Дон Кихот: характеристика Санчо Панса
Это роман о захватывающих приключениях Дон Кихота и его верного оруженосца. Образ и характеристика Санчо Панса в романе Сервантеса «Дон Кихот» с цитатами является одним из главных. Соблазненный обещанием получить в подарок от Дон Кихота один из завоеванных островов и занять на нем пост губернатора, Санчо бросает семью и отправляется в качестве оруженосца в самое незабываемое путешествие в своей жизни.
- Санчо Панса – оруженосец Дон Кихота, путешествующий на осле. Его правая рука и помощник во всех делах. Преданный друг. Второстепенный персонаж, но не менее важный по значимости.
Образ
Характеристика
Деньги, богатство и добыча. Именно об этом мечтал Санчо, но еще больше он любил плотно покушать и подольше поспать. «Когда я сплю, я не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженств. Спасибо, тому, кто изобрел сон» . Несмотря на свойственную ему простоту и наивность, мужчина четко знал, что хочет.
Рассудительный, практичный, хитрый. «А мы лучше спустимся на землю и будем ходить по ней ногами» . У него острый ум. Ему присуща наблюдательность.Частенько он пытается образумить своего господина и отговорить его от совершения неблагоразумных поступков, но сам невольно попадает под его влияние. Желание стать губернатором затмило разум.
Добрый, отзывчивый, человечный, мудрый, бескорыстный. Эти положительные черты характера особенно хорошо проявились во время его правления островом. Правитель из Санчо вышел хороший. Он старался помочь каждому, кто обращался к нему за помощью. Решал проблемы по справедливости, не выходя за рамки закона. Однако вскоре понял, что это не его. Высокая должность оказалась не по душе. Если в самом начале произведения он мечтал стать губернатором исключительно из корыстных соображений, то, испробовав на себе новую роль, сделал вывод, что каждый должен заниматься своим делом. Тем, для которого он родился. Он вновь захотел вернуться домой к привычной работе, пахать землю и сажать хлеб.
Путешествие открыло оруженосцу глаза на многие вещи, избавив его от миражей и иллюзий. Исцеление произошло не сразу. Санчо доходил до этого постепенно, путем собственных ошибок, серьезных испытаний, выпавших на него во время пути. Он эволюционировал на глазах, превращаясь из хитрого и плутоватого пройдохи в честного, справедливого и мудрого человека.
Влияние Дон Кихота не прошло даром. Душа Санчо становится возвышеннее. Он понимает, что творить добро, всегда лучше чем зло.
История Дон Кихота и Санчо Панса
Летом прочла Историю Хитроумного идальго Дон Кихота и его Храброго оруженосца Санчо Панса. Прошло несколько месяцев и вдруг нашло вдохновение написать небольшую, но дорогую мне заметку об этом всемирно известном литературном произведении. Начну сразу, без прелюдий.
Во-первых, это книга, написанная очень добрым языком. Читаешь её, и сердце твоё смягчается и улыбается тихой улыбкой, а иногда прямо-таки смеётся детским смехом. Эта книга одним своим языком делает человека добрее.
Во-вторых, эта книга наполнена большим количеством весьма простых и при этом весьма поучительных историй о любви, дружбе, преданности, предательстве, упрямстве и глупости, которые были бы несказанно полезными не только взрослым, но именно для подрастающего поколения, для юных и неопытных голов и сердец, для подростков. Мне даже стало весьма непонятно, почему её нет в школьной программе по литературе!
