- Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале
- На Север с удочкой. Суровая рыбалка в краю непуганых медведей
- Корпоратив с удочкой и первые «мажорные» экспедиции
- Евгений Свитов, один из основателей «Дикого Севера»:
- Валерий Разумков, один из основателей «Дикого Севера»:
- Пилот-ветеран и три минуты на высадку
- Евгений Свитов:
- Евгений Свитов:
- Валерий Разумков:
- Ханты, манси и медведь
- Валерий Разумков:
- Евгений Свитов:
- Евгений Свитов:
- Правила клуба и скидки для своих
- Евгений Свитов:
- Бюджет таежной рыбалки
Экстремальная, мокрая, холодная и безрезультативная рыбалка на Северном Урале
Сижу никого не трогаю, вдруг стук в аську. Старый кореш Валентин в своей любимой манере мягко и ненавязчиво предлагает поехать на рыбалку.
— Николя, это будет полюбому волшебно, надо ехать стопудово, ты только представь север Урала, легендарная в рыбном плане река Лозьва, на катерах вверх по течению 200 км, обратно сплавом, ночевка в домике лесника…
В устной форме это все было бы сказано примерно за 5–7 секунд — зашкаливающее возбуждение Вали читалось в перепутанных буквах, отсутствующих знаках препинания и так далее. Долго уговаривать меня не пришлось.
— 2000 за почти трое суток.
Цена показалась немного подозрительной. Дело в том, что ценник на рыбалку в тех местах запросто достигает отметки в 50000 рублей, правда это с вертолетным вылетом из Екатеринбурга.
Наш же вариант включал в себя доставку из Североуральска в поселок рядом с Ивделем (около 100 км) и около 200 км по реке. До Североуральска (примерно 450 км) — своим ходом.
Итак, в четверг покупаем продукты, собираем вещи и в пятницу прямо после работы срываемся на авто на север Свердловской области. Нас четверо (я, Валя, Дэн и Слава) плюс вещи, кое-как выезжаем из Е-бурга, едем практически без приключений.
Немного напрягает то, что человек, который должен нас встретить, не отвечает. В конце концов трубку берет его жена, он сам заболевает, но перепоручает нас своим друзьям. Они встретили нас у большой (не ожидал так далеко увидеть такие размеры) церкви в Североуральске и все вместе двинули до базы.
Там нас ожидала пара сюрпризов. Во-первых, едем не вверх по течению, а вниз. Во-вторых, 2000 рублей не за рыбалку до понедельника, а за сутки. В итоге сторговались на 3000 с человека за весь трип. Все равно недорого для таких расстояний. Если они не соврали насчет расхода катеров, то одного бензина ушло почти на 10 штук.
Скоро эта улыбка с моего лица исчезнет 🙂
Два катера (один, бело-синий, с какой-никакой каютой, другой — зеленый) и два проводника. Один — Палыч, он же Олег, — веселый и общительный мужик лет 50, худой. Второй — Митрич, он же Анатолий, — большой, грузный и слегка мрачноватый тип, но только до первой рюмки.
Сперва две «Нивы» тащат нас вместе с катерами до Ивделя, неподалеку от которого катера спускаются на воду. Затем мы все перегружаем в катера и полный вперед. Погода уже не радовала, но дождя пока не было.
Сначала я поехал отдельно от парней в катере с вещами, чтобы снять их с воды. На реке стоит густой туман, интенсивность которого меняется от поворота к повороту. Олег дает мне штурвал и идет копаться в двигателе. Веду почти вслепую, по реке плывет куча бревен.
Вообще техническая составляющая едва не оставила нас в тех краях на долгое время — катера ломались постоянно, ладно хоть по очереди. Первая поломка зеленого катера случилась на первом километре. Чтобы он лучше пер, Слава перебрался ко мне. Пока вроде все норм и даже туман стал рассеиваться.
Так мы и плыли несколько часов, периодически останавливаясь покидать спины и подождать зеленый катер. Примерно на полпути мы заметили замечательный разлив, где сам Бог велел порыбачить, что мы и сделали.
Зеленый катер нас тупо не заметил и промчался мимо. Казалось бы не проблема, но: а) у нас сломался стартер и катер заводился только «с толкача»; б) Митрич не знал где находится конечный пункт с избой; в) никакой связи кроме визуальной между катерами нет.
Кое-как мы догнали их и развернули, чтобы порыбачить всем вместе. Как только мы прибыли на место и расчехлили снасти, небеса разверзлись и обрушили на нас неслабый поток воды. Пришлось всем кое-как сесть в тесную каюту и пить водку чтобы согреться да и просто скоротать время.
