- Никита Михалков, попивая шампанское, «перешутил» Урганта
- Никите Михалкову не дали дострелять гусей
- Его сиятельство Бесогон. Как Никита Михалков всех оттеснил
- Писатель Платон Беседин — о крестовом походе талантливого режиссёра и публициста, не мыслящего историю России без высших ценностей и ориентиров.
- Быков и Герман-младший. Как поссорились «либеральные светлоликие паучки»
- Папы, мамы и имамы, или Европейский бумеранг. Отчего ученики вчерашних «оппозиционеров» стали отрезать головы французским учителям
- «Вот оно всё и вылезло». Никита Михалков ударил по элите
- «Философский пароход»
- Деньги на штраф «бедному» Навальному
- А что вас так возбудило, актёры?
- «Я не угрожаю, просто. зачем вы рискуете?»
Никита Михалков, попивая шампанское, «перешутил» Урганта
Москва, 3 апреля. Народный артист РСФСР Никита Михалков оказался неожиданно откровенен в интервью на шоу «Вечерний Ургант». Попивая шампанское из горла, режиссер «перешутил» ведущего и рассказал о своем отношении к современным модным тенденциям.
Большая часть передачи была посвящена рассуждениям актера о кино. В частности, он сообщил, что его дочери и сын всегда снимаются в его картинах бесплатно. Михалков добавил, что фильмы 70-х были на голову выше современных, поскольку тогда творили настоящие гении.
«Конечно, и сейчас есть хорошие фильмы. «Бердмэн» — великое кино. Тот же Тарантино. Но это штучные вещи. А откройте список фильмов 70-х. Там много знаковых, великих картин», — подчеркнул режиссер.
За время эфира артист успел выпить бутылку шампанского, посоревновавшись в юморе с Ургантом.
«Вы так дома фильмы смотрите», — поинтересовался Ургант, когда Михалков в очередной раз пригубил шампанское.
«Ваня, я их так снимаю», — ответил режиссер, еще раз глотнув из бутылки.
Трехкратный лауреат Государственной премии РФ признался, что следит за работой современных современными режиссеров, а вот на социальные сети время не тратит.
«Никак не отношусь к TikTok. Это часть жизни, которая пришла к нам с развитием технологий. Тут важно, насколько человек умен, талантлив, весел. Понимаете, возможность оказаться у всех на виду, когда у тебя расстегнута ширинка, не совсем удобна. А тут ты сталкиваешься с людьми, которые совершенно иначе думают», — рассуждал Михалков.
Ранее режиссер выступил с предложением лишать российского гражданства тех, кто призывает ввести санкции против Москвы. По словам Михалкова, если люди хотят побороть коррупцию, то делать это нужно другими методами, а не разрушением государства.
Никите Михалкову не дали дострелять гусей
Во время майских праздников «наше все» российского кинематографа — Никита Михалков — отправился охотиться в окрестности Кубенского озера, что в Вологодской области. Кровь предков вывела Никиту Сергеевича на «тропу войны», однако до конца не довела – ответственные товарищи помешали.
Если верить очевидцам, сын великого русско-советского гимнописца в компании некоего продюсера и представителя охотхозяйства гонял на резиновой лодке с мощным подвесным мотором по притокам озера, поднимая гусей и стреляя по ним на ходу.
Шуму от этой ватаги охотников было столько, что проснулись даже мирно кемарившие работники местной инспекции рыбохраны. Они-то, грешным делом, и положили конец безобразию на воде. Сначала бравые инспектора Никиту Сергеевича не признали и даже, вот до чего ж дошли в своем усердии, хотели протокол оформлять по всем правилам. Но, еще раз взглянув на задержанного, признали в Михалкове Михалкова, а не какого-то злостного нарушителя и, прости Господи, браконьера, и с миром отпустили достреливать несчастных вологодских гусей.
А нарушил г-н Михалков, как минимум, два местных закона — о правилах рыбалки в Вологодской области и постановление губернатора Вячеслава Позгалева. Но, как видно, закон писан не для всех, и на друзей самого Позгалева он не распространяется. Никита Сергеевич губернатору друг и пользуется своим положением самым немилосердным образом, то и дело наезжая охотиться на Вологодчину.