Третье. Это история про очень милого, чистого, можно сказать, по-детски чистого (крайне редкое качество у взрослых людей!) и возвышенного человека Дона Кихота, который, будучи идальго (т.е. человеком благородного происхождения), не смог воплотить в реальность, вернее, в действительно добрые, хорошие, полезные дела, эти свои поистине добродетельные внутренние качества и высокие, пламенные порывы своей души. Не сумел именно потому, что был он идальго – человеком, с детства выросшим в высокомерной праздности и поэтому ни на какие истинные подвиги не способным. Это своё бессилие и бесполезность (которые он, будучи чистой и тонкой натурой, не мог не чувствовать) он облёк в свою известную всем форму «безумия», т.е. возомнил себя Рыцарем, которого ждут великие благородные дела! Он с радостью бросил опостылевшее ему имение (где весьма скучал без дела, скрашивая скуку за книгами о приключениях) и помчался куда глаза глядят за тем, чего так не хватало его душе, заключенной всю жизнь в теле праздного аристократа – делать добро людям: защищать обиженных, помогать обездоленным! Порыв был несомненно искренним. Но не было никаких навыков и умений делать людям добро – откуда такие навыки в человеке из сословия, всю жизнь живущего за счёт труда других людей, т.н. простолюдинов?! Поэтому все его «подвиги» и он сам оборачивались для всех лишь посмешищем, а то и горькими проблемами.
Четвёртое. Это книга про простодушного, но не лишенного своей природной хитрости, крестьянина Санчо Панса, который составил компанию и поддержку своему господину Дон Кихоту в его доселе невиданных приключениях. Санчо, надо заметить, несмотря на своё «неблагородное» происхождение тоже натура тонкая, не менее тонко чувствующая, чем его господин.
На протяжении всех их странствий и приключений Санчо не раз напоминает своему любимому господину, что в его рыцарстве есть одна неувязка: слава достаётся господину, а тумаки, за которые снискалась эта слава, – слуге. Мысль, как говорится, не оригинальна, но не в оригинальности тут дело, а в жизненной правде. Речь о поколениях украшенных гербами семейств, уверенных в благородстве своего происхождения («помазанники божьи», наместники бога на земле) и своём превосходстве перед другими. В силу этого выдуманного для себя любимых «благородства» (и силой насаждённого), своей избранности и величия (приобретённых и удерживаемых только насилием над другими) они веками стараются выделить себя перед людьми: именами, одеждой, манерой поведения, количеством слуг и породистых собак (которые гораздо дороже этих слуг и прислуги) и т.п… На протяжении столетий они стремятся обладать всеми благами и избегают всего неприятного: трудиться, терпеть, жертвовать чем-то. Якобы они созданы для жизни исключительно изящной и красивой, наряжаться и давать роскошные обеды, балы и пиры на удивление всем, как боги и богини, и обращаться к ним следует только по-особенному «не угодно ли вашей милости»… Хотя вся эта их красивая, праздничная жизнь зарабатывается немилосердным трудом и жестоким потом холопов и «крепкоголовых дураков», которым стоит только перестать батрачить на «господ», как всё это «благородство» поблекнет и сравняется с пастушечьим.
Уж на дворе двадцать первый век, а ни в едином выпуске новостей при упоминании какого-нибудь Пола Маккартни или Элтона Джона, не преминут обязательно и с придыханием прибавить Сэр. Ну а о том, как венценосные особы сходили в театр, и в театральный буфет в антракте, как провели медовый месяц в «бывших» африканских колониях, поиграли в теннис, заезжали в клинику, похудели, пополнели, поссорились, помирились… – за этим регулярно и пристально следит весь мир, трепеща от счастья следить за каждым их вздохом и походом к врачу, на концерт, на пляж, за их утренней пробежкой. Даже мысль о нарушении благородного покоя их особенной жизни – стоит решения убить себя, оставив сиротами двух своих собственных детей (как это сделала недавно медсестра, работавшая в клинике, где неделю полежали их высочество принцесса Кейт)…
Однако вернёмся к книге. Санчо сам отказывается от когда-то искренне желанного для себя губернаторства (управления островом или городом) – Санчо отказывается от власти, поняв, почувствовав за несколько дней своего правления городом, что власть порабощает того, кто облекается в неё. Ведь Санчо не знает, что их с Дон Кихотом сделали частью розыгрыша! Он чувствует посмешище реальной власти как таковой (власти одного человека над другими). Управление и власть настоящие не менее неестественны, нелепы и заслуживают осмеяния, чем хорошо спланированный розыгрыш со сфабрикованным «губернаторством» на «острове». Герцог и герцогиня считают нелепыми дурачками Дона Кихота и Санчо, в то время как сами они – расфуфыренные бездельники, окруженные армией ряженых лизоблюдов, готовых на всякое скоморошество – не нелепы?! Итак, Санчо отказывается от своего нахождения во власти. И, возможно, именно благодаря такому мудрому примеру своего слуги – чуть позже сам Дон Кихот отрекается от своего «благородного» рыцарства.
