Россиянам разрешили охотиться с луком и арбалетом
Госдума на пленарном заседании в среду приняла закон, который позволяет россиянам использовать в охоте луки и арбалеты как холодное метательное оружие. Авторами инициативы выступили депутаты Эрнест Валеев и Владислав Резник, затем к ним присоединилась еще группа парламентариев.
Граждане России смогут приобретать такое оружие без лицензии, однако затем его нужно будет зарегистрировать в Росгвардии.
При покупке лука или арбалета будет необходимо предоставить охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.
Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
По действующему законодательству во время охоты запрещается применение оружия, не отнесенного в соответствии с федеральным законом к охотничьему оружию.
Луки и арбалет можно использовать лишь для занятий спортом — при обязательном соблюдении требования об их хранении на спортивном объекте.
По данным парламентариев, в настоящее время сотни тысяч граждан России являются владельцами луков, а во многих городах устроены тиры, приспособленные для стрельбы из них.
Владельцы луков и арбалетов тренируются, участвуют в различных спортивных соревнованиях, объединяются в клубы и общественные организации.
При этом многие российские владельцы луков участвуют в организации и проведении охоты за рубежом, охота с луком разрешена более чем в 20 странах Европы, США, Канаде, Австралии, Белоруссии.
Депутаты надеются, что легализация луков в качестве охотничьего оружия «самым положительным образом скажется на развитии всей охотничьей индустрии в России, а также на имидже России как великой охотничьей державы».
По данным Федеральной таможенной службы, последние пять лет в страну ежегодно ввозится около 200 тыс. луков и арбалетов на сумму примерно 60 млн руб.
Но они не регистрируются и не контролируются Росгвардией, которой были переданы соответствующие полномочия, отмечается в пояснительной записке.
Единственным критерием отнесения луков и арбалетов к гражданскому оружию является сила дуги (значение, измеряемое при изгибании), которая составляет более 27 кгс для луков и более 43 кгс для арбалетов, но при этом увеличить их поражающую силу очень легко, указывают авторы законопроекта (кгс — килограмм-сила, единица силы в системе МКГСС, эквивалентна приблизительно 10 ньютонам).
Стоит отметить, что в первоначальном варианте авторы законопроекта депутаты Эрнест Валеев и Владислав Резник к охотничьему оружию хотели приравнять исключительно луки.
В пояснительной записке даже отмечалось, что «в отличие от арбалетов использование луков в качестве охотничьего оружия требует развития специальных физических навыков и умений у охотников, а технические характеристики луков гарантируют их более безопасное применение».
В рамках поправок ко второму чтению действие законопроекта распространилось и на арбалеты.
Скептики и противники легализации метательного оружия заявляли, что расширение списка легальных способов охоты автоматически приводит к увеличению браконьерства. По их словам, подобные виды бесшумного оружия контролировать намного сложнее.
Впрочем, по мнению президента Росохотрыболовсоюза Татьяны Арамилевой, уровень браконьерства из-за принятия этого законопроекта не увеличится: «Это элитный вид спорта, который требует профессиональной подготовки».
С ней соглашается вице-президент Европейской ассоциации охоты с луком Сергей Бешенцев: «Владение луком и арбалетом — очень сложный навык, который необходимо постоянно совершенствовать и практиковать. Браконьеры же используют более легкие способы добычи, такие как, например, поимка животного петлей».
Он также обращает внимание, что данный законопроект регулирует луки от 60 фунтов и выше (от 27 кгс согласно российской системе измерения), на спортсменов-лучников, которые используют луки с меньшей силой натяжения, он не распространяется.
Можно ли охотиться с луком и арбалетом?
Такой вопрос мне пришел от знакомого охотника, прочитавшего в СМИ информацию об изменениях в ФЗ «Об оружии» и законодательстве об охоте.
Фото Florida Fish and Wildlife/flickr.com (CC BY-ND 2.0)
Причем он в обращении попросил, по возможности, рассказать, что сейчас происходит в связи с этим и когда появится механизм реализации этого нового права охотников.
Когда ответ, основываясь на законодательстве, действующем на 22 ноября 2019 г., был готов, мне подумалось, что он будет интересен и другим охотникам.
Действительно, 2 августа 2019 года был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-280).
В ФЗ-280 внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» (статьи: 1, 3, 6, 7, 9, 13, 18, 20, 22) и ФЗ «Об о хоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (статья 1).