Примерно через час мы поняли, что ждать на Лозьве погоды бесполезно и отправились до избы под дождем. Чтобы хоть как-то проявить солидарность с Дэном и Валей, у которых не было каюты, мы со Славой по очереди правили нашей чудо-техникой под проливным дождем и шквалистым ветром.
Часа через два мучений мы прибыли к избе — клетушка где-то 3 на 2,5 с верандой и — что самое главное — с печкой! Просушили вещи, жареная картошечка, салатики, водочка с сальцом… Короче пришли в себя более-менее.
Изба размерами не выделяется. Но зато внутри теплее 🙂
Дождь не кончился, но ослаб, ближе к вечеру мы пошли ловить. Первую рыбу поймал я, но на этом наше рыболовное счастье закончилось. Сразу скажу что никто больше ничего не поймал (кроме Олега, который к моему трофею добавил еще шесть и обеспечил нам к утру уху).
Стоило ради этого ехать? Да!
Вечером мы сварганили полу-суп из картошки с оленьей тушенкой, выпили еще водочки и отправились спать. Все-таки почти сутки в пути и бессонная ночь давали о себе знать.
С утра мы отведали ухи и направились к находящимся неподалеку озерам, благо дождь стих. Пошли пешком по заболоченной местности. За ночь вода поднялась больше чем на полметра, что сделало некоторые места просто непроходимыми. В итоге преодолев суммарно не больше двух километров (по ощущениям 20–25) и ничего не поймав (к хорошим местам невозможно было подойти даже в забродах) мы вернулись к избе ни с чем. Хотя нет, вру, мы же насобирали грибов по пути — ну хоть с чем-то повезло!
Кулинарные шедевры в коллективном исполнении
Они запомнились очень хорошо
И, как говорил Хармс, спиритуоз был замечателен 🙂
Пообедали изумительной грибницей — места нехоженые, дикие, с экологией все в порядке. Запросто можно встретить медведя. А когда я увидел лепешку навоза и спросил каким образом здесь оказались коровы, Олег удивленно на меня посмотрел — он не понимает как можно спутать коровью лепешку с лосиной. А мы, дети асфальта, делаем это легко и непринужденно.
После сиесты было решено разделиться — Валя с Дэном, как главные повара, готовят жареную картошку с грибами, а мы со Славой и местными решили еще попытать счастья. Результат: ничего не поймали, катер побаловал нас чем-то новеньким — отказом рулевого управления, дождь пошел сильнее, но прокатились мы по очень красивым местам (узкий приток реки, прямо таки джунгли) и в целом остались довольны.
Далее был изумительный ужин (либо на природе все идет исключительно зашибись, либо одно из двух), но вот водка кончилась. По такой погоде без нее — верная смерть, но предусмотрительные аборигены заранее запаслись спиртом. Развели его водой из реки и приговорили — на природе все стерильно.
Понедельник. День отъезда. Встаем в 6 утра и собираем шмотки, кому можно похмеляется, кому нет — ну судьба такая водительская. Хотя если бы я тогда знал сколько мы будем добираться до машины… Кстати вода еще поднялась, снова больше чем на полметра. В итоге за две ночи уровень воды поднялся почти на полтора метра.
В целом путь вверх по реке прошел гладко, но было два момента, которые могли бы изменить ход экспедиции. А учитывая течение не в нашу пользу… ну да ладно.
Короче сначала у зеленого вновь отказал руль. И если вчера это было на небольшой скорости, то сейчас это случилось на полном ходу. Даже в похмеленных глазах Вали читалось «Я труба шатал такие поездки!», а Дэн честно признался, что все 28 лет своей жизни лицезрел заново в ускоренном варианте. К счастью обошлось без жертв и разрушений.
Спустя час-полтора, когда больше половины пути было проделано, наелся и наш аппарат. Что-то там раздробило подшипник. Пришвартовались, разобрали двигатель… Где-то через час стало понятно что починить катер здась и сейчас не представляется возможным. Было принято единственно верное решение рискнуть и сгрузить всех и вещи в зеленый катер. Не предназначенный для такой массы, с ограниченным запасом топлива и с не совсем исправным рулевым управлением. И да, дождь не думал переставать.
В общем еще чуть меньше пары часов ада и… катер глохнет. Наша цель вверх по течению в 10 километрах. По берегу пройти практически нереально, только по горло в холодной воде (а на улице все еще +5). Весла такое течение не возьмут, будь ты хоть трижды Геракл. К счастью снова завели, мне пришлось остаток пути держать канистру (топливо уже шло напрямую из запаса) под наклоном, чтобы шланг всасывал бензин.
