С рыбалка причалил апостол

Смысл песни Прогулки по воде — Наутилус Помпилиус

Песня «Прогулки на воде» принадлежит коллективу «Наутилус Помпилиус». Музыку к ней написал сам фронтмен группы — Вячеслав Бутусов, а вот стихи были написаны Ильей Кормильцевым. В своих интервью Бутусов признается, что Илья очень плодотворный автор, он почти каждый день приносил целые груды текстов. Среди всего множества Вячеслав выбрал именно этот текст, который лег в основу песни «Прогулки по воде».

Изначально песня планировалась к релизу в 1990 году в альбоме «Наугад», но вышла в свет лишь в 1993 году в альбоме «Чужая земля». Именно по этой причине можно заметить некоторые несостыковки, состоящие в том, что Бутусов в интервью говорит о концепции альбома «Наугад», и о том, что песня «Прогулки по воде» идеально в нее вписывалась, однако поклонники знают, что песня относится к другому альбому.

Смысл песни Прогулки по воде

Спустя четверть века поклонники творчества группы и вообще любители русского рока слушают эту песню, однако некоторые не понимают смысл песни Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», другие трактуют его неверно, а кто-то и вовсе никогда не задавался этим вопросом. Попробуем разобрать сегодня это произведение построчно, чтобы выделить основную идею.

Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ёще раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Прогулки по воде Nautilus Pompilius.

Одна из самых распостраненных мыслей заключается в том, что песня — это вольная интерпретация евангельского писания, хотя исполнитель говорит о том, что это лишь притча о людях и их моральных качествах в целом. Однако отрицать тот факт, что притча переписана именно с сюжета встречи Иисуса с апостолом Андреем, невозможно.

С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.

Известно, что апостол Андрей и его брат Петр были рыбаками до того, как встретили Иисуса и стали путешествовать с ним и учиться мудрости. Спаситель рода человеческого собирался сделать из Андрея ловца человеков, об этой отсылке в следующих строках.

И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

Но стоит также отметить, что согласно первоисточнику Андрей встретил Иисуса, и правда, во время рыбалки, однако будущий Учитель апостолов не ходил по воде в первую их встречу, напротив, в воде стоял сам Андрей. Вообще, такие действия Спаситель совершал лишь единожды при своих учениках — по просьбе Петра, требовавшего доказать божественную принадлежность Учителя, а именно пройти по воде. Иисус предложил смельчаку пойти самому по вдной глади. Петр, к собственному удивлению и удивлению окружающих, совершил это чудо, однако шел не долго, он испугался и стал тонуть, и вот тогда Учитель пошел к Петру, чтобы спасти его.

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.

Вероятно, речь как раз о возможности ходить по воде. Об этой способности знали все, и вот будущий апостол дерзнул попросить Иисуса и его обучить такому навыку. Конечно, на самом деле, апостол такого не просил, ему бы и в голову подобное не пришло.

И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»

В этих строках Учитель называет «цену» своих способностей — надо подобно самому Иисусу отстрадать за человеческий род. Все мы помним, какое наказание на земле ожидало Спасителя за его желание спасти людей — его приколотили к кресту, где он умирал в течение целого дня. Интересно отметить, что среди всех апостолов именно Андрей, единственный из всех, умер как его Учитель — его также повесили на крест, откуда он еще двое суток проповедовал. Люди молили, чтобы праведника сняли и позволили спокойно умереть, но апостол твердо решил умереть как Учитель, а потому снять его не получилось. Правда, крест имел несколько иной вид, чем в истории Иисуса, так захотел сам апостол, он почитал, что не может умереть точь-в-точь как Учитель.

Вячеслав Бутусов признался, что о судьбе апостола узнал лишь спустя несколько лет, по его словам, это просто совпадение, что в строках песни про Андрея оказалось такое удивительное попадание.

Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.

В этих четверостишиях и вовсе отражены такие диалоги и поступки, которые никак не могли существовать в Евангелии. Иисус учил своих учеников, что ругать ближнего обзывать его — это грех, в строках песни же Спаситель обзывает Андрея дураком. Конечно, такого позволить себе он не мог, совершить грех из-за непонимания дерзкого человека — звучит нетипично для такой личности.

