- Как заякориться на лодке?
- Сколько якорей использовать?
- Как заякориться на лодке на спокойной воде?
- Что такое якорение в растяжку?
- Как учитывать ветер и течение?
- Как снять судно с якоря?
- Вопрос — ответ
- Совет дня: как подобрать якорь для ПВХ-лодки
- Зачем нужен якорь рыбакам
- Типовые особенности конструкции якорей
- Основные требования к якорным конструкциям
- Формулы расчета оптимальной якорной массы
- Усиление якоря для лодки
- Требования к конструкции
Как заякориться на лодке?
Вы купили хороший якорь или сделали его своими руками, надёжно установили? Остаётся сделать правильное якорение, иначе удовольствие от рыбалки может быть подпорчено. К примеру, может образоваться самая настоящая “болтанка”, даже если использовать два надёжных утяжелителя. Какая уж тут рыбалка, если даже у рыбы, наблюдающей за прыгающими поплавками, закружится голова! Поэтому мы решили рассказать вам, как заякориться на лодке в разных условиях.
Сколько якорей использовать?
Чаще всего возникает необходимость в использовании двух якорей для надёжности, безопасности и устойчивости. Важно понимать, что, даже если вы рыбачите в стоячей воде и при полном безветрии, всё может поменяться за несколько секунд. Неприятных сюрпризов можно избежать, если использовать два якоря: кормовой и носовой. А некоторые рыбаки размещают утяжелители на обоих лодочных бортах.
Иногда можно использовать только один якорь, даже если вы рыбачите с надувной ПВХ-лодке в условиях сильного течения. Но у такого утяжелителя должен быть короткий трос. Длинный канат может вызвать секторальные или маятничные лодочные колебания относительно места залегания груза.
Если вы рыбачите на лодке спиннингом и часто перемещаетесь по водоёму, тоже лучше привязывать один якорь. Его следует закрепить на носу или корме лодки. Тогда судно будет самостоятельно разворачиваться в одном направлении по течению или ветру, благодаря чему можно будет хорошо облавливать конкретные участки. На длину троса влияют условия ловли и глубина того места, где вы собираетесь порыбачить. Не крепите верёвочный конец посередине ПВХ-лодки, иначе она будет постоянно шататься, а, если будет сильное течение или ветер, опрокинется или в неё попадёт вода.
Интересное видео о том, как заякориться одним утяжелителем:
Как заякориться на лодке на спокойной воде?
Если вы любите рыбачить на стоячей воде, якориться лучше так, чтобы плавсредство находилось носом против ветра, навстречу волне. Дело в том, что удочки обычно располагают на корме, поэтому бросать крючок с насадкой по ветру проще, ведь ветер будет дуть вам в спину. Есть и другой важный момент: если ветер усиливается, а вы рыбачите на крупном водоёме, то будут образовываться серьёзные волны, и лучше избегать ситуаций, при которых им подставляется лодочный борт.
В идеальную погоду, когда нет ветра и всё спокойно, некоторые рыбаки опускают утяжелители, не натягивая тросы. Можно опускать грузы обычным способом, без растяжки. Так можно поступать и тогда, когда вы рыбачите на водоёмах с небольшой глубиной или в заросших водорослями озерах.
В других случаях при использовании двух якорей лучше использовать установку на растяжки.
Что такое якорение в растяжку?
Метод закрепления катера или лодки на растяжке основан на построении геометрической трапециевидной фигуры: лодка находится параллельно дну водоёма (то есть на воде), а верёвки идут к грузам, но они находятся в натянутом положении. Верёвки располагаются в линию. Благодаря такому варианту лодка не будет разворачиваться. Это надёжно и удобно. Если же начинается сильный ветер или атакуют волны, нагрузка на якоря распределяется равномерно.
Чтобы сделать идеальную установку на растяжке, важно учитывать ветер и течение.
Как сделать постановку якорей в растяжку:
- Поставьте судно под прямым углом по направлению ветра, отплывите от желаемой точки ловли на метров 5 в зависимости от глубины и опустите в воду первый утяжелитель с длинной верёвкой.
- Сплавьтесь под прямым углом по направлению ветра на оставшийся трос и натяните его. Аккуратно пару раз дёрните за верёвку, благодаря чему утяжелитель хорошо заилится. Важный момент: ветер бьёт в лодочный борт.
- Опустите в воду второй якорь, но первый канат должен быть не в натяжку, а с небольшой слабинкой.
- Возьмитесь за первый длинный канат, натяните плавсредство, оно будет двигаться назад. Когда судно застопорится, закрепите длинный трос на нём.
Ловите рыбу с обратной бортовой стороны в корме по направлению ветра, который должен дуть в спину.
Благодаря такому варианту нагрузка на утяжелители станет одинаковой, а вы будете чувствовать себя уверенно, не отвлекаясь от рыбалки.
Смотрите полезное видео о том, как ставить судно на растяжку:
Как учитывать ветер и течение?
Как заякориться на лодке, если вы рыбачите по течению? Особенно непонятная ситуация, если течение и ветер действуют в разные стороны. Можно сказать, что из двух зол нужно выбирать меньшее.
Если ветер не позволяет забросить удочку, ситуация становится крайне нервной. Ещё более неприятно, если вы забрасываете удочку по ветру, а течение несёт поплавок не туда, куда нужно.
Выход есть, хотя и не идеальный: якориться по течению. Но важно, чтобы вода, бьющая в лодочный борт, или ветер не были очень сильными, иначе будет создана серьёзная опасность.
Кстати, некоторые рыбаки устанавливают судно поперёк ветра, даже если рыбачат на стоячей воде. Это весьма разумное решение, потому что за подветренным лодочным бортом формируется спокойное место, очень подходящее для рыбалки. При этом рыбачат обычно по двое или по трое, а удочки располагают поперёк бортов по ветровому направлению. Такой вариант рыбалки весьма привлекает, но пользоваться им можно лишь в том случае, если позволяет скорость ветра. Для такой рыбалки отлично подходят жёсткие лодки.
Как снять судно с якоря?
Сделать это ещё легче, чем заякориться. Заметим, что якорем легче управлять с помощью якорного рыма или роульса.
Чтобы снять лодку с якоря, нужно:
- Вымотанный трос (который больше по длине) снова опустить в воду с плавсредства.
- Вытянуть короткую веревку.
- Перейти в носовую часть и вытащить другой якорь.
Теперь вы знаете, как заякориться на лодке. Делитесь своим мнением и опытом, задавайте вопросы в комментариях. Помните, что удовольствие от рыбалки зависит и от качества судна. Переходите в наш магазин и выбирайте лодку, станет надежным другом на долгие годы рыбалки!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как правильно заякориться на надувной лодке ПВХ?
Имя: Радик
Ответ: Это зависит от условий, в которых вы находитесь. Чаще всего лучше использовать два якоря: кормовой и носовой для безопасности, если погода переменится со спокойной на бушующую. Если имеется только один якорь, а течение сильное, должен быть короткий трос.
Вопрос: Как лучше всего поставить лодку на два якоря?
Имя: Азат
Ответ: Чаще всего используют по одному якоря на корме и носу. Некоторые рыбаки размещают их на обоих лодочных бортах. Популярен метод якорения в растяжку, что позволяет лодке не разворачиваться. При сильном ветре и волнах нагрузка на утяжелители распределяется равномерно.
Вопрос: Как можно безопасно заякорить лодку ПВХ на течении?
Имя: Никита
Ответ: Как вариант — якориться по течению. Но важно, чтобы вода, которая бьет в борт, или ветер не были очень сильными, иначе небезопасно. Некоторые ставят лодку поперек ветра, даже если вода стоячая. Благодаря такому решению за подветренным лодочным бортом образуется спокойное для рыбалки место.
Вопрос: Как правильно поставить лодку на растяжку?
Имя: Ильдар
Ответ: Поставить лодку под углом 90° по направлению ветра, отплыть примерно на 5 метров от точки рыбалки и опустить первый якорь (веревка должна быть длинной). Далее сплавиться под прямым углом по ветреному направлению на оставшийся трос, натянуть его. Опустить второй якорь. Первый канат должен быть немного ослаблен. Остается взяться за первый длинный канат, натянуть лодку, а после закрепить трос.
Вопрос: Как можно заякорить надувную лодку на озере в спокойных условиях?
Имя: Дмитрий
Ответ: Например, так, чтобы лодка находилась носом против ветра, навстречу волне. Некоторые опускают якоря без натяжения.
Совет дня: как подобрать якорь для ПВХ-лодки
Якорь – это необходимый атрибут в комплектации рыбацкой лодки . Его отсутствие или замена различными вариантами (камнем, кирпичом, фрагментом тракторной гусеницы) способна привести к потере устойчивости судна при сильном ветре и большой волне. Не стоит по соображениям безопасности пытаться изготовить такой элемент самостоятельно из подручных деталей. Мы расскажем, как подобрать якорь для своих целей.
Зачем нужен якорь рыбакам
Якорь нужен, чтобы зафиксировать лодку или катер в статичном положении в случае сильного ветра, волн или течения. Неподвижность судна относительно места клева гарантирует более продуктивный результат.
Как обеспечить строгую неподвижность рыбацкого судна? Ведь иногда одного якоря мало. Для того чтобы исключить любой сдвиг судна попробуйте использовать 2 якоря: с носа и кормы. Такой вариант называется постановкой якоря «в растяжку».
Типовые особенности конструкции якорей
Сильных принципиальных различий в якорных конструкциях нет. Основу конструкции составляет веретено (продольный стержень из стали). В его верхней части есть скоба (кольцо) для закрепления троса, каната. А в нижней части в месте крепления, называемого трендом, расположены лапы. Их количество может быть разным. Помимо тренда лапы могут крепиться на веретене шарнирным способом. У некоторых типов якорей для увеличения силы сцепки с донным грунтом в положении поперек веретена вмонтирован специальный стержень (шток).
Основные требования к якорным конструкциям
В приоритете технических характеристик якоря находится его способность удерживать судно в неподвижном состоянии. Наиболее целесообразным вариантом для владельца надувной лодки из ПВХ, использующего лодку для рыбалки, будет кошка со складывающимися лапами. Такой тип обладает компактностью, практичностью и функциональной надежностью при его использовании на водоемах и реках с каменистым или песчаным дном. Относительно несильно путается в водорослях.
Для любителей рыбной ловли важен фактор компактности якоря в сложенном виде. Иначе говоря, чтобы этот элемент занимал как можно меньше места в автомобильном багажнике при транспортировке и в самой лодке. В этом плане складная кошка подойдёт идеально.
Важным фактором следует считать антикоррозийное покрытие. При интенсивном использовании якоря из черных металлов покрываются ржавчиной уже в первый сезон. Конечно, на эффективность якоря это не влияет. Но при этом страдает эстетика, пачкаются руки, экипировка и рыбацкий инвентарь в лодке. Поэтому, если выбранный якорь отлит из черного металла, его сразу лучше покрасить краской. И повторять это перед каждым сезоном.
Формулы расчета оптимальной якорной массы
Большое значение играет масса якоря. Отталкиваться при расчете следует от снаряженной массы судна. Вес якоря должен равняться 1-2% от этого значения. То есть, если лодка с грузом и пассажирами весит 250-300 кг, то выбирать следует изделие весом не менее 2,5-6 кг.
В тех случаях, когда лодку при эксплуатации не планируется сильно загружать, можно использовать другой алгоритм расчета якорного веса. Отталкиваться в данном случае следует от длины судна. Исходить следует из принципа: 1 кг якорного веса должен приходиться на 1 метр длины судна. То есть для лодки длиной 3,6 м понадобится якорь массой 3,6 кг.
Оптимальный вес якоря для лодки из ПВХ иногда указывается в техпаспорте или инструкции по эксплуатации плавсредства.
Усиление якоря для лодки
Иногда под рукой есть лёгкий якорь, массы которого недостаточно, чтобы удержать лодку. Если новый якорь покупать не хочется, можно попробовать его утяжелить. У рыбаков это называется «усилить якорь».
Усиление якорной конструкции обычно делают с помощью отрезков металлической цепи. Цепью обвязывается тренд примерно таким же способом, как при наматывании на клубок вязальной нити. Такой довесок сильнее прижимает веретено к донной поверхности. Дополнительно цепь исполняет роль амортизатора на случай рывков лодки при сильных волнах и порывистом ветре.
Требования к конструкции
Рыболовам-любителям стоит сразу купить якорь рекомендуемой массы со складывающимися лапами и оцинкованной поверхностью. Складывающиеся лапы обеспечат более удобную транспортировку. Такая конструкция обеспечит более легкое и быстрое поднятие якоря на борт.
Это серьезный плюс, когда рельеф дна состоит преимущественно из крупных камней, или на нем в изобилии встречаются крупные коряги, водоросли. При таком рельефе дна якорь способен намертво застрять. Тогда вытаскивать его придется за буйреп. Такую деталь привязывают в точке крепления лап и веретена. Предварительно к буйрепу цепляется буй.