Так, в 2002 г. в Бабаевском районе области друзья ходили на медведя. Отыскав берлогу со зверями, уютно устроившимися на зиму, они выгнали несчастных, и Никита Сергеевич, проявив весь свой снайперский талант, с первого выстрела поразил цель. Шкуры охотники разделили между собой. Губернатор отдал свой трофей в вологодский музей, а Михалков преподнес в дар одному из друзей.
Летом 1999 г., в разгар бушевавших в области лесных пожаров и объявленной в связи с этим чрезвычайной ситуации, Позгалев тоже приглашал друга поохотиться на медведя. Это произошло как раз после его обращения к местным жителям с просьбой не выезжать на природу, несмотря на последний месяц лета. «От нас и только от всех нас зависит, будут новые пожары или их не будет», — убеждал он. Однако себе и гостю отказать в удовольствии скоротать часок-другой у костра не смог.
Тогда действия чиновника вызвали сильное недовольство вологжан — администрацию завалили гневными письмами. Однако Позгалев до сих пор трудится на своем посту, и прославленный режиссер может чувствовать себя в Вологде как дома.
Его сиятельство Бесогон. Как Никита Михалков всех оттеснил
Писатель Платон Беседин — о крестовом походе талантливого режиссёра и публициста, не мыслящего историю России без высших ценностей и ориентиров.
» src=»https://static.life.ru/M_publications/2020/9/21/566111565991.9685-900x.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Ведомости / Андрей Гордеев
Если, точно в компьютерной игре, для Никиты Сергеевича Михалкова, празднующего сегодня 75-летний юбилей, нужно было бы избирать класс героя одним словом, то на ум бы, конечно, пришло очевидное — барин/вельможа. И это справедливо. Однако есть и другое — то, что скрыто, — это тип крестоносца. Ведь при всей своей подчёркнутой автономности и холёной сытости Михалков не гнушается довольно-таки изнурительной войны за вечные ценности. Второе тут, ясное дело, подкупает куда больше первого.
И борьба эта — не упаднически-трагическая, а, скорее, размеренно-наступательная — ведётся масштабно и колоритно. Собственно, говоря о Михалкове, неизбежно упоминаешь его масштаб, современным режиссёрам практически недоступный. И не только с точки зрения реализации (ни у кого нет столько возможностей, как у Никиты Сергеевича), но и в плане замысла как такового.
При этом данный масштаб отнюдь не означает априорного превосходства. Наоборот, всё может быть совсем грустно, как в ленте «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель», полной несуразиц и фальши. Это, кстати, тоже отличительная черта некоторых лент, к которым в том или ином качестве причастен Михалков. Режиссёрский «Солнечный удар» — это реверанс альтернативной истории, которая могла бы быть. А вот если мы вспомним студию «Тритэ», основанную Никитой Сергеевичем, то в «Стрельцове» её производства нет никакого футболиста Стрельцова, но лишь вариация на тему, а в «Движении вверх» показан литовский баскетболист-антисоветчик, который никаким антисоветчиком не был.
С другой стороны, масштаб Михалкова, как правило, ошарашивает, вдохновляет и очаровывает. Так было с эпической лентой «Сибирский цирюльник», которая в своё время вернула российские фильмы в кинотеатры. В провинции она стала едва ли не первой, на которую зрители покупали билеты заранее, а сеансы проходили с неизменным аншлагом.
Да, масштаб Михалкова уходит то в плюс, то в минус, но при этом он почти всегда органичен. О чём, о ком и как бы ни снимал режиссёр, с годами всё больше вязнущий не в любви к искусству в себе, а в любви к себе в искусстве, он всё равно остаётся художником классической русской школы. Михалков неизменно убедительно показывает духовную драму русского человека на фоне бесконечной русской шири. Той, что одновременно ранит и очищает душу.
Но это трагедия, скорее, не «маленького человека», а «лучших людей Отечества» — тех, кто и в судьбе своей, и в образе жизни старались возвыситься до «сверхчеловеков». Тут Михалков, проводя литературные аналогии, больше напоминает не близкого ему Бунина, а чуждого Горького. Да, соглашусь, странная и в чём-то даже дикая параллель.
