Рыбалка удочка с резиновым амортизатором

Резиновый амортизатор на поплавочной удочке

Большинству рыболовов-спортсменов, конечно же, знакомо оснащение поплавочного удилища резиновым амортизатором и особенности его применения. Для тех рыболовов, кто еще не знаком с этим приспособлением, попробуем объяснить, что это такое.

Резиновый амортизатор — это элемент оснастки штекерного удилища, хотя он с успехом применяется и на маховых. Он позволяет рыболову более эффективно производить подсечку и дальнейшее вываживание рыбы, особенно при использовании очень тонких, деликатных оснасток, хотя основная область его применения — это ловля крупной рыбы. Именно поэтому от правильного применения резинового амортизатора в большинстве случаев зависит успех предстоящей рыбалки.

Описываемая конструкция располагается в так называемом ките (верхняя часть штекерного удилища) и, как правило, крепится между первым и третьим коленом, в исключительных случаях — в четвертой или пятой секции кита. Схема монтажа амортизатора выглядит довольно просто. Он состоит из следующих элементов: коннектор, тефлоновый наконечник, отрезок резины, стопорный конус.

Основным рабочим элементом, на который приходится вся нагрузка, является резина, которая может растягиваться, как правило, в несколько раз, в среднем до пяти. В то же время в процессе растяжения увеличивается сила противодействия. Главным показателем резины является ее диаметр в свободном состоянии, обычно от 0,5 и до 2,5 мм, хотя существуют и более толстые материалы для достаточно крупной рыбы.

Диаметр используемой резины напрямую зависит от размера рыбы, которую вы предполагаете ловить. К примеру, для рыбы весом от 30 до 100 г вполне подойдет резина диаметром 0,5-0,7 мм, от 100 до 250 г — 0,8-0,9 мм, до 500 г — 1,0-1,2 мм, большего веса соответственно — 1,4-1,6 мм и выше. Неправильно подобранный диаметр может привести к таким последствиям: при занижении возможно значительное вытягивание амортизатора, что дает рыбе излишнюю свободу действий, доставит вам проблемы и заберет больше времени при ее вываживании. При применении резины неоправданно большого диаметра, в свою очередь, моментально возрастет количество сходов из-за отсутствия необходимой амортизации, а также увеличится вероятность обрыва поводка. Так что опытный рыболов знает, что при наличии этих признаков в первую очередь следует заменить используемый кит на другой, с соответствующим амортизатором. Хотя бывают ситуации, когда рыболовы сознательно ставят амортизатор с номером на одну-две единицы больше, чем оптимальный амортизатор. Это необходимо в тех случаях, когда нужно увеличить скорость вываживания, в основном на соревнованиях.

Размер амортизатора, который применяется при ловле плотвы весом от 100 до 500 г, на мой взгляд, колеблется от 0,8 до 1,0 мм. Если в процессе рыбалки вес вылавливаемой вами рыбы увеличивается, то стоит увеличить размер амортизатора на 1-2 номера. При этом нет необходимости в переоснастке удилища, нужно просто заме -нить кит. При монтаже амортизатора следует также знать, что от номера резины зависит ее длина. Например, амортизатор диаметром 0,5-0,7 мм можно устанавливать в первое колено, 0,8-1,0 мм — во второе, соответственно, большие номера устанавливают в третье и даже в четвертое колено. Место установки может также зависеть и от длины колен кита, в который вы монтируете амортизатор.

Следующий элемент оснастки — это так называемый конус, имеющий разнообразные формы: от полых конусообразных конструкций до полуполых мотовилец, на которые наматывают неиспользуемый запас резины. На мой взгляд, основным показателем качества конуса является его рабочая поверхность, которой он непосредственно упирается в стенки колена и слу жит

опорой для амортизатора, а также простота использования. Одной из удачных конструкций, к примеру, может быть конус фирмы Stonfo. Также заслуживает внимания конус в виде мотовильца от Trabucco благодаря простоте его использования. Хотя этот конус не рекомендуется при ловле достаточно крупной рыбы из-за маленькой площади соприкосновения с поверхностью колена, так как из-за неравномерного давления на стенки он может опуститься к кончику удилища.

Конусы бывают разных диаметров и под различные колена удилищ. У некоторых предусмотрена возможность изменения диаметра, у других он постоянен, тогда конус нужно обрезать под необходимый размер (диаметр).

