Рыбалка виталий викторович генерал лейтенант

Рыбалка виталий викторович генерал лейтенант

РЫБАЛКА Виталий Викторович

Генерал-лейтенант авиации

Родился 14 апреля 1923 года в городе Харькове на Украине. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени В.П. Чкалова. С августа 1941 по май 1945 года летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 122-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Совершил более 300 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9. В воздушных боях лично сбил семь и в составе группы семь самолетов противника.

После окончания войны, в 1949 году окончил Военно-воздушную академию в Монино (в 1968 году ей присвоено имя Ю.А. Гагарина). Командовал полком, дивизией, корпусом. В 1963 году окончил Военную академию Генштаба. В 1963–1964 годах первый заместитель командующего, а с апреля 1964 года по июнь 1970 год, командующий 73-й воздушной армией. В 1970–1979 годах – консультант Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В марте 1979 года ушел в запас. Работал начальником гражданской обороны Центра космической связи. Генерал-лейтенант авиации. Военный летчик 1-го класса.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу».

Рыбалка виталий викторович генерал лейтенант

Летный мир понес утрату. Скончался генерал-лейтенант авиации Виталий Викторович Рыбалка. Человек – подвиг с редкой биографией…

Виталий Викторович Рыбалка родился 14 апреля 1923 года. Коренной москвич, он провел детство в Орликовом переулке, учился в школе № 7 в Скорняжном переулке. Сейчас в этом кирпичном доме располагается Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский», Виталий Викторович являлся членом его попечительского совета.

Еще в школе он увлекся делом, с которым прочно и навсегда связал свою судьбу — авиацией, в 30-е годы это увлечение было среди советских юношей и девушек повальным. Окрепшее советское государство, готовясь к решительной схватке с германским фашизмом, активно поощряло интерес молодежи к технике, которой предстояло сыграть решающую роль в грядущей войне. С этой целью в стране была создана специальная организация – Осоавиахим. Под его эгидой в каждом московском районе был создан свой аэроклуб, и в 1939 году девятиклассник Виталий Рыбалка записался в аэроклуб Бауманского района. После года занятий он получил право на самостоятельное пилотирование самолета У-2. По традиции все осоавиахимовские аэроклубы находились под пристальным вниманием авиационных училищ, которые искали здесь молодых людей, желающих и способных стать классными летчиками.

Летом 1940 года приехавший из Борисоглебского летного училища капитан узнал, что семнадцатилетний, только что окончивший школу Виталий Рыбалка, по своим качествам более всего подходит для истребительной авиации. Так Виталий стал курсантом Борисоглебского летного училища и пересел с неторопливого У-2 на серьезную боевую машину И-16, которая великолепно проявила себя во время гражданской войны в Испании. Так как у него уже было право на самостоятельные полеты, Виталию не пришлось начинать свое обучение в училище с нуля. Как человек с серьезной подготовкой он был назначен инструктором-общественником.

Начало Великой Отечественной войны застало Виталия Рыбалку на стадии выпуска. Вскоре последовал приказ: отобрать среди курсантов группу выпускников и срочно переучить их для полетов на новых истребителях МиГ-3. На этом истребителе Виталий Викторович летал до 1943 года, после чего его самолетами стали машины конструктора Яковлева — ЯКи. Больших проблем с переучиванием на новую машину не возникло, как говорили сами летчики, кто летал на И-16, мог потом летать на любом истребителе. Из Борисоглебского училища Виталий Рыбалка вышел в августе 1941 года сержантом.