Именно рефлексия Михалкова о том, кем могли бы стать лучшие люди, а вместе с ними и Отечество, пожалуй, и наиболее любопытна в его режиссёрских работах. Это образ уже альтернативного будущего, поданный через безальтернативные ошибки прошлого. И при этом в лентах Михалкова всегда чётко поданы и бережно защищены те самые высшие ценности и моральные ориентиры. Кстати, Никита Сергеевич блестяще умел это делать без всякого морализаторства, как в «Родне», например.
Быков и Герман-младший. Как поссорились «либеральные светлоликие паучки»
А вот когда мораль уже в принципе не нуждается в особых художественных экзерсисах, тогда Михалков окончательно превращается в барина-крестоносца — становится пламенеющим выразителем русской консервативной мысли. Его «Бесогон» — безусловное явление отечественной публицистики. Можно соглашаться или нет, но в нём Михалков — безапелляционно монолитная фигура, оттесняющая лишнее, очищающая древо истории от шелухи.
И тут есть соблазн заявить, будто Никита Сергеевич — вообще вне времени и контекста, абсолютно самодостаточная фигура, но это стало бы бесстыдством. Ведь кто-кто, а Михалков при любой власти идеально вписан в систему и с ней соединён сотнями силовых линий. Но вот в чём фокус: достигается это не только благодаря стоянию на плечах гигантов, но и благодаря тому, что Никита Сергеевич — уже сам гигант и подвинуть его почти невозможно.
Папы, мамы и имамы, или Европейский бумеранг. Отчего ученики вчерашних «оппозиционеров» стали отрезать головы французским учителям
Вот и его герой, уже как актёра, — это человек, не просто вписанный в национальный контекст, но персонаж, пустивший корни в глубинные основы русскости. Он миф, да, но он же и мифотворец. Идеальный пример тут — криминальный авторитет Михалыч из ленты Балабанова «Жмурки».
И даже то, как Никита Сергеевич редко, но сверхметко умел исполнять в фильмах песни, становящиеся отчасти гимнами русской души, свидетельствует о его большом чувстве момента. Оно, это чувство, в сочетании с масштабностью и крестовым походом делает Михалкова не уходящего и не наступающего века, но века бесконечного. Никита Сергеевич — опытный тяжеловес, выигравший не нокаутом, но по очкам. Впрочем, для истории важен лишь результат.
«Вот оно всё и вылезло». Никита Михалков ударил по элите
Никита Михалков в очередном выпуске своей авторской программы «Бесогон», который он назвал «Вот оно всё и вылезло», коснулся сразу нескольких тем – от «философского парохода» до так называемого расследования Ксении Собчак.
А начал программу Никита Михалков с радостного известия: «Бесогон» снова можно будет увидеть на телевизионном экране: «По предложению руководства ВГТРК мы решили возобновить наши отношения». Практически сняли все вопросы, которые были, добавил режиссёр.
Интервью, которое Никита Михалков дал ВГТРК, вызвало бурю эмоций и огромное количество обсуждений, а в СМИ по этому поводу появилось около тысячи публикаций.
«Философский пароход»
Самую острую реакцию вызвало заявление Никиты Сергеевича о том, что пора вернуть статью о лишении гражданства. Про вполне очевидную ассоциацию с «философским пароходом» режиссёр в интервью сказал и сам:
«Я говорил о «философском пароходе», когда были высланы из страны величайшие умы и таланты. И эти люди – они потеряли Родину. Но они не потеряли ощущение своей Родины. И они создали величайшую эмигрантскую литературу, философию Я же говорю о тех, кто призывает к тому, чтобы вводить санкции против нашей страны.
Журналист Алексей Пивоваров, комментируя слова Никиты Михалкова, отметил, что «высланные Солженицын и Бродский получили Нобелевские премии». Михалков же парировал: Нобелевские премии они получили не за то, что их выслали, а за то, что один большой писатель, а другой большой поэт.
Никита Михалков – о лишении гражданства: «Я говорю о тех, кто призывает к тому, чтобы вводить санкции против нашей страны. Причём это не санкции против Путина или руководства. Это санкции, которые бьют по людям, по народу, по твоим соотечественникам». Скриншот: «Бесогон-ТВ».
Но сегодня, отметил Никита Михалков в новом выпуске «Бесогона», получить Нобелевскую премию намного проще. Если за литературу Нобелевскую премию получает госпожа Алексиевич, то Алексей Навальный спокойно может получить Нобелевскую премию мира.