Еще одним элементом амортизатора является так называемая тефлоновая втулка, надеваемая на кончик удилища. Ее основная задача — предохранить резину от контакта с острыми частями кончика и обеспечить максимально беспрепятственное скольжение резины. Размер втулки несколько больше диаметра резины и подбирается с таким условием, чтобы резина могла свободно перемещаться в отверстии втулки. Внешняя часть втулки работает в постоянном соприкосновении с последним элементом нашей оснастки — коннектором.

Коннекторы всех производителей имеют в основном стандартную форму. Размер коннектора должен соответствовать диаметру резины, а главное — размеру втулки, с которой он непосредственно контактирует. Он не должен застревать в ней и тем более проваливаться. Все коннекторы имеют в основном яркую окраску, что в процессе вываживания рыбы поможет вам определить степень растяжения амортизатора, цвет которого контрастирует с цветом коннектора.

Читайте также:  Электронный сигнализатор поклевки fa211 4

Критическое место коннектора, а возможно, и всей оснастки — это место соприкосновения резины с коннектором, точнее, с его зажимным кольцом. При постоянных контактах под достаточно большой нагрузкой резина в этом месте со временем изнашивается. Поэтому после каждой рыбалки необходимо проверить поверхность ре -зины в этом месте и при появлении микротрещин на ней этот участок амортизатора следует удалить, пере -вязать коннектор, а главное — заново отрегулировать натяжение резины.

После некоторого числа таких опе -раций запас резины будет исчерпан, это значит, ее придется заменить но -вой. Срок работы амортизатора прямо зависит от интенсивности использования, порой его хватает даже не на один сезон, хотя многие спортсмены, независимо от состояния резины, все равно меняют ее после зимы, что совершенно оправдано.

Еще одна важная мелочь оснастки — это смазка для амортизаторов. Это

средство применяется практически постоянно, что улучшает скольжение резины, ее износоустойчивость и работу при соприкосновении с водой, что помогает продлить срок эксплуатации резинового амортизатора. Практически все производители предлагают подобную смазку, стоит она сравнительно недорого, хватает ее надолго, а главное, она достаточно эффективна, что сказывается на успехе рыбалки в целом.

В процессе монтажа амортизатора вам понадобятся, кроме основных элементов оснастки, следующие инструменты и материалы: ножницы, алмазный надфиль, тросик для протягивания резины и клей.

Сначала определяем место на кончике удилища, где будет установлен тефлоновый наконечник. Для этого лучше использовать штангенциркуль, хотя многие делают это на глаз. Определив нужное место, обрезаем кончик удилища надфилем и обрабатываем торец, снимаем фаску.

При посадке на место втулка должна надеваться с небольшим усилием. Убедившись, что втулка садится плотно, приклеиваем ее к кончику удилища. При помощи металлического тросика пропускаем резину сквозь кончик.

Продеваем конец резины в блокирующее кольцо, а затем привязываем сам коннектор простым узлом. Причем

узел желательно смочить и затянуть с некоторым усилием. Обрезаем свободный конец резины, оставляя примерно 2 мм, потом фиксируем весь узел зажимным кольцом.

Кончик удилища вставляем во второе колено и измеряем длину резины до места, где будет находиться стопор, то есть выполняем одну из самых главных операций — регулируем натяжение амортизатора. Если соединение между вторым и третьим коленом телескопическое, то стопор может находиться почти у самого края колена, если же

это соединение штекерное, то стопор следует утопить на 15-20 см, чтобы обеспечить нужную посадку секций.

Собираем кит (в данном случае 2 секции), регулируем натяжение амортизатора. Если применяется стопор конусного типа, то регулировка производится за счет изменения диаметра втулки: вы просто ее откручиваете или

закручиваете. Если этого недостаточно, то у вас есть запас резины, с помощью которого можно отрегулировать натяжение.

При использовании стопора в виде мотовильца все намного проще: натяжение регулируется путем наматывания или, наоборот, сматывания резины с конуса. Степень натяжения опре деляется

экспериментальным путем: амортизатор не должен находиться в ненатянутом состоянии, а тем более свисать из кончика удилища. Правда, натяжение должно быть незначительным, чтобы амортизатор работал при вываживании даже небольшой рыбки. Это можно проверить, подвесив к

коннектору двадцатиграммовый глубиномер, который и должен показать, что даже при такой незначительной нагрузке амортизатор начнет работать.

