Знаменитые рыбаки
Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы стать рыбой.
Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»
Рыбалка всегда притягивала к себе людей творческого склада. В славную плеяду рыболовов XIX века входили многие известные писатели, поэты, композиторы, ученые. Давайте вкратце познакомимся с некоторыми из них.
Еще в детстве самозабвенным любителем уженья стал Сергей Аксаков, и эту страсть он пронес через всю свою жизнь. Маленький Сережа днями готов был пропадать на старице Бугуруслан, протекавшей по саду, сразу же за домом. Знал «золотые местечки» на реке, которые ему показал крепостной дядька Евсеич, щучьи места в траве на пруду, где они с мельником ставили жерлицы, а потом их проверяли. Первой мыслью, как только Сережа просыпался, была мысль об уженье! Скоро он уже бежал с удочкой на реку. Терпеливо следил за камышовым поплавком, забывая обо всем на свете. Сколько было дома рассказов о пойманных и сорвавшихся с крючка рыбах, какие из них как клюют и в какое время, в каких местах лучше, на какую наживку он поймал язя. Мать, не любившая уженье, слушала равнодушно, видя в этом азартном занятии опасность для здоровья сына, отец же вполне понимал начинающего рыбака.
Сережа завел две тетради из толстой синей бумаги, где детским слогом описывал тех рыбок, с которыми познакомился на рыбной ловле. В этих детских описаниях как бы уже готовился будущий автор «Записок об уженье рыбы», которые Аксаков опубликует в 1847 году, и они быстро завоюют признание и читателей, и критиков. Правдивое живописание, точная, выразительная речь сделали книгу ярким явлением не только в «специальной», но и в художественной литературе.
Годы не убили страсть Аксакова к рыбалке. Даже уже будучи старым и тяжело больным человеком, Сергей Тимофеевич летом каждый день в любую погоду часами просиживал на берегу Бори в Абрамцеве с удочкой в руке.
Великий русский драматург Александр Николаевич Островский всю свою жизнь вел дневники, где отображены его увлечения, и в первую очередь рыбалка. Особенно он любил рыбачить в имении Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии, куда приезжал с семьей ежегодно. Жил он здесь с весны до осени, принимал гостей, писал драмы и. рыбачил.
«Если бы этот уезд был вблизи Москвы или Петербурга, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии. Рыбы и дичи здесь пропасть. К нам поминутно носят то аршинных щук, которые стоят двугривенный, то рябчиков или утку», – писал в дневнике Островский.
Когда собиралось много гостей, устраивалась рыбная ловля на реке Мера, в двух километрах от Щелыково. Рыбацкую команду всегда возглавлял псаломщик Иван Зернов, прозванный Островским за рыболовецкие заслуги «морским министром». К реке отправлялись на телегах. Впереди с неводом и прочей снастью «морской министр», за ним вослед – гости, а замыкал процессию Александр Николаевич с семейством. На облюбованном лугу раскидывали шатры и приступали к лову.
Первым в воду ступал Иван Зернов, направлявший сеть. За ним шли другие рыбаки, окрестные крестьяне, они получали часть улова за свое усердие. Вода в Мере холодна даже и в знойный день, так что вскоре ловцов начинала пробирать дрожь. Кончалась ловля, и рыбаки могли тут же погреться чаркой крепкого вина с закуской. Аромат приготовленной ухи созывал всех гостей – вот где было раздолье великое, пиршество душевное.
Как-то в одном из писем к драматургу его близкий друг поэт Аполлон Николаевич Майков, тоже страстный рыболов, жалуясь на здоровье, писал: «Дай Бог летом починиться обоим. А ведь, кроме шуток, рыболовство с минеральными водами поправляет меня месяца на три». Островский не замедлил с ответом: «Любезнейший друг Аполлон Николаевич! И меня рыбная ловля и вообще деревня всегда значительно поправляет. Я уезжаю 5-го или 6-го мая до октября. У нас нет форелей, хариусов; но зато весенняя охота на живца интересна обилием улова. Крупная хищная рыба – щуки, большие окуни, голавли, жереха /шерешперы/ – хватают беспрестанно. В мае тоже хорошо берут на красного червячка лещи, но охота на живца веселее. Желаю тебе здоровья и хорошей охоты. Твой А. Островский».
Не менее страстным рыболовом был и известный писатель-натуралист Валерий Мануилович Сысоев, который много лет сотрудничал в периодических изданиях Леонида Павловича Сабанеева. Он родился в Клинском уезде Московской губернии и с детства, как и Аксаков, увлекся рыбной ловлей.
