Можно ли охотиться с луком и арбалетом?
Такой вопрос мне пришел от знакомого охотника, прочитавшего в СМИ информацию об изменениях в ФЗ «Об оружии» и законодательстве об охоте.
Фото Florida Fish and Wildlife/flickr.com (CC BY-ND 2.0)
Причем он в обращении попросил, по возможности, рассказать, что сейчас происходит в связи с этим и когда появится механизм реализации этого нового права охотников.
Когда ответ, основываясь на законодательстве, действующем на 22 ноября 2019 г., был готов, мне подумалось, что он будет интересен и другим охотникам.
Действительно, 2 августа 2019 года был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-280).
В ФЗ-280 внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» (статьи: 1, 3, 6, 7, 9, 13, 18, 20, 22) и ФЗ «Об о хоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (статья 1).
Эти измененные, как и новые редакции статей, законодательства вступают в действие через 180 дней после дня его официального опубликования, а именно с 30 января 2020 г.
О причинах принятия этих изменений много писали СМИ, поэтому их опускаю.
С даты вступления в действие новых установлений законодательства об оружии и охоте в оборот будут введены луки с натяжением дуг более 27 кг (60 футов (Lbs) и арбалеты более 43 кг (95 футов (Lbs).
В этих целях в статье 1 ФЗ «Об оружии» уточнили определение предмета правового регулирования («метательное оружие») и выделили две его категории («метательное стрелковое оружие», «метательное бросковое оружие»).
Под метательным стрелковым оружием предлагается определить «метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели» (абзац 29 статьи 1).
К такому оружию отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, которое определено в виде:
охотничьего лука, не имеющего механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии, и сила дуги которого составляет более 27 кгс;
охотничьего арбалета — оружия, имеющего механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет), и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (абз. 7 п. 3 части 2 статьи 3).
Но для того чтобы ввести с 30 января 2020 года в оборот новое охотничье оружие, необходимо будет привести ГОСТы по лукам и арбалетам, а также методики проведения криминалистических экспертиз названного оружия в соответствие с изменившимся законодательством.
Заслуживают внимания и некоторые другие новации законодательства об обороте оружия.
К примеру, в абзаце 30 статьи 1 определено, что понимается под метаемым снарядом. Это устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенными для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Есть в подготовленной, но не вступившей новой редакции ФЗ «Об оружии» и правовое установление, что понимается под метательным бросковым оружием (абзац 31 статьи 1).
В абзаце 6 пункта 1 статьи 6 установлен запрет на обращение в России как метательного броскового оружия, также кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях.
После вступления нового законодательства в силу охотники смогут приобретать лук и арбалет для охоты до пяти единиц оружия (часть 11 статьи 13) без лицензии (абз. 7 части 6 статьи 9), предъявив свой охотничий билет (часть 6 статьи 13) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (часть 12 статьи 13).
После приобретения охотничьи лук и арбалет в течение двух недель со дня приобретения охотник обязан зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориальном органе (часть 13 статьи 13).
В те же сроки надо и перерегистрировать охотничье метательное стрелковое оружие при переезде на новое место жительства.
В новой редакции ФЗ «Об оружии» сказано однозначно, что лук и арбалет для охоты запрещается продавать гражданам, не представившим охотничий билет и разрешение на хранение оружия (предложение 3 части 4 статьи 18).
Граждане же находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие, к которому отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, имеют право продавать:
а) юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия;
б) государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранения и использование оружия;
в) гражданам, имеющим основание, основанное ФЗ «Об оружии» на приобретение оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его тер-риториальном органе (далее — уполномоченный орган) по месту учета указанного оружия (часть 3 статьи 20).
Порядок дарения и наследования такого оружия установлен в новой редакции части 4 статьи 20 ФЗ «Об оружии».
Новая редакция части 22 статьи 13 ФЗ «Об оружии» предусматривает обязанность обладателей охотничьего метательного стрелкового оружия не реже одного раза в пять лет предоставлять в уполномоченный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Как следует из сообщений Росгвардии и судебной практики, луки и арбалеты, которые могут быть признаны в качестве метательного охотничьего стрелкового оружия, есть у какой-то части наших граждан, в том числе и у охотников.
По действующему законодательству такое запрещено под угрозой уголовного преследования.
В новой редакции части 4 статьи 22 ФЗ «Об оружии» установлен запрет на хранение и ношение оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим ФЗ, поэтому оно подлежит немедленной сдаче в уполномоченный орган или в органы внутренних дел.
Хранить охотничьи луки и арбалеты, как и другое гражданское оружие, владельцы должны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (часть 5 статьи 22).
Конкретные же положения по хранению охотничьего метательного стрелкового оружия через внесение необходимых дополнений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814) готовятся Правительством РФ.
Касается запрет охотников, будущих владельцев охотничьих луков и арбалетов на ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях (части 3 статьи 24).
В пункт 6 статьи 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены дополнения о том, что охотиться с 30 января 2020 года можно будет с охотничьим метательным стрелковым оружием и метательными снарядами к нему.