Эти измененные, как и новые редакции статей, законодательства вступают в действие через 180 дней после дня его официального опубликования, а именно с 30 января 2020 г.
О причинах принятия этих изменений много писали СМИ, поэтому их опускаю.
С даты вступления в действие новых установлений законодательства об оружии и охоте в оборот будут введены луки с натяжением дуг более 27 кг (60 футов (Lbs) и арбалеты более 43 кг (95 футов (Lbs).
В этих целях в статье 1 ФЗ «Об оружии» уточнили определение предмета правового регулирования («метательное оружие») и выделили две его категории («метательное стрелковое оружие», «метательное бросковое оружие»).
Под метательным стрелковым оружием предлагается определить «метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели» (абзац 29 статьи 1).
К такому оружию отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, которое определено в виде:
охотничьего лука, не имеющего механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии, и сила дуги которого составляет более 27 кгс;
охотничьего арбалета — оружия, имеющего механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет), и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (абз. 7 п. 3 части 2 статьи 3).
Но для того чтобы ввести с 30 января 2020 года в оборот новое охотничье оружие, необходимо будет привести ГОСТы по лукам и арбалетам, а также методики проведения криминалистических экспертиз названного оружия в соответствие с изменившимся законодательством.
Заслуживают внимания и некоторые другие новации законодательства об обороте оружия.
К примеру, в абзаце 30 статьи 1 определено, что понимается под метаемым снарядом. Это устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенными для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия.
Есть в подготовленной, но не вступившей новой редакции ФЗ «Об оружии» и правовое установление, что понимается под метательным бросковым оружием (абзац 31 статьи 1).
В абзаце 6 пункта 1 статьи 6 установлен запрет на обращение в России как метательного броскового оружия, также кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях.
После вступления нового законодательства в силу охотники смогут приобретать лук и арбалет для охоты до пяти единиц оружия (часть 11 статьи 13) без лицензии (абз. 7 части 6 статьи 9), предъявив свой охотничий билет (часть 6 статьи 13) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (часть 12 статьи 13).
После приобретения охотничьи лук и арбалет в течение двух недель со дня приобретения охотник обязан зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориальном органе (часть 13 статьи 13).
В те же сроки надо и перерегистрировать охотничье метательное стрелковое оружие при переезде на новое место жительства.
В новой редакции ФЗ «Об оружии» сказано однозначно, что лук и арбалет для охоты запрещается продавать гражданам, не представившим охотничий билет и разрешение на хранение оружия (предложение 3 части 4 статьи 18).
Граждане же находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие, к которому отнесено и охотничье метательное стрелковое оружие, имеют право продавать:
а) юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия;
б) государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранения и использование оружия;
в) гражданам, имеющим основание, основанное ФЗ «Об оружии» на приобретение оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его тер-риториальном органе (далее — уполномоченный орган) по месту учета указанного оружия (часть 3 статьи 20).
Порядок дарения и наследования такого оружия установлен в новой редакции части 4 статьи 20 ФЗ «Об оружии».
Новая редакция части 22 статьи 13 ФЗ «Об оружии» предусматривает обязанность обладателей охотничьего метательного стрелкового оружия не реже одного раза в пять лет предоставлять в уполномоченный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Как следует из сообщений Росгвардии и судебной практики, луки и арбалеты, которые могут быть признаны в качестве метательного охотничьего стрелкового оружия, есть у какой-то части наших граждан, в том числе и у охотников.
По действующему законодательству такое запрещено под угрозой уголовного преследования.
В новой редакции части 4 статьи 22 ФЗ «Об оружии» установлен запрет на хранение и ношение оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим ФЗ, поэтому оно подлежит немедленной сдаче в уполномоченный орган или в органы внутренних дел.
Хранить охотничьи луки и арбалеты, как и другое гражданское оружие, владельцы должны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (часть 5 статьи 22).
Конкретные же положения по хранению охотничьего метательного стрелкового оружия через внесение необходимых дополнений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814) готовятся Правительством РФ.
Касается запрет охотников, будущих владельцев охотничьих луков и арбалетов на ношение оружия в состоянии опьянения, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях (части 3 статьи 24).