В итоге добрались мы таки до пристани. Никогда бы не подумал что буду безумно рад оказаться в Ивделе. Еще чуть меньше сотни километров и грузимся в свою машину. Адьес, Североуральск!
На Север с удочкой. Суровая рыбалка в краю непуганых медведей
В этом году с июля по сентябрь они собираются предпринять 15 экспедиций на реки Северного Урала. На вертолете. Туда, куда другим транспортом просто не добраться, — на быстрые, узкие речушки, буквально кишащие хариусом и тайменем.
Начиная с июля, каждую пятницу из Екатеринбурга отправляется колонна автомобилей, груженных удочками, палатками, спальниками и другими очень нужными вещами. В машинах — с десяток рыбаков.
Утром спешно грузятся в Ми-8. Несколько часов в небе. Ровно три минуты на разгрузку. И всё. Вертушка улетает, оставив рыбаков наедине с тайгой на неделю.
Обеспеченных екатеринбуржцев в такие путешествия отправляет рыболовный клуб «Дикий Север».
Удовольствие недешевое. Ценник на дикую рыбалку начинается с 70 тыс. рублей за одного человека. Неплохой бизнес… был бы, если бы создатели клуба сами не увлекались добычей ценных экземпляров рыбы на северных реках Урала.
Корпоратив с удочкой и первые «мажорные» экспедиции
А началось все восемь лет назад, когда владелец екатеринбургского магазина электроинструмента Евгений Свитов случайно оказался со спиннингом в руке на берегу северной уральской реки. На рыбалку его позвали деловые партнеры из Перми. Им, по сути, клуб «Дикий Север» обязан своим появлением.
Евгений Свитов, один из основателей «Дикого Севера»:
— Я вообще рыбак. Меня дед приучил к рыбалке. Но до того я только на близлежащих озерах ловил: леща, подлещика, карпа, карася, окуня. Ну максимум — щуку. А тут! Закинул спиннинг и вытаскиваю огромную зубастую рыбу. Первый раз такую видел. Парни подъехали, говорят: «Так ты первого своего тайменя поймал. Поздравляем!». И всё. С тех пор на наших озерцах мне делать нечего. На север тянет.
О своем путешествии на север Урала Евгений рассказал друзьям. И очень скоро они уже сами фрахтовали вертолет и отправлялись в рыболовные экспедиции на быстрые и холодные таежные реки.
«Поначалу мажорили», — рассказывает еще один основатель клуба — Валерий Разумков. В 2005–2006 годах начинающие северные рыбаки еще не очень понимали, как правильно организовывать экспедиции, и активно экспериментировали с маршрутами, не жалея денег на эксплуатацию воздушного транспорта.
Валерий Разумков, один из основателей «Дикого Севера»:
— Вертолет мы вообще не отпускали. Всю неделю он был с нами. Большую часть времени просто простаивал. Но если надо — перебрасывал нас с одной реки на другую. Захотели — погрузились и полетели, порыбачили. Не понравилось — снова сели в вертолет и вернулись обратно.
Такие капризы влетали в копеечку. Час летного времени Ми-8 по нынешним расценкам обходится в 71 тыс. рублей. Простой тоже стоит денег.
Пилот-ветеран и три минуты на высадку
Старый добрый Ми-8 — главный герой всех рыболовных экспедиций клуба. Без него никакой рыбалки на диких реках не будет. Маршруты в клубе просят не раскрывать — опасаются, что рыбные места «затопчут» чужие. Но мы можем сказать: без вертушки туда добираться — себе дороже. Альтернатива воздушному транспорту разве что квадроциклы летом и снегоходы зимой. Но несколько суток по чаще — сомнительная альтернатива нескольким часам по воздуху. Потому нужен вертолет.
В первые приполярные экспедиции екатеринбургских рыболовов отправляли «Пермские авиалинии». Но недолго. От этого перевозчика клуб был вынужден отказаться и начать поиски своего собственного пилота.
Евгений Свитов:
Нового перевозчика нашли по знакомству. Им стал суровый и дерзкий пилот, ветеран войны в Афганистане. В девяностые, когда государство спешно избавлялось от ненужных активов, он умудрился приватизировать два вертолета Ми-8. И открыл свой маленький бизнес. Как только снег сходит и леса Северного Урала превращаются в одно большое болото, его услуги становятся очень нужны геологам, газовикам и спасателям. А теперь еще и рыбакам.