Сысоев печатался не только в рыболовных и охотничьих изданиях, но и в различных юмористических журналах. Оставив скучную службу судебного пристава, он посвятил себя литературным занятиям и написал немало книг, главным образом для детей, в том числе «Юные рыболовы», «Среди рыб», «Приключения плотички» и многие другие. В свободное же время он брал удочку и уходил рыбачить, обдумывая в тиши сюжеты для своих книг.
Многие рассказы, пьесы, фельетоны и письма Антона Павловича Чехова выдают в нем большого любителя рыбной ловли, знающего в ней толк. Вспомним его слова: «Ловить рыбу удочкой так приятно, что и выразить не могу». Рыбалка весьма благотворно влияла на творчество Чехова. Не зря он, по воспоминаниям поэта- самоучки Ивана Алексеевича Белоусова, частенько повторял: «Я думаю, что многие лучшие произведения русской литературы задуманы за рыбной ловлей».
Рыбалка захватывала Чехова целиком, способна была отвлечь его от повседневной суеты. «В моей бедной душе до сих пор нет ничего, кроме воспоминаний об удочках, ершах, вершах. Не отвык еще от лета настолько, что просыпаюсь утром и задаю себе вопрос: поймалось ли что-нибудь или нет?» В сентябре 1886 года, только что вернувшись с дачи, он уже мечтал о будущих рыбалках: «Еще 6–7 месяцев – и весна! Пора приготовлять крючки и верши!»
В одном из писем поэту Алексею Николаевичу Плещееву Антон Павлович сокрушался: «Жаль, что вы не рыболов. » Ему было жалко тех людей, которым не доводилось встретить рассвет на берегу озера или реки. Сколько они потеряли! «Ведь время рассвета, когда происходит пробуждение всего живого в природе, – одно из самых замечательных чудес на свете! Сидишь в лодке или на берегу и следишь, как постепенно светлеет небо на востоке, как этот розовый свет начинает разливаться по воде, отражающей и прибрежный лес, и причудливой формы облака, и светящуюся еще Луну. Вот в зарослях куги раздался мощный всплеск, и поплыли по поверхности воды круги. Вот вся вода покрывается ими, малыми и большими – плавится резвящаяся рыба. А вот из зарослей рогоза выплывает стайка шустрых утят. Они играют, перегоняя друг друга, и даже не обращают на рыбака никакого внимания. Вот подлетает камышовка и, усевшись на свесившуюся над водой ветку ивы, с терпеливым любопытством заглядывает тебе в глаза. Поднявшись с огромной сосны, красавец-ястреб чертит в воздухе широкие круги, забираясь все выше и выше. Совсем близко от лодки на поверхности возникли цепочки пузырьков – подошел лещ. Сейчас начнется клев. И такая радость входит в душу, заполняя ее до краев! Эти мгновения остаются потом на всю жизнь. »
Знаменитые рыболовы
РЫБОЛОВ ИЗ ЩЕЛЫКОВО
Александр Николаевич Островский — великий драматург (русский Шекспир) считался и непревзойдённым рыболовом.
В своём имении Щелыково, что в Костромской губернии, ему были хорошо знакомы реки — Куекша, Сендега, Мера. Спокойные, широкие, текущие меж соловьиных берегов, с зарослями черемухи, малины, солнечных мачтовых сосен… Многие омута, пруды, водяные мельницы. Здесь Александр Николаевич – белокурый, высокий, широкоплечий, круглолицый, любитель побалагурить, вместе с верным другом и опытным рыбарём Иваном Зерновым в первозданной тишине ловил на удочку краснопёрых язей, пятнистозубастых щук, лопатистых лещей… Обдумывал свои новые пьесы. По дороге на рыбалку и обратно во время сенокоса и других сельскохозяйственных работ драматург часто останавливался и беседовал с крестьянами, другим работным людом. Запоминал их меткие поговорки, сочный говор, что потом звучали из уст героев его бессмертных пьес.
«Я вспоминаю тебя, — писал драматургу его друг Дубровский в 1874 году, — каждый день, или, лучше сказать, за каждой папироской, и ты мне представляешься сидящим на омуте с удочкой в руках».
Александр Николаевич слыл среди современников профессионалом в рыболовном деле. У него всегда имелись разнообразные снасти — крючки, лески, блёсны, закидные и самоловные (с насторожкой) удочки, отечественные и заграничные — целая коллекция!
Многие снасти драматург изготовлял собственноручно, находя в этом истинное удовольствие.
