- «Мотособака»: за и против
- 10 лучших мотобуксировщиков с лыжным модулем – рейтинг 2020 года
- ТОП-10. Барс Партизан 380 F7F
- ТОП-9. Ladoga 9V
- ТОП-8. Тофалар 500
- ТОП-7. Ирбис Мухтар 7 мини
- ТОП-6. МБГ-1 Фишкар
- ТОП-5. ЛИДЕР СИГМА-2
- ТОП-4. МБГ-2 ВЬЮГА
- ТОП-3. Мухтар-15 New
- ТОП-2. Разгуляй-18 Комфорт
- ТОП-1. Бурлак М2 Vector
«Мотособака»: за и против
Гусеничные мотобуксировщики, или «мотособаки», как их окрестили в народе, уверенно вошли в нашу охотничье-рыболовную жизнь и продолжают своё по ней победное шествие.
Оригинал статьи на сайте Huntportal.ru . Не все статьи с сайта публикуются в Дзене, посмотрите полный список статей , опубликованных в журналах.
Вместе с тем, как показывает практика, даже при обилии видеоматериалов на сервисах типа YouTube и аналогичных, множестве обзоров самой разной направленности, обсуждений на всех тематических форумах и т. д. и т. п., всё равно многие люди, впервые задумывающиеся о покупке мототехники на зимний период, не вполне представляют себе возможности именно мотобуксировщиков и их принципиальные отличия от снегоходов. Т. е. «мотособаку» многие воспринимают как «вроде бы тоже снегоход». Но это, на мой взгляд, по многим причинам совсем неверно, как и неверно ставить вопрос как «Что купить – мотобуксировщик или снегоход?». Это разная техника с разными возможностями, и каждая удобна для своих ситуаций.
Итак, что отличает снегоход от мотобуксировщика? Во-первых, и это довольно существенно, «мотособаки» нашим законодательством приравнены к мотоблокам и другой подобной сельхозтехнике, не требующей постановки на учёт и прав на управление. Снегоходы же и квадроциклы по действующему законодательству подлежат обязательной постановке на учёт, а для управления ими необходимы права категории А1. Да, сейчас и первое и второе проверяют довольно редко. Но это, скорее всего, лишь пока, а дальше, вероятно, будет всё более часто. Так что если вы надумали покупать именно снегоход, желательно сразу подстраховаться и получить на него права.
Зато регистрация и наличие прав дают право управлять снегоходом или квадроциклом на дорогах общего пользования. А вот можно ли ездить по ним на мотоблоках (и «мотособаках») – вопрос открыт. Формально нельзя, но формально же и не запрещено. Всё на усмотрение инспектора в каждом конкретном случае – эта правовая коллизия неоднократно обсуждалась, в интернете несложно найти как теоретические на эту тему выкладки, так и примеры из правоприменительной практики. В целом, если вы собираетесь стать владельцем «мотособаки», лучше взять за правило, что дороги общего пользования – не для вас.
Если снегоход является зимним видом транспорта, предполагающим движение по снегу (или льду), то мотобуксировщик – это на самом деле всесозонный «механический конь». Двигатели на них используются такие же, как на мотоблоках, т. е. 4-тактный (одноцилиндровый) с воздушным охлаждением, эффективным в том числе при летних температурах. «Склизов» – лыж – нет, а гусеница может нормально идти даже по твёрдой поверхности, а по болотам, в том числе сухим моховым, вообще на ура. Один и тот же мотобуксировщик можно с успехом применять как для зимних рыбалок, так и для поездок за ягодами. При этом в манёвренности, скорости, полезной нагрузке и проходимости «мотособака» значительно слабей снегохода, и это при выборе транспортного средства надо обязательно учитывать.
Компактные размеры, которые позволяют перевозить «мотособаку» с санями (или двумя-тремя санями) в багажнике джипа, накладывают значительные ограничения на ходовые возможности агрегата. Узкая и короткая база – площадь контакта гусеницы – значительно ограничивает возможности езды по глубокому и рыхлому снегу. Там, где снегоход ещё летит без напряга, мотобуксировщик уже закапывается, особенно на подъёмах, даже совсем незначительных. Можно «поиграть» гусеницей; например, очень неплохо показывает себя «гусянка» а-ля транспортёрная лента с поперечными металлическими уголками. Но в любом случае тяговые возможности по рыхлому снегу ограничены не столько относительно небольшой мощностью двигателя, сколько «пятном контакта» с этим самым снегом. Немного лучше показывает себя переделанный вариант, когда сани стоят впереди мотособаки, но это уже немного другая тема. Мы пока обсуждаем классическую компоновку – буксировщик тянущего типа с одними или несколькими санями поездом.