Читайте также:  Эхолоты для резиновых лодок с мотором

Подведем итоги, про что же песня Прогулки по воде

В общем, мы можем сделать вывод, что источником для вдохновения, и правда, стало Евангелие, но это лишь вольный пересказ, который по задумке самих создателей произведения стал притчей, раскрывшей человеческую натуру.

Говоря в общем, о чем песня Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», то ответ таков — о человеке, который иногда не может различить материальное и духовное. Андрей, настоящий апостол, просто пошел за Учителем, он стал его настоящим последователем и учил потом людей полученным истинам; Андрей из песни не смог увидеть чудесного в простом и сам, своим поведением, отказался от возможности познать истинное.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем песня Прогулки по воде. Мы с нетерпением будем ждать!

Какой секрет хотел узнать апостол Андрей из песни «Прогулки по воде»?

В далеких 90-х годах мне очень нравилась песня « Прогулки по воде » группы «Nautilus Pompilius» из альбома «Чужая земля» (1991-1992). Песня в исполнении В. Бутусова интриговала не столько насыщенностью музыкального языка, богатством оркестра (использование флейты в рок-композиции было в то время просто революционным), сколько библейскими аллюзиями , введенными в сюжет основным автором текстов песен группы «Nau. » Ильей Кормильцевым (1959-2007).

В 90-х годах христианские и библейские мотивы вызывали у слушателей, переживших бездуховное советское время, жгучий интерес. Всем хотелось знать: кто такой Спаситель, зачем Он ходил по воде и почему апостол Андрей «побрел в слезах с пескарями домой». Вячеслав Бутусов назвал текст «Прогулок по воде» одним из лучших текстов, написанных Ильей Кормильцевым для «Nautilus-a» . В одном из ранних интервью солист знаменитой уральской рок-группы признался, что выбрал текст «Прогулок по воде» для исполнения на сцене чуть ли не из целой сотни текстов, принесенных ему Ильей Кормильцевым.

«Илья Кормильцев, предложивший первоначальный текст песни, помимо того, что очень талантливый, еще и очень работоспособный человек. Он раз в неделю приносил мне большие кипы стихов . Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его всё-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция (Из интервью с В. Бутусовым. — http://www.ytime.com.ua/ru/50/1371).

На первый взгляд, ничего особенного в сюжете «Прогулок. » нет. Поэт изображает ситуацию призвания бедного рыбаря Андрея в число учеников и апостолов Христовых (впоследствии Андрей, как призванный самым первым из двенадцати получит прозвище «Первозванный»). Ситуация призвания по форме представляет собой диалог двух человек: Господа Иисуса и апостола Андрея. Последний, как и подобает ученику, спрашивает Спасителя об основах христианской веры. Спаситель, как и подобает Учителю, отвечает на вопрос Своего ученика.В Новом Завете история призвания Андрея выглядит немного иначе . Апостол, действительно, перед непосредственным призванием его Иисусом забрасывает сети в море. Но только он делает это не один, а вместе со своим братом Петром. Больше того, после призвания оба брата оставляют сети и молча следуют за Иисусом. Вот как это было:

«Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Матф.4:17-18).

Что же касается Кормильцева, то он предлагает вольный (возможно даже «циничный», по определению В. Бутусова) пересказ истории призвания Андрея. У автора текста последний предстает человеком импульсивным , малодушным и слабым . Кормильцевский Андрей кричит (чего библейский Андрей не делал), много говорит (чего тоже не было) и после призвания вообще в слезах возвращается домой со своими пескарями.

Казалось бы, какая ценность может заключаться в неправильном переложении (или даже в прямом искажении) библейской истории? И, почему , самое главное, это переложение так нравится христианам ? Ведь реальный апостол Андрей не был таким, как его изображают. Он сразу же пошел за Христом, а потом принял мученическую смерть за Него.

Читайте также:  Как приготовит фидерную снасть

А все дело в том, что эта песня — не просто вольная импровизация. Согласно справедливому комментарию Вячеслава Бутусова, «это скорее притча (жирный шрифт — «Христофор+») общечеловеческого характера» (Из интервью с В. Бутусовым, «МК», 12.01.1993). Ибо «Прогулки по воде» содержат в себе основные жанровые признаки притчи : назидательный характер, серьезное поучение в аллегорической форме, широту обобщения и значимость главной идеи. Иначе говоря, эта песня — самое настоящее « поучение в примере » (так определяет притчу В. Даль).