«Я не знаю, удовлетворит ли она его. Потому что Нобелевская премия – это миллион долларов. А господин Навальный только на донатах за раз получает два с лишним миллиона».
Деньги на штраф «бедному» Навальному
И вот на этом фоне штраф в 850 тысяч рублей, назначенный Навальному за оскорбление ветерана, называют «неподъёмным». Как заявил адвокат Навального Вадим Кобзев, «сумма для него значительная, но, наверное, соберут его сторонники». Но ведь это откровенное фарисейство, считает Никита Михалков.
В одном из выпусков «Бесогона» рассказывалось о том, что только проживание Навального в двухэтажном съёмном домике о пяти спален в Германии обошлось ему в 30 тысяч евро. Самолёт, на котором его увезли, стоил около 100 тысяч евро. И после этого на полном серьёзе адвокат заявляет, что бедному Навальному на штраф соберут сторонники?
А уж какую возмущённую реакцию у представителей ЕС, ПАСЕ и прочих организаций вызвало то, что условный срок Навальному был заменён на срок реальный. Какой шквал заявлений «немедленно освободить» несчастного нам пришлось услышать! А ведь это прямое вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
Его выступления в суде вызывают и оторопь, и возмущение – доколе? Прямые оскорбления в адрес судьи, прокурора, представителей стороны истца? В какой из стран, откуда прозвучали требования «немедленно освободить», суд оставил бы без внимания подобные выпады? Ни в одной из них! Скриншот: «Бесогон-ТВ».
Но даже если забыть про это и просто оценить образ человека, за которого так вступился мир. Вы посмотрите, как он себя ведёт в суде! Старика – ветерана 94-летнего называет «куклой в медалях». Судью – «оберштурмбанфюрером». Прокурора – «девушкой в погонах», напоминает Михалков:
Интересно, после какого количества хамства любого другого человека удалили бы из зала суда? С Навальным этого не происходит.
А что вас так возбудило, актёры?
Огромное количество комментариев было написано под прошлым выпуском «Бесогона», где Никита Михалков озвучил ставки актёров, призывающих молодёжь, детей, в целом, всех граждан России выходить на несанкционированные акции протеста.
Но была реакция и со стороны «обиженных» актёров. Отдельно Никита Михалков оценил заявление актёра Семёна Трескунова, который пригласил его на своего рода «батл», где планировал доказать свою искренность в отстаивании интересов Алексея Навального. Трескунов был обижен тем, что Михалков ранее озвучил гонорары артистов за съёмочные дни в качестве иллюстрации, что своё недовольство жизнью в России фактами они объяснить не могут, хотя, казалось бы, не страдают от недостатка заработка, да и работают в фильмах, снятых на бюджетные деньги.
Шестиминутный ролик, записанный обиженным Трескуновым, оставляет удручающее впечатление: невнятный набор слов, упрёков и оправданий. Конечно, Никита Михалков мог бы и сам вполне жёстко ответить этой зарвавшейся «звёздочке», но тратить на это время своё Мэтр не стал, тем более что уже вполне достойный «отлуп» мало кому известному 21-летнему актёру устроил в своей программе «Шах и мат» журналист Михаил Шахназаров.
По версии Трескунова, Никита Михалков «публично пожурил» его и других коллег-артистов за то, что они «отважились поддержать Навального». Эта фраза возмутила Шахназарова. «Отвага – это те ребята, которые воюют в Сирии. Отвага – это парни в комбинизонах МЧС, спасающие из-под завалов домов людей. Отвага – это антитеррористические отряды ФСБ. Вот это – отвага. А наговорить на телефон подлых призывов, потому как многие из вас находились не на территории России, это не отвага, а подлость».
Конечно, мальчик Трескунов оказался не единственным, кто столь болезненно отреагировал на слова Никиты Михалкова о гонорарах. И почему они услышали только то, что захотели услышать?
