- Мотосани для зимней рыбалки своими руками
- Мотосани своими руками
- Мотосани – что и с чем
- Что нужно знать о конструкции
- Что можно взять готовое
- Собираем сани своими руками
- Санки для зимней рыбалки: как выбрать лучшую модель или сделать своими руками
- Предназначение саней
- Виды саней
- Детские
- Надувные
- Финские
- Самодельные
- Самоходные
- Для снегохода
- Волокуши для зимней рыбалки
- Доработка пластиковых волокуш
- Как выбрать сани?
- Материал изготовления
- Металл
- Пластик
- Дерево
- Грузы для перемещения
- Рельеф местности
- Использование с мототехникой
- Финские санки: изготовление своими руками
- Полозья
- Спинка
- Доработка саней для повышения комфортности
Мотосани для зимней рыбалки своими руками
Как только приходит зима со снегопадами, сразу затрудняется передвижение по дорогам. Чтобы можно было свободно двигаться по заснеженным местам, абсолютно реально собрать из подручных средств полноценный снегоход.
При этом на новое средство передвижения не нужно серьезно тратиться. Польза от этого особенно видна, когда автомобиль не позволяет передвигаться в условиях снежной зимы, да еще когда дороги не расчищают. В этом случае выгоды снегохода в условиях снежной зимы – как говорят, на лицо.
Любую конструкцию следует начинать собирать, предварительно разработав чертежи. На них указываются все нужные детали и узлы, после чего настает этап практического воплощения идеи в жизнь. В нашем случае в первую очередь нужно определить марку бензопилы, которая будет использована в конструировании снегохода.
Устройство нашего самодельного средства передвижения просто и практично. На небольших санках, сделанных из труб и уголка, устанавливается двигатель и редуктор бензопилы “Дружба”. Чтобы мотор работал стабильно, был поставлен карбюратор, взятый с китайского мопеда.
Цепная передача проходит по направлению “ведущая звезда” – “ведомая звезда (с мотоцикла)” колеса. Колесо перед этим стояло на скутере, в нем покрышка покрыта шипами зацепами, для уверенной езды по ледяной поверхности. Колесо устанавливается на рычаги – когда водитель садится на снегоход, колесо прижимается ко льду рычагами. В итоге колесо плотно прижимается к поверхности льда.
Руль был установлен самый обычный, как на велосипеде. Только здесь установлено не колесо, а направляющая (коньки имеют подобную конструкцию).
Снегоход сконструирован с защитным кожухом над колесом, и с рычажным тормозом, изготовленным автором самоделки.
В результате получился очень удобный транспорт, который быстро двигается по льду – с ним вы быстро отыщете место для рыбалки с хорошим клевом.
К этой модели мотосаней также можно прикрепить на веревку детские санки, и всю зиму развлекать малышей прогулками.
Здесь вы можете просмотреть видео с поездкой автора снегохода на зимнюю ловлю рыбы.
Мотосани своими руками
Многих людей, проживающих в городах и селах, где снега бывает больше, чем асфальта, волнует вопрос, на чем передвигаться. Идеальным вариантом является снегоход. Но не всем по карману такая покупка. В такой момент стоит вспомнить, что делали наши отцы в такой ситуации. А делали они мотосани. Да, можно купить их в готовом варианте. Но проблема заключается в том, что не во всех городах они есть в продаже, так как на рынке это новый товар, к тому же, самодельные всегда лучше. Поэтому, если у вас имеются определенные навыки и опыт, стоит решиться: «Делаем сами мотосани».
Мотосани – что и с чем
Но для начала стоит разобраться, что такое мотосани и для чего они нужны. Мотосани – средство передвижения и транспортировки груза в заснеженных условиях. В основном они представляют собой очень маленький снегоход с колесом. Мотор используют либо от скутера, либо от снегохода.
Для управления имеется рукоять, на которой установлена тормозная система и рычаг подачи топлива. Сиденье небольшое, рассчитанное на одного человека. В движение приводится небольшим колесом с очень шипастой резиной или маленькой гусеницей. Для комфортного передвижения по снегу устанавливаются лыжи.
Вообще, изготовление мотосаней самим – не такой сложный процесс, как может показаться вначале. Самоделки только поначалу кажутся сложными. Достаточно иметь начальные знания о том, как устроены моторы и научиться (или попросить кого-нибудь) сварке.
Что нужно знать о конструкции
- Мотосани состоят из ходовой части – мотора, бензобака, колеса, лыж, системы подачи топлива и зажигания. Управление – руль, примерно как на велосипеде. Еще есть рама и сиденье. Рассмотрим поподробнее каждый элемент ходовой части.