Начало боевого пути Виталия Викторовича практически совпало с началом Битвы за Москву. Первые боевые вылеты, первые боевые задания. Об одном из них Виталий Викторович вспоминает с особым волнением – о знаменитом Параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. В тяжелейший период Московской битвы, когда казалось, что врагу для овладения столицей не хватает последнего, решающего усилия, Советское правительство приняло важнейшее решение: перед отправкой на фронт провести прибывшие с востока страны части парадом по главной площади страны, чтобы показать народу и всему миру, что СССР жив и не сдается, находит силы отмечать свои, ставшие священными, праздники. Менее известно, что помимо наземного парада над Красной площадью должны были пролететь строем и 300 военных самолетов, в том числе и 122-й истребительный полк, в котором всю войну прошел Виталий Викторович. Только неблагоприятные метеоусловия помешали проведению воздушного парада, о чем 8 ноября сообщила газета «Правда». Тем не менее, подготовка к Параду воспринималась всеми летчиками как ответственейшее боевое задание.

К этому моменту на боевом счету сержанта Рыбалки уже числился один сбитый вражеский самолет. Возвращаясь с боевого задания, он встретился с вражеским бомбардировщиком, и на высоте 300 м состоялся короткий бой, из которого советский летчик вышел победителем. Это был первый и последний сбитый им за войну бомбардировщик, остальные 13 выигранных Виталием Рыбалкой воздушных дуэлей состоялись с истребителями врага.

Истребительная авиация в годы войны выполняла самые разные задачи: свободный поиск, патрулирование, перехват немецких бомбардировщиков, штурмовые налеты на позиции врага. «Коньком» Виталия Витальевича было сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков и охрана их от истребителей противника. Успешным боевым вылетом считался тот, когда охраняемые самолеты не только выполняли задание, но и без потерь возвращались на свой аэродром. Сбитые вражеские самолеты считались при этом делом второстепенным. И вот таких успешных боевых вылетов у Виталия Рыбалки за годы войны набралось более 300. Ему довелось сопровождать более 80 Героев Советского Союза, со многими из которых у него на долгие годы сохранилась крепкая фронтовая дружба.

22 ноября 1941 года, во время атаки фашисткой автоколонны, самолет Виталия Викторовича был подбит огнем немецкой зенитки. Каким-то чудом летчик остался жив, упал далеко за линией фронта, после чего почти две недели пробирался к своим без еды, карты и компаса, теплой одежды, с обмороженными ногами. Силы уже почти совсем оставили его, когда в ночь на 5 декабря его нашли советские разведчики. Думая, что он попал в руки фашистов, Виталий Викторович уже собирался открыть огонь, но спасительным паролем стала забористая русская брань, которая и уберегла его от трагической ошибки.

За Московскую битву Виталий Рыбалка получил награду, которой гордится больше всего — медаль «За отвагу». После этого Виталий Рыбалка воевал в небе Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. После освобождения Венгрии 122-й авиационный полк получил почетное наименование «Будапештский». Виталий Викторович к этому времени был уже майором.

После войны была учеба в Военно-воздушной академии в Монино, командование истребительным авиационным полком в Чечне, потом дивизией и корпусом на Дальнем Востоке. Снова учеба — в Академии Генерального штаба, командование 73-й воздушной армией Туркестанского военного округа. Кстати, в этом году исполняется 55 лет с того дня, когда В.В. Рыбалке было присвоено звание генерала. В течение всех этих послевоенных лет он занимался испытанием новых типов самолетов, одним из первых сел за штурвал реактивного аппарата. Отвечал за разработку методики, организацию и руководство авиационного обеспечения пусков и посадок космических аппаратов и управляемых космических кораблей с человеком на борту. После увольнения из рядов Вооруженных сил он участвовал в организации Московской Олимпиады 1980 года.

Читайте также:  Размеры коннекторов для удочки

Виталий Викторович активно работал в ветеранских организациях Красносельского района, являлся членом Комиссии по патриотическому воспитанию молодежи, занимался исследованиями по истории отечественной авиации.

За свои подвиги и заслуги перед Отечеством удостоился многих наград, в том числе и зарубежных. Виталий Викторович Рыбалка — кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I степени и других наград.

Его потеря – это огромная невосполнимая утрата не только для земляков – москвичей, но и всего летного мира страны.