Научившись регулировать натяжение амортизаторов из тонкой резины, вы без особого труда сможете установить амортизаторы больших размеров. Покажу это на примере процесса монтажа амортизатора с резиной диаметром 0,9 мм во второе колено трех-секционного телескопического кита. Предварительное натяжение также необходимо для того, чтобы амортизатор, особенно в мокром состоянии, даже после сильного растяжения и нагрузки убирался в кончик кита. Также можно отрегулировать натяжение, уменьшив длину амортизатора. Скажем, если длина резины в свободном состоянии равна длине двух секций кита, в который мы установили амортизатор, то со стороны конуса отмеряем 10-15 см и делаем на резине отметку, затем на этой отметке и привязыва ем конус. Немного поэкспериментировав, в дальнейшем вы сможете уже сами определять, на каком расстоянии делать эту отметку, чтобы достичь нужной степени натяжения амортизатора.

Для того чтобы можно было извлечь стопор из колена, к противоположному ушку конуса привязывают отрезок лески диаметром 0,5-0,6 мм, тогда при случайном попадании между стыками она будет минимально деформировать стенки секций. Некоторые рыболовы предпочитают использовать для этого капроновую нить.

Теперь остается только привязать резину (желательно смоченную) к ушку в конусе, можно повторить узел для надежности крепления. Оставляем свободным конец резины длиной 20-30 см, который и будет в дальнейшем служить запасом.

Описанная схема крепления амортизатора с таким же успехом может быть применена на маховом удилище, где конус можно вставлять как в первое, так и во второе и третье колена. Некоторые рыболовы даже умудряются, не применяя конус, использовать заглушку удилища, к которой крепится достаточно толстая леска, протянутая внутри удилища. Вот к ней-то и крепится через вертлюжок амортизатор нужной длины. Тем самым вся нагрузка приходится на заглушку, что особенно важно при поимке крупной рыбы, тогда как само удилище не испытывает нагрузку, а служит только носителем этой оснастки, как, скажем, бо-лонское удилище.

Читайте также:  Спиннинг для дальнего заброса легких приманок

Теперь, когда вы оснастили свое удилище амортизатором, скорее на водоем! И там вы убедитесь, что тот трепет, с которым резиновый амортизатор будет реагировать на подергивание рыбы на крючке вашей удочки, компенсирует время, потраченное на монтаж оснастки.

Как сделать донку с резиновым амортизатором?

В природе встречаются породы рыб, которые ищут себе корм в средних и верхних слоях воды. Уклейку, верховку, голавля или толстолоба проще найти у поверхности или на небольшой глубине. Но большинство мирных рыб ищут и находят себе корм именно на дне. Именно потому донка считается одной из самых уловистых снастей.

Идея снасти

Но у классической донки есть определенные недостатки. Главный — забрасывать снасть в одну и ту же точку достаточно сложно. Именно потому была придумана усовершенствованная снасть, которая позволяет укладывать приманку на дно в одну и ту же заранее прикормленную точку с точностью до нескольких сантиметров.

Первоначально в классическую донную оснастку был введен один единственный элемент — резиновый амортизатор. В советские времена он продавался в рыболовных магазинах. Некоторые рыболовы распускали на амортизаторы продававшиеся в аптеках резиновые жгуты.

Этот элемент оснастки имел один существенный недостаток — быстро терял эластичность, перетирался. В результате снасть долго не служила, выходила из строя. В результате обрыва амортизатора в воде оставался свинцовый груз, который тоже стоил денег.

В результате, в систему оснастки была добавлена страховочная леска, которая вязалась непосредственно к грузилу и позволяла в случае обрыва спасти грузило. Снасть была немного громоздкой, была сложна при забросе и занимала много места на берегу.

Третье усовершенствование сделало снасть на берегу более компактной. Дополнительная, страховочная леска привязывалась одним концом к грузилу донки, другой конец привязывался к специальному бую, который после заброса снасть всплывал на поверхность.

Он:

  • обозначал местоположение груза для спиннингистов и других доночников;
  • выполнял страховочные функции.