- Двигатель – для изготовления мотосаней своими руками идеально подойдет небольшой двигатель от скутера или мопеда. Важно, чтобы он хорошо переносил холодную погоду и имел возможность завода с рычага или троса. А также была возможность использования масляно-топливной смеси как горючего.
- Бензобак – подойдет любая емкость, которая выдерживает нахождение внутри топлива. Поэтому пластиковые бутылки отменяются – их может проплавить. Отличным вариантом будет использование готового бензобака. Но если у вас чешутся руки сделать сани своими руками от и до, то можно сделать бак самому. Об этом будет рассказано позднее.
- Колесо подойдет практически любое, но лучше всего использовать автомобильное, так как на него легче найти шипованную резину. Отличным вариантом будет колесо от мотоцикла эндуро, его иголкам даже дикобраз может позавидовать.
- Лыжи – тут лучше не скупиться и использовать горные лыжи. Они прочнее и гибче, так что им будет легче выдерживать вес. Если они не подходят по длине, делаем их короче.
- Подача топлива и зажигания – все будет вместе с мотором в сборе, так что тут придумывать не требуется ничего.
Ну а про остальные элементы и так понятно, все сами придумываем и делаем под себя.
Также стоит обратить внимание на мотосани с гусеницей. Да, такой вид сложнее сделать своими руками. Но в то же время мотосани будут гораздо лучше чувствовать себя на льду и насте.
Что можно взять готовое
Чтобы сделать подобие мотофинки, не требуется делать все с нуля. Можно взять какой-то элемент, конструкцию, продающуюся в магазине. Чтобы не покупать новый скутер, можно взять его с рук, это выйдет даже дешевле. Еще дешевле вариант – заглянуть на рынки-разборки, где этого добора очень много. Для основы мотосаней можно использовать снегокат, но выбирать нужно полностью металлический и дополнительно своими руками изменять конструкцию, иначе такой подвид санок просто не выдержит нагрузок.
Колесо также стоит присмотреть в магазине. Кроме вышеупомянутого колеса от мотоцикла эндуро, можно использовать стандартные колеса от автомобиля, а для лучшего сцепления со снегом – просто добавить цепи. Также есть вариант с использованием дутиков – бескамерных резиновых колес. Но предварительно стоит усилить их цепью или полосами железа. Для обеспеченных граждан прекрасным вариантом будет внесение в конструкцию так называемых ВГД – внедорожных гусеничных движителей.
Сиденье чаще всего можно взять с того же скутера, а если хочется сделать своими руками, можно воспользоваться общедоступными схемами. Лыжи покупаются в магазине или находятся в гараже. Лучше всего использовать сверхлегкие горные лыжи, с ними мотосани в снег не провалятся. Некоторые самоделкины используют как основу популярные нынче модули для мотобуксировщиков. Но если ваша задача – мотосани с минимальными вложениями, то этот вариант не для вас.
Собираем сани своими руками
Для начала вам необходимо определиться с конструкцией, для этого ищите фото или видео с мотосанями и копируйте их. Если же вы вознамерились сделать мотофинки сами, то стоит вооружиться карандашом. Для начала набросайте на бумаге то, что вам хочется увидеть. После этого начните отметать те детали, без которых агрегат не потеряет своих качеств. По мере необходимости добавляйте ребра жесткости, крепления. Как только вы, наконец, поймете, что же хотите, перемещайтесь к чертежам. На этом этапе станет ясно, какие болты, гайки лучше всего использовать, какие элементы будут самодельные, а также основные места сварки.
Поищите в разборках или на рынках скутеры. Подойдут любые, главное – чтобы объем их двигателя был не более 50 кубических сантиметров (иначе сани будут попадать под категорию прав А1). Также учтите такой нюанс, как стабильно работающая система впрыска и зажигания. Самому ее переделывать и доводить до ума – для тех, кто хочет сделать абсолютно все своими руками. Не лишним будет бензобак. Но в то же время вы можете использовать и канистру от бензина, либо самому сделать его.
Важно: ни в коем случае не паяйте бак. Только сварка. Иначе можете стать свидетелем «оловянной чумы» – процесса, когда олово на сильном морозе становится хрупким и выламывается из швов.
Начните собирать раму, придерживаясь чертежей. На этом этапе вам и пригодится умение делать самому сварку. Используйте для рамы трубы. Их легче гнуть, нежели прокатный профиль. А также их можно без потери устойчивости соединять под острыми углами. Так ваши сани станут более эстетичными на вид. Не забудьте также сделать втулку для руля мотосаней. Просто приварите кусок трубы большего, чем стойка руля, диаметра под углом 90 градусов к раме.