Рыбалка Виталий Викторович

Родился 14 апреля 1923 года в городе Харькове (Украина). В 1940 г. окончил 10 классов школы.
В армии с декабря 1940 г. В 1941 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941 г. — мае 1945 г. – летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 122-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

Совершил более 300 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в 48 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 7 самолетов противника.

В 1949 г. окончил Военно-воздушную академию (Монино). Командовал полком, дивизией, корпусом. В 1957-1961 гг. – заместитель командующего 29-й воздушной армией по ПВО. В 1963 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1963-1964 гг. 1-й заместитель командующего 73-й воздушной армией. С апреля 1964 г. по июнь 1970 г. командовал 73-й воздушной армией. В 1970-1979 гг. – консультант Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Генерал-лейтенант авиации (1965 г.), военный летчик 1-го класса (1952 г).

С марта 1979 г. в запасе. Жил в Москве. Работал начальником гражданской обороны Центра космической связи.
В.В. Рыбалка, 2000 г.

Рыбалка, Виталий Викторович

Виталий Викторович Рыбалка [1] (14 апреля 1923 — 28 июля 2018) — советский военный, государственный и политический деятель, генерал-лейтенант. Участник Великой Отечественной войны.

Содержание

Биография

Родился 14 апреля 1923 года в Харькове. Через год после рождения переехал с родителями в Москву. Детство провёл в Орликовом переулке, учился в школе № 7 в Скорняжном переулке.

В 1940 г. окончил 10 классов школы. В армии — с декабря 1940 г. В 1941 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

С 1940 года — на военной службе, общественной и политической работе. В 1941—1945 гг. — участник Великой Отечественной войны, летчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 122-го истребительного авиационного полка на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

Участник Битвы за Москву. 23 ноября 1941 года, во время атаки фашистской автоколонны, самолет Виталия Викторовича был подбит огнем немецкой зенитки. Каким-то чудом летчик остался жив, упал далеко за линией фронта, после чего почти две недели пробирался в расположение советских войск, без еды, карты и компаса, теплой одежды, с обмороженными ногами. В ночь на 5 декабря был обнаружен советскими разведчиками.

После излечения вернулся в строй. Всего за годы войны совершил более 300 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в 48 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника [2] . Участник освобождения Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. Войну закончил в звании майора.

В 1949 г. окончил Военно-воздушную академию (Монино). Командовал полком, дивизией, корпусом. В 1957—1961 гг. — заместитель командующего 29-й воздушной армией по ПВО. В 1963 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1963—1964 гг. 1-й заместитель командующего 73-й воздушной армией. С апреля 1964 г. по июнь 1970 г. командовал 73-й воздушной армией. В 1970—1979 гг. — консультант Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. С марта 1979 г. — в запасе. Работал начальником гражданской обороны Центра космической связи. Участвовал в организации Московской Олимпиады 1980 года.

Генерал-лейтенант авиации (1965 г.), военный летчик 1-го класса (1952 г).

Проживал в Москве, принимал активное участие в ветеранском движении столицы. Скончался 28 июля 2018 года. Похоронен на Федеральном мемориальном воинском кладбище г. Мытищи.

Был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного знамени (в том числе 18.08.1944, 26.03.1945), орденом Александра Невского (05.09.1944), двумя орденами Отечественной войны I степени (14.10.1943, 06.04.1985), двумя орденами Красной звезды (в том числе за 15 лет выслуги [3] ), медалями «За Отвагу» (16.04.1942), «За боевые заслуги» (за 10 лет выслуги) [3] , «За оборону Москвы, ««За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «Ветеран Вооружённых сил СССР» и другими советскими, российскими и иностранными наградами.