В пункт 6 статьи 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены дополнения о том, что охотиться с 30 января 2020 года можно будет с охотничьим метательным стрелковым оружием и метательными снарядами к нему.
Это потребовало и изменить действующие Правила охоты.
Имеющийся в распоряжении читателей «РОГ» проект Правил охоты дает некоторые понятия о будущих дополнениях и изменениях по применению охотничьих луков и арбалетов.
Так, владелец охотничьего лука или арбалета при осуществлении охоты обязан иметь при себе охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия документ, разрешающий добычу дичи в соответствующих охотничьих угодьях (пункты 4.2: 4.2.1 — 4.2.6 проекта Правил).
Пункт 15 проекта Правил установил, что виды разрешенных охот и параметры их осуществления определяются на основании законодательства высшими должностными лицами субъектов РФ.
Здесь же сказано, что установление на использование видов охотничьего оружие на охотах предлагается оставить за ведением РФ.
На настоящее время, в проекте федеральных Правил охоты, есть следующие запреты для охотников с луками и арбалетами:
— осуществлять добычу охотничьих животных ближе 200 метров от жилья (59.1);
— применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия (59.15);
— применение метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты (59.19.);
— применение охотничьего метательного стрелкового оружия в темное время суток (59.32).
Есть еще и другие запреты, которые действуют и в случаях использования другого охотничьего оружия.
Росгвардия разъяснила правила контроля за арбалетами. Степень опасности и признаки оружия определены законом
При убийстве в Подмосковье в начале ноября известного бизнесмена Владимира Маругова использовалось необычное оружие – арбалет. В убийстве следствием подозревается Александр Мавриди, который арестован до 2 января. Каковы особенности этого оружия? Как контролируются его оборот, продажа и хранение? За разъяснениями «МК» обратились к заместителю начальника Управления лицензионной-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии полковнику полиции Азамату Дышекову, пишет МК.
-Азамат Заудинович, нужно ли, на ваш взгляд, ставить на учет и отслеживать использование таких вещей, как спортивный лук или арбалет?
-В соответствии с действующим регулированием, любой лук либо арбалет признается оружием, в случае если сила его натяжения составляет более 27 кгс у лука или 43 кгс – у арбалета.
Если гражданин планирует использовать такой лук или арбалет для занятий спортом, то, по правилам, требуется его регистрация в Росгвардии. Его приобретение, хранение и использование осуществляется в лицензионно-разрешительном порядке спортивными организациями только на спортивных объектах.
Чтобы гражданину приобрести лук или арбалет для использования в охоте, необходимо наличие выданных Росгвардией разрешительных документов на хранение и ношение охотничьего оружия и охотничьего билета. После чего такое охотничье оружие нужно зарегистрировать в Росгвардии.
Если сила дуги лука или арбалета не превышает 27 кгс или 43 кгс соответственно, то такие устройства могут свободно приобретаться. Не требуется их регистрация в Росгвардии. Их ношение, использование для развлечений, спорта, и хранение осуществляется без разрешительных документов. При этом необходимо иметь в виду, что использование этих устройств в качестве оружия законодательством Российской Федерации запрещается.
-Кто и как у нас в стране решает, что именно можно считать инвентарем для досуга и развлечений, а что уже оружием?
-Отличие оружия от иных устройств – в конструктивных особенностях, которые прямо определены либо в законе, либо в иных нормативных актах. Таким образом, этот вопрос урегулирован конкретными нормами, и прав произвольно их трактовать, ни у кого нет.
-Где сегодня можно продавать арбалеты? Какие из моделей считаются наиболее опасными?
-Арбалеты, сертифицированные в качестве оружия, как и иное оружие, могут продаваться только в специализированных магазинах, имеющих лицензию на торговлю оружием, выданную Росгвардией.
Арбалеты, не соответствующие по мощности требованиям, предъявляемым к оружию, могут продаваться в магазине, в том числе спорттоваров, сувениров и т.п.
В продаже представлены самые различные модели в разных ценовых категориях. В случае не следует забывать, что устройства, конструктивно предназначенные для поражения живых и иных целей, вне зависимости от формального соответствия требованиям, предъявляемым к оружию, являются источником повышенной опасности. Они должны храниться в недоступных для детей местах и находиться в исправном техническом состоянии.
-Научиться стрелять из арбалета можно где угодно, даже в местах массового отдыха. Кто имеет право обучать пользоваться арбалетом? Лицензируется ли как-то такая деятельность?