Что интересно, поучение в песне образуют не абстрактные фигуры Учителя и Ученика, как это происходит в обычных житейских притчах. Но реальные, исторические библейские персоналии : Господь Иисус Христос и апостол Андрей. Благодаря этим персоналиям, мы получаем конкретное время действия (31 год от Рождества Христова) и его место (Галилею). Благодаря этим персоналиям песня воспринимается не как простая выдумка и даже не как вольный пересказ реальных событий, но как великолепная ода синергии или соработанию человека и Бога.

Ибо Господь Иисус Христос, согласно Закону (Чис.4:3-4), выходит на общественную проповедь после таинства Крещения (Иоан.1:38-39) по достижении Им тридцатилетнего возраста. А первых учеников на берегу Галилейского озера (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна) призывает в первый год Своей общественной проповеди (Матф.4:18; Мар.1:16-17).

Что же хочет сказать нам автор «Прогулок по воде»? Какое поучение он предлагает ? О какой удивительной тайне говорит?

Обратимся к тексту Ильи Кормильцева. В первой строфе апостол Андрей мало чем отличается от своего библейского прототипа. Лирический герой поэта представляется, во-первых, обычным рыбаком , достающим из воды «пескарей» (Мар.1:16). Во-вторых, рыбаком бедным , который ловит рыбу не с лодки (большим неводом), но с «причала» (скорее всего, небольшой сетью). Рядом с бедным рыболовом Андреем в тексте песни возникает другой Рыболов — Спаситель , Который ходит по воде и тоже ловит: но только не рыбу, а погибшие людские души:

С причала рыбачил апостол Андрей,

И Андрей доставал из воды пескарей,

А Спаситель — погибших людей (И. Кормильцев. «Прогулки по воде»).

В этой строфе автор разводит двух главных героев песни (человека и Бога) по двум разным царствах: земному и небесному . Эти царства отличаются друг от друга полярно противоположными онтологическими и ценностными ориентирами. Жизнь жителя земного царства, Андрея, ограничивается одним только причалом . Он не видит ничего, кроме воды и живет только для себя . Его главная цель — это « пескари » (библейский Андрей ловил, конечно, не пескарей, но тилапию — основную промысловую рыбу Галилейского озера). Они нужны ему для того, чтобы съесть их; чтобы ему, Андрею, было хорошо.Совершенно другую онтологию видим у Спасителя. Жизнь Иисуса не ограничена пределом причала. Он ходит по воде: везде и всегда . Его главная цель — спасение погибших людей (тех самых, жизнь которых ограничена некими пределами). И живет Спаситель не для себя, но для людей.

По сути дела, в экспозиции Илья Кормильцев обозначает историософию блаженного Августина . Поэт представляет историю всего человечества в виде сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Жители первого Града рождаются благодатью . Они входят в Град Божий через страдание , подобно идумеянину Иову. Жители второго Града рождаются от угождения испорченной грехом человеческой природе. Они входят в град Земной через грех (беззаконие), отчего могут «подвергаться вечному наказанию с дьяволом» (15:1). Андрей при виде чудес Спасителя понимает, что пределы его бытия ограничены водойжитейским морем . Герой страстно желает выйти за пределы этого порочного, замкнутого круга. Он хочет покинуть причал — преступить черту, отделяющую земной Град от Града Божьего. Но только Андрей не знает, как это сделать, ибо ему неизвестен « секрет » спасения. И потому Андрей просит Спасителя раскрыть этот секрет. Кормильцев пишет: «И Андрей закричал — я покину причал, // если ты мне откроешь секрет».

Этот крик души человека, жаждущего спасения, не остается без ответа. Спаситель раскрывает Андрею « секрет » перехода из одного града в другой. Или секрет спасения . Правда, этот секрет оказывается секретом Полишинеля, ибо, как говорит автор, «никакого секрета здесь нет».

«И Спаситель ответил: Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет. // Видишь там, на горе, возвышается крест. // Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем. // А когда надоест, возвращайся назад, //гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!» (И. Кормильцев. «Прогулки по воде»)

Секрет спасения , по мысли Кормильцева, заключается в добровольном распятии на кресте , в подражании Господу Иисусу Христу. Ибо крест у христиан — это главное орудие спасения. Христос распинается на кресте , чтобы показать Своим ученикам (помимо искупления наших грехов), что подлинное спасение состоит именно в распятии на кресте, в « висении » на нем, а не в том, чтобы с этого креста сходить (Матф.27:40; Мар.15:30).