Рыбалко Виталий Викторович

Виталий Викторович Рыбалка
Дата рождения 14 апреля 1923 ( 1923-04-14 )
Место рождения Харьков, УССР, СССР
Дата смерти 28 июля 2018 ( 2018-07-28 ) (95 лет)
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность СССР
Род войск
Годы службы 1940—1979
Звание
Командовал 73-я воздушная армия
Награды и премии

Родился в 1923 году в городе Харьков. Окончил Борисоглебское авиационное училище в августе 1941 года.

С октября 1941 года младший лейтенант В. В. Рыбалко на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 122-го ИАП. Летал на МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9.

В 1941 году полк сражался на Западном фронте. Летом 1942 года совершал вылеты с аэродрома в Волокаламске.

Летом 1943 года лётчики полка летали уже на «Яках», позднее сражались на 1-м Украинском фронте.

Осенью 1944 года полк был переведён на 2-й Украинский фронт, где совершал вылеты над Румынией и Венгрией.

К маю 1945 года капитан В. В. Рыбалко имел на своём боевом счету 14 сбитых самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС.

Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

— МиГ-3 мой любимый истребитель. У меня с ним связаны все мои несчастья и беды. Я на нём свою боевую молодость провёл. А когда твёрдо окреп, я пересел на «Як». Возможно он лучше был, но было уже легче воевать, и опыт был, да и условия другие были.

— А до какого года вы летали на «МиГе» ?

— С 1941 года до лета 1943 года.

— МиГ-3 сложная машина ?

— Он своеобразный. У него стоял очень мощный мотор с наддувом, М-105-й. Самолёт доставлял много неприятностей на взлётах. На нём можно было при взлёте развернуться на 180 градусов если вовремя не удержать. Это был нормальный высотный самолёт. Он готовился для ПВО. А на малой высоте он был как утюг. Скорость небольшая, тяжёлый в управлении. На первых самолётах были предкрылки — это беда страшная, чуть потянул — выскакивает, хлопок. Было неприятно. Во время боя всё время хлопки, хлопки, мы их просто заклеивали. А на высоте он был бравым.

Истребители МиГ-3 из состава 122-го истребительного авиаполка. Весна 1942 года.

Однажды случился со мной такой эпизод. Взлетали с Раменского на сопровождение Пе-2. Весна 1942 года, раскисло всё. Короче говоря, вырулить было очень трудно. Так вот, сопровождать должны были девятку «Пешек». Командир эскадрильи Романенко не взлетел. Пока выруливали, Миша Коробков перегрел свой мотор, взлетел — масло вдоль борта, он тоже сел, я остался один. Подошли «Пешки», подстроился к ним, пошли. На краю Раменского встретили четыре «Хенкеля-113», который, на мой взгляд был лучшим немецким истребителем, его беда была в том, что мотор был водяного охлаждения, и все радиаторы охлаждения были в плоскостях. И достаточно было спичечной головки попасть, радиатор пробит. Но по пилотажу это был блестящий самолёт. [ На самом деле, никакого истребителя «Хейнкель-113» не существовало. Очевидно, имеется в виду самолёт Ме-109F, который внешне отличался от более ранней модели самолёта — Ме-109Е. Вообще, очень странно слушать такие высказывания от лётчика, прошедшего всю войну и не раз потом встречавший и Ме-109F, и похожий на него Ме-109G. ]

. Я один с девяткой. Высота около 1000 метров. Мы летали без кислородного оборудования, снимали напрочь за ненадобностью. Передатчиков нет. Были только приемники. Ну, с первого раза они меня не сбили. Но заставили ввязаться в бой. «Пешки» ушли. Не могу сказать, что я был настоящий ас, но я их завёл наверх, без кислорода, на 7000 метров. Я парень был крепкий, да и лет мне было всего 19. А там МиГ-3 был хорош и мне эти «Хейнкели-113» были уже не страшны, я уже господствовал. Видимо они далеко забрели, а это буквально чуть ли не над самой Москвой, они со мной не справились и смотались. Я конечно, ни кого не сбил, но если бы они не ушли, может быть, было бы и по другому. Это подчёркивает высотные качества нашего самолёта МиГ-3. Да, на высоте он был прекрасен.