Евгений Свитов:
«Серьезный человек» быстро отучил екатеринбургских рыбаков от «мажорных» полетов. Теперь все четко по расписанию. Никакого перегруза. Никакого алкоголя на борту. Никаких дополнительных вылетов и промедлений. По графику высадил, по графику забрал обратно с заранее оговоренной точки. На разгрузку-погрузку дает ровно три минуты. Поначалу членов экспедиций это смущало.
Валерий Разумков:
Нервы у неопытных приполярных рыбаков не выдерживали. В клубе рассказывают, как однажды один из участников экспедиции во время посадки вертолета просто соскочил с места и кинулся прочь от шумной машины. Попал под удар ветра, поднятого лопастями Ми-8. И кубарем полетел в кусты. «Из него буквально выдувало вещи, — рассказывает Валерий. — Видеокамеру выдуло, ключи от машины. Камеру подобрал. Но ключи так и не нашел».
« Представьте, десять здоровых мужиков лежат на земле в обнимку с амуницией. Вертолет садится почти что прямо на них — в пятнадцати сантиметрах буквально от локтя лежащего на земле человека «.
Но протестовать против жестких правил рыбаки не собираются. Погрузка за три минуты экономит не только время пилота, но и деньги его клиентов. По техническим требованиям (а их вертолетчик-афганец соблюдает неукоснительно), если через три минуты судно не взлетит, его лопасти нужно будет запускать заново, прогревать двигатель. Технический специалист обязан будет покинуть кабину и оценить готовность вертолета к взлету. На все эти операции уйдет минут тридцать. А расходы рыбаков увеличатся на 35 тыс. рублей.
Ханты, манси и медведь
Вертолет поднимается в небо. И рыбаки на неделю остаются в тайге. Первым делом разбивают лагерь, готовят обед и до конца субботы объявляют свободный день.
Валерий Разумков:
На катамаране группа отправляется по реке в поисках рыбных мест. Жесткого графика сплава нет. Все зависит от клева. Если рыба берет хорошо и экземпляры попадаются достойные, на одном месте экспедиция может задержаться на несколько дней.
Евгений Свитов:
Правда, оставаться «наедине с природой» выходит не всегда. Приполярный Урал — край малонаселенный. Тем не менее встречать людей в этих диких местах экспедициям доводилось. На берегах рек они хоть и редко, но натыкаются на местных оленеводов — хантов и манси. И вспоминать об этих встречах не любят. К «городским мажорам» с удочками местные относятся не слишком дружелюбно. Кроме того, сказываются ментальные различия.
К примеру, нашим рыбакам сильно нравится река Тыкатлова. Рыбы, говорят, в ней очень много, берет хорошо и трофейные экземпляры попадаются. Но местные малые народы в стародавние времена объявили эту реку шаманской, священной, если хотите. Добывать в ее водах рыбу и охотиться на ее берегах запрещено. И конфликты на этой почве, судя по всему, случаются. Правда, Евгений о них рассказывает коротко: «Ну да. Конечно. Они же у себя дома. Они хозяева. А мы кто такие? Никто».
В каждую экспедицию обязательно берут с собой ружье, хотя бы одно. Но не для того чтобы отстреливаться от местных. Для защиты от других соседей — от лосей и медведей.
Евгений до сих пор с небольшой дрожью вспоминает свою первую встречу с хозяином тайги.
Евгений Свитов:
С тех пор в клубе завели правило: по одному и без оружия не ходить.
Правила клуба и скидки для своих
Брать с собой ружья — далеко не единственное правило, которое за восемь лет появилось в клубе. С опытом рыбаки поняли, например, что пойманную рыбу (за исключением редких трофеев) следует отпускать, что употреблять спиртное на борту вертолета нельзя, жен и детей брать на рыбалку не рекомендуется и что в каждой экспедиции обязательно должен быть старший.
Руководитель группы летит со скидкой. Часть затрат на его доставку до места ловли оплачивают остальные участники экспедиции. Это справедливо, потому что старший отвечает за безопасность всего коллектива, за доставку группы на место и ее эвакуацию в конце маршрута, решает все оргвопросы и т. п.
Тех, кто правила соблюдать не хочет, на рыбалку не берут.
Евгений Свитов:
По поводу назначения старшего в каждой группе рассказывают другую поучительную историю: про то как экспедиция целую неделю не выходила на связь. С собой у группы из десяти человек было несколько спутниковых телефонов. Но за 12 часов до намеченной эвакуации ни пилот, ни члены клуба в Екатеринбурге не могли с ними связаться. Уже хотели бить тревогу и высылать спасателей. В итоге группа все же сообщила свои координаты. Но поздно ночью. Эсэмэской.