Это потребовало и изменить действующие Правила охоты.
Имеющийся в распоряжении читателей «РОГ» проект Правил охоты дает некоторые понятия о будущих дополнениях и изменениях по применению охотничьих луков и арбалетов.
Так, владелец охотничьего лука или арбалета при осуществлении охоты обязан иметь при себе охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия документ, разрешающий добычу дичи в соответствующих охотничьих угодьях (пункты 4.2: 4.2.1 — 4.2.6 проекта Правил).
Пункт 15 проекта Правил установил, что виды разрешенных охот и параметры их осуществления определяются на основании законодательства высшими должностными лицами субъектов РФ.
Здесь же сказано, что установление на использование видов охотничьего оружие на охотах предлагается оставить за ведением РФ.
На настоящее время, в проекте федеральных Правил охоты, есть следующие запреты для охотников с луками и арбалетами:
— осуществлять добычу охотничьих животных ближе 200 метров от жилья (59.1);
— применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия (59.15);
— применение метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты (59.19.);
— применение охотничьего метательного стрелкового оружия в темное время суток (59.32).
Есть еще и другие запреты, которые действуют и в случаях использования другого охотничьего оружия.
Неспортивный интерес: чем грозит закон об охоте с луком и арбалетом
В России вступил в силу закон, который разрешает охоту с луком и арбалетом, а также регламентирует правила приобретения и хранения такого оружия. До сих пор охота с их использованием в стране на законодательном уровне не регулировалась в принципе, и речь шла о необходимости вывести ее в правовое поле. Однако теперь эксперты опасаются, что новые нормы могут обернуться против лучников-спортсменов и привести к тому, что оружие окажется в руках неподготовленных людей и браконьеров. Подробнее — в материале «Известий».
Добавили оружие
Поправки сразу в два федеральных закона — «Об оружии» и «Об охоте» — были приняты в начале августа 2019 года с тем, чтобы вступить в силу через 180 дней с момента опубликования, то есть 30 января 2020 года.
Основных новшеств всего два. Во-первых, лук и арбалет признаются гражданским охотничьим оружием, для хранения которого владельцам нужно будет получать специальное разрешение — оно оформляется через Росгвардию, — но при наличии охотничьего билета не нужно будет оформлять лицензию на оружие.
Под действие закона попадают луки (метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации) с дугой мощностью более 27 кгс и арбалеты (метательное стрелковое оружие с механизмом фиксации) с дугой мощностью более 43 кгс (килограмм-сил).
Во-вторых, после принятия поправок в стране официально разрешается охота с их использованием. Ранее эти виды оружия в лесу были вне закона.
«В соответствии с действующим законодательством при осуществлении охоты запрещается применение оружия, не отнесенного в соответствии с федеральным законом «Об оружии» к охотничьему оружию. При этом действующее правовое положение луков как холодного метательного оружия, закрепленное в статье 3 указанного закона, ограничивает рамки его использования лишь в целях занятий спортом», — отмечалось в сопроводительной записке к документу.
Поправки были предложены еще в мае 2018 года. На тот момент, подчеркивалось в сопроводительной записке, граждане России приобрели «несколько сотен тысяч штук таких изделий». Объемы импорта Федеральная таможенная служба оценивала примерно в 200 тыс. ежегодно на протяжении последних пяти лет. При этом, как отмечали авторы законопроекта, легальная сфера использования метательного оружия была ограничена спортивными мероприятиями, а официально в Росгвардии было зарегистрировано несколько десятков арбалетов и ни одного лука.
«Покупали лицензию и договаривались с егерем»
Необходимость принятия закона, регулирующего использование луков и арбалетов на охоте, назрела давно, говорят эксперты. Однако в нынешней редакции документ может привести к тому, что оружие окажется в руках неподготовленного человека, считает Валерий Ашихмин, председатель Федерации стрельбы из арбалета в России.
— Раньше было необходимо проходить специальную подготовку, получать лицензию на приобретение и использование и затем ставить на учет в контролирующих органах по аналогии с другим гражданским оружием. Однако в настоящем законе с этой категорией оружия всё не так — гражданин может самостоятельно приобрести его без подготовки и получения лицензии и поставить его на учет. Это в корне неверно. Во-первых, нарушен порядок оборота гражданского оружия на территории РФ, во-вторых, граждане, не имеющие соответствующих навыков, не смогут правильно использовать такое оружие на охоте, — отметил он в разговоре с «Известиями».
Один из авторов инициативы, депутат Владислав Резник, на этапе рассмотрения поправок объяснял необходимость принятия закона в том числе интересами развития туризма. Так, он указывал, что всего в мире сейчас есть более 4 млн лучников, при этом большая часть из них находятся в США и Европе — на долю Соединенных Штатов, по его данным, приходится около 2,5 млн любителей этого оружия. Часть из них теперь сможет приехать в нашу страну на охоту.