Помню, в нашем 122-м полку оставалось 5 лётчиков, а машин было штук 80 — выбирай на чём хочешь летать (тогда перевооружение проходило и нам со всех полков пригнали самолёты МиГ-3). Там были «За Родину», «За Сталина» и «За партию большевиков». Так вот я говорил, что на машине «За партию большевиков» летать не буду, поскольку она была очень тяжёлой. Хорошо что НКВДэшника не было.

Истребители МиГ-3 с патриотическими надписями, зима 1941 — 1942 гг.

Истребители МиГ-3 на аэродроме московского авиаремонтного завода № 1.

[ Данный рисунок выполнен итальянским любителем авиации Массимо Тесситори, у каторого есть прекрасная страница посвещёная самолётам РККА, в том числе и истребителю МиГ-3: http://mig3.sovietwarplanes.com/mig3/mig3.html#colors. Отдельные рисунки и фото с этого сайта, с разрешения автора, используются на страницах моего проекта. ]

— В 1942 году наш полк вошёл в состав 5-го ШАК, которым командовал Каманин, Герой Советского Союза. И основной нашей задачей, начиная с середины 1942 года было сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Я могу сказать, что после войны мы встречались, и никто не упрекнул меня в том, что мы плохо воевали или бросили кого — то. Потерь в сопровождаемых у меня не было ! Вот почему у нас сохранились и хорошие отношения со штурмовиками. Но Герой Советского Союза в нашем полку был только один и в соседнем один, а у штурмовиков — 160. Не потому что мы плохо воевали, воевали хорошо. Истребители оценивались — сбил не сбил, а нас нужно оценивать — как сопровождаемые выполнили свою работу. Они выполнили свой долг, значит, и я свой долг вместе с ними выполнил. Мы с ними были в одном соединении, на одном аэродроме. Они взлетают на задание, а мы следом. Пришли домой, вышли покурили, поругались, или похвалились. Но они отбомбились, а мы вроде не причём.

Вот если взять тактику боя. Мы связаны позиционно. Скорость небольшая. Идёшь выше, зазевался — потерял группу, а ведь её не сразу найдешь — они же камуфлированные. А превышение у меня должно быть, ведь если к ним кто — то начнёт подползать я же его должен атаковать. Приходилось применять маневр «ножницы» — это когда мы над группой проходим из стороны в сторону. Группа идёт по — прямой, а мы за счёт длины пути увеличиваем скорость. Хорошо когда есть возможность хоть такого маневра, а иногда, когда далеко вести, присосёшься и висишь, что бы только долететь. Очень не любили далеко в тыл летать.

Если мы видели самолёты противника в стороне, мы мечтали, чтобы они к нам не подошли. Ну их к чёртовой матери ! При прикрытии я должен был броситься туда. Если я отважный пилот, я должен был гнаться за ним, я должен был сбивать врага. А при сопровождении я только должен быть готовым, что они могут нас атаковать. Вот ведь какая психология вырабатывалась ! Я не мог бросить группу, даже отражая атаку немецкого самолёта по своей группе, даже по себе, я только мог увернуться, причём так, что бы он не смог продолжить атаку на группу и уходить из — под атаки я не мог далеко — ему этого и надо. Вот так.

— А Су-2 приходилось сопровождать ?

— Нет. Я их не видел. Только Ил-2 и Пе-2.

— Сколько самолётов выделялось на сопровождение ?

— Всё зависело от того, какая обстановка на данном направлении, какая группа и куда идёт. Если большая группа — большое сопровождение. Как правило, не меньше четвёрки. Истребителям ставиться задача — прикрыть группу, если удаётся быть на одном аэродроме, могли встретиться и участвовать в совместной подготовке к полёту. С нами часто так бывало — мы же входили в состав смешанного авиакорпуса. Как правило, если штурмовики или бомбардировщики вылетали с другого аэродрома, они заходили за истребителями сопровождения. Мы сидели в готовности номер один — кнопку нажал и взлетай.

