Самодельный парусный катамаран с надувными поплавками

Самодельный катамаран

Многие задаются вопросами: “Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?” можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

Первый вариант

Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов?
Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

Основные параметры малого катамарана:

  • Длина наибольшая, м – 2.43
  • Ширина наибольшая, м – 1.34
  • Ширина корпуса, м – 0.30
  • Осадка со швертом, м – 0.42
  • Осадка без шверта, м – 0.13
  • Вертикальный клиренс, м – 0.23
  • Полное водоизмещение, кг – 120
  • Вес, кг – 40
  • Площать парусности, м2 – 5.3
  • Площадь смоченной поверхности, м2 – 2.1

Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

Второй вариант

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

  1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
  2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
  3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
  4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

  • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
  • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
  • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
  • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
  • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
  • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
  • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
  • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
  • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
  • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
  • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
  • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
  • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
  • Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Третий вариант

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Читайте также:  Как сделать подставку под спиннинги своими руками

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке.
Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях – плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.
Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.
Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

Четвертый вариант

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

КАТАМАРАН «РЫБКА» ПОД ПАРУСОМ

В моей практике любительской постройки плавсредств получилось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран «Рыбка» — далеко не первый и построил его даже позже, чем большой туристический мореходный четырехместный (тоже парусный).

В чем-то маленькое судно повторяет большое — например, двухкорпусную (а точнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, набор силовых элементов, используемый материал. Однако многие однотипные (одного назначения) узлы и даже детали выполнены по-разному, исключая, конечно, стандартизированные покупные изделия.

Катамаран «Рыбка» не только небольшой по размерам, но и прост по конструкции, и его по силам построить начинающему корабелу.

Но даже относительно небольшие размеры все же не позволяют хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к «большой воде» хотя бы на прицепе легкового автомобиля, а тем более в пассажирском постройки плавсредств получилось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран «Рыбка» — далеко не первый и построил его даже позже, чем большой туристический мореходный четырехместный (тоже парусный).

В чем-то маленькое судно повторяет большое — например, двухкорпусную (а точнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, набор силовых элементов, используемый материал. Однако многие однотипные (одного назначения) узлы и даже детали выполнены по-разному, исключая, конечно, стандартизированные покупные изделия.

Катамаран «Рыбка» не только небольшой по размерам, но и прост по конструкции, и его по силам построить начинающему корабелу.

Но даже относительно небольшие размеры все же не позволяют хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к «большой воде» хотя бы на прицепе легкового автомобиля, а тем более в пассажирском вагоне поезда! Поэтому и этот катамаран сделал разборным.

Парусное вооружение судна тоже несложное, и управление им доступно даже тому, кто только учится ходить под парусом.

Начиная описание катамарана, хочу заранее попросить извинения у профессиональных моряков и корабелов — названия некоторых конструктивных элементов не вполне корректные (или не совсем соответствуют классическому исполнению) Но одними балками и стойками, из которых, собственно, и состоит почти весь силовой набор судна, я могу «запутать» не только начинающих судостроителей-любителей, но и профессионалов.

Прогулочный разборный поплавковый катамаран «Рыбка»:

1 — поплавок (2 шт),

2 — борта форпика;

3 — шпангоут (4 шг),

4 — передняя поперечная балка,

5 — средняя подпалубная балка-бимс,

8 — стоячий такелаж (ванты),

13 — задний карман поплавка,

14 — средний карман-кулиска поплавка,

17 — срединная продольная балка-карлингс,

18 — задняя подпалубная балка-бимс,

19 — дополнительная обшивка днища.

Плавучесть катамарану обеспечивают два надувных однокамерных поплавка-баллона, напоминающих по форме кукурузный початок. Миделево сечение поплавка расположено примерно на 2/3 его длины от носа

Длина поплавков — около 4 м, а наибольший диаметр (по миделю)—420 мм. Такие размеры поплавков были выбраны по необходимому водоизмещению при условии, что ватерлиния будет проходить по средней продольной линии поплавков.