Помимо всего того, что можно сказать и написать, Дон Кихот – это человек, оказавшийся способным научиться хорошему у кого? – у своего слуги, человека, априори ниже его, казалось бы, во всём – в социальном положении, в материальном, в образовании! Качество немыслимо редкое в людях!
Дон Кихот – это пример для всех беспричинно возвысившихся (благодаря ли своему наследству, или женитьбе, или государственной службе…) людей. Пример того, что лучше поздно одуматься, чем никогда! Лучше хотя бы на склоне своих земных лет, чем никогда, осознать своё ничтожество (смириться с ним, принять) и хотя бы на склоне лет полюбить самого простого человека (Санчо), которого раньше-то и не замечал, вернее, видел лишь в виде функции в своих хозяйских владениях. Перестать, наконец, преклоняться перед «благородными» герцогинями и графьями, бесконечно воздавая им хвалы лишь за то, что они в платье из бархата, а не из хлопка, лишь за то, что они со свитой и верхом на конях, а не на осликах – т.е. по чисто внешнему, формальному признаку, а не по сути, не по внутреннему содержанию и достоинству человека.
Уж на что лучше – сидеть ночью под кустом в лесу со своим безграмотным, сыплющим невпопад (иногда впопад) простонародными поговорками конюхом, и узнать (понять, почувствовать) за эту ночь на голой твёрдой земле под звёздным небом возможно более важное, чем за всю свою жизнь, прожитую в преклонении перед голыми королями, в подобострастии перед воспевающими и развлекающими их книжками, модными тогда рыцарскими романами!
Одним словом, книга, действительно, на века. Хотя написана она настолько тонко и аккуратно (порой кажется, что автор не договаривает до конца) – наверное, чтобы быть угодной цензору и издателю. Не умел бы автор написать так аккуратно – глядишь, и книга никогда не увидела бы свет! Вернее, мы, читатели, никогда бы не могли её прочитать, как не могли бы снять по ней кинофильм, поставить спектакль… В общем, и автору, и книге, и её героям, и нам очень повезло!
P.S. А знаем ли мы, как нам повезло? Кто сейчас кроме «двух калек» из предыдущих поколений и меня читает Дон Кихота? Даже на специализированных факультетах университетов и то не читают такие произведения во всей их полноте, в авторском тексте, а не по хрестоматии или учебнику. Их проходят «галопом по европам», да по учебным (так сказать для общего развития, т.е. для галочки о пройденном), трафаретным трактовкам очередных доцентов и профессоров, которые просто отрабатывают свои лекторские, преподавательские зарплаты, оттараторивают, зачитывая вслух, избранные места из учебных пособий. Ох уж эта сегодняшняя, «рыночная» профессура! Что ни пронырливый карьерист-пройдоха, так уже доцент, если не профессор, да со своим учебником или пособием (вопросником, решебником, шпаргальником и проч.).