«Поэтому если будет открыта охота с луком в России, то люди смогут из других стран приезжать к нам охотиться здесь — это большие деньги. У нас свыше 50 охотничьих видов, в среднем каждая такая охота иностранца обходится в тысячи долларов, для экономики это будут реальные деньги, это будут миллиарды долларов», — рассказывал он журналистам.
До последнего времени не только у туристов, но и у отечественных ценителей стрельбы из лука и арбалета просто не было возможности пойти с ними в лес на легальных основаниях, рассказывает «Известиям» Андрей Сергеев, руководитель общественной организации «Тверская федерации стрельбы из лука». При этом охотиться, по его словам, люди ходили всё равно, просто делать это приходилось «в серую»: «Покупали обычную охотничью путевку, а потом договаривались с егерем, — поясняет собеседник издания, — конечно, на крупного зверя с луком охотиться не разрешат, но он для этого и не подходит. А вот на птицу или того же бобра — вполне».
Поэтому, по его мнению, закон был необходим, но «не в том виде и не в той форме, в какой он есть сейчас».
Такая охота, указывают ее сторонники, разрешена во многих странах, прежде всего на Западе. При этом из-за особенностей этого оружия чаще всего лук или арбалет используют люди опытные, хорошо подготовленные и заинтересованные не столько в легкой наживе, сколько в самом процессе, ранее пояснял «Известиям» охотник Александр Кормилицин.
— Для браконьеров это накладно, гораздо проще взять какую-нибудь дешевую одностволку и убить зверя на расстоянии 50 м. Хороший охотничий лук не будет стоить дешевле 100 тыс. рублей. В случае чего у браконьера отбирают лук плюс выписывается штраф, который может набежать до полумиллиона — и какой смысл? Да и все эти лучные принадлежности — очень недешевое развлечение. Рисковать этим глупо, — отмечал он.
Валерий Ашихмин, напротив, уверен, что сегодня луки и арбалеты используют преимущественно именно браконьеры, которые теперь могут воспользоваться либерализацией законодательства «в корыстных целях». О том, что в силу своей бесшумности такие виды оружия могут оказаться выгодны нечистым на руку охотникам, «Коммерсанту» ранее говорил и охотник Роман Аношин. В любом случае в России ценителей такой охоты сегодня совсем немного, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. И дело, по их мнению, именно в отсутствии законов, позволяющих этому направлению развиваться.
У спортсменов есть вопрос
Если выходить с луком на охоту желающих не слишком много, то российские спортсмены по стрельбе из лука и арбалета сегодня успешно выступают на международном уровне, занимая лидирующие позиции, подчеркивают в российской профильной федерации.
Собственные клубы и секции есть в большинстве крупных городов России, занимаются стрельбой из луков и арбалетов в том числе и дети: луки для них можно легко приобрести онлайн или в сетевых спортивных магазинах.
Между тем новые нормы могут поставить под вопрос работу некоторых спортивных клубов и осложнить жизнь спортсменов-любителей, опасается Андрей Сергеев. В первую очередь из-за неясности формулировок и отсутствия необходимых подзаконных актов.
— Опасения прежде всего есть у спортсменов. Потому что большинство луков у нас находится в свободной продаже. Большинство продается без специальных сертификатов. Как это всё будет контролироваться, тоже непонятно. То есть все боятся репрессий. Или другой вариант развития событий, всё останется как есть, просто на часть требований будут закрывать глаза, — перечисляет он сомнения.
Кроме того, по его словам, пока неясно, какие дополнительные требования могут предъявляться к таким организациям, если их луки и арбалеты окажутся записаны как гражданское оружие. Нужно ли, например, оборудовать специальные оружейные комнаты и как строго проверяющие будут спрашивать с потенциальных нарушителей.
— Спортивные федерации давно решили этот вопрос — почти все луки и арбалеты сертифицированы как спортивный инвентарь и к оружию отношения не имеют, — возражает Валерий Ашихмин.
Однако в некоторых стрелковых клубах «Известиям» эти опасения подтвердили. Несовершенства нового документа, касающиеся работы спортивных организаций, активно обсуждались в профессиональной среде еще на этапе первого чтения, рассказали изданию во владимирском клубе «Стрелец». И дело не только в том, что четкие различия между охотничьими и спортивными луками пока четко не прописаны.
— Вопросов вообще было довольно много. В частности, по крайней мере по тому, что было прописано в законопроекте изначально, стрелы приравнивались к боеприпасам. А стрелы — они же одинаковые. Неважно, детский это лук, маленький, большой. И если они будут считаться боеприпасами, получается, что их нигде особо не купить будет, — пояснили изданию.
Кроме того, отмечает Андрей Сергеев, не совсем ясно, смогут ли воспользоваться правом на охоту женщины или молодые люди (например, 18-летние или 20-летние юноши, сопровождающие старших родственников). Охотничьим оружием считаются луки силой от 27 кг и арбалеты силой от 43 кг, а это, по мнению охотника, «запредельные усилия», совсем необязательные, если речь идет об охоте на бобра и даже на кабана.