Читайте также:  Рыбалка что есть под рукой

Понятно, что распятие и « висение» не стоит понимать буквально. В тексте подразумевается, конечно, не физическое распятие и «висение», но духовное. Речь идет о так называемом «несении» креста. Ибо Господь так говорит: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38). В святоотеческой экзегезе крест означает в этом месте Евангелия от Матфея (Матф.10:38) идею полного самоотвержения ради соединения со Христом. Свт. Иларий Пиктавийский под несением креста понимает распятие тела «с пороками и вожделениями» («Комментарий на Евангелие от Матфея»). Блаженный Феофилакт Болгарский видит в кресте отказ от «настоящей жизни» («Толкование на Евангелие от Матфея»). Свт. Игнатий (Брянчанинов) крестом называет «те скорби, которые Богу угодно попустить нам во время нашего земного странствования» («Аскетические опыты. Часть 1»).

Иначе говоря, песенному апостолу Андрею для перехода из Града земного в Град Божий предлагается даже не физическая смерть на кресте. Ему предлагается всего лишь духовное распятие : отказ от самого себя, а также от причала и пескарей (как атрибутов земного мира).

Однако драма персонажа Кормильцева в том и заключается, что он, бедный и несчастный, страшно боится перехода из одной реальности в другую («Но учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом. »). Герой ждет от Учителя магического заклинания («объясни мне сейчас»), давит на жалость («пожалей дурака»), просит дать аванс («а распятье оставь на потом»). Естественно, такое недостойное апостола Христова малодушное поведение вызывает праведный гнев Спасителя . Христос испытывает те же чувства, которые Он пережил, когда выгонял торговцев из храм (Иоан.2:15). У Кормильцева Спаситель «немеет» и «топает ногой» (в реальности Иисус так не делал, но речь сейчас не об этом): «Онемел Спаситель и топнул в сердцах по водной глади ногой. //»Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах побрел с пескарями домой».

В итоге, Андрей, поняв, что переход в град Божий лично для него невозможен , не идет за Спасителем (как это сделал реальный Андрей из числа двенадцати), но «в слезах» возвращается домой — с пескарями.

Вот теперь время ответить на вопрос, почему нам всем так нравится эта песня в целом и совершенно неправильный, небиблейский Андрей в частности. Дело в том, что персонаж Кормильцева, песенный Андрей — это собирательный образ всех малодушных христиан . А именно: всех тех, кто не может преступить пределы Земного Града (из-за привязанности к причалу или пескарям). Всех тех, кто в притче о семенах был брошен не на добрую землю, но при дороге, на камни и в терние (Матф.13:3-9; Мар.4:3-20). Всех тех, кто не имеет (к величайшему своему сожалению) твердой решимости спасаться о Господе и не может преодолеть инерцию греха.

Песенный Андрей близок нам не только своим малодушием и испорченной грехом человеческой природой. Он вызывает чувство уважения своим по-человечески честным желанием ответить на призыв Божий, честным (говорю без иронии) намерением следовать за Христом, честным же стремлением в Град Божий — в небесный Иерусалим.

Герой Кормильцева — это целый город контрастов, борьба противоположностей. В нем есть и «дух бодр», и немощная плоть (Матф.26:41). Он одновременно и духовен законом, и «продан греху» (Рим. 7:14). Это слепок « внутреннего себя », по сути дела, каждого человека, и потому этот Андрей нам так дорог. Дорог этот герой нам еще и тем, что, даже уходя с пескарями домой , он парадоксальным образом поучает нас никогда не подражать его примеру . Ибо путь песенного Андрея для любого христианина — это дорога смерти: путь в ад, в геенну, к пескарям. Что же касается дороги жизни , то она у нас только одна — это несение креста , данного нам Господом или отказ от нашего эго.

Поэтому ( будем молиться, поститься и слушать радио «Радонеж» ) будем чаще слушать прекрасную песню «Прогулки по воде» и думать о Вечности.

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Оцените статью
Adblock
detector