- Обзор самых популярных у рыбаков вездеходов. Самоделки и заводские
- Какой вездеход для рыбалки выбрать?
- Почему отечественные вездеходы лучше
- Примеры отечественных вездеходов
- Вездеходы для зимней рыбалки
- Гусеничные вездеходы для охоты и рыбалки
- Варианты гусеничных снегоходов
- Самодельный вездеход для рыбалки (видео)
- «Ментовозы дяди Вовы»: как я в гараже построил 29 вездеходов
- Как сделать вездеход в обычном гараже
- Про первые «ментовозы»
- Про мой парк вездеходов
- Почему вездеход у нас незаменимая вещь
Обзор самых популярных у рыбаков вездеходов. Самоделки и заводские
Охота и рыбалка – популярные виды отдыха в России. Страна богата рыбными ресурсами, в лесах много зверя. Как правило, лучшие рыбные места или места для охоты расположены в значительном удалении от цивилизации. То, что рыбалка – это дело, которое любит тишину – факт. То же самое можно сказать об охоте. Мало какой зверь терпит соседство с оживленными автомобильными трассами и крупными населенными пунктами, где проживает много людей.
Отсюда вывод: чтобы какой-либо из описываемых видов отдыха удался, необходимо пройти не один километр по пересеченной местности, неся на себе большое количество тяжелого снаряжения: удочки или ружье, снасти, стандартный набор вещей, которые могут пригодиться в походе.
Не каждый охотник и рыболов готов к серьезным физическим нагрузкам. Цивилизация коснулась и данных видов отдыха. Сейчас можно приобрести или сделать собственными руками мощный и надежный вездеход, который без проблем доберется до затаившегося в складках местности озера или чаши леса. Примечательно, что многие разновидности вездеходов, даже гусеничные модели, способны легко передвигаться как по бездорожью, так и по асфальтированным дорогам.
Какой вездеход для рыбалки выбрать?
Говорить о каких-то конкретных марках и моделях, может быть, и необходимо, но в вопросе выбора вездехода нужно мыслить более глобально, разделяя всю технику на:
Почему отечественные вездеходы лучше
Большинство специалистов в данной области и тех, кто непосредственно использует вездеходы, сходятся во мнении, что лучше остановиться на отечественных моделях подобной техники.
Косвенно такое мнение подтверждают следующие обстоятельства:
- В России всегда лучше, чем где-то еще в мире делали технику, способную справляться с бездорожьем.
- В Европе, да и в остальном мире, намного меньше мест, где действительно требуется использование вездеходов. Соответственно, там нет необходимости строить максимально безотказные машины. Условно говоря, всегда можно вызвать техничку, которая придет на помощь и спасет, если машина вышла из строя.
В условиях российской действительности такой вариант развития событий практически нереален, так как в десятках, а то и в сотнях, километров вокруг может быть ни души. Сибирская тайга или тундра могут простираться на очень большие расстояния. Такие, которые не вообразить, сидя за компьютером.
Отечественные модели выдерживают серьезные перепады температур, просты в обслуживании. Да и запчасти стоят на порядок дешевле. Можно без особых проблем собрать ящик ЗиП и осуществить ремонт в походных условиях.
Примеры отечественных вездеходов
Тема данного подзаголовка очень широкая, практически неисчерпаемая. Поэтому, стоит остановиться на типичных примерах вездеходов для рыбалки и охоты. Они, кстати говоря, подразделяются на:
Типичным примером легкого вездехода является машина, выпускаемая под названием Униэкс. Это легкое и мобильное, а также, высокопроходимое транспортное средство, идеально подходящее для охотников и рыболовов.
- дизельным или бензиновым двигателем. Причем, бензиновые силовые агрегаты производятся компанией Honda;
- шинами низкого давления, делающими передвижение на вездеходе более мягким и комфортным;
- системой блокировки межколесного дифференциала;
- двумя валами отбора мощности;
- мощной рамой.
Грузоподъемность такой техники может составлять до 300-350 килограмм. Этого вполне достаточно, чтобы легко перемещать по бездорожью охотника или рыбака, снаряжение, снасти, добычу.
Имеется в продаже и более крупная техника, например, снегоболотоход Ункор. Такую машину успешно используют не только охотники и рыболовы, но и геологи, аварийно-спасательные службы. Вездеход может работать при температурах от -45 до +45 градусов, преодолевать сложные преграды, буксировать прицеп, массой до 750 килограмм.
Большинство узлов и агрегатов разработано отечественным автопроизводителем УАЗ. В частности, УАЗовские здесь мосты, коробка, раздатка, кузов. На вездеход устанавливаются двигатели ЗМЗ. Используются шины с низким давлением.
Вездеходы для зимней рыбалки
Те машины, которые были описаны выше, замечательно подойдут и для поездки на рыбалку зимой. Данная техника универсальна и, как отмечено выше, способна бесперебойно работать в условиях низких температур. Благодаря тому, что шины её имеют низкое давление, подобные вездеходы могут свободно выезжать на лед.