Теоретический чертеж и выкройки полотен поплавка:

а — теоретический чертеж,

Читайте также:  Снасти крючок с пружиной

б — верхнее полоню оболочки,

в — нижнее полотно оболочки (днищевая часть),

г — полотпо дополнительной обшивки днищевой части.

Материал поплавков — техническая синтетическая ткань «Феррари» с двусторонним пленочным покрытием, но подойдет и другой водо- и воздухонепроницаемый материал. Например, мой товарищ Андрей Черников, строя подобный катамаран, изготовил поплавки из материала, использованного на рекламных растяжках

Перед изготовлением поплавков сначала был выполнен теоретический чертеж с сечениями через равные промежутки Каждый поплавок собирался из двух частей (можно сказать, половин, если не учитывать припуски для склеивания на выкройке одной из них).

Склейка полотен оболочки поплавка:

а — в спущенном состоянии,

б — в накачанном состоянии,

1 — верхняя часть оболочки,

2 — нижняя часть оболочки,

3 — слой клея «Урмоно»,

4 — липкая полиэтиленовая лента.

Разметка выкроек частей производилась на ровном полу помещения. На полотнище материала наносилась осевая линия (или линия симметрии) и от нее откладывались в обе стороны отрезки, равные четверти длины окружности соответствующего сечения поплавка на теоретическом чертеже. Концы отрезков соединялись плавной кривой линией.

Сначала вырезалась одна часть, накладывалась на полотнище и затем по ней вырезалась другая, но уже с припусками 20 — 25 мм по всему периметру. Для того чтобы материал не скользил, полотно приклеивалось к полу, а выкройка — к полотну двусторонним скотчем. По этим двум выкройкам вырезались точно такие же заготовки для второго поплавка.

Силовой каркас катамарана и раскрепление мачты (материал труб—дюралюминий Д16Т); а—носовая оконечность; б — кормовая оконечность:

1 — носовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 ші ),

2 — средняя часть стрингера (труба Ø48×1,5, 2 шт ),

3 — кормовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 шт),

4 — носовая балка (труба Ø48×1,5),

5 — средняя подмачтовая балка-бимс ( труба Ø48×1,5),

6 — кормовая балка-бимс (труба Ø48×1,5),

7 — срединная продольная (рулевая) балка-карлингс (труба Ø48×1,5),

8 — верхнее колено мачты (труба Ø50×2),

9 — среднее колено мачты (труба Ø50×2),

10 — нижнее колено мачты ( труба Ø50×2),

12 — верхняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),

13 — нижняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2,2шт),

14 — носовая стойка форштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),

15 — шпангоут с подкосом (труба Ø22×1,5, 4 шт),

16 — кормовая стойка — ахтерштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),

17 — втулка оси руля (труба Ø22×1,5),

18 — верхняя ванта (трос Ø4, 2 шт),

19 — нижняя ванта (трос, Ø4, 2 шт ),

20 — штыревой талреп вант (4 шт ),

21 — ус вант (трос Ø4, 4 шт),

22 — форштаг (трос Ø4),

23 — талреп форштага,

24 — ус форштага (трос Ø4, 2 шт),

25 — диагональная стяжка (трос Ø4, 2 шт),

26 — талреп диагональной стяжки (2 шт ),

27 — поперечная стяжка (трос Ø4),

28 — талреп поперечной стяжки,

29 — стяжка стрингеров (трос Ø4, 4 шт ),

30 — талреп стяжки стрингеров( 4 шт),

Перед склеиванием частей припуски на второй заготовке и соответствующие полочки близ кромок первой тщательно подготавливались с соответствующих сторон: слегка зачищались мелкозернистой наждачной бумагой и протирались ацетоном.

Склеивались половинки в поплавок простой стыковкой заготовок припусками второй внахлест на первую клеем «Урмоно» по следующей технологии. После намазывания соединяемых поверхностей клею давалась возможность подсохнуть в течение 20 минут при комнатной температуре. После стыковки кромки нагревались феном и прикатывались роликом.