И меня интересует такой вопрос: вы почему так возбудились? Посмотрите, вы цените Голливуд, вы цените американских актёров. Но вы же знаете, что они не то что не скрывают того, что они зарабатывают. А вы чего так возмутились? Может, вы считаете, что вы не стоите этих денег, сами считаете? Вам неловко, вам неудобно? Или вы боитесь, что те люди, которых вы направляете с гневом на борьбу с государством, обратят своё внимание на вас. А значит, а значит, ребята, все ваши лозунги, разговоры о гражданской позиции, о преодолённом страхе – это всё чистая лажа. Она лишена всякой реальной заинтересованности в том, что происходит в стране.
«Я не угрожаю, просто. зачем вы рискуете?»
В продолжение этой темы Никита Михалков решил поговорить о глобальной лжи. Известно, что есть такие люди, которые точно ничего не знают, а есть люди, которые знают всё, но неточно. Среди таких, считает режиссёр, Ксения Собчак.
Можно ли назвать Ксению Собчак представительницей элиты? Да, себя она таковой считает. Но достаточно посмотреть записанный ею ролик, где журналистка, рассказывая о действиях ОМОН, упражняется в нецензурной брани. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress.
После известных высказываний Никиты Михалкова о гонорарах митингующих в Сети артистов Ксения Собчак решила посчитать деньги режиссёра и в своём новостном выпуске на YouTube пришла к выводу о высоких заработках Никиты Сергеевича, мол, чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. По мнению режиссёра, Ксения, боясь «потерять рукопожатность», и решила «вывести» Михалкова «на чистую воду». Многое наговорила Собчак в своём «расследовании». Но всё, что она накопала, легко опровергается, что и сделал Никита Михалков – прямо по пунктам.
Ксения Анатольевна, вы же человек современный. Вы же не можете не знать, что в декабре принят закон о наказании за клевету в интернете. Нет, я не угрожаю, я просто… так… вопрос (хочу задать. — Ред.). Если вы об этом знаете, зачем вы рискуете? И эта тенденция относится только к Ксении Анатольевне? Нет. Это общая тенденция. Мировая тенденция. Потому что правда не интересует, хайп, фейк – вот что интересно. А вот я хотел понять: а где… хоть можно увидеть где-нибудь настоящее… ну, в той же самой Ксении Анатольевне?
И в поисках настоящей Ксении режиссёр набрёл на очень занимательный ролик, где Ксения Собчак упражняется в нецензурной брани. Собчак материлась, рассказывая о работе ОМОНа на несанкционированных митингах, – конечно, если это можно назвать рассказом. Большую часть слов в этом видео пришлось запикивать, чтобы не смущать зрителей и Роскомнадзор. И всё это говорит «российский журналист и политик». Впрочем, удивляться тут нечему – эпатажность Ксении хорошо известна.
Михалков, комментируя ролик, сказал:
Ну слова не вставить. Я думаю, что мичман Криворучко был бы приятно удивлён, услышав такое количество идиом настоящего русского языка.
Ну а в заключение, в противовес нецензурным речам «рукопожатной» представительницы российской «элиты», Никита Михалков привёл отрывок из одного из прежних выпусков «Бесогона», в котором говорилось о том, что не ОМОН, не полиция будет защищать государство, а рабочий класс, который помнит, что такое 90-е годы, что такое безработица, нищета.
Парень, которого показал Никита Михалков, работает кузнецом на молоте и прессе – то есть самый обычный рабочий. Одновременно молодой человек снимает юмористические ролики, связанные с семьёй и работой.
И вот именно под роликами, связанными с работой, можно найти комментарии, в которых рабочий класс приравнивают к нищебродам. Думаю, это будет мой первый не юмористический ролик: хватит, накипело! – объясняет молодой человек. – Для этих малолеток люди, работающие на заводах, «не имеют целей в жизни». И вот именно для этого контингента я сейчас и поясню: пока работают заводы, пока на них трудятся токари, кузнецы, слесари и другие специалисты, пока жива металлургическая промышленность, вы, имеющие «иные цели» в жизни, можете спать спокойно. Пока есть рабочий класс, вы можете становится блогерами, искать какие-то свои цели в жизни. Но не оскорблять тех, на ком держится вся Россия.
И это говорит простой рабочий – ни одного матерного слова, подчеркнул Никита Михалков. И это не только объясняет название передачи «Вот оно всё и вылезло», но и заставляет задуматься над вопросом, а кто же на самом деле должен быть элитой страны, считает режиссёр. Тех ли мы называем элитой?