Радиус разворота и манёвренность ограничены конструкцией «мотособаки»: линию движения на пересечённой местности, например в лесу или на болоте, приходится выбирать по-другому, нежели на снегоходе. Валкость «собаки» значительно выше, перевернуть её намного проще, опять же из-за узкой относительно снегохода базы. Стоит немного съехать с буранки, и дело готово: буксировщик на боку. Пустая «мотособака» ощутимо легче снегохода, и поднять её обычно не проблема, но любое такое происшествие замедляет и без того небыстрый путь. Да, максимальная скорость движения по пересечёнке или целине обычно не больше 15–20 км/ч (необходимо также иметь в виду, что средняя или путевая – вдвое ниже), хотя по буранке или зимнику отдельные модели можно разогнать и до 60.
Однозначные плюсы «мотособаки» – габариты, позволяющие грузить агрегат в багажник джипа, низкий расход топлива, всесезонность, более простая конструкция с более простой и дешёвой эксплуатацией, чем у снегоходов. Минусы – меньшая проходимость, манёвренность, в принципе езда сложнее, в том числе и потому, что управлять в классическом варианте приходится стоя в неподрессоренных санях. Итак, вопрос: каково практическое применение?
По опыту эксплуатации «собаку» лучше всего брать для недлинных маршрутов, 5–10 км. Для зимних рыбалок вдвоём или даже втроём – с оглядкой на глубину снега; для проверки путиков; при охоте в одиночку или небольшими компаниями – для вытаскивания лося или кабана из леса или болота, в том случае, когда позволяют снежный покров и подъезды. (Погрузку/выгрузку самой «мотособаки» из багажника можно осуществлять в одиночку с помощью специальных приспособлений.) Лося ободранного и разделанного на месте обычно вывозишь за два раза, хотя где-то в двух санях за одним мотобуксировщиком можно по неглубокому снегу вывезти и за раз.
В паспорте моего техсредства указана грузоподъёмность в 200 кг буксируемого груза – но это для идеальных условий, надо понимать. По участку целины в какой-нибудь укромной балке можно не пройти уже вдвоём и налегке – с одними рыболовными ящиками. Приходится искать объездные пути. Чувство «куда можно, а куда нельзя», как правило, приходит быстро, поскольку само управление и поведение «собаки» подсказывает это быстрее, чем снегоходчику. Опять же относительно небольшой вес тягового агрегата позволяет вынести его вдвоём-втроём из большинства «дыр» типа снежной ловушки или наледи.
С наледями советую быть особо осмотрительным. Наледь – это разлив воды под снегом при промерзании до дна мелкой речушки или ручья, когда вода течёт поверх льда, или на льду озера или водохранилища, когда толстый снег, как вата, вытягивает воду из трещин, одновременно придавливая своим весом лёд. В районе такой трещины образуется до 20 и более сантиметров воды линзой под снегом, которую не всегда можно заранее заметить по изменяющемуся цвету снега. Снегоходом обычно можно «накатать» на такой наледи траншею и выехать своим ходом, а вот «мотособаку», скорее всего, придётся выносить на руках: подъём из водяной траншеи на снежный покров для неё слишком крутой. При этом если на улице хороший минус, то мокрый снег моментально смерзается в подвеске, увеличивая вес агрегата. Да и вморозить что снегоход, что мотобуксировщик намертво можно гораздо быстрее, чем кажется.
По поводу грузовой площадки на самом тягаче – обязательно ли её наличие? Такая площадка увеличивает габариты буксировщика и вес, меняет развесовку. Это с одной стороны, с другой – ходовые качества буксира в зависимости от поверхности при правильной подгрузке могут существенно улучшаться. Распределение веса для проходимости вообще один из наиважнейших факторов, поэтому если габаритные ограничения позволяют, а использовать в дальнейшем предполагается и для перемещения значительных грузов, то такая площадка универсальность буксировочного средства только повысит.
В целом можно подытожить так: мотобуксировщик может подменить снегоход везде, где надо ездить относительно недалеко и по относительно неглубокому или укатанному снегу, а также в межсезонье, когда для снегохода просто нет условий. Ограниченность радиуса действия/скорости вполне восполняется компактностью при перевозке, простотой погрузки/разгрузки из машины вдвоём-втроём и более простой и дешёвой эксплуатацией, да и стоимостью самого агрегата, что также немаловажно. Поэтому популярность «мотособак» неуклонно растёт и будет продолжать расти.
10 лучших мотобуксировщиков с лыжным модулем – рейтинг 2020 года
Мотобуксировщик – гусеничная малогабаритная платформа, предназначенная для поездок в заснеженной местности. Больший комфорт достигается благодаря возможность присоединить специальные сани или лыжный модуль. При выборе надо знать – идеальных машин не существует. Покупать буксировщик нужно исходят из задач и назначения. Например, на рыбалке пригодится самая простая модель, а в туризме уже более продвинутая. Перед вами десятка лучших аппаратов, заслуживших доверие пользователей.