Александр Николаевич хорошо знал породы рыб, места исконного их обитания, день и даже час, когда лучше ловить, любимые их «блюдаприманки». По повадкам или по какимлибо иным признакам некоторым рыбам он иногда давал прозвища. Ершей, например, называл комиссарами… Так в те времена называли учеников бурсы, помогавшим эконому следить за качеством и количеством пищи. Собственные накопленные знания о рыбах и их повадках Александр Николаевич сверял с книгой патриарха рыболовной литературы Л. П. Сабанеева «Рыбы России». Она всегда лежала у него под рукой на письменном столе в Щелыково.
Нет, рыбная ловля с её хитроумными способами, удачами и неудачами, была для Александра Николаевича не просто хобби, как сказали бы ныне, а здоровым спортивным увлечением. Недаром драматург в одном из своих писем 30 апреля 1880 года сообщал поэту А. Н. Майкову: «… И меня рыбная ловля и вообще деревня всегда значительно поправляет».
Много лет тому назад, побывав в Щелыково и, пройдя рыболовными тропами знаменитого рыболова и драматурга, я посвятил А. Н. Островскому стихотворение «Сендега»:
Над водою сосны и берёзки.
Подустав от повседневных дел,
Александр Николаевич Островский
Гдето здесь над омутом сидел.
Ниспослал Господь с утра погоду.
И под птичий неумолчный хор
Ишь как водит, рыбаку в угоду,
Поплавком хитрющий шереспёр.*
То замрёт, а то запляшет споро
Круг за кругом возле тростников.
Есть, подсёк! Такого шереспёра
Не ловил, должно быть, и Майков.
… Не беда, что зорька догорает,
Над церквушкой дальнею склонясь,
Если сил незримо прибавляет
В час работы и в раздумья час.
*Старинное название жереха.
Замечательный русский писатель Константин Паустовский был не только тонким лириком, но и непревзойдённым удильщиком. По образному выражению Гайдара, он относился к «великому племени рыболовов», коими были Аксаков, Тургенев, Мопассан, Марк Твен и многие другие.
Плавным рекам срединной России, рыбалке, «наполненной чистейшей поэзией ужения», Паустовский посвятил немало проникновенных и ярких страниц, заставляющих каждый раз при чтении чаще биться сердца истинных рыболовов и заново взволнованно переживать.
К таким произведениям писателя относятся очерки «Памяти Аксакова» с подзаголовком «Рыболовные заметки» и цикл рассказов «Летние дни», написанные перед войной. Тогда К. Паустовский вместе с друзьямиколлегами А. Гайдаром и Р. Фраерманом — такими же заядлыми удильщиками — жил в селе Солотча Рязанской области, а в свободное от работы время они пропадали на луговых и лесных озёрах.
Сколько летних красок, запахов, названий трав и цветов, описаний облаков и гроз, метких наблюдений в этих маленьких шедеврах писателя! Они читаются на одном дыхании, как стихи, и запоминаются так же, как стихи. «… В ненастье и во время прибыли воды клёва не было. Но зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! В такие утра стрекозы любили садиться на перяные поплавки, и мы с замиранием сердца смотрели, как поплавок со стрекозой вдруг медленно и косо шёл в воду, стрекоза взлетала, замочив свои лапки, а на конце лески туго ходила по дну сильная и весёлая рыба». («Золотой линь»). Так почувствовать, увидеть и написать мог только истинный рыболовпоэт! Кабинетному доке сиё не под силу…
Что же значила рыбалка, если судить об этом более объёмно и философски, в жизни и творчестве К. Паустовского? Об этом лучше всего поведал сам писатель в новелле «Осенние воды»: «…Так вот по мелочам узнаёшь чтонибудь новое: как осенью клюёт рыба, где надо искать её и ещё чтолибо в этом роде, — но вокруг этих мелочей накапливается столько разговоров, встреч с людьми, всяких случаев и наблюдений природы, что мелочи приобретают гораздо большее значение, чем мы думаем, и даже заслуживают того, чтобы посвятить им эти строки…»
Такие знакомства писателю дарили и курьёзные случаи. Один из них, малоизвестный читателям, я приведу здесь.
Однажды осенью К. Г. Паустовский с приятелем возвращались из Мещёры, так прекрасно воспетой писателем, где они славно порыбачили на луговых озёрах. Добирались пассажиры до дома на товарняке, вагон которого продувался со всех сторон. В открытых дверях, свесив ноги, сидел какойто мужик в ватнике.
В чехле под рукой у него было ружьё. Значит, охотник. Незнакомец, не обращая ни на кого внимания, самозабвенно пел. У него был густой и приятный бас.
После очередной песни Паустовский обратился к странноватому соседу:
— У вас прекрасный голос. Приезжайте в Москву. Я вас познакомлю с нужными людьми. — Он достал из кармана блокнот и карандаш, чтото записал. — Вот вам адрес.