Стыковка колен мачты (на фото мачта в разобранном состоянии):

1 —вышестоящее колено,

2 — ликпаз (специальный дюралюминиевый профиль),

3 — соединительная втулка (дюралюминий Д16Т, труба Ø48×1,5),

4 — нижестоящее колено,

5 — крепление ликпаза к колену (винт М5 с потайной головкой, по потребности),

6 — крепление ликпаза, колена и втулки (винт М5 с потайной головкой),

7 — фиксатор (винт М6)

Кормовая часть заделывалась в последнюю очередь. А перед этим внутрь поплавка была заброшена нижняя часть воздушного клапана Впоследствии в верхней части поплавка, в районе миделя был наклеен дополнительный круг из такого же материала, а в нем и оболочке вырезано отверстие и здесь смонтирован клапан (соединены его нижняя и верхняя части). Для страховки (гарантии герметичности) по периметру на швы еще была наклеена липкая полиэтиленовая пленка.

В завершение поплавок накачивался воздухом, а швы промазывались сверху мыльным раствором и проверялись на герметичность. В накачанном же состоянии к поплавку приклеивались карманы-кулиски для пропуска тросов и карманы-мешки для заведения в них концов стрингеров. Но эти операции производились после изготовления силового каркаса и подгонки местоположения его элементов на поплавках.

И еще снизу примерно до миделя была приклеена треугольная длинная, но не широкая полоса из того же материала «Феррари», которая служит дополнительной обшивкой днища.

Шпрюйт мачты:

1 — мачта (дюралюминий, труба Ø50×2),

2 — шпор мачгы (дюралюминий),

3 — степс (специальный бол М10, нержавеющая сталь),

4 — шайба (пятка) (дюралюминий),

5 — подмачтовая балка — средняя подпалубная балка-бимс (дюралюминий, труба Ø80×2),

6 — обойма-буж (нержавеющая сталь, лист s1),

7 — патрубок (нержавеющая сталь, лист s1),

8 — стойка шпрюйта (дюралюминиевая труба Ø28×2),

9 — крепежная втулка (дюралюминий),

10 — крепление стойки (гайка М10, нержавеющая сталь),

11 — шпрюйт (дюралюминий),

12 — трос (нержавеющая сталь).

Силовой набор катамарана представляет собой решетчатую (а точнее, даже ферменную) конструкцию, собранную из жестких продольных и поперечных балок и соединенных в дополнение тросовыми стяжками.

Элементы силового набора длиной более 2200 мм (а таковыми являются стрингеры и мачта) изготовлены составными из отрезков примерно равной длины Это сделано для возможности перевозки катамарана в разобранном виде в общественном транспорте, метро, вагоне поезда.

Шпонгоут с подкосом

К силовому набору можно отнести и мачту, так как она вместе с элементами ее раскрепления — тросовыми (из нержавеющей стали) вантами и форштагом — тоже перераспределяет нагрузки между продольными и поперечными элементами.

Продольные элементы силового набора— стрингеры. Длина их свыше 4 м Поэтому они сделаны составными. При этом срединные их части выполнены из трубы диаметром 48 мм и толщиной стенок 1,5 мм, а концевые части — из трубы диаметром 45 мм. При сборке концевые части стрингеров вставляются в срединные примерно на 200 мм.

В концы каждого стрингера врезаны невысокие «висячие» (направленные вниз) стойки: спереди — форштевни, сзади — ахтерштевни Нижние концы стоек стягиваются тросиками, которые слегка выгибают дугой стрингеры Натяжение тросиков производится подкосом-рычагом, нижний конец которого шарнирно соединен со стойкой-форштевнем, а верхний (после подтягивания тросиков) закрепляется в кронштейне на стрингере Дополнительно тросики натягиваются еще талрепами Таким образом при действии нагрузки сверху стрингеры работают не на изгиб, а на сжатие, при этом передавая часть нагрузки на тросики (при монтаже катамарана тросики продеваются в кулиски поплавков).

Гик:

2 — крепление кронштейна (болт М5, 2 шт),

3 — кронштейн (гнутый швеллер, нержавеющая сталь, лист s2),

4 — ось сухаря (болт М8),

5 — сухарь (дюралюминий Д16Т),

6 — щечки (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),

7 — гик (Д16Т, труба Ø30х1,5),

8 — стопор (пластмасса, покупное изделие, 2 шт),

9 — ролик (пластмасса, покупное изделие),

10 — ось ролика (нержавеющая сталь, круг 5),

11 — заглушка (капрон),

13 — гика-шкот (синтетический трос Ø8).