В последнее время большой популярностью, в качестве средств для поездок на зимнюю рыбалку, стали пользоваться самодельные вездеходы на базе мотоблоков.
Первоначально российские Кулибины, коими богата земля российская, переделывали мотоблоки самостоятельно, используя все, что есть под рукой: рулевые колонки от Оки, ходовку от Москвича, шины от КамАЗа.
Чуть позже появились компании, специализирующиеся на приставках для мотоблоков, превращающих помощника на приусадебном участке в настоящий вездеход. Возможность установки гусениц и полозьев на такую технику предполагает, что её можно использовать и как вездеход для зимней рыбалки.
Одним из главных преимуществ таких вездеходов является расход топлива. Даже самый мощный мотоблок не способен съесть много бензина или дизельного топлива.
Есть и минусы. Многие, кто использовал вездеходы на базе мотоблока, говорят о низкой грузоподъемности транспорта. Наиболее перспективны и интересны, безусловно, гусеничные вездеходы.
Гусеничные вездеходы для охоты и рыбалки
Данную технику также можно разделить на:
- на технику заводского производства;
- самодельную.
Варианты гусеничных снегоходов
В качестве примера легкого вездехода, можно назвать модель Tinger, которая, несмотря на свое иностранное название, производится в России. Это транспортное средство, способное работать как в режиме квадроцикла, так и в режиме снегохода.
Основные преимущества подобного вездехода таковы:
- легкость;
- маневренность;
- высокая проходимость;
- способность работать в самых тяжелых климатических условиях.
Интересны и более тяжелые вездеходы от ГАЗ: Ветлуга и Ужгур. На модели устанавливаются двигатели ЗМЗ и ММЗ. Их нижняя часть представляет собой герметичный корпус, как у лодок. Подобная техника способна перевозить значительное количество груза, а также, может вмещать до 14 пассажиров.
Самодельный вездеход для рыбалки (видео)
Самодельный вездеход на шинах низкого давления (ободрышах), мосты УАЗ, рама и каркас из профильной трубы, двигатель Ваз 2109 после кап. ремонта. Двигатель расположен в центре кузова, что дает равномерное распределение веса по осям. Коробка родная, стоит поперёк и работает как раздатка, передает крутящим момент на передний и задний мост, тормоза в круг дисковые. Рулевое управление гидрообъёмное, через гидравлический цилиндр рулевого управление газ-66. Установлен автономный отопитель, кузов утеплён пеноплексом 20 мм и изнутри обшит иглопробивным полотном. Снаружи кузов обшит алюминием и покрашен специальной краской, устойчивой к внешнему воздействию. Освещение светодиодное, как наружные фары, так и освещение салона. Большой кенгурятник отлично защищает от веток и не закрывает обзор. Есть съёмная лебедка на 2,5 т., спереди и сзади установлены квадраты для её крепления. Салон трансформируется с спальное место 1900 на 2000 мм.
Задача этого вездехода быть автономным домом рыбака на несколько дней. Александр его строил для себя и собрал его полностью своими руками.
Смотреть видео-обзор вездехода:
Подробный обзор самодельного вездехода, собранного для доставки к месту рыбалки по болоту.
«Ментовозы дяди Вовы»: как я в гараже построил 29 вездеходов
Я тридцать с лишним лет носил погоны. Ушел на пенсию подполковником в 2011‑м.
Еще когда был милиционером, увлекся рыбалкой, охотой, сбором ягод и грибов. Работа была напряженной: 15–16 часов в сутки, а тут выйдешь в лес, пройдешь десяток-другой километров, подумаешь о чем-то постороннем — и голова проясняется. С тех пор в лесу я бываю не реже одного-двух раз в неделю.
Когда собирал клюкву на болотах, видел, как местные жители передвигаются на самодельных вездеходах. Их у нас называют каракатами — видимо, по аналогии с каракатицами. Это очень примитивные агрегаты — обычно на базе мотоциклов «Восход», «Минск», «Иж Планета» или «Иж Юпитер».
Вот тогда и загорелся: «А чем я хуже? Сделаю-ка я свой болотоход».
Свои вездеходы я называю «ментовозами». Не вижу в этом названии ничего обидного, ведь я сам из милиции
Как сделать вездеход в обычном гараже
Чтобы собрать вездеход, нужен обычный гараж с набором самых ходовых инструментов: пилой-болгаркой для резки труб, оборудованием для сварки (у меня она трех видов), домкратами и прочим. Я себе поставил задачу — в конструкции не должно быть больше шести элементов, изготовленных на токарном станке. Станка у меня нет, поэтому такие детали заказываю на стороне.
Профильные трубы для рамы и каркаса покупаю в магазине и сам свариваю их в нужной конфигурации. Мосты — как правило, они уазовские — с авторазборок, куда поступают битые машины. Двигатели — оттуда же. Сначала я пользовался моторами мотоциклов и мотороллеров, но потом перешел на двигатели от наших «Оки» или ВАЗа, в основном «девятки». Пробовал и китайский «Лифан», но он получается дороже, чем старые «жигули».
Донорами для колес становятся покрышки от вездехода КрАЗ (его в народе называют «лапотником»), МАЗа или «Урала». Раньше они валялись на свалках, а сейчас приходится покупать.
Чтобы покрышки были легкими, снимаю с них несколько слоев, оставляя максимум четыре корда.
Для изготовления грузо-пассажирского кунга, каркасного кузова, использую специально обработанную фанеру и листовой поликарбонат. Он очень крепкий: не бьется и не царапается о сучки и ветки.
Никаких предварительных чертежей будущего вездехода не делаю. Все в голове. По наитию. Под свою задумку и подбираю необходимые составляющие.
Про первые «ментовозы»
Первый вездеходик пытался сделать из своего огородного мотоблока: присоединил к нему тележку с колесами.
«Ментовоз-2011» — мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица»
Спустя год я создал свою первую полноценную машину, которую самоиронично назвал «ментовоз». Это было причудливое трехколесное мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица», мостом от «Москвича-412», коробкой от ВАЗ-2101 и простой цепной передачей. Вот на нем я и совершил свои первые поездки в лес.
Ну а дальше — пошло-поехало. Особенно после того, как вышел со службы на пенсию и свободного времени стало много.
Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю. Она тяжелая и дорогая в производстве.
Про мой парк вездеходов
Свои аппараты я уже традиционно зову «ментовозами». У каждого детища есть и отдельное прозвище-название. Например, «Муравей» — потому что он сам весит меньше, чем груз, который может перевозить.
Еще я участвую в соревнованиях «Вездеход-Трофи». Раньше они проходили в Ленинградской области, а в этом году впервые пройдут на Вологодчине
Мой любимый вездеход — это «Боевая машина мента», или, по-другому, «Зверюга». Он плавающий. Если нужно проехать по жидкому болоту поверх мха, колеса за несколько секунд спускаются, давление на поверхность становится минимальным, и мы легко преодолеваем топь. Потом компрессором точно так же за несколько секунд колеса накачиваем обратно.
«Болотный бегемотик» в естественной среде обитания
У «Зверюги» гидрообъемное рулевое управление — можно баранку пальцем крутить. Рама, как и во всех предыдущих моделях, так называемая переламывающаяся, то есть состоящая из двух частей. Это позволяет легко преодолевать неровности рельефа и крутые ямы. Очень удобный заход в кабину для водителя и отличный обзор. А еще боковые дверцы для аварийного выхода. Сверху поставлен кунг для 3–4 пассажиров с двумя спальными местами.
Сейчас я вожусь со своим тридцатым вездеходом, которого назвал «Агрессор». Считаю, он будет самым совершенным из всех. В нем куча моих личных, эксклюзивных технических решений.
Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю: хотя у нее есть свои плюсы, но она и тяжелая, и дорогая в производстве
Впервые я использую непереламывающуюся усиленную раму хребтового типа, которая позволяет ставить мосты от УАЗа и двигатель вазовской «девятки». «Агрессор» уже на ходу, осталось кое-что доделать по мелочи.
Почему вездеход у нас незаменимая вещь
Большинство вездеходов я раздал друзьям, родственникам и знакомым. Небольшую часть продал. Без такой машины в наших северных краях — никуда! Ведь больше половины территории Вологодской области — это топи и болота.
Без в вездехода в наших краях — никуда!
Цена моего трехколесного вездехода на базе мотоциклетного двигателя была смешная — 25 тысяч рублей, четырехколесного с автомотором — в пределах 350–400 тысяч. Это даже ниже себестоимости производства. Но для меня это не бизнес и не средство заработать, а просто увлечение всей жизни.
Несколько лет назад мы начали проводить и вездеходные походы в труднодоступные исторические места и к уникальным природным памятникам. Не только по Вологодчине, но и в Карелии и соседних регионах.
Например, в 2014 году на 9 вездеходах, преодолев 130 километров, мы дошли до заброшенного города Чаронда, основанного еще в XIII веке на границе с Архангельской областью.
А еще несколько раз мне приходилось выступать в роли спасателя МЧС. Еду где-нибудь по болоту в глухомани и вдруг слышу крик: «Помогите!» Выходят измученные, покусанные комарами и мошкой мужчина и женщина. Собирали клюкву, ушли далеко от машины, заблудились, мобильник сигналы не ловит. Ночь провели под кустом и совсем уже отчаялись.
Беру их на борт моего «ментовоза» и везу километров 10–15 до оставленной машины или прямо в поселок, откуда они вышли.
Текст: Сергей Пономарев
Фото: из личного архива Владимира Сидорова