ТОП-10. Барс Партизан 380 F7F
Мотобуксировщик с экономным расходом топлива!
- Средняя цена: 55000 руб.
- Страна: Россия
- Рейтинг: 3.46
Производитель в технической документации заверяет, что эту модель можно считать тягачом, что несколько идет вразрез с ее внешним видом. Тем не менее, здесь есть багажные секции с внушительным объемом и сани, которые идут в комплекте с самой техникой. Грузоподъемность буксировщика составляет 200 кг, а платформа способна выдержать лишь 40 кг максимум. По желанию водителя лыжный модуль можно прикрепить как спереди, так и сзади. Есть цепная передача, также имеется звездочка, оснащенная механизмом самоочистки. Открытая подвеска выполнена по типу катка, но техника способна ехать и по снегу (это возможно благодаря гусеницам). Главное преимущество – стоимость. Мотобуксировщик относится к разряду бюджетных, что порой становится решающим фактором при выборе у многих людей.
ТОП-9. Ladoga 9V
Мотобуксировщик с необычным внешним видом!
- Средняя цена: 108000 руб.
- Страна: Россия
- Рейтинг: 3.78
Эта модель не относится к сравнительно дешевым, что странно, так как исходя из набора не самых топовых технических характеристик цену можно было бы сделать и пониже. Здесь установлен двигатель средней мощности, а максимальная загрузка составляет только 150 кг. Единственное посадочное место настолько широко, что на нем могут поместиться двое человек. Если каждый будет весить по 75 кг и не будет багажа, то техника справится со своими задачами. У некоторых владельцев, судя по отзывам, есть претензии к управлению. Удерживать руль и непосредственно лыжный модуль необходимо в полусогнутом состоянии, что не очень удобно зимой, когда на водителе много зимней одежды. Еще одно непонятное решение – ручка газа, которая располагается с левой стороны. Привыкать придется, чтобы не перепутать.
ТОП-8. Тофалар 500
Мотобуксировщик с высокой грузоподъемностью!
- Средняя цена: 100000 руб.
- Страна: Россия (производство – Китай, Япония)
- Рейтинг: 4.15
Тофалар 500 – это самый настоящий тягач, способный перевезти на себе порядка 600 кг. В нашей сегодняшней подборке это самая мощная техника. Лыжный модуль имеет двойное предназначение: во-первых, он отвечает за рулевое управление, а во-вторых, является отсеком для багажа. Еще одно место для перевозки грузов располагается в задней части, где еще предусмотрено крепление для саней. В них и перевозится основной груз весом до 5 центнеров. На самой площадке можно перевозить без уменьшения мощности и вреда технике максимум 50 кг. Лыжи можно крепить по желанию или спереди, или сзади. Смена осуществляется в считанные минуты с минимальным количеством инструментов. Аппарат считается настоящей находкой для туристических поездок и любителей зимней охоты.
ТОП-7. Ирбис Мухтар 7 мини
Лучший мотобуксировщик в сегменте мини-устройств!
- Средняя цена: 60000 руб.
- Страна: Россия (производство – Китай)
- Рейтинг: 4.23
Этот аппарат поразит воображение, ведь в сложенном виде его можно без проблем перевозить в багажнике обычного легкового автомобиля. Привести его в рабочее состояние – дело нескольких минут, с этим вполне справится даже один человек. Важный момент – мотобуксировщик одноместный, а максимальная грузоподъемность составляет только 150 кг. Техника среди владельцев называется оптимальным вариантом для любителей рыбалки. Производитель предусмотрел подвеску каткового типа, поэтому перемещаться на технике по укатанному насту или льду легко и просто. У лыжного модуля двойное предназначение – багажник и рулевая направляющая. Если говорить грубо, то это санки на салазках с мотором.
ТОП-6. МБГ-1 Фишкар
Мотобуксировщик с самой вместительной корзиной для грузов!
- Средняя цена: 55000 руб.
- Страна: Россия
- Рейтинг: 4.35
Данная модель по праву заслужила звание лучшей в плане габаритов отсека для багажа. Объемная корзина с леерами по краям размером 95х75 см с легкостью вмещает в себя даже крупногабаритные предметы (палатки, оружие, рыболовные снасти, пакеты с продуктами и посудой). Однако максимальный весь ограничен 200 кг, поэтому нужно учитывать еще и вес водителя. Двигатель небольшой, его мощность составляет 6.5 л.с. Мотобуксировщик предназначен для одиночных поездок, хотя производитель предусмотрел крепления для саней в задней части и лыжного модуля с обеих сторон. Кстати, грузоподъемность относится именно к саням, платформа способна перевозить не больше 50 кг. В отзывах пишут, что критерий специально занижен, и у него есть запас, однако при общих размерах техники этого все равно маловато.
Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике .
ТОП-5. ЛИДЕР СИГМА-2
Наиболее востребованный мотобуксировщик!
- Средняя цена: 69000 руб.
- Страна: Россия (производство – Китай)
- Рейтинг: 4.52
Мотобуксировщик, относящийся к категории бюджетных. Модель интересна тем, что именно ее часто выбирают тестировщики для своих обзоров на каналах и в тематических периодических изданиях. Удивительно, ведь особо выдающимися техническими характеристиками она не обладает. Производитель оснастил модель движком объемом 270 кубов и мощностью в 9 л.с. Мотор, кстати, китайский, его позаимствовали у компании Lifan, поэтому он надежный и будет работать без перебоев. Перевозить на технике можно максимум 300 кг. Общий недостаток согласно отзывам – негабаритная корзина. Советуем присмотреться к этому варианту в том случае, если вы подыскиваете недорогой аппарат, который долгое время не потребует серьезного ремонта.
ТОП-4. МБГ-2 ВЬЮГА
Мотобуксировщик с самой приятной ценой!
- Средняя цена: 51000 руб.
- Страна: Россия
- Рейтинг: 4.58
Если вы хотите купить недорогой мотобуксировщик с более-менее хорошими техническими характеристиками, то эта модель для вас. Отыскать вариант по более низкой цене вряд ли выйдет, но учтите, что есть много «но». Во-первых, откровенно слабый движок, выдающий на пиковых нагрузках всего лишь 5 л.с. Во-вторых, малый вес, предельно допустимое значение которого составляет 180 кг. Максимальная скорость составляет 18 км/ч, это только если едет один человек и без груза. Сидение, судя по отзывам, не совсем удобное. В общем и целом, это бюджетный аппарат со средними характеристиками, который будет полноценно выполнять поставленные задачи при условии бережной эксплуатации и недопущения перегруза. И, кстати, найти на него запчасти в случае выхода из строя можно без проблем.
ТОП-3. Мухтар-15 New
Универсальный мотобуксировщик для работы в самых различных условиях!
- Средняя цена: 115000 руб.
- Страна: Россия (производство – Китай)
- Рейтинг: 4.61
У мотобуксировщиков есть параметр, по которому их и выбирают. Речь идет о типе подвески. Катковая, например, позволит без проблем ехать по укатанному и замерзшему снегу, а склизовая легко удержит технику при езде по рыхлому насту. В этой модели используются сразу оба типа подвески. Переключение происходит в считанные минуты и с минимальным количеством инструментов. Аппарат оптимален для тех областей, где климат непостоянный и резко меняющийся. Также техника понравится любителям зимней охоты или рыбалки. Производитель предусмотрел площадку с леерами по краям, к которой можно присоединить сани. Вот только общая грузоподъемность не особо впечатляет – мотобуксировщик способен перевозить максимально 150 кг.
ТОП-2. Разгуляй-18 Комфорт
Мотобуксировщик с самым надежным двигателем!
- Средняя цена: 130000 руб.
- Страна: Россия (производство – Китай)
- Рейтинг: 4.63
Эта модель считается переходным звеном между мотобуксировщиком и полноценным снегоходом. И цена здесь практически не играет роли. Суть заложена в названии, ведь инженеры предусмотрели здесь детально проработанный лыжный модуль. Его можно снимать при необходимости, однако в полях без определенных инструментов это сделать достаточно сложно. Оптимальный вариант – складывать при перевозке. Эту систему продумали вплоть до мелочей. Движок установлен от китайского производителя, он имеет мощность 18 л.с. и славится своей надежностью. В технической документации указано, что максимум можно перевозить 300 кг, однако этот показатель вписан с большим запасом. Подвеска используется пружинная, поэтому комфорт при управлении обеспечен.
ТОП-1. Бурлак М2 Vector
Наиболее оптимальное соотношение качества и стоимости!
- Средняя цена: 87000 руб.
- Страна: Россия
- Рейтинг: 4.68
По большому счету лыжный модуль не считается самым необходимым элементом мотобуксировщика, что и отличает эту технику от снегоходов. Это обычная дополнительная приставка, которая крепится и снимается по желанию владельца. В этой модели система лыжного модуля реализована на высшем уровне. Она крепится к площадке посредством двух балок, поэтому контакт максимально плотный, разорвать его тяжело. Одновременно соединение и гибкое. Также грамотно продумана система трансформации для перевозок в автомобиле. Общая грузоподъемность аппарата равна 450 кг (150 на площадке и 300 в санях). На такой машине можно выезжать на зимнюю рыбалку даже вдвоем или втроем. Вот только посадочное место при этом всего лишь одно, на что и сетуют многие владельцы.
Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике .