Самолеты охотники за подводными лодками

Охотник за советскими подлодками – британский патрульный самолет Avro Shackleton

Авро Шеклтон (Avro Shackleton) – британский четырехмоторный поршневой патрульный противолодочный самолет Королевских ВВС Великобритании. Самолет был спроектирован английской компанией Авро на базе тяжелого четырехмоторного бомбардировщика периода Второй мировой войны Авро Линкольн. Эта тяжелая поршневая машина с родословной, уходящей в середу 1940-х годов, долгие годы была небесным спутником советских подводных лодок. Avro Shackleton выпускался серийно с 1951 по 1958 год, за это время в Великобритании было собрано 185 самолетов различных модификаций. Довольно внушительная цифра, учитывая узкую специализацию самолета.

Патрульный самолет был назван в честь Эрнеста Генри Шеклтона – англо-ирландского исследователя Антарктики. Человека, который относился к героическому веку антарктических исследований. Эрнест Шеклтон был участником четырех антарктических экспедиций, тремя из которых он непосредственно командовал. Стоит отметить, что самолет полностью оправдал данное ему имя, не запятнав памяти выдающегося исследователя. Самолеты Авро Шеклтон в различных модификациях оставались на вооружении британских Королевских ВВС на протяжении 40 лет – до 1991 года, очень достойный результат для авиационной техники.

Стремительно уходящая после завершения Второй мировой войны эра поршневой авиации все-таки оставила таким самолетам несколько небольших лазеек, одной из которых были дальние патрульные самолеты берегового базирования. В те годы первые реактивные двигатели не отличались высокой надежностью и были достаточно прожорливыми, в то время как от патрульных машин никто не требовал больших скоростей полета, не говоря уже о рекордных. Когда англичанам понадобилась замена для парка отлетавших свое в войну бывших американских патрульных бомбардировщиков «Либерейтор» (версии PB4Y-1 и PB4Y-2), они решили сделать свой самолет, который не отличался бы принципиально от предшественника.

Построенный инженерами компании Avro, успевшими набить руку и отточить свое мастерство проектирования четырехмоторных самолетов на многочисленных бомбардировщиках «Ланкастер» и «Линкольн», новый патрульный самолет просто не мог выйти неудачным. Созданный ими патрульный самолет впервые поднялся в небо в 1949 году и затем на протяжении 40 лет занимался поиском подводных лодок вероятного противника, главным образом советских, в составе британских и южноафриканских ВВС.

Так как самолеты активно эксплуатировались вплоть до 1991 года, до наших дней сохранилось более 10 Avro Shackleton различных модификаций. При этом большая их часть уже давно не поднималась в небо. Ближе всех к полетам находится самолет с бортовым номером WR963, видео с которым можно найти сегодня на видеохостинге Youtube. Восстановлением данного самолета занимается группа энтузиастов. На видео в аэропорту британского города Ковентри самолет совершает пробежки по взлетно-посадочной полосе, есть шанс, что когда-нибудь он снова сможет подняться в небо.

Avro 696 Shackleton – многоцелевой противолодочный самолет, который был разработан на базе тяжелого бомбардировщика периода Второй мировой войны Avro 694 Lincoln. Новый самолет сохранил крыло и шасси от «Линкольна», но получил абсолютно новый фюзеляж, который стал шире, выше и короче. Одновременно с этим горизонтальное оперение самолета из низкорасположенного превратилось в высокорасположенное, а характерные для английских бомбардировщиков «Ланкастер» и «Линкольн» концевые шайбы вертикального оперения прибавили в весе, став на вид гораздо массивнее, а также закруглившись. Вместо двигателей Rolls-Royce Merlin на многоцелевой противолодочный самолет установили новые двигатели Rolls-Royce Griffon с трехлопастными соосными винтами. Новый фюзеляж позволял легко разместить на борту экипаж из 10 человек. В надфюзеляжной турели были установлены две 20-мм пушки, а в хвостовой части имелось два 12,7-мм пулемета. Внутри большого бомбового отсека самолет мог нести как глубинные, так и обычные авиационные бомбы.

Свой первый полет новая машина совершила 9 марта 1949 года. Первый серийный Авро Шеклтон поднялся в небо – 24 октября 1950 года, а в феврале следующего года серийные самолеты начали поступать на вооружение. Первая крупная серийная версия патрульного самолета оснащалась четырьмя двигателями Rolls-Royce Griffon 57А и имела обозначение Shackleton MR.Mk.1A.

Практически сразу же после начала поставок в войска самолета Shackleton MR.1 британские конструкторы занялись созданием модернизированной версии, принимая во внимание те недостатки и недочеты, которые удалось выявить во время эксплуатации версии MR.1. Новая версия самолета получила обозначение Shackleton MR.Mk.2. Специально для нее конструкторы Avro спроектировали абсолютно новую носовую обтекаемую часть, в которой имелась спаренная 20-мм артиллерийская установка, расположенная над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС, который располагался в нижней передней части, самолет получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, это позволяло обеспечить обзор в 360 градусов. Также были демонтированы задние крупнокалиберные пулеметы и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена – на двухколесную убирающуюся опору.

Читайте также:  Костюм ямамото для подводной охоты

Последний серийный вариант Shackleton MR.Mk.3 создавался с прицелом на улучшение всех общих характеристик машины – были усовершенствованы элероны, установлены концевые крыльевые топливные баки, изменена конфигурация крыла. Не обделили конструкторы своим внимание и экипаж самолета – версия MR.Mk.3 получила кабину с отличным обзором и звуконепроницаемую кабину для второго экипажа – на случай длительного патрулирования в воздухе. Повышение общего веса самолета стало причиной появления трехопорного убирающегося шасси с носовой стойкой и двойными колесами. Другим заметным изменением самолета стало отсутствие надфюзеляжной турели, а появление узлов подвески под крыльями позволяло использовать реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных серийных самолетов Shackleton MR.Mk.3 были поставлены ВВС Южно-Африканской Республики.

В середине 1960-х годов после завершения производства самолет был в очередной раз усовершенствован. Повышение прочности конструкции патрульной машины позволило увеличить запас топлива. Также на самолете появились два небольших турбореактивных двигателя Rolls-Royce Viper 203 тягой 1134 кгс каждый. Они были установлены во внешних гондолах крыла, обеспечивая машине дополнительную тягу во время взлета и набора высота, в том случае если самолет взлетал с максимальной загрузкой.

В процессе эксплуатации самолета Авро Шеклтон англичане столкнулись с одной достаточно неожиданной проблемой – нехваткой топлива. В век реактивной авиации высокооктановый бензин для поршневых авиационных двигателей наследника «Ланкастера» был в дефиците. Особенно остро проблема с качественным топливом возникала, когда самолеты базировались на «заморских» территориях – в Акротири на Кипре, Катании, а также исландской базе Кефлавик и итальянских базах.

Последним вариантом самолета-ветерана стала модель Shackleton AEW.2. Данный самолет был разработан в 1971 году компанией British Aerospace (BAe), он создавался в качестве альтернативы противолодочному самолету и самолету ДРЛО Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Всего было построено 12 самолетов в версии AEW.2. Их основным отличием стало то, что полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на них на неподвижный выпуклый обтекатель, расположившийся перед бомбовым отсеком, в нем расположилась поисковая РЛС АРS-20, которая использовалась и на самолетах Gannet AEW.3. Другие внешние изменения были связаны с тем, что на самолете было установлено больше различных антенн.

Все 12 самолетов состояли на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании, занимаясь поиском субмарин, выполняя функцию раннего обнаружения лодок противника. Они базировались на базе Королевских ВВС «Лозигаонс», выполняя полеты над акваторией Северного моря, Северного Ледовитого океана и Западной Атлантикой. Некоторые патрульные полеты занимали по времени до 14 часов. Самолеты оставались на службе вплоть до 1991 года, когда их начали заменять на самолеты раннего обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk 1.

Летно-технические характеристики Shackleton AEW AEW.2:
Габаритные размеры: длина самолета – 26,62 м, высота – 6,1 м, размах крыла – 31,09 м, площадь крыла – 132 м2.
Масса пустого – 24 600 кг.
Масса максимальная взлетная – 42 300 кг.
Силовая установка – 4 ПД Rolls-Royce Merlin мощностью 4х1460 л.с.
Максимальная скорость – 462 км/ч.
Практическая дальность – 4600 км.
Боевой радиус действия – 2672 км.
Продолжительность полета – до 14 часов.
Практический потолок – 7010 м.
Экипаж – 3 человека + 7 операторов.

Самолеты начинают охоту за подводными лодками

Самолеты начинают охоту за подводными лодками

В период между двумя мировыми войнами авиационные средства поиска в подводном положении, как в нашей стране, так и за рубежом не разрабатывались, а средства поражения того времени оказались или малоэффективными или вообще непригодными для использования по назначению. Одна из причин отсутствия интереса к разработке I противолодочных средств в | нашей стране, возможно, заключалась в том, что до 1937 г. морская авиация входила в состав ВВС РККА, руководство которой было далеко от проблем борьбы с ПЛ. Кроме того, довоенная отечественная радиоэлектроника и технология не могли создать авиационные средства обнаружения ПЛ под водой, удовлетворяющие даже элементарным требованиям.

Тем не менее предвоенная авиация, находившаяся в оперативном подчинении командующих флотами, пусть в ограниченных объемах, но противолодочные задачи в процессе боевой подготовки пыталась отрабатывать. В основном они ограничивались визуальным обследованием заданных участков моря, выполнением полета по заданному маршруту. Согласно действующим документам решение этих задач возлагалось на части и подразделения разведывательной авиации флотов. Но, как свидетельствует, например, отчет о состоянии боевой подготовки ВВС флотов за последний предвоенный год, решению именно этих задач внимания уделялось недостаточно.

Читайте также:  Мощный блочный арбалет для охоты

Самолет МРБ-2 ВВС БФ

К моменту вступления СССР в войну на вооружении разведывательной авиации состояли гидросамолеты МБР-2, ГСТ, Че-2, Кор-1.

Одномоторная летающая лодка МБР-2 – моноплан смешанной конструкции, поступивший на вооружение в 1934 г. Поршневой двигатель жидкостного охлаждения М-17 с деревянным толкающим винтом устанавливался на центроплане крыла и развивал мощность до 500 л.с. Последующие модификации самолета МБР-2бис, начало поступления которых относится к 1936 г., комплектовались более совершенным двигателем АМ-34 мощностью 750 л.с., что улучшило взлетно-посадочные характеристики. Практическая дальность полета самолетов последних модификаций достигала 1300 км, крейсерская скорость – 200 – 220 км/ч, потолок – 7900 м, бомбовая нагрузка – до 500 кг, экипаж состоял из трех человек.

Самолет Бе-4 на крейсере

Морской дальний разведчик ГСТ (гидросамолет транспортный) – двухмоторная летающая лодка цельнометаллической конструкции. Лицензия на право строительства самолета в транспортном варианте закуплена у США в 1937 г., но вместо американских двигателей «Пратт-Уиттни» в состав силовой установки вошли отечественные М-62 и М-88. Выпуск самолетов по лицензии начался в 1939 г., продолжался в течение года и был прекращен в связи с тем, что производство оказалось достаточно сложным. Некоторые надежды при этом возлагались на самолет Че-2.

Практическая дальность полета ГСТ достигала 2900 км, крейсерская скорость – 260 – 280 км/ч, потолок – 5500 м, бомбовая нагрузка – 12 ПЛАБ-100, экипаж – шесть человек.

Морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6). Двухмоторная летающая лодка цельнометаллической конструкции с двигателями М-88. Практическая дальность полета 2500 км.

Самолет Че-2 ВВС ТОФ

Для поиска ПЛ периодически применялись также самолеты других типов, но без особого успеха, за исключением полученных по ленд-лизу из США летающих лодок PBN-1, впоследствии самолетов – амфибий PBN-6A, благодаря тому, что в состав оборудования некоторых из них входили радиолокационные станции (РЛС) типа АСВ-8 или «Радар-6». Крейсерская скорость полета этих самолетов составляла 180 – 200 км/ч, а продолжительность – до 24 ч.

Не лучше обстояли дела и со средствами поражения. Единственная противолодочная бомба, состоявшая на вооружении морской авиации, называлась ПЛАБ-100.