Помню случай, сидели, ждали группу, а ведь у Як-1 хвост был лёгкий, и при рулении можно было задеть винтом землю. Как правило, механики сидели на стабилизаторе. Вдруг появляется группа, я сидел в готовности на старте, а две пары ещё не подрулили ко мне, чтобы в ожидании встать. Я даю команду на взлёт, и они взлетают практически со стоянки. Только со мной поравнялись, смотрю — на стабилизаторе механик летит. Он пытался перелезть, что бы верхом сесть, но сорвался и упал метров с 50-ти.

Я участвовал несколько раз в весьма серьёзных и больших ударах. В 1943 году в течении нескольких дней — 5, 6, 7 Июля накануне Курской битвы наш Западной фронт наносил удары по немецким аэродромам. Так вот Миша Бондаренко, дважды Герой Советского Союза, вёл 24 «Ила», большую группу. И мы истребители 122-го полка тремя эскадрильями прикрывали его атаку на аэродром Сеща. Это было 5-го Июля, а 6-го — уже на Боровской летали. К этому полёту собирались, это был фундаментальный полёт. Группа была настолько большая, из двух полков. Сборная была группа: 24 самолёта. Мы тогда собирались, не помню, кто готовил, получали задачу, кто где. Готовились к этому полёту на месте.

Тут уже мы выделяли группу истребителей непосредственного прикрытия и ударную группу. Так вот впереди шёл командир эскадрильи Майор Цебойко с двумя ведомыми, а я шёл в хвостовой части этого боевого порядка. Надо сказать, что в задачи группы сопровождения входило подавление зенитных средств, если конечно не было истребителей противника. И когда Миша Бондаренко перевёл группу в атаку — сходу атаковали, наш Цебойко и его ведомый пошли на зенитки и их тут же сняли. Цебойко через год вернулся. А ведомый так и сгинул.

Вот ещё пример. Лет 20 назад мне пришло письмо из Казани, я этого парня, Казакова, даже и не помню. Вот он пишет:

«Товарищ, генерал — лейтенант, вспоминаю боевой вылет в марте 1944 года на город Проскуров. Получил я задание в составе 6 самолётов Ил-2 штурмовать западную сторону города, меня должны были сопровождать 4 «Яка», ко мне подстроился только один твой самолёт, а три «Яка» ушли с другой группой, которую вёл Герой Советского Союза из 809-го полка Герасимов.

Я вёл группу и думал: «Куда ты, дорогой, идёшь на съедение, ну, ладно, мы — смертники.» Не доходя 20 км до города, нас взяли в перекрёстный огонь 8 крупнокалиберных пулемётов. Подходя к западной части города я увидел аэродром, где производили посадку Ju-87 под прикрытием «Фокке — Вульфов», их было около 20, я принял решение идти на аэродром и влез в это пекло, отбивался, обстановка была сложной, особенно для тебя. Взял курс на свой аэродром и тут началась катавасия, я только услышал тебя по радио: «Казаков, не снижайся ниже 300» и тут — то ты проявил настоящее мужество, атакуя «Фокеров», резко делал переворот, уходил под группу, под пулемёты стрелков, и снова уходил в атаку на истребителей. Домой мы вернулись без потерь».

— Это уникальный случай для сопровождения. Это было очень долго, потому что забрались штурмовики далеко, куда — то под Львов, от линии фронта километров на 100, штурмовали эшелоны. Нас атаковали всю дорогу, мы огрызались. Но это не всегда. Но такой бой — 1 — 2 и всё.

— Соблюдался ли приказ: в случае потерь у сопровождаемых, боевой вылет не засчитывать ?

— У меня потерь сопровождаемых не было ! У нас сразу становилось известно, если кто — то бросил кого — то. Был эпизод, когда командир группы сопровождения, возвращаясь с задания, сообщил командиру группы штурмовиков, что тот идёт неверным курсом. Штурмовик не согласился, и тогда командир группы сопровождения решил идти своим курсом. Его судили. Он позднее Героя получил.

— Сильно ли было противодействие немецкой артиллерии ?

— Смотря, где и когда. На Сандомирском плацдарме в один из дней, на моих глазах были сбиты 3 командира эскадрильи штурмовиков. Это было неожиданно, похоже немцы применили что — то новое, но что — мы не разгадали. Подходишь — «пух — пух» и больше не стреляет. Тогда погиб Гамаюн Вася, Герой Советского Союза, он уже был представлен на дважды Героя. Немцы всегда стреляли при перелёте линии фронта независимо от этапа операции. Много было у них зенитных средств. Все свои проблемы я имел только от них. Я был сбит зениткой в 1941 году под Москвой, второй раз — в 1943 году в районе Можайска. Один раз, как уж прилетел домой не знаю. Сел, рулю, все смотрят, а я не могу понять, выяснилось — у меня киля нет и в фюзеляже дырка сантиметров 30. Тоже зенитки. В воздушных боях мне не попадало. Один раз только сложно было, но выкрутился.

— Как обстояло дело с радиосвязью ?

— В 1941 — 1942 годах радио не было. Даже если и было, им не очень пользовались. Командование ввело даже звания: «Мастер радиосвязи» I, II-го класса. Мы должны были знать азбуку Морзе, сдать экзамен. Внедряли именно таким способом, за это платили денежки.

— Закрывали ли Вы фонарь кабины ?

— Нет. Особенно первое время.

— А каков МиГ-3 в отношении обслуживания ?

— Не знаю. Но наши механики были виртуозами, в любое время мой любимый самолёт был готов. Если только серьёзное повреждение, тогда пересаживался, а если всё нормально — быстренько подготовили. В 1942 году у меня было 3 самолёта.

— А какой самый опасный немецкий самолёт — истребитель ?

— Все они одинаковые.

— Какое вооружение стояло на МиГ-3 ?

— На «МиГе» стояли — ШКАСы, потом УБТ-16.

— Применялись ли подвески с крупнокалиберными пулемётами Березена ?

— Нет. Наружные подвески мы никогда не делали. РС-82 подвешивали. Я один раз командира своего выручил. Это было в феврале 1942 года под Малоярославцем. Шли с разведки, мы ещё звеньями летали: Миша Коробков, я — слева, Бажнов — справа. Развесили уши, успокоились — дом рядом, сомкнулись, весёленькие, чуть не с песней. Я голову повернул, а сзади в 15 метрах Ме-110 !

Их было два, а нас трое, они были уверены, что собьют. Но на мгновение я опередил их взглядом, отвернул в сторону. Миша был опытный пилот — тоже в вираж, а Серёжу Бажнова они сбили, сходу. Всё ! Прозевали ! Разворачиваюсь, смотрю, они этого сбили, и за ведущим погнались и вот сейчас огонь откроют, а у меня 4 реактивных снаряда было. Я их туда, не прицеливаясь, и ахнул. Там всё равно ещё мгновение и его бы сожрали. Смотрю они сразу отклонились. Горючего было — только до дома дотянуть, не до боя. С «РСами» мы на штурмовку ходили. Весь 1941 год на штурмовку летали и на разведку. Несколько раз летали мы на прикрытие, но это не отложилось в памяти. При этом нам штурмовки и разведки не засчитывались.

— А сколько у Вас побед ?

— Всего 14. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных побед лётчика. ] Для тех, кто работал на сопровождении это не мало.

(Оригинал интервью читайте на сайте «Я помню» Артёма Драбкина.) * * *

Список всех известных побед капитана В. В. Рыбалко:
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год.)

Оцените статью
Adblock
detector