Те, кто сейчас читает эту книгу, вполне могут ощутить себя в шкуре самого Дон Кихота Ламанчского, дурацкого чудика, пригодного разве что для посмешища! Не буду перечислять, что сейчас читают нормальные взрослые люди. Скажу только, что это далеко от Истории Дон Кихота и Санчо. Кому сегодня нужно это «наивное чучело» с тазом на голове и его прожорливый слуга! Эти нищеброды прошлого. У нас теперь всё как никогда по понятиям и стереотипам: если ты простолюдин, ванька-дурак в лаптях, идущий с рыбным обозом – то не чета какому-нибудь профессору в очках, ездящему на дорогом немецком авто между офисами с ещё несколькими «работами» (местами извлечения доходов). Сидящему (по совместительству) в дорогих кожаных креслах какого-нибудь наблюдательного совета при каком-нибудь фонде, каком-нибудь консультационном совете при какой-нибудь администрации или даже в совете директоров какого-нибудь инвестиционного «стартапа», инновационного или модернизационного госпроекта… Что сейчас читают люди из, например, английской литературы: Шекспира? великого Диккенса, может быть? Толкиена? Нет, даже не Толкиена – все читают подросткового уровня «Гарри Поттера» (уж хоть одну-то книжку все хоть раз в жизни почитали)! И смотрят подростковых «Трансформеров», «Звёздные войны», «Железного человека», Песочного… и про прочих суперменов. Почему всех вдруг стал устраивать уровень бодрой тинейджерской нарезки от Люка Бессона или Бекмамбетова? – да потому что все живут по примитивным потребительским понятиям (почти по павловским рефлексам) – что модно, раскручено, о чём трещат и долбят по мозгам из рекламы, что лежит на передних полках магазинов – то и читаем запоем. То, что впаривают ушлые маркетологи и рекламщики – тем и восхищаемся. Вместо того чтобы ценить людей и их произведения по их содержанию, их ценят по шумихе, по интрижке создаваемой вокруг них, по рейтингам, кассовым сборам, «авторитетным» мнениям и т.д. и т.п.
Всё, как и во времена донов и пэров, герцогов и герцогинь со свитой обожателей, с раболепным преклонением перед их вельможными сиятельствами (просто сияют!) и авторитетами. В общем, история Дон Кихота актуальна и сегодня!
Санчо Панса
История персонажа
Персонаж романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», спутник и оруженосец главного героя. Санчо Панса — типичный представитель народа Испании того времени. Даже значение имени героя говорит об этом (Panza переводится как «брюхо»). Речь героя переполнена пословицами и характерными монологами. Характеристика Санчо такова: герой практичен и постоянно проявляет здравый смысл (в противоположность благородному спутнику), склонен к хитрости и в каких угодно обстоятельствах ищет выгоду, часто действуя обманным путем.
История создания
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» задумывался Сервантесом как пародия на рыцарские романы эпохи Возрождения. Санчо Панса создавался, вероятно, как собирательный образ испанского крестьянина, человека из народа. А вот у Дон Кихота, возможно, был прототип. Этим прототипом мог послужить взаправду существовавший человек по имени Гонсало Хименес де Кесада, испанский конкистадор, историк и писатель.
Этот ученый человек, происходивший из знатного семейства, потратил много месяцев на поиски мифической страны Эльдорадо, якобы расположенной в Южной Америке. Предполагалось, что земли эти полны золота и драгоценностей. О походах Кесадо ходило множество легенд и домыслов.
Биография
Дон Кихот — идальго, человек благородного происхождения. Санчо Панса жил на его землях и работал как простой крестьянин. В сравнении с Дон Кихотом Санчо представляет полный контраст даже в плане внешности. Это низенький упитанный человек, который в странствиях с Дон Кихотом разъезжал обыкновенно на осле по кличке Серый, в то время как худой и длинный Дон Кихот ездил на лошади по имени Росинант.
Дон Кихот и Санчо Панса
В этом имени сложно обыгрываются испанские слова rocin — «кляча», и ante — «прежде, впереди». Имя это, по мнению Дон Кихота, звучало благородно и призвано было пояснять, «что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире».
Характеры героев также диаметрально противоположны. Дон Кихот склонен к мечтаниям, выдумкам и миражам, Санчо же зачастую старается отговорить спутника от откровенных безрассудств.
Санчо Панса
Перед тем как отправиться в странствия, герой успел пожить в браке и обзавестись двумя детьми. Практичный и трезвомыслящий Санчо согласился сопровождать Дон Кихота в роли оруженосца не оттого, что попал под влияние идей безумного идальго, а потому что купился на щедрые обещания, которые тот дал — сделать Санчо губернатором острова и пожаловать герою графский титул. Санчо не строит иллюзий на счет своего господина и считает, что тот не в себе, однако относится к Дон Кихоту с почтением из-за того, что тот умен и образован.