Начните собирать все части воедино, начиная с двигателя и тросов, заканчивая трубками. Стоит учесть то, что лыжи лучше всего укрепить на малоподвижной основе. После того, как все сами установили на будущие мотосани, не поленитесь и испытайте их. Как только недочеты будут исправлены, ставьте сиденье.
Совет: возьмите в качестве набивки сиденья негорючий утеплитель, например, стекловату. Тогда его можно будет укрепить на блоке цилиндров, предварительно усилив его – так вы получите мотосани с подогревом сиденья.
Финальная отделка – добавление удобств, такие как теплые рукоятки для руля. Можно добавить фонари, чтобы передвигаться зимним вечером или ночью. Отличным дополнением станет небольшой багажник. Совет: всегда возите с собой небольшой набор инструментов. Так как мотосани у вас самодельные, вы всегда будете знать, что и где могло сломаться.
Санки для зимней рыбалки: как выбрать лучшую модель или сделать своими руками
В зимнее время опытные рыболовы всегда используют сани для рыбалки, на которые можно уложить дополнительное снаряжение: удочки, палатку, ледобур. Особенно пригодятся санки, если до водоема приходится далеко добираться, ведь иначе весь груз надо тащить в руках или рюкзаке. Подходящие сани можно купить или сделать своими руками, если раздобыть материалы и инструменты.
Предназначение саней
Рыболовные сани в зимний сезон станут верным помощником человеку. Они позволяют с комфортом перемещать всю утварь по снегу и льду. Кроме того, при переворачивании дном вверх сани послужат столиком для посуды и снастей, а стоя на боку помогут укрыться от сильного ледяного ветра. Если с собой нет пакета или ведра, в санки можно бросать выловленную рыбу.
Рыболовные сани для перевозки груза к содержанию ↑
Виды саней
В магазинах можно встретить разные виды саней, которые различаются конструкцией и материалом изготовления.
Детские
Такие санки есть практически у всех семей с детьми. Они небольшие по размеру, легкие, без проблем перемещаются по снегу и не занимают много места при хранении. Некоторые рыболовы применяют детские сани для зимней рыбалки. Тем не менее, при большом количестве снега и на пересеченной местности с их движением могут возникнуть серьезные проблемы. К тому же, придется придумать специальное крепление для утвари и некоторые дополнительные элементы, иначе пользоваться санками на рыбалке будет неудобно.
Некоторые рыболовы используют детские санки для перевозки груза по льду к содержанию ↑
Надувные
Надувные сани делают из резины или ПВХ. Их можно без труда протащить даже по толстому слою снега, по льду. Сани имеют минимальный вес, а их внутреннее пространство позволяет уложить большое количество поклажи. Довольно неудобным является надувание саней на месте, но при наличии вместительного багажника проблему можно решить: привозить их уже накачанными. К сожалению, резина и ПВХ могут портиться на морозе, повреждаясь о кочки, кусты и коряги, поэтому долговечностью такой транспорт не отличается.
Надувные сани для зимней рыбалки к содержанию ↑
Финские
Данный вариант саней считается наиболее популярным среди рыбаков. Вопреки названию, они были изобретены в Швеции и стали традиционным зимним транспортом в скандинавских странах. Сейчас они активно применяются во время зимней рыбалки, а также для катания и развлечений.
Финские сани представляют собой полозья с накладками, но только с измененной конструкцией. Длина полозьев у них короче, вес меньше, что помогает передвигаться даже на большие расстояния и возить транспорт в автомобиле. Среди финских санок встречаются прогулочные для взрослых и детей, а также специальные изделия для рыбалки. Последние обычно весят не более 8–9 кг, а длина полозьев составляет менее 1,4 м. Они выдерживают вес до 150–180 кг, легко скользят по снегу и льду, развивая скорость до 15 км/ч.
Рыболов на финских санках
Рыбаки нередко оснащают сани стулом с высокой спинкой, на котором можно отдыхать и сидеть во время рыбной ловли. Для удобства крепления поклажи большинство моделей снабжены крючками, резинками. Поверх стальных полозьев на сани часто крепят пластиковые накладки, которые еще легче едут по снегу. Более дорогие модели имеют мотор и особое колесо, которые делают технику быстроходной.
Самодельные
Собрать сани самостоятельно сможет каждый рыбак. Для этого нужно определиться с их функционалом, размером, дополнительными элементами. Если они нужны только для комфортного подвоза снастей к месту зимней рыбалки, можно сделать небольшое транспортное средство из подручных материалов (дерева, пластика, алюминия, железа). Типичным вариантом самодельных санок является деревянный ящик с прикрепленными к нему полозьями от обычных лыж.