Достоинства снасти в сравнении с донкой-закидушкой

В сравнении с донкой-закидушкой, донка с резиновым амортизатором имеет следующие преимущества:

  1. Донка с амортизатором позволяет точечно прикармливать определенное место. Для прикормки можно использовать смешанную с глиной прикормочную смесь, пакетики ПВА (которые растворяются через некоторое время при попадании в воду), куски газеты (в которые заворачивается прикормка).
  2. Прикормку можно можно подавать с минимальным шумом, прицепив ее к крючкам, осторожно опустив воду и медленно отпуская основную леску.
  3. В данном способе ловле можно использовать большее количество крючков (до 10 штук в зависимости от водоема и дальности заброса), которые можно разнести по основной леске таким образом, чтобы они не путались.
  4. Возможность использовать деликатные, мягкие приманки, которые при забросе закидушки срываются с крючка или повреждаются (мотыль, тесто, болтушка или живец)
  5. Донка этого типа создает гораздо меньше шума при забросе. Заброс, сопровождаемый громким всплеском, бывает один раз. Меньший шум меньше отпугивает рыбу.

Основные недостатки

К основным недостатками можно отнести:

  1. Малую мобильность данной снасти. Рыболову с донкой этого типа сложно заменить место ловли;
  2. Малый срок службы резинового амортизатора;
  3. Снасть часто обрывается, потому требует наличия запасных элементов оснастки.
  4. Обрыв резинового амортизатора может привести к травме рыболова.

Как сделать донку с резиновым амортизатором своими руками?

Донка с амортизатором — снасть простая и любой рыболов в состоянии изготовить ее самостоятельно.

Для этого потребуются:

  1. Леска или плетенка сечением от 0,2 мм;
  2. Резиновый амортизатор длина которого подбирается в зависимости от дальности заброса;
  3. Свинцовый груз, вес которого обеспечит надежность его соприкосновения с поверхностью дна;
  4. Поводковая леска сечением от 0,14 мм;
  5. Крючки, размер и цвет которых зависит от размера и цвета используемой на рыбалке приманки.
  6. Кусок пенопласта, пеноплекса или иного материала, который легче воды.
  7. Мотовило — 2 штуки;
  8. Сигнализатор поклевки.

Основная леска

Этот элемент оснастки наматывают с небольшим натяжением на заготовленное мотовило. К основной леске необходимо либо привязать кольца под резиновый амортизатор и поводки, либо сделать «восьмеркой» петли под другие элементы оснастки.

Петли должны быть расположены таим образом, чтобы поводки не пересекались друг с другом при заводке в точку ловли. Для того, чтобы крючки не цеплялись и не мешали забросу, на основную леску монтируются кембрики. Перед первоначальным забросом крючки «упаковываются» в кембрик.

Поводки

Поводки изготавливаются из тонкой, прочной лески. Длина поводка остается на усмотрение рыболова. На водоемах без течения принято делать поводки длиной от 10 до 20 см. На водоемах с течением длину поводка можно увеличить до 30 — 40 см. С одной стороны к поводку привязывается крючок, другой конец поводка оборудуется вертлюжком с застежкой или на леске вяжется петля.

Крючки

К крючкам особых требований нет. Они должны соответствовать, используемой на рыбалке приманке.

Трафаретка быстросъемная

Одним из способов монтажа поводков с крючками считается монтаж при помощи трафаретки, которая фактически является заранее подготовленная петля.

Резиновый амортизатор

Этот элемент оснастки представляет собой резиновую полосу или нить квадратного или круглого сечения, диаметром около 3 мм. Обычно амортизатор можно купить в рыболовном магазине, где он продается отрезками по 5, 10, 15 и 20 метров.

Читайте также:  Каида удочки для зимней рыбалки

Для подготовки к рыбалке на концах резинового амортизатора вяжутся петли, к которым крепятся вертлюжки с застежкой. Для ловли мирной рыбы принято использовать амортизаторы, имеющие круглое сечение. Полосы резины, используемые в оснастки, характерны в снастях, рассчитанных на ловлю хищника.

Чаще всего груз бывает изготовлен из свинца. Форма груза особого значения не имеет. Единственное, для надежности соединения груза с поверхностью донного покрытия, большинство рыболовов используют плоские грузила. Шарообразные и каплеобразные грузы используют на водоемах с заиленным дном.

Некоторые рыболовы экономят на грузилах. Берут с собой на рыбалку холщовый или полиэтиленовый мешок, наполняют его камнями, завязывают толстой леской или проволокой и используют как эрзац-грузила. Грузило вяжут на отдельный кусок лески (около 30 см длиной). Край лески оборудуют петлей для соединения с амортизатором.

Грузовой шнур

Этот элемент оснастки называют так же страховочным шнуром. Он используется для того, чтобы в случае обрыва резинового амортизатора из воды, можно было бы извлечь груз и оборванный кусок амортизатора. В качестве грузового шнура может быть использована леска сечением от 0,24 мм или плетеный шнур.