Она снабжалась парашютом, обеспечивающим возможность сбрасывания до скорости 200 км/ч. Баллистические качества бомбы крайне невысокие. К началу войны на складах ВВС флотов находилось 13500 бомб подобного типа. За войну израсходовано только 3700, причем более 30% не по назначению.

Самолет PBN-1 на рулении

В Отечественной войне, как показали дальнейшие события, основная борьба с ПЛ противника развернулась на северных морских коммуникациях. Обстановка сложилась так, что в течение десяти месяцев с начала военных действий немецкие подводники особых препятствий движению северных конвоев не оказывали, хотя, судя по некоторым данным, следили за ними.

Военно-воздушные силы Северного флота к июню 1941 г. имели в боевом составе всего 49 МБР-2 и 7 ГСТ, поэтому и предпринимались попытки использовать для поиска ПЛ более скоростные самолеты, особенно обеспечивающие экипажу хороший визуальный обзор. Однако опыт их применения показал невысокую эффективность по обнаружению малозаметных морских целей, к которым относились выдвижные устройства лодок (перископ, устройство для работы дизеля под водой, антенны), низкий уровень подготовки экипажей и существенные упущения в отработке взаимодействия.

О неудовлетворительной организации взаимодействия разнородных сил свидетельствует такой факт. 11 июля 1942 г. пара МБР-2 в трех километрах от нашего тральщика обнаружила и атаковала ПЛ по перископу, сбросив серию ПЛАБ-100. После того как перископ скрылся, на поверхности появилось масляное пятно, но в этот момент тральщик начал обстреливать самолеты МБР-2.

До 1944 г. в действиях немецких подводников преобладала маневренная тактика, а затем ПЛ стали применяться позиционно – сосредотачиваться на путях движения конвоев заблаговременно. Соответственно этому внесли изменения и в характер распределения усилий противолодочных сил СФ по районам.

Оценивая результаты действий авиации по решению противолодочных задач, штаб ВВС СФ считал, что во время войны получено 57 обнаружений ПЛ, атаковано 42, потоплено три и такое же количество повреждено. Однако и эти более чем скромные данные о потопленных и поврежденных ПЛ нуждались в уточнении. Послевоенные исследования свидетельствовали о потоплении двух и повреждении одной ПЛ. Всего за войну силами СФ потоплено 38 немецких ПЛ.

Самолет PBN-1 готовится к буксировке

Тем не менее объективный анализ позволяет прийти к заключению, что без участия авиации защита коммуникаций и противолодочное обеспечение конвоев и кораблей оказались бы не столь эффективными.

Военно-воздушные силы Балтийского моря имели в боевом составе 120 МБР-2 (часть их не числились разведывательными), пять Че-2, которые в августе 1941 г. после обеспечения первых налетов морской авиации на Берлин были переданы ВВС СФ, и шесть КОР-1.

Поиск ПЛ самолеты производили преимущественно в Финском заливе и в северной части Балтийского моря. Обычно тактическая группа состояла из двух самолетов.

Читайте также:  Проект охотники за болью

За время войны выполнено 1579 самолето-вылетов на поиск ПЛ, повреждено четыре. Всего же в зоне действия БФ немцы потеряли 16 ПЛ. К началу войны ВВС ЧФ насчитывали в боевом составе 139 МБР-2 и 11 ГСТ, но начиная с 1944 г. для решения противолодочных задач стали привлекаться самолеты других типов.

По имеющимся данным до прибытия в мае 1942 г. 11-й итальянской флотилии из шести малых ПЛ на Черном море действовала лишь одна румынская. К концу года поступило еще шесть немецких ПЛ. В течение 1943 г. они совершили 30 походов на коммуникации Батуми- Туапсе. В целях пресечения активности ПЛ противника авиация вела поиск их на коммуникациях, обеспечивала воздушное противолодочное охранение конвоев на переходе морем.

В темное время суток поиск производился самолетами Б-3, использовавшими РЛС.

Опыт применения авиации ВМФ в борьбе с ПЛ противника показал, что задача эта, подобно защите союзниками трансатлантических коммуникаций, не являлась первостепенной и носила скорее эпизодический характер. Каких-либо новых способов авиационного поиска и использования средств поражения ПЛ не появилось, обнаружений в подводном положении, ввиду отсутствия предназначенных для этого средств, не было.

