Эти необходимые элементы придадут большую прочность дну, а так же защитят лодку во время швартовки к берегу, предохранят от царапин лакокрасочное покрытие.
Вырезал рейки, отшлифовал и установил их на место при помощи клея и саморезов.
Так же сегодня установил форштевень и носовой рым болт для привязки веревки или якорного каната.
На сегодня работу пришлось остановить, т.к. все это дело должно прочно схватиться, для этого применил еще дополнительные грузы.
Еще кстати вырезаны уже заготовки скамеек, но они будут устанавливаться после покраски лодки изнутри.