Длина страховочного шнура должна соответствовать дальности заброса. Шнур может быть намотан как на мотовило, так и на катушку.

Элемент оснастки, который используется в случае, если есть возможность завезти груз на лодке или ином плавательном средстве. В этом случае грузовой шнур привязывается леской или шнуром к куску пенопласта или пеноплекса, окрашенного в яркие, заметные издали цвета. Длина шнура в случае использования буя зависит от глубины в месте ловли.

Сигнализатор поклевки

Этим элементом оснастки может быть колокольчик, бубенцы, электронный сигнализатор или даже кусок глины, который цепляется на основную леску.

Особенности изготовления и применения отдельных элементов снасти

Особое внимание при изготовлении снасти нужно обращать на узлы. Узлы должны быть простыми, но надежными. Больше всего для этих целей подходит «клинч». Мотовило лучше изготавливать из полированного дерева. Наматывая на него резиновый амортизатор, лучше не давать последнему серьезных нагрузок.

Он боится солнечного света и быстро потеряет свою эластичность. Крючки с поводками лучше хранить на отдельном мотовиле.

При завозе груза задача будет более простой — избегать спутывания лески, держать ее внатяг.

Во время ловли нужно аккуратно складывать леску на берегу кольцами, избегая образования «бороды». Необходимо придумать способ крепления лески на берегу таким образом, чтобы свободны были обе руки в момент снаряжения крючков наживкой.

Само собой, особую осторожность нужно соблюдать, когда отпускаешь крючки в место ловли.

Способы привязывания поводка к основной леске

В зависимости от того, каким именно способом подготовлены петли под поводки с крючками, можно использовать различные способы монтажа этих поводков.

Простейший способ — «петля в петлю» используется, когда для монтажа поводков на основной леске навязаны петли или смонтированы металлические кольца.

В этом случае на свободном конце поводка вяжется простая петля или восьмерка

Многие рыболовы усовершенствуют этот способ, привязывая к свободному концу поводка застежку с вертлюжком.

Это позволяет быстро менять оборванные или поврежденные поводки, а так же быстро разукомплектовывать снасть после рыбалки.

Особенности конструкции

В конечном итоге, собранная снасть выглядит следующим образом:

  1. Груз на отрезке лески или шнура, к которому прикреплены:
  • страховочный шнур;
  • резиновый амортизатор;
  1. Страховочный шнур тянется либо непосредственно на берег, либо привязывается к бую;
  2. Резиновый амортизатор прикрепляется к участку основной лески с поводками и крючками;
  3. Основная леска выводится на берег, где закрепляется на подставке, которой может служить воткнутое в прибрежный грунт мотовило.

На участке основной лески, которая находится над водой, устанавливается сигнализатор поклевки. При этом основная леска должна быть натянутая таким образом, чтобы сигнализатор поклевки не касался земли.

Конструкция простейшая, подготовить ее к забросу сможет даже начинающий рыболов.

Обратить внимание нужно только на самые слабые элементы этой конструкции, которыми считаются:

Есть риск оборвать оба эти эти элемента, если дно водоема покрыто плотным слоем водорослей или на дне имеются завалы из камней или дерева. Перед забросом не бывает лишним простучать дно при помощи спиннинговой снасти или прочистить его небольшой «кошкой», или крупным тройником.

Чаще всего, донка с использованием амортизатора применяется в ловле на водоемах спокойной воды. Можно с уверенностью утверждать, что эта снасть по своим качествам намного эффективнее донки-закидушки в случае ловли мелкой и средней рыбы.

Эту снасть сложно назвать идеальной или универсальной. Но разве какую-то другую снасть можно назвать универсальной? Нет. Любая снасть — это инструмент в руках рыболова.

Любая снасть предназначена для выполнения определенной работы — ловли в определенных условиях. Донка на резиновом амортизаторе — инструмент для ловли мирной и хищной рыбы в условиях слабого течения (или без такового) в водоемах с плотным донным покрытием, в условиях, когда излишний шум может спугнуть рыбу.

Виталий Рогозин

Рыбалка для меня была всегда праздником. И при каждом удобном случае я обязательно выбираю рыбалку любому другому занятию на природе. Я не профи, но и не новичок, я уверенный любитель. Рыбачу, сколько себя помню и мне есть ,что вам рассказать!

Оцените статью
Adblock
detector