-В отношении арбалетов следует отличать процесс обучения стрельбе из арбалетов, являющихся оружием, либо арбалетов, не являющихся оружием.
В случае с оружием, такое обучение может быть организовано только спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, предназначенных и специально оборудованных для проведения учебных и тренировочных стрельб.
Для остальных арбалетов, не являющихся оружием, специальных требований не предусмотрено. Несмотря на это, конечно же, должны соблюдаться все необходимые меры безопасности. Обращение с любыми опасными предметами требует особого внимания и осторожности.
-Известно, что Росгвардия отвечает за оборот оружия в стране. О каком оружии идет речь в данном случае?
-Основные виды оружия, требования к ним, условия его ношения, использования и хранения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об оружии» и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Оружием могут быть признаны любые устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели. Чтобы упорядочить возможность оборота таких устройств, к ним предъявляются дополнительные требования, сформулированные в нормах закона либо иного нормативного акта. Например: максимальное значение дульной энергии, минимальная длина ствола, минимальная длина клинка, сила дуги и так далее и тому подобное, в зависимости от вида оружия…
В случае соответствия устройства установленным нормативным требованиям оно признается оружием. Возможности его оборота ограничиваются и прямо прописываются в законе.
Сотрудники Росгвардии в рамках полномочий контролируют его оборот, начиная от производства и продажи — до хранения и утилизации. А для граждан и юридических лиц предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил оборота оружия.
В случае если устройство, конструктивно сходное с оружием, не достигает установленных нормативных требований, оно не признается оружием, и его оборот — продажа, хранение, использование — осуществляется гражданами в безлицензионном порядке.
-Какое оружие не подпадает под ограничения в нашей стране?
-Формально-юридически любое устройство, соответствующее критериям, предъявляемым к оружию, ограничивается в свободном обороте.
Начать с того, что любые производимые в стране, а также ввозимые на нашу территорию устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения целей, проходят обязательную проверку соответствия требованиям, предъявляемым к оружию. До прохождения этой проверки, то есть сертификации эти устройства не могут поступить в магазины для продажи.
В дальнейшем, в свободной продаже находятся только те устройства, которые оружием не признаны – отнесены к изделиям, конструктивно сходным с оружием.
Гражданам, приобретающим устройства, внешне схожие с оружием, например, ножи, луки, арбалеты, пневматические пистолеты, электрошокеры, рекомендуется требовать у продавца сертификаты соответствия таких устройств. Документально должно быть подтверждено, что эти устройства оружием не являются.
Эти сертификаты рекомендуем хранить и носить вместе с приобретенными устройствами, чтобы избежать дополнительных вопросов со стороны правоохранительных органов и тех организаций, сотрудники и работники которых наделены соответствующими полномочиями.
Вместе с тем, необходимо иметь ввиду еще одно обстоятельство. Нож, арбалет или иные изделия, даже если они оружием не являются, а лишь конструктивно схожи с ним, могут попасть под запрет при допуске на отдельные объекты. Доступ с такими предметами может быть ограничен, например, на борт самолета, на стадионы, иные режимные объекты. То есть, на объекты, где правилами запрещается находиться с предметами, которые могут быть использованы в качестве оружия, при этом таковым не являясь.
-Как эта ситуация решается за рубежом, например, в Европе?
-Мировая практика контроля за оборотом оружия разнится, в том числе в зависимости от традиций, оружейной культуры и правовой системы. Наиболее либеральные правила – в США, где можно приобретать оружие, в том числе огнестрельное, зачастую без каких-либо специальных разрешений у лицензируемых дилеров. А вот в некоторых странах Юго-Восточной Азии приобретать в собственность и носить оружие гражданам категорически запрещено.
-С какого момента любой предмет – нож, рогатку, или спортивный атрибут – лук со стрелами и арбалет, следует считать оружием?
-К конкретному виду оружия есть четко сформулированные технические требования. Соответственно, если кто-то незаконно переделал определенный предмет таким образом, что он получил свойство стрелять либо соответствует иным требованиям, предъявляемым к оружию, этот предмет будет считаться оружием. Разумеется, в случае подтверждения этого криминалистической экспертизой.
Характеристки изделия, не являющегося оружием, должны подтверждаться сертификатом соответствия.