Дон Кихот и Санчо Панса
Во второй части романа образ Санчо претерпевает некоторые изменения. Герой становится более рассудительным и умным. Санчо в самом деле назначают губернатором (в шутку) и герой показывает себя на этом «посту» с лучшей стороны, честно и толково управляет и изысканно выражается. А позже покидает пост по доброй воле, придя к выводу, что власть – не для него.
При этом герой проявляет и такие черты, как наивность и доверчивость, в то время как окружающие жестоко шутят над Санчо, считая героя таким же безумцем, как и Дон Кихот. В финале радость от того, что удалось-таки заработать денег, мешается у героя с искренним сожалением о смерти Дон Кихота.
Экранизация
Роман «Дон Кихот» пережил громадное количество экранизаций, ранняя из которых состоялась на заре кинематографа, в 1903 году. Это была черно-белая немая короткометражка, снятая во Франции. Звук и цвет пришли в кино много позже.
Юрий Толубеев в роли Санчо Пансы
Последняя известная экранизация романа вышла в 2007 году. Это мультипликационный фильм совместного производства Испании и Италии, снятый режиссером Хосе Посо.
Армен Джигарханян в роли Санчо Пансы
В России также вышло несколько экранизаций. В 1957 году вышел цветной фильм от студии «Ленфильм» с актерами Николаем Черкасовым в главной роли и Юрием Толубеевым в роли Санчо Пансы. Еще одна экранизация с Василием Ливановым в роли Дон Кихота и Арменом Джигарханяном в роли Пансы вышла в 1997 году под названием «Дон Кихот возвращается».
Интересные факты
В честь персонажей книги названы два астероида. Первый, под названием «(571) Дульсинея», открыт в 1905 году, а второй — «(3552) Дон Кихот», — почти восемьдесят лет спустя, в 1983 году.
Памятник Дону Кихоту и Санчо Пансе
Образ Дон Кихота, чьим спутником был в романе Санчо Панса, оказал громадное влияние на мировое искусство и культуру. Имя героя стало нарицательным, породив такое понятие, как «донкихотство». Многие позднейшие литераторы обыгрывали либо пародировали образ Дон Кихота, давали отсылки к нему или предлагали собственные интерпретации.
Английский писатель Грэм Грин создал роман «Монсеньор Кихот», действие которого разворачивается в ХХ веке в Испании после падения франкизма. Хорхе Луис Борхес написал рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота», где создается образ вымышленного писателя, который извел годы собственной жизни на то, чтобы воспроизвести некоторые главы из романа Сервантеса. А испанский философ Мигель де Унамуно создал своего рода «философский пересказ» текста Сервантеса, названный «Житие Дон Кихота и Санчо».
Музей Дона Кихота
В 2005 году в Москве открылся Виртуальный музей Дон Кихота, созданный Институтом Сервантеса. Экспонаты, выставленные в холлах и аудиториях института, раскрывают тему Дон Кихота так полно, как только возможно. В музее прошли выставки иллюстраций к роману, «Дон Кихот и кино», «Дон Кихот и театр» и даже «Дон Кихот и дизайн».
Цитаты
«Такой важный господин, как вы, ваша милость, всегда сумеет выбрать для меня что-нибудь такое, что придется мне по плечу и по нраву».
«Ведь если б даже господь устроил так, чтобы королевские короны сыпались на землю дождем, и тогда, думается мне, ни одна из них не пришлась бы по мерке Мари Гутьеррес. Уверяю вас, сеньор, что королевы из нее нипочем не выйдет. Графиня − это еще так-сяк, да и то бабушка надвое сказала».
«Смотрите же, ваша милость, сеньор странствующий рыцарь, не забудьте, что вы мне обещали насчет острова, а уж я с каким угодно островом управлюсь».
«И хоть я знаю, что женщины болтают пустяки, а все-таки не слушают их одни дураки».
«Я щупал себе пульс и знаю, что у меня хватит здоровья, чтобы править королевствами и островами».