Рыбалка как развязать узел
7. БЫСТРОРАЗВЯЗЫВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
Развязывающийся простой узел (рис. 91). Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.
Рис. 91. Развязывающийся простой узел
Развязывающаяся восьмерка (рис. 92). Если обыкновенную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор.
Рис. 92. Развязывающаяся восьмерка
Развязывающийся бегущий простой узел (рис. 93). Бегущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом.
Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли.
С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел.
Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис. 93. б).
Рис. 93. Развяазывающийся бегущий простой yзел
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки
Рифовый узел (рис. 94). Свое название он получил от слова “риф-штерт” — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым “брали рифы”, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.
На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-цггерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, “раздернуть”.
Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.
В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике.
Этот узел известен в обиходе под названием “узел с одним бантиком”. Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.
Рис. 94. Рифовый узел
Двойной рифовый узел (рис. 95). Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла.
В словаре Владимира Даля он именуется “петельным узлом” и “репейком (бантом)”. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.
Рис. 43. Двойной рифовый узел
Развязывающийся ткацкий узел (рис. 96). Отличный ткацкий узел — “родной брат” шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.
Рис. 96. Развязывающийся ткацкий узел
Калмыцкий узел (рис. 97). Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, как он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи нс вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.
На рис. 97 дана принципиальная схема вязки калмыцкого узла, на которой показано лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.
Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него.
Затем движением левой руки переместите коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки.
После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел.
Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал.
Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.
Рис. 97. Калмыцкий узел
Развязывающийся самозатягивающийся узел (рис. 98). Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.
Рис. 98. Развязывающийся самозатягивающийся узел
Шлюпочный узел (рис. 99). Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди.
Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.
Рис. 99. Шлюпочный узел
Мельничный узел (рис. 100). Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец.
Рис. 100. Мельничный узел
“Мокрый” полуштык (рис. 101). Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием “мокрый полуштык”.
Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.
Рис. 101. «Мокрый» полуштык
Курьерский узел (рис. 102). Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.
Рис. 102. Курьерский узел
Ведерный узел (рис. 103). Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку?
Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого «дистанционно развязываемого” узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.
Пиратский узел (рис. 104). Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному.
Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители.
Рис. 103. Ведерный узел
Рис. 104. Пиратский узел
По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”
Рыбацкие советы — узел на леске, тонкий пробойник, изоляция проводов, делаем киль для резиновой лодки, заточка крючков
Узел на леске
Полезные советы рыбаку. На единственной тончайшей японской леске вашей зимней удочки неведомо каким путём завязался узел. И угораздило его затянуться так, что в петли узла даже жало самой тонкой иглы не просунуть. Рвать жалко, узел-то на самой середине, но и ловить с такой леской душа не лежит: при незначительном перенапряжении леска в этом месте непременно порвётся. Но развязать узел можно. Если чуть согнуть ладонь, то на ней образуется глубокая складка (рис. 1).
Рис. 1.
В эту складку помещается леска так, чтобы узел находился в 10-12 мм от внутренней стороны ладони. Затем ладонь сгибается ещё больше так, чтобы леска с узлом оказалась прочно зажатой в складке. Теперь полусжатой ладонью той её частью, где зажата леска, энергично постучите по колену. Ударить надо раз 15—20. Кажется, узел немного подался. Повторите эту операцию ещё раз, а если надо, то и два. Обычно после трёх попыток узел расслабляется настолько, что в него войдут теперь жала даже двух иголок. Чтобы не поцарапать тонкую леску при развязывании, пользуйтесь лупой. Для тренировки предварительно проделайте это на обрывке такой же лески с узлами разной плотности затяжки.
Тонкий пробойник.
В довольно толстой (2—3 мм) латунной (медной, дюралевой, мельхиоровой) пластине вам потребовалось просверлить отверстие диаметром 0,5 или 0,75 мм. Но сверла такого диаметра не нашлось, да и дрели у вас нет. В этом случае используйте в качестве пробойника обычную швейную иглу нужного диаметра. Плоскогубцами от иглы отломите заостренный конец длиной 9 — 10мм, а от плотной винной пробки отрежьте цилиндрик такой же высоты, что и длина обломка иголки. Верхняя и нижняя плоскости цилиндрика должны быть строго параллельны между собой. Обломком иглы проткните цилиндрик в центре, следя за тем, чтобы он был строго перпендикулярен плоскости цилиндрика, — это непременное условие успеха! Обломок иглы вытолкните из пробки на 3—4 мм, смажьте нижнюю плоскость пробки клеем, остриё иглы поставьте в намеченную точку на пробиваемой пластине и приклейте к ней пробку. Когда клей подсохнет, положите пластину на ровный торец березового чурбана и тяжёлым молотком с плоским бойцом сделайте сильный, но очень точный удар по центру пробки (рис. 2).