Экипаж самолета Бе-6 после полета

Читайте также

Подпольщики начинают и…

Подпольщики начинают и… Альфонс Ребане и другие эстонские эмигранты – сотрудники британской разведки «засветились» в громком шпионском скандале, связанном с созданными на территории Эстонии подпольными антисоветскими организациями: «Эстонским национальным

Самолеты

Самолеты Уникальным отличием японской доктрины боевого применения подводных лодок являлось широкое использование самолетов субмаринного базирования. Эксперименты с авиацией подводного базирования велись в 30-е оды в разных странах, но они экспериментами гак и

33. Взаимодействуя с первыми подводными лодками

33. Взаимодействуя с первыми подводными лодками 30 июля 1904 г. миноносцы №№ 209,210,211, охраняя тралящий караван, выводили в строе фронта за линию минных заграждений уходившие в море «Россию», «Громобой», «Рюрик». Они же вечером 2 августа у о. Рикорда встречали корабли, вернувшиеся

Документ № 5.11 Выписка из «Отчета по использованию артиллерийского оружия подводными лодками БПЛ КБФ за 1944 год»

Документ № 5.11 Выписка из «Отчета по использованию артиллерийского оружия подводными лодками БПЛ КБФ за 1944 год» За отчетный период подводными лодками было произведено три успешных ночных артиллерийских атаки по ТР противника. Из них ПЛ С-13 произвела одну, ПЛ К-51

Документ № 6.5 Выписка из «Отчета о боевом использовании минно-торпедного оружия и вооружения подводными лодками БПЛ КБФ за период с 1 января 1945 г. по 31 марта 1945 г.»

Документ № 6.5 Выписка из «Отчета о боевом использовании минно-торпедного оружия и вооружения подводными лодками БПЛ КБФ за период с 1 января 1945 г. по 31 марта 1945 г.» ПЛ С-13 (командир БЧ-3 капитан-лейтенант Василенко)Подлодка имела два успешных боевых столкновения с

Часть III Американские охотники за подводными лодками типов «РС» и «SC»

Часть III Американские охотники за подводными лодками типов «РС» и «SC» Большой охотник американской постройки типа SC в составе ВМФ СССР. Тихоокеанский флот, Советская гавань. 1951 г.В 1937 году ВМС США был объявлен конкурс на лучшую конструкцию большого и малого охотников за

Бланта начинают допрашивать

Бланта начинают допрашивать Признания Бланта открыли английским спецслужбам путь к началу следствия по его делу. В 1964 году состоялись первые «допросы» Бланта, если их можно так назвать. В январе того года следователь Артур Мартин, который в свое время участвовал в

ОЛИГАРХИ НАЧИНАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ С РОССИЕЙ

ОЛИГАРХИ НАЧИНАЮТ ПЕРЕГОВОРЫ С РОССИЕЙ Конференция в Муринъане19 апреля 1903 года японский министр в Пекине Утида Ясуя телеграфировал своему правительству, что Россия не только уклонилась от запланированной на 8 апреля эвакуации, но и предъявила Китаю требование из семи

Самолеты

Самолеты Як-1 из состава 106-го ГИАП, лето 1944 г.Як-3 летчика 86-го ГИАП лейтенанта В.Канищева, весна 1945 г.Як-9У летчика 89-го ГИАП младшего лейтенанта Ю.Мовшевича, май 1945 г. Як-9М из состава 21-го ИАП ВВС КБФ, 1944 г.Як-7Б летчика 31-го ГИАП младшего лейтенанта Н.Выдригана, осень 1943 г.Як-1

«ФЕРМЕРЫ» НАЧИНАЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ

«ФЕРМЕРЫ» НАЧИНАЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ 21 января 1931 года в Берлине состоялась очередная встреча Николая Скоблина и Надежды Плевицкой с представителем Центра. Он объявил супругам, что ВЦИК персонально амнистировал их. В свою очередь генерал подчеркнул, что перелом произошел в

2.1. Белые начинают и делают ход желтыми

2.1. Белые начинают и делают ход желтыми О реакции «владычицы морей» на присоединение к России устья Амура, выразившейся в Крымско-мировой войне против нас, уже было сказано. Что касается звездно-полосатой заокеанской демократии, то как только весть о русских инициативах в

Оцените статью
Adblock
detector