Кроме правил, клуб обзавелся собственным сайтом, завидным запасом снаряжения, жестким графиком вылетов и теперь готовится пройти государственную регистрацию в качестве некоммерческого объединения.
Хотя изначально создатели «Дикого Севера» ничего подобного не планировали. «Мы просто хотели относительно дешево летать на рыбалку. Сами прикиньте, делить 500 тысяч рублей аренды вертолета на троих или на десятерых — серьезная разница», — коротко объясняет Валерий Разумков.
Рассказы о 700 килограммах рыбы и бесконечном бойком клеве казались бы обычными рыбацкими байками… если бы участники экспедиций не копили такие видеодоказательства.
Сначала заполняли вертолет, вербуя новых членов клуба через знакомых. Но с годами «сарафанное радио» разнесло новости о екатеринбуржцах, собирающих рыбаков в северные экспедиции, далеко за пределы Свердловской области. Пришлось выдумывать правила для того, чтобы просто управлять процессом.
Заодно сформировалось негласное, но очень полезное сообщество бизнесменов. И еще одно правило, к рыбалке, правда, отношения не имеющее: «Внутри клуба — все по себестоимости». Рыбак рыбака видит издалека и в обычной, городской жизни отдает свой товар товарищу с хорошей скидкой.
Бюджет таежной рыбалки
Портал 66.ru подсчитал, во сколько вам обойдется рыболовная экспедиция на реки Северного Урала, если вы рискнете повторить опыт наших героев.
Оптимальный состав экспедиции — 10 человек (исходя из грузоподъемности вертолета). Далее приведены приблизительные подсчеты общих затрат на перелет и обязательный комплект амуниции для всех участников группы.
Статья расходов | Количество | Цена за 1 шт., руб. | Общая стоимость, руб. |
---|---|---|---|
Перелет туда-обратно на вертолете Ми-8 | — | 560 000 | 560 000 |
Медицинская страховка | 10 | 400 | 4 000 |
Четырехместный катамаран | 1 | 25 270 | 25 270 |
Шестиместный катамаран | 1 | 30 060 | 30 060 |
Бензопила | 1 | 7 500 | 7 500 |
Ручная пила | 2 | 410 | 820 |
Топор | 2 | 2 370 | 4 740 |
Стол | 1 | 2 360 | 2 360 |
Котлы | 3 | 1 240 | 3 720 |
Походная кухня | 1 | 6 990 | 6 990 |
Спутниковый телефон | 2 | 39 900 | 79 800 |
Комплект раций | 5 | 4 000 | 20 000 |
Универсальное зарядное устройство (для телефонов, раций, фото- и видеоаппаратуры) | 3 | 1 730 | 5 190 |
Палатки | 3 | 6 900 | 20 700 |
Противомоскитное устройство для кемпинга | 1 | 2 000 | 2 000 |
Фонари (для освещения стола и палаток ночью) | 5 | 2 990 | 14 950 |
Походная баня | 1 | 6 500 | 6 500 |
Аптечка | 3 | 1 990 | 5 970 |
Страховочная веревка (для сплава, вместо спасательного круга) | 10 | 5 300 | 53 000 |
Гермомешки | 10 | 1 900 | 19 000 |
Сапоги или вейдерсы | 10 | 1 500 | 15 000 |
Налобные фонари | 10 | 3 200 | 32 000 |
Дождевики | 10 | 640 | 6 400 |
Термобелье | 10 | 3 900 | 39 000 |
Походные костюмы | 10 | 4 350 | 43 500 |
Противомоскитные костюмы (шляпа + сетка) | 10 | 165 | 1 650 |
Туристические коврики | 10 | 1 750 | 17 500 |
Спальные мешки | 10 | 2 950 | 29 500 |
Итого | 1.057.120 |
Обратите внимание: помимо перечисленного выше снаряжения, вам понадобится огнестрельное оружие (хотя бы два ствола на группу) и, конечно, рыболовные снасти. Но здесь все индивидуально. И высчитывать среднюю стоимость просто нецелесообразно.
Также мы не считали затраты на некоторые элементы личного снаряжения (фляги для воды, тарелки, ложки, ножи, свитера, шапки, перчатки и т.п.) и на продовольствие (тем более что основа рациона таежного рыбака — пойманная им рыба и подстреленная дичь).