Парусное вооружение для лодок
Особенности
Скорость движения плавсредства определяется:
- опытом управления парусными суднами;
- направлением основного курса относительно ветра;
- величиной, жесткостью, а также обтекаемостью и материалом, из которого изготовлен парус;
- месторасположением и конструкцией снаряжения;
- количеством и размещением грузов;
Выбирая судно для хождения под парусом, следует учитывать особенности изготовления парусного оснащения. Традиционный материал – парусину или плотную ткань, постепенно вытесняют современные изделия из полимеров. Они обладают повышенной прочностью, малым весом и долговечностью службы.
Ярким примером таких инноваций выступают эластичные надувные паруса, которые в собранном состоянии вместе с лодкой занимают минимум места.
Интересными с точки зрения мореходства считаются конструкции, где парус представлен парой эллипсовидных полотен, крепящихся шарнирами к верхней части мачты. Просты в управлении, не требуют дополнительного оснащения при сильном ветре. Ассиметричная крыловидная форма улучшает аэродинамику.
Правильно подобранное и укомплектованное парусное сооружение устанавливается за пятнадцать минут. Помните, что установка парусной конструкции на лодки, изначально не предполагающие такой вид хождения, снижает вместимость, уменьшая рабочий объем кокпита.
Конструкция надувной лодки с парусом
Делая выбор плавательного средства, стоит учитывать:
- тип днища;
- тип настила на дне;
- материал изготовления баллонов;
- вместимость и грузоподъемность;
- конструкцию устройства транца;
- удобство закрепления сидений;
- фурнитуру и аксессуары;
Тип днища разделяется на плоское и килеватое строение. Плоскодонные судна менее устойчивы при высокой скорости передвижения и подвержены влиянию сильного ветра и волн. Преимущество плоского дна – устойчивость во время стоянки и способность быстро выходить на глиссирование.
Такие модели стоят дешевле, а конструкция отличается простотой по сравнению с плавательными средствами, обладающими килевидным днищем. Судна с килем имеют вдоль внешней стороны днища дополнительный баллон, который при наполнении воздухом принимает V-образную форму.
Они устойчивы в движении, просты в управлении на высокой скорости и легко разрезают волну за счет меньшего сопротивления. Для хождения под парусом лучше подходят плавательные средства с килевидным днищем, так как они обеспечивают большую управляемость при высокой скорости передвижения по воде.
Тип настила в суднах бывает разным – реечный, жесткий и надувная палуба. От этого зависит удобство пользования и скорость передвижения плавательного средства.
Простой тип настила – реечный, состоящий из алюминиевых или фанерных полос, вставленных в специальные кармашки и удерживающихся давлением в баллонах. Это самый легкий способ придать дополнительную жесткость дну и одновременно, очень неудобный, так как рейки мешают комфортному передвижению, путаясь в ногах.
Жесткий тип настила состоит из алюминиевого, изредка фанерного каркаса. Он гарантирует комфортное использование и ровный ход плавательного средства при скоростном движении по воде.
Алюминиевый каркас обладает проверенной износоустойчивостью и малым весом, но деформируется при частой и интенсивной эксплуатации с двигателями, обладающими высокой мощностью.
Преимущества надувной палубы заключаются в том, что она состоит из двух слоев современного герметичного материала, соединенного капроновыми прочными нитями. Толщина в несколько сантиметров сравнима с плотностью фанерного профиля и гарантирует большую плавучесть судна, защиту людей в нем и сравнительно комфортные условия нахождения внутри.
При использовании автоматического насоса можно быстро надуть или собрать лодку без отдельного специального места для транспортировки цельного каркаса или разъемных реек.
Выбор материала, из которого изготовлена лодка, важен для безопасности и продолжительной службы. Современные надувные судна изготавливаются из хайпалона (хлорсульфированного полиэтилена) либо из поливинилхлорида. Первый износоустойчив даже при постоянном механическом контакте с поверхностями, ультрафиолетом и химическими веществами.
Но он дороже стоит, чем изделия из ПВХ, которые дешевле и проще ремонтируются. Плотность материала определяет размер, вместимость, вес и практическое использование изделия – чем плотнее материал, тем надежнее в эксплуатации парусное судно.
Для безопасности лучше иметь с собой насос и ремкомплект, ведь материал можно случайно проткнуть корягой или острым плавником крупной рыбы.
Качество швов зависит от способа соединения основного материала – склейки или сварки. Современные технологии и материалы делают швы одинаково надежными, но сварка считается более технологичным и прочным вариантом. Производители предпочитают использовать одновременно оба способа соединения.
Нужно внимательно осмотреть швы на присутствие дефектов – заломов, надутостей и недобросовестно проклеенных участков. Качественно сделанный шов выглядит аккуратно, не перетягивается, излишне не изгибается.
Также важно уделить внимание вклейке баллонов в днище. Она обязана быть выполнена на одном уровне и не содержать морщин и лишних складок. На месте соединения днища с транцем, при правильном изготовлении, отсутствуют любые выступы, которые препятствуют нормальной работе двигателя.
Размер лодки для двоих человек составляет в среднем 3,5 метра в длину. Если эксплуатация происходит на малых водных просторах, можно использовать судно меньших размеров, в ущерб собственному комфорту.
Номинальная грузоподъемность плавательного средства выше, чем реальный рабочий объем. Рассчитывая загрузить желаемое количество улова, не стоит ориентироваться на указанные объемы, так как они физически не в состоянии вместиться в кокпит.
Рассчитывая величину, важно помнить, что мореходность, скорость и безопасность зависят от особенностей конструкции паруса.
Грузоподъемность плавсредств определяется величиной баллонов и размерами оснащения, которое должно отличаться компактностью и свойством легко разбираться и укладываться на дно.
Площадь и высота вспомогательных парусов не должны превышать допустимых величин. Необходимо, чтобы надувная лодка была оснащена выносным килем, препятствующим дрейфу или боковому сносу.
Транец – элемент быстроходной рыбачьей лодки, который достоин пристального внимания при выборе плавсредства – насколько качественно он изготовлен и вклеен в конструкцию модели.
Для создания прочного легкого транца обычно используется водостойкая фанера или алюминиевый каркас. Чтобы транец не повреждался за счет взаимодействия со струбцинами двигателя, на него устанавливают специальную защитную металлическую накладку.
Транец фиксируется под углом до 10 градусов по отношению к вертикали, для максимально возможного регулирования наклона двигателя любой модели и мощности.
Сиденья (банки) изготовляют из армированной фанеры или прочного пластика. Важно уделить внимание способу крепления сидений к баллону:
- литые гнезда из поливинилхлорида обеспечивают жесткость крепления за счет давления воздуха в баллонах. При малой глубине пазов сидения могут выпасть из гнезд. Их нельзя перемещать, так как они стационарно зажаты между бортами;
- ликтрос-ликпаз – устройство, состоящее из прочной основы, которая крепится на бортах, и специальной формой самой банки или особой конструкции накладки снизу сидения. Оно устанавливается в любом подходящем для комфортной рыбалки месте;
- ременные петли с закрепленной в них банкой стягивают надутые баллоны, за счет чего достигается определенная жесткость конструкции. Недостатком такого способа размещения сидения выступает большая вероятность того, что сидения вылетят из петли в критической ситуации;
Фурнитура и аксессуары, идущие в комплекте с надувной лодкой предоставляют возможность замены деталей.
Важно, чтобы фурнитура была изготовлена из износоустойчивого материала, а аксессуары имели эстетичный вид и отличались простотой в эксплуатации.
Вшитая прочная ручка необходима для переноски изделия в собранном состоянии, ведь надувная лодка обладает значительным весом и объемом. Вмонтированное в корму сливное отверстие предотвращает накопление попавшей вовнутрь воды, которая выливается, без обязательного переворачивания судна.
Корпус безопасного парусного судна обязательно оборудован специальными элементами. Баллоны защищены привальным брусом или заменяющим его деталями, которые отбивают волну и отодвигают заросли при заплыве в заводи. На носу таких лодок имеется буксировочный рым.
В помощь мотору и веслам
К продольным рейкам, кроме вант, крепятся петли-уключины (из ремня или прочного троса) и кипы стаксель-шкотов. Чтобы возможно плотнее прижать балки к уключинам, их носовые концы стягивают тросом.
Мачта длиной 3 м для удобства транспортировки сделана из двух отрезков дюралевых труб Ø 40X1,5 мм. Стоячий такелаж из проволоки и металлического троса крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.
Благодаря выступающим за транец бортовым баллонам рулевое устройство имеет очень простую конструкцию. Под имеющиеся на концах баллонов ручки для переноски лодки просунута доска. От поперечных перемещений ее удерживают привязанные к ручкам штертики. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух дощечек, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.
На рис. 49 показано оригинальное парусное вооружение, разработанное для надувной лодки «Нырок-1». Парус площадью 3,5 м2 надевается на мачту карманом, прошитым по передней шкаторине. Задняя шкаторина подкреплена дюралевой трубкой, к которой крепится нок гика — уишбома, охватывающего парус, как на виндсерфере, двумя дугами с обеих сторон. Благодаря применению такой жесткой системы крепления парус не испытывает значительных нагрузок от такелажа, что позволило изготовить его из такого малопрочного материала, как синтетическая пленка.
Рис. 49. Лодка «Нырок-1», вооруженная трапециевидным парусом (общий вид и чертежи): 1 — парус; 2 — гик; 3 — мачта; 4 — пяртнерс; 5 — степс; 6 — шверц. легкий сплав, 600X 250X1; 7 — перо руля, легкий сплав, 600X250X1; 8 — шкот; 9 — трубка задней шкаторины
Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки установлена опора из дюралевых трубок — половинок кольца спортивного обруча, подогнутых по обводам днища и подкрепленных продольными трубками из лыжных палок. На эту опору установлен степс — кольцо из алюминиевого уголка. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пяртнерс — отрезок трубы Ø40×1, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.
Шверцбалка из дюралевой трубки Ø 25X1 установлена на двух отрезках лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверды, можно корректировать центровку лодки. Для улучшения управляемости перо руля можно вынести на специальной штанге (рис. 50) на 800 мм от кормы на кронштейне, который фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.
В заключение предлагаем ознакомиться с универсальным комплексом парусного вооружения (рис. 51), пригодным для установки практически на любой лодке (естественно, при правильно подобранных размерах).
Рис. 50. Конструкция выносного пера руля: 1 — пластина; 2 — рым-болт; 3 — кронштейн; 4 — румпель; 5 — штанга; б — баллер; 7 — перо руля; 8 — фланец; 9 — кильсон Рис. 51. Универсальное парусное вооружение: 1 — шверц; 2 — кормовая поперечная балка—труба; 3 — продольная балка—труба; 4 — гик; 5 — парус; 6 — мачта; 7 — бугель-муфта для соединения частей мачты; 8 — носовая поперечная балка—труба
Как выбрать надувную лодку с парусом
Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.
Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.
Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.
Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.
При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.
Реклама от спонсоров: // // //
Чем характеризуется яхта с косыми парусами
Судно с косыми парусами именуется барком. В нем есть не менее трех мачт, что обусловлено тем, что косые паруса находятся на бизань-мачте, а прямые – на других мачтах. При этом передняя мачта именуется фок-мачтой, а задняя – бизань-мачтой. Остальные мачты носят название грот-мачт. Косой парус на яхте помещается на бизань-мачте. Другие мачты вооружаются так же, как это происходит на корабле. Арендуя яхту, стоит обратить внимание именно на такой тип конструкции паруса, поскольку он обеспечивает достаточную жесткость управления практически при любом ветре.
Яхта с косыми парусами является очень популярной на сегодняшний день. Она не только гораздо более удобная в управлении, быстрая и послушная, но и выглядит очень презентабельно, что не возможно не оценить, если вы намеряетесь арендовать яхту для проведения вечеринки. Также ее оценят ценители судов истинной красоты и изящества. Арендовать яхту можно у нас по приемлемой цене, широкий выбор к вашим услугам!