В середине каждого стыка к стрингерам примыкает один из концов поперечной подпалубной балки — бимса Их два, и изготовлены они из такой же трубы, что и срединная часть стрингера В этом месте все три элемента скрепляются одним общим болтом Правда, в узле крепления присутствует еще один болт, но он служит штифтом для первого Головка у него кольцевая (как у рым-болта) — за нее цепляется карабин ванты или уса форштага . Снизу под гайку с шайбой на болт надевается петля троса паука.

Читайте также:  Реальная рыбалка где ловить замороженный судак

Топ мачты.

В силовом наборе присутствуют еще две балки: одна поперечная — передняя, а другая продольная — срединная под-палубная (карлингс). Изготовлены они из такой же трубы, что и концевые части стрингеров, — диаметром 45×1,5 мм Передняя балка крепится к стрингерам точно так же, как и бимсы. А продольная балка крепится к бимсам, причем к переднему подмачтовому — с помощью специального обоймы-бужа, а к заднему — снизу обычным болтом. К заднему концу этой балки-карлингса пристыкован (Т-образно и вертикально) отрезок трубы диаметром 22 мм — он служит втулкой оси рулевого устройства. Но этот элемент уже не относится к силовому каркасу.

Парус бермудскою типа:

1 — полотно паруса (ткань «Яхта»),

2 — усиливающая косынка,

3 — нижняя шкаторина-латкарман,

4 — усиливающая косынка,

5 — передняя шкаторина,

6 — усиливающая косынка фалового угла,

7 — задняя шкаторина,

8 — латкарман (5шт),

10 — люверс (3 шт),

13 — зигзагообразный шов.

Вся решетка из стрингеров, бимсов и балок опирается на шпангоуты, изготовленные в виде козелков из трубы диаметром 22×1,5 мм. Ножки козелков стянуты дугами, образующими вместе с концами ножек седловину, которою они и ложатся на поплавки. В специальные пазы в концах ножек заводятся тросики, стягивающие концы стрингеров.

Руль:

3 — кронштейны крепления румпеля к накладке (дюралюминиевый уголок 25×25, 2 шт),

4 — румпель (дюралюминиевая труба Ø30×1,5),

5 — ось руля (шпилька М10),

6 — кронштейн соединения оси руля и щечек,

7 — щечка (дюралюминий, лист s3, 2 шг),

8 — ролик шкерта,

9 — ось карданною шарнира,

10 — накладка (нержавеющая сталь, лист s2, 2шт),

11 — удлинитель (труба Ø30×1,5),

12 — рукоятка (резина),

13 — лонжерон пера,

14 — оболочка пера,

15 — ось пера руля,

16 — кронштейн-скоба ролика.

Для фиксации взаимного положения шпангоутов и решетки от низа внутренней ножки каждого шпангоута к бимсам под углом 45° установлены и закреплены упоры — они не позволяют шпангоутам-козелкам вместе с поплавками подкоситься.

К поплавкам силовой набор (или поплавки к нему) прикрепляется двумя способами. Оба крепления — относительно свободные, поскольку решетка — элемент жесткий, а поплавки — упругие и могут слегка изменять свою форму.

Первое соединение поплавков с силовым набором — через стягивающие тросики стрингеров, которые вставлены в кулиски, приклеенные к поплавкам по бокам в срединной их части. Второе соединение — через карманы, также приклеенные к поплавкам в носу и корме и надетые на концы стрингеров.