Рис. 2.
Если игла пробила пластину, то осторожно вытащите ее плоскогубцами. Получилось очень чистое и нужного диаметра отверстие. Если же результат плачевный, то виноват не способ, а какая-то неточность в ваших действиях. Потренируйтесь!
Изоляция проводов
У вашего лодочною мотора изоляция высоковольтных проводов от воды, солнца, бензина настолько потрескалась, что высокое напряжение пробивает на корпус, отчего мотор стал хуже заводиться и тяга уменьшилась. Купить в магазине такой провод не всегда возможно, а заменить его необходимо. Конечно, можно обмотать его в несколько слоёв изолентой, но очень уж это примитивно и не эстетично. А ведь можно на старый провод натянуть, причем втугую, подходящего диаметра резиновый шланг.
Делают это так. Отрезают кусок шланга на 10—15 см длиннее провода. Работают вдвоем с помощником. К одному концу шланга помощник присоединяет штуцер автомобильного насоса, а в другой конец вы вталкиваете насколько можно глубоко натертый мылом конец высоковольтного провода. Затем пальцами левой руки вы обхватываете шланг в том месте, где находится провод, а правой крепко держите провод в 3—4 см от конца шланга. По вашей команде помощник делает резкий качок насосом, а вы в это же самое время ослабляете пальцы левой руки и быстро толкаете провод внутрь шланга. Повторяя эти манипуляции, вы протолкнете провод в шланг, так как воздух расширяет его (рис. 3).
Рис. 3.
Заточка крючков
У большинства выпускаемых нашей промышленностью рыболовных крючков при хорошем их загибе, отличной оксидировке, удовлетворительной закалке есть и существенный недостаток — очень плохо отштампованные жало и бородка. Некоторые из них, особенно мелкого и среднего размера, без предварительной заточки просто не хочется привязывать к леске (рис. 4, а). Заточку таких крючков обычно делают с помощью надфиля или абразивного брусочка, но ими удобно затачивать жало только с боков и внешней стороны и почти невозможно убрать заусенцы с внутренней стороны. Мало того, при неоднократной заточке жало крючка сильно укорачивается и его приходится выбрасывать (рис. 4, б).
Рис. 4. Бракованные крючки а – дефекты штамповки, б – неправильная заточка
Очень хотелось как-то механизировать заточку крючков, и, кажется, мне это в какой-то мере удалось: два абразивных брусочка — красный и мелкозернистый голубоватый — я измельчаю молотком в довольно крупный порошок. В небольшой баночке разогреваю около 3—4 см эпоксидной смолы, и в нее, постоянно помешивая, засыпаю такое количество абразивного порошка, чтобы получилось довольно густое тесто, после чего добавляю (чуть-чуть больше обычной нормы!) отвердитель и всю массу очень тщательно, но быстро перемешиваю. Эту массу намазываю нетолстым слоем на обезжиренный ацетоном черенок надфиля, после чего тщательно прокатываю его на листе фанеры, на который насыпан слой абразивного порошка. Раскатывать следует линейкой или широким напильником. После 40-часового затвердевания надфиль выглядит вот так (рис. 5, а).
Рис. 5. Приспособление для заточки крючков: а — надфиль с абразивом, 6 — плоскогубцы
Заточку крючков произвожу следующим образом. В патрон зажатой в тисках электродрели вставляю свободным хвостовиком подготовленный надфиль, а дрель ставлю на постоянное вращение. Подлежащий заточке крючок зажимаю плоскогубцами и, начиная от бородки, стачиваю заусенцы с внутренней стороны жала (рис. 5, б). Вся операция занимает несколько секунд. Крупные крючки затачиваю красным абразивом, мелкие – голубоватым. Боковые стороны и внешнюю сторону обрабатываю мелким надфилем и брусочком, добиваясь такой остроты, чтобы крючок буквально прилипал к руке. Рабочие кончики всех надфилей на наждачном круге затачиваю под разными углами, после чего они становятся очень удобными для зенковки отверстий в блеснах, мормышках и других поделках, абразивная же намазка одновременно служит рукояткой.
Киль для резиновой лодки
На рис. 7 хорошо видно устройство и способ крепления киля. Если на носу и корме лодки нет петелек, то их следует приклеить по центру самому. Киль в свернутом виде переносится в одной связке с удочками.
Автор: А. Кузнецов
Несколько полезных советов — инструкций для любителей рыбаков.