Рыболовный ящик на самодельных санях из старых лыж к содержанию ↑
Самоходные
Под самоходными санями понимают аэросани — транспортное средство с двигателем и пропеллером (толкающим воздушным винтом). Они могут перемещаться по снегу и льду подобно другому самоходному зимнему транспорту. Рыбаки нередко делают такие санки своими руками, взяв обычные финские и приспособив к ним двигатель. Некоторые готовые модели развивают скорость до 50 км/ч.
Самоходные сани с мотоприводом к содержанию ↑
Для снегохода
Если в наличии имеется снегоход, к нему стоит приспособить сани-волокуши или классические санки на 2 полозьях. Это поможет перевозить тяжелые грузы на любые расстояния по пересеченной местности. Соорудить изделие можно в своей мастерской. Некоторые умельцы умудряются даже собрать из подручных средств сам снегоход.
Сани для снегохода «БШПГ-250» к содержанию ↑
Волокуши для зимней рыбалки
Сани-волокуши представляют собой «корытце» с бортиками, которое можно перемещать по снегу. Наличие бортиков позволяет без труда укладывать внутрь различные предметы, снаряжение, которое не вывалится по дороге. Наружная поверхность дна у волокуш покрыта рифлением в форме полозьев, что помогает им лучше скользить.
У таких санок есть множество достоинств. Они вместительные, без труда проходят по любой поверхности, ведь площадь соприкосновения со снегом у них большая. Чаще всего волокуши делают из морозостойкого пластика, к ним крепят надежную веревку, за которую санки можно тянуть. В продаже есть волокуши для снегоходов, которые будут весьма актуальны во время длительного похода.
Доработка пластиковых волокуш
После покупки санок опытные рыбаки предпочитают самостоятельно дорабатывать изделие, чтобы улучшить его технические и эксплуатационные характеристики. Самые дешевые волокуши не имеют даже веревки, а только пластиковое кольцо для нее, и ручку для транспортировки приходится привязывать самому. Если кольца нет вообще, можно просверлить спереди санок две дырки, пропустить через них веревку и завязать. Важно, чтобы отверстия располагались на равном расстоянии от крайних углов, иначе сани не будут ехать ровно, а станут заваливаться на бок.
Еще один вариант изготовления веревки — продевание ее через несколько дырок, высверленных вдоль бортиков. Его стоит применять, если планируется перевозка тяжелых грузов или присоединение санок к снегоходу. Также неплохо будет сделать дополнительное крепление для поклажи в виде упругих растяжек, которые тоже пропускаются через отверстия в боковинах. Чем объемнее и ценнее груз, тем надежнее должны быть такие крепления.
Доработка пластикового корыта для рыбалки
Прочие способы доработки волокуш таковы:
- чтобы дно не протиралось, снаружи его усиливают накладками из толстого линолеума;
- для защиты снастей от осадков делают небольшой тент из непромокаемой капроновой ткани с утягивающей резинкой (на рыбалке такой тент можно применять для защиты от ветра, надев на себя);
- для перемещения ночью на боковины саней прикрепляют светоотражающие элементы;
- внутри транспорта можно зафиксировать раскладной стульчик, с которого будет удобно рыбачить;
- чтобы в изделии не скаплевалась наледь, можно обработать поверхность специальным воском для лыж или силиконовой смазкой.
к содержанию ↑
Как выбрать сани?
Качественные санки сейчас продаются в большинстве рыболовных и хозяйственных магазинов. Чтобы не ошибиться при покупке, нужно подбирать изделие в соответствии с такими требованиями:
- хорошее скольжение;
- небольшой вес;
- отсутствие переворачивания при движении;
- вместительность;
- возможность положить в багажник машины;
- стойкость к повреждениям.
Обычно китайские модели самые дешевые, а европейские довольно дорогие. Цена также будет зависеть от качества основы, но лучше выбирать изделия с более толстыми стенками, которые не протрутся от длительных поездок или путешествия со снегоходом.
Тем не менее, сани с самыми толстыми бортиками могут быть довольно тяжелыми, поэтому стоит искать «золотую середину». Широкий транспорт почти не переворачивается, но может не пройти по узкой тропинке.
Материал изготовления
Современные транспортные средства для рыбаков делают из разнообразных материалов, поэтому можно выбрать вариант на свой вкус и кошелек.
Металл
Такие изделия бывают цельными и разборными. Их конструкция прочная, жесткая, сверху располагается надежная площадка для перевозки грузов, которая может быть металлической или деревянной. Вес таких саней порой значителен, за счет чего на сильно заснеженных участках они проваливаются. Низкосортный металл от долгой эксплуатации может заржаветь.
Складные санки из металлических труб к содержанию ↑
Пластик
Обычно пластиковыми являются волокуши в форме корыта. Они имеют хорошие эксплуатационные параметры, без проблем едут по снегу и льду. При покупке надо всегда обращать внимание на качество и толщину пластика, чтобы изделие не начало раскалываться после первого же попадания на кочку.
Волокуши из пластика в виде корыта к содержанию ↑
Дерево
Деревянный транспорт обычно делают своими руками. Он легкий, надежный, но требует регулярного смазывания в области полозьев (по принципу ухода за лыжами). Грузоподъемность таких изделий может быть ниже, чем металлических. Конструкцию стоит делать жесткой, для чего можно комбинировать дерево с металлом.
Деревянные волокуши из старых лыж к содержанию ↑
Грузы для перемещения
Размер покупаемых саней зависит от того, какие грузы на них планируется перевозить. Если рыболов будет регулярно укладывать в транспорт палатку, тент, ледобур, столик и стульчик, а также рыболовные снасти, стоит приобретать сани большого размера. Высоте бортов тоже надо уделить внимание: не рекомендуется покупать санки с бортами менее 20 см.
Рельеф местности
Транспорт с полозьями хорошо едет по льду, поэтому при движении по замерзшей реке, озеру он подойдет идеально. Напротив, в глубоком снегу с грузом сани могут попросту застрять, и для этого лучше купить волокуши с рельефным днищем. Кроме того, полозья можно самостоятельно снять и заменить их лыжами, которые легко проедут и по снегу, и по льду.
Волокуши на съемных полозьях к содержанию ↑
Использование с мототехникой
С малыми по мощности «мотособаками» лучше комбинируются легкие, малогабаритные санки. Крупный, тяжелый снегоход вполне способен тащить за собой внушительное по размерам и вместительности транспортное средство.
Финские санки: изготовление своими руками
При наличии нужных материалов и инструментов соорудить санки сможет каждый мастер, а после применять их для катания или рыбалки.
Полозья
Самый простой вариант — использовать в качестве полозьев старые ненужные лыжи с металлической окантовкой. Если они не имеют канта, то к дереву просто крепится 4 уголка с просверленными отверстиями для болтов.
Также можно сделать надежные металлические полозья, взяв на основу такие материалы:
- алюминиевую трубу круглую 30 х 4 мм и 22 х 3,5 мм;
- листовой алюминий толщиной 4 мм;
- пористую ребристую резину для подножки и упора для ступней.
Изготовление финских саней из алюминиевых труб
Чтобы сделать полозья, придется раздобыть сварочный аппарат и трубогиб. Из трубы размером 30 х 4 сгибают основу санок (2 детали), просверливают в ней отверстия для крепления стульчика и подножек (последние делают из трубы 22 х 3,5 и листового металла). Закрепляют все элементы сваркой, а сверху на заднюю часть полозьев и подножку приклеивают куски резины. Также на направляющие трубки ставят рамку для придания жесткости всей конструкции.
Для экономии средств и времени можно приделать к полозьям старый стульчик, просверлив в нем отверстия под болты. Для самостоятельного изготовления стула потребуются:
- труба алюминиевая 22 х 3,5 мм;
- дощечки строганные деревянные.
Из трубы выгибают ножки и вертикальные стойки, на их соответствующих участках заклепками фиксируют деревянные дощечки — сидение и спинку. В готовом стульчике делают дырки для прикрепления к полозьям. Покрывают все деревянные элементы краской или лаком.
Спинка
Спину стульчика «наращивают» аналогичными деревянными дощечками, устанавливают верхнюю планку из дерева. Для комфортности ручки оклеивают пористой резиной. Если планируется сделать складные санки, то для фиксирования вертикальных стоек и стула применяются барашковые гайки.
Доработка саней для повышения комфортности
Для катания по рыхлому снегу стоит приобрести для сделанных финских саней специальные пластиковые насадки — они не позволят полозьям утопать в сугробах. Для уменьшения риска травмирования можно оклеить противоскользящим материалом ручки, подножки, а также поставить платформу для ног. С целью закрепления груза сразу прицепляются резинки, крючки в необходимом количестве. Если есть желание, санки делают самоходными, добавив к ним мотор и бензобак на отдельной раме.
Несмотря на большую долговечность и износостойкость покупных саней, многие рыболовы предпочитают делать их самостоятельно. С зимним транспортом рыбалка станет более доступным, комфортным и веселым развлечением, причем без лишних затрат.