Мачта катамарана выполнена из такой же трубы, что и бимсы и срединная часть стрингеров, — диаметром 50×1,5 мм Общая длина мачты — 6 м, поэтому она сделана составной из трех отрезков трубы, по 2 м каждый Стыкуются отрезки-колена с помощью внутренних втулок, закрепленных в одном из колен (нижнем) одним из винтов, крепящих к колену мачты ликпаз. Следующее (вышестоящее) колено надевается на втулку и лишь фиксируется на ней от проворачивания стопором-винтом, вкрученным в стенку втулки. А в колене мачты под винт вырезан соответствующий паз. Опирается мачта на степс, закрепленный в середине переднего бимса. Степс, в свою очередь, подперт вместе с подмачтовым бимсом стойкой-шпрюйтом, раскрепленным с помощью паука и тросовых растяжек: двух диагональных — на продольные и поперечные силовые элементы (стрингеры и бимсы) в местах их соединений и еще одной поперечной — на середины стрингеров. Высота шпрюйта такая, что он немного (на 50 — 60 мм) не доходит до поверхности спокойной воды.

Сама же мачта раскреплена на элементы силового набора спереди форштагом, а по бокам—двойными вантами. Верхний конец форштага прикреплен к мачте примерно на 2/3 ее высоты через серьгу. Нижний же его конец сделан раздвоенным на усы. Каждый ус отходит к месту стыковки передней балки со стрингером и зацепляется там карабином за ушко болта.

Обе ванты сделаны раздвоенными как вверху, так и внизу. Концы верхних усов прикреплены к мачте’ один на середине, а другой — на 2/3 ее высоты Нижние концы усов закреплены по бортам в местах присоединения бимсов к стрингерам.

Перо руля и шверт — конструкции подобные. Но я их выполнил из различных материалов (хотя вполне можно и из одинакового). Обшивку пера выклеил из стеклоткани, а шверт обшил дюралюминиевым листом толщиной 1 мм. Силовой же набор обоих элементов одинаков — один изогнутый продольный лонжерон с подкосом в месте излома. При этом обшивка шверта приклепывается к лонжерону (склепываются и ее задние кромки), а у пера руля — приклеиваются эпоксидной смолой.

Шверт подвешивается на продольной рулевой балке в кронштейне-ушке и раскрепляется двумя парами тросиков, проведенным к лонжеронам. Управляется шверт двумя шкертами — один служит для удержания лопасти в рабочем состоянии, другой — в поднятом положении. Свободные концы шкертов закрепляются в стопорах, расположенных на палубе.

При неожиданном задевании за дно или за подводное препятствие шверт имеет возможность отклониться назад и подняться вверх, а после прохождения препятствия опять возвращается в рабочее положение.

Перо руля закрепляется на оси между двумя щечками, а к одной из щечек прикреплен румпель, с помощью которого перо руля, установленное на оси во втулке на конце рулевой балки, и поворачивается. Для удобства управления румпель снабдил удлинителем, соединив их с помощью карданного шарнира. Подъем-опускание пера руля осуществляется прикрепленным к нему

шкертом, конец которого тоже фиксируется в стопоре на палубе

В настоящее время катамаран «Рыбка» укомплектован покупным парусом типа бермудский. Однако вначале был самосшитый и тоже довольно подходящий. Его потом отдал Андрею Черникову, построившему подобный катамаран. С этим парусом до сих пор его судно показывает довольно высокие ходовые качества.

По конструкции самосшитый парус классический — тоже бермудского типа. Только по нижней его шкаторине сделан латкарман для лата. И как показали ходовые испытания и эксплуатация, он оказался не лишним.

Весло — движитель для катамарана хоть и не основной, но необходимый. Особенно при маневрах в стесненных условиях, не говоря уже о курсе ливиндик, а также при причаливании или отходе от берега (если не хочешь замочиться), а иногда и чтобы просто размяться. У меня их (весла) — два одинаковых распашных. Валик весла выполнен из дюралюминиевой трубы диаметром 30 мм, а лопасть — из листа дюралюминия толщиной 1,5 мм. При ненадобности весла укладываются по бортам и не мешают лопасти при этом запихиваются в передние карманы, а валики размещаются вдоль стрингеров, опираясь рукоятками на подмачтовую балку.

Масса катамарана около 100 кг, и упаковывается вся конструкция в разобранном виде в два чехла, примерно с одинаковым распределением массы. Но будет лучше, если разместить ее в трех упаковках — тогда управляться с багажом будет легче, особенно при подъеме на самую верхнюю полку в вагоне пассажирского поезда.

Оцените статью
Adblock
detector