Охотник прочитал записку и улыбнулся:
— Вы случайно не тот самый писатель?
— Как же не угадать. Много читал. О рыбалке. Об охоте… Рад, рад познакомиться. Однако позвольте и мне представиться, — охотник протянул широкую ладонь. — Александр Пирогов, солист Большого театра.
Да, рыбалка для К. Паустовского была не просто развлечением, но и своеобразной писательской «лабораторией». И она часто приносила ему богатый «улов». Только улов иного свойства, о котором удачно сказал М. Светлов в дружеской эпиграмме, посвящённой великому жизнелюбу и рыболову:
Он с удочкой стоит неутомимо,
Он знает, в чём задача рыболова, —
Чтоб не ленивой тушею налима,
А рыбкой золотой сверкнуло слово.
«ПРОТОКА» НИКОЛАЯ СТАРШИНОВА
Поэтфронтовик Николай Старшинов был истинным рыболовом. Рыбалка для него являлась неотъемлемой частью жизни, в ней он черпал вдохновение для будущих поэтических и прозаических книг. Одну из них – сборник стихов «Протока», выпущенную в свет в середине 60х годов, подаренную мне с дружеским автографом – я берегу особенно. В этом сборнике, как нигде в ранних, наряду со строками о любви и войне, о природе и творчестве, впервые широко были представлены стихи и о рыбалке.
Известно, что рыбалка, как и охота, древнейшее занятие рода человеческого. И об этом строки поэта: «Вопреки своим годам / Презирал он все недуги… / Ну, а чем же наш Адам / Занимался на досуге? / По грибы ходить любил / На заре в лесу еловом / А ещё? Ёще он был / Самым первым рыболовом».
Так светло и иронично встаёт перед нами прообраз первого рыболова на Земле. Это уже потом, как бы эволюционизируясь, он мог бы сказать устами поэта: «А ещё я могу на зорях / Слушать, как поют петухи, / Щук зубастых ловить в озёрах / И в сарае писать стихи».
Ни одно настоящее стихотворение не может быть написано без любви, знания предмета, метких наблюдений… В этом отношении Старшинов всегда был точен. Взять его «Протоку»: «… В ней, словно молнии, на теченье / Блещут матерые голавли». Точнее и поэтичнее схожести портрета данной рыбы не нарисуешь. Или взять того же старшиновского «Ерша»: «В чём и держится душа / У сопливого ерша?/ Ни за что её не сыщешь./ Он и самто весь с вершок./ Погляди: одни глазищи / Да колючий гребешок».
Повадки рыб, облачённые в поэтическую форму Старшиновым, убедительны и любой рыболов подтвердит это: «Лишь солнце обозначится / Весенним днём, / Налим под камень прячется: / «Пойдём вздремнём! / Погода нынче мерзкая – / Ну как назло, / Такое солнце резкое, / Тепло, светло. / Недомогаю очень я./ Где аппетит. / Зато зимой и осенью / Налим не спит!».
Вот тутто одевайся потеплее. Бери рыболовные принадлежности и топай за налимом. Как говорится, в самую «налимью погодку».
Но для Николая Старшинова добыча – не главная цель. Близкие друзья поэта знали, что рыбу он почти не ел (парадокс!), а когда оказывался с уловом, то с удовольствием раздаривал его близким и соседям. Объяснение этому приоткрывается в лирическом признании поэта: «А моя любовь и страсть, рыбалка. / Вот он, окунь, у меня в руках./ Мне ж его и в воду бросить жалко, / И в мешок не опущу никак».
В этом была вся эстетическая и гражданская позиция поэтарыболова. Его понимание красоты и отношения к древнему ремеслу человека. Увидеть и почувствовать прелесть проведённого дня возле реки, где «… В тихих водах, ряской испещрённых, / Меж сплетённых ивовых корней, / Притаился маленький щурёнок, / Спрятавшись от стаи окуней».
Потому и приятно возвращение домой в шумный город после общения с живой природой, как бы обновлённым душой и отдохнувшим на всю неделю. Идти клеверным полем, чувствовать и видеть: «… Луна, как лещ, кругла. / Ни облака, ни ветра. / И тень за мной легла / На четверть километра».
Николай Старшинов был коренным москвичом. Но он прекрасно знал все Подмосковные реки, речки, озера, пруды, карьеры. Для него тепло и радостно, как рыболовный колокольчик, звучали их названия – Медведица, Пудица, Бужа… На берегах этих водоёмов поэт провёл лучшие рассветы. Об этом же он написал и заветную книгу, посвященную своему увлечению «Любовь и страсть моя, рыбалка!».
«ВЫЛОВИШЬ КАРАСЯ — ВЫЛОВИШЬ И ЩУКУ»
Рыболовный фольклор — богат, разнообразен, красочен.
Из года в год, из века в век, от одного поколения к другому передавалась народная мудрость в пословицах и поговорках, приметах и молитвах, загадках и скороговорках, тостах и частушках… Выкристаллизовывалась, как камешки в речной воде.
И, конечно же, это касалось, прежде всего, людей, кто любит удить, пропадать у водоёма. Людей, одержимых страстью, которые даже если «рыбка да утка оставят без обутка» не оборвут общения с природой. Они всё равно пойдут к реке, ибо «авось и рыбака толкает под бока».
И там, под тенью ивы, в тишине нарождающегося утра, рыболов вам подскажет, что «крупная рыба в мелкой воде не водится». А если вдруг соберутся в небе тучи, у него и тут есть поговорка: «рыбаку дождь не помеха».
Ловится всякая мелочь — ерши, пескари. Не беда. «На всякую рыбку есть едок». А там — опять же: «Выловишь карася, выловишь и щуку». Была бы — надежда. В конце концов — «Он рыболов: пятернёй нащупает и поймает». А если к тому же удачливый — «И рыбы наловит, и ног не замочит».
Конечно, удача никогда не придёт без знаний, метких наблюдений. Вот тутто и помогут приметы: «Зимородок успешно за мальками охотится — день тёплый». Значит, можно отправляться на рыбалку. Без плаща, налегке. К тому же соседрыболов не далее, как вчера, мимоходом бросил: «На молодом месяце рыба клюёт». А тут сельские мальчишки с раками пробежали. Что ж… «Много раков — к хорошему улову рыбы».
А вот пословица, как бы напоминающая: «Ёрш в первом залове — к неудачному промыслу». И уж ни в коем случае нельзя «живую рыбу домой носить — не станет ловиться».
Это плохая примета, если вы, конечно, суеверный человек.
Ну, а уж если пришли на рыбалку, то не забудьте помолиться, даже если вы атеист: «Боже, дай поймать такую рыбину, чтобы врать не пришлось!»
А чтобы, в самом деле, «врать не пришлось», в старину рыболов, приходя к реке, повторял заклинание: «Иди в воду червячок, мани рыбу на крючок. Ловитесь, карасики и язи по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу».
Открывая рыболовный сезон, наши прадедырыбаки непременно угощали водяного и приговаривали, приутопляя лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»
У горячего костерка, за налимьей ухой, можно и расслабиться. Загадать несколько шутливых загадок друзьям: «Ехал не конём, погонял не кнутом, взял не палку, угодил не в галку, сварил не отеребил». Отгадали? Тото и оно… Это называется — рыбачить на лучину. Прадедовский способ. И о нём мало кто помнит. Разве что можно вычитать у Аксакова и Сабанеева.
А вот ещё лубочная загадкашутка: «Пришли воры (рыбаки), хозяев украли (рыбу), а дом в окошки ушёл (вода в ячейки сети)».
И, наконец, тот самый предмет, ради которого рыболов готов несколько часов кряду мёрзнуть или «коптиться» под жарким солнышком: «Вдоль она и поперёк может двигаться без ног. Не волчица, а хвостата, и не птица, а крылата (рыба)».
К рыболовному фольклору можно отнести и палиндромы – словаперевёртыши, когда строку можно читать слева направо и наоборот: «Ухи желал ёж и желал ежиху», «Лилипут сома на мосту пилил», «Уху за пазуху». Или такой, давно ставший народным: «Ковал поп поплавок».
Сколько изобретательности, лукавой улыбки в двух строчках!
Мне кажется, удачно сымитировала свои стихи под народные частушки современная поэтесса Нина Краснова:
…Я никак не понимала,
Ты никак не понимал:
Я тебя, рыбак, поймала
Или ты меня поймал.
… Я с матанею люблю
Ездить на рыбалку.
Я на удочку ловлю,
Ну а он на палку.
Естественно, любая удачная рыбалка (впрочем, неудачная тоже) завершается за импровизированной скатёркой прямо на траве возе воды. Тосты могут быть разными. В зависимости от увлечения человека: «Я хочу поднять кружку за огромный клад, который скоро найду!» — воскликнул археолог. «Я — за своё открытие в науке, которое сделаю!» — сказал учёный. «А я — за радость одной единственной поклёвки!», — прошептал рыболов на третьи сутки лова.
Так выпьем же, друзьярыболовы